Технология образовательного путешествия как способ формирования и развития универсальных учебных действий в учебном и воспитательном процессах школы.
статья на тему
Статья, раскрывающая суть технологии образовательного путешествия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 28.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология образовательного путешествия как способ формирования и развития универсальных учебных действий в учебном и воспитательном процессах школы.
Гацко Евгения Сергеевна, учитель русского языка и литературы
БОУ «Средняя общеобразовательная школа № 79»
г. Омск
Новые стандарты образования требуют пересмотра инструментов обучения и воспитания. Кто-то разрабатывает собственные, кто-то берет готовые, однако все понимают, что работать по-старому нельзя.
Современная педагогика насчитывает огромное количество различных технологий, которые обеспечивают развитие универсальных учебных действий, выбор остается за педагогом. В своей практической деятельности я активно использую технологию образовательного путешествия, причём не только на уроках русского языка и литературы, но и во внеурочной деятельности.
Теоретические идеи технологии образовательного путешествия можно найти в трудах Л.С.Выготского, С.Гессена, Дж.Дьюи. История образовательных путешествий уходит корнями в античность.
В настоящее время образовательное путешествие рассматривается и как метод и как технология. Существует модель путешествия, но я данную технологию использую по-своему.
Образовательное путешествие реализуется в несколько этапов: начало пути, работа на маршруте, подведение итогов путешествия. Как правило, на 1 этапе выдвигаются идеи путешествия, тема, проблема, цель и задачи, знакомство с ресурсной картой, на 2-м этапе группы работают на маршруте, представляя промежуточные результаты, на 3-м этапе происходит презентация итогов путешествия. Тему путешествия может подсказать учитель, могут предложить учащиеся, исходя из своих интересов и образовательных потребностей. В 5-6 классах проблема путешествия формулируется совместно с учителем, но со временем освоения технологии, этот вид деятельности переходит в зону самостоятельной работы. Маршрутный лист предлагаю детям сама, он остается неизменным для каждого путешествия.
Из опыта работы.
Использование технологии образовательного путешествия во внеурочной деятельности.
Тема: «Здоровая семья – здоровая Россия».
Идея: для того, чтобы нация была здоровой, необходимо, чтобы каждый член семьи заботился о своем здоровье.
Проблема: в последнее десятилетие ухудшилось состояние здоровья школьников.
Цель мероприятия: пропаганда здорового образа жизни.
Задачи проекта:
- формирование у ребенка ответственного отношения к своему здоровью, здоровью близких людей, знакомых, а также понимания того, что состояние здоровья нации складывается из состояния здоровья отдельной семьи;
- развитие коммуникативных навыков, творческой активности, умения сотрудничать с другими участниками проекта, умения работать с разного рода источниками информации, обосновывать свою точку зрения, презентовать результат деятельности.
Количество детей: 25 человек. Возраст 12-13 лет (6 класс). Время путешествия 2 недели.
Ожидаемый эффект от проведения мероприятия: школьники станут ответственно относится к своему здоровью, будут пропагандировать здоровый образ жизни в своей семье, среди друзей и знакомых; будет формироваться целостный, социально -ориентированный взгляд на мир, участники научатся формулировать и аргументировать собственную точку зрения, корректировать с учетом позиций других детей, с терпимостью относится к иному мнению; будут развиваться этические чувства, доброжелательность и эмпатия; школьники приобретут навыки сотрудничества со взрослыми, умение пользоваться справочной литературой, отбирать, анализировать и систематизировать информацию, выступать с аудио-видео сопровождением, приобретут качества и умения 21 века.
Методическое, дидактическое и материально-техническое сопровождение: ФГОС ООО, методика проведения образовательного путешествия, метод проектов, компьютер с выходом в Интернет, интерактивная доска, маршрутные листы, ресурсные карты, библиотека, цветные листы А4, маркеры.
Ход мероприятия.
-Здравствуйте, ребята! Я рада сообщить вам, что мы отправляемся в путешествие! Но путешествие это необычное: оно не развлекательное, а образовательное! Вам, конечно же, знакома данная форма. Мы с вами уже путешествовали, бывали на разных островах знаний, сегодня мы продолжим в занимательной форме получать интересные знания.
1 этап («Начало пути»). Выдвижение идеи.
На данном этапе выбирается идея путешествия. Выдвижение идеи может происходить в ходе беседы или после просмотра фильма.
-Ребята, я вам предлагаю просмотреть короткометражный фильм, который сняла группа старшеклассников нашей школы о вас, о ваших друзьях, о таких же ребятах, как и вы. Давайте посмотрим и подумаем, что же хотели сказать нам этим фильмом ребята. (Далее просмотр фильма, в котором представлено интервью с медицинским работником, учителем физической культуры, которые говорили о состоянии здоровья школьников, об увеличении хронических заболеваниях). Фильм заставил детей задуматься.
Беседа.
-Ребята, а как вы относитесь к своему здоровью?
Что вы делаете, чтобы укрепить здоровье?
К чему может привести безразличное отношение к здоровью? (Дети высказывают мнения, оказывается, не все относятся ответственно к своему здоровью).
- Как вы понимаете выражения: здоровая страна, здоровая нация?
- Из чего складывается здоровье всей нации?
Формулировка темы.
Таким образом, возникла необходимость узнать, что может сделать каждый ребенок для улучшения своего здоровья и для того, чтобы остальные члены семьи, знакомые стали следить за своим здоровьем.
-Ребята, давайте определим тему путешествия: как вы считаете, почему следует уделять большое внимание своему здоровью? (Звучат мнения).
Варианты темы прозвучали различные, остановились на теме: «Здоровая семья - здоровая Россия».
Постановка целей и задач.
-Ребята, разделитесь на 5 групп по желанию. В группах поразмышляйте над целью мероприятия, обсудите задачи, свое решение оформите на цветных листах А4, которые лежат у вас на столах, затем прикрепите на магнитную доску.
-Давайте озвучим, что у вас получилось и выберем из предложенного числа те цели и задачи, которые нам больше подойдут. Обобщив ответы, получили следующее:
Цель: разработать такие способы, мероприятия, действия, которые позволили бы улучшить здоровье нации.
Задачи:
- изучить статистические данные о состоянии здоровья населения России, провести сравнительный анализ последних десятилетий.
- выяснить причины, влияющие на ухудшение здоровья человека.
- разработать мероприятия, способствующие улучшению состояния здоровья людей.
Определение времени, необходимого для образовательного путешествия.
Планирование форм предоставления результатов.
-Какие продукты деятельности мы можем представить по завершению путешествия, подумайте, обсудите в группах.
Получилось следующее:
1 группа-написание статьи в газету.
2 группа - создание видео: мастер-класс «Гимнастика для здоровья».
3 группа - выступление на родительском собрании с презентацией.
4 группа - «Танцевальные переменки в начальной школе»
5 группа-разработка упражнений для утренней зарядки в школе.
Ресурсную карту по теме предоставляет учитель.
Ресурсная карта.
- Школьная библиотека.
- Районная библиотека.
- Кабинет биологии.
- Медицинский работник.
- Родители.
- Интернет.
2 этап («Работа на маршруте»).
Второй этап - это самостоятельная работа участников путешествия в соответствии с маршрутом. Школьники, получив маршрутные листы, начинают работать на маршруте. Используя ресурсную карту и другие источники, самостоятельно подобранные, собирают информацию, анализируют, исследуют. Руководитель следит за работой групп, использует лист наблюдений.
3 этап («Подведение итогов путешествия»).
На данном этапе происходит обобщение полученного материала и подготовка результатов путешествия.
-Ребята, вот и подходит к завершению наше путешествие, осталось только подвести итоги. Давайте посмотрим, что у вас получилось, достигнуты ли цели и задачи.
Круглый стол.
Цель– предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения по обсуждаемой теме, сформулировать общее мнение. Перед началом работы обсуждение правил поведения во время дискуссий, круглых столов …
-Ребята, так много было сказано, вы молодцы, какой вывод мы можем сделать из вашего исследования?
Работа в группах.
-Теоретическая информация изучена, вы теперь знаете, что делать, чтобы наша нация была здоровой.
-Что осталось сделать? (Поделиться информацией с друзьями, близкими, семьей, приобщить их к здоровому образу жизни).
-Как вы добьетесь этой цели? (Разработаем мероприятия по пропаганде здорового образа жизни).
Оставшиеся три дня до окончания путешествия, ребята, возвратившись в группы, готовят продукт деятельности.
Рассмотрев теоретические аспекты технологии и представив практический аргумент, хочется сделать вывод, что технология образовательного путешествия – это эффективный способ формирования и развития УУД. Объединение детей в группы, распределение ролей, контроль отводимого времени на каждый этап- формируются и развиваются регулятивные УУД; на протяжении всей работы на маршруте необходимо общаться со сверстниками, сотрудничать с учителем и другими участниками процесса (библиотекарь, родители и т.д.), договариваться, уметь выслушать мнение другого человека, уважительно к нему относиться и др.- коммуникативные УУД; работать с разного рода информацией, с учебными моделями, использовать знаково-символические средства, схемы решения, выполнение логических операций и т.д.- формируются и развиваются познавательные УУД.
Представляют ученики результаты путешествий по-разному, на данном этапе раскрывается творческий потенциал детей, который порой безграничный, это и написание статей в журнал или газету, создание вики-сайта, презентаций, снятие видеороликов их презентация, проведение танцевальных переменок и т.д.
Литература
- Асмалов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия…» М.: Просвещение, 2008. - 128 с.
- Ларина В. П. «Технологии открытого образования: образовательное путешествие». Киров: «Центр инновационных ресурсов», 2012. -71 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция "Технология решения ситуационных заданий как средство формирования комплекса универсальных учебных действий на уроках обществознания в основной школе"
авторская концепция...
Технология проблемного обучения как способ формирования универсальных учебных действий
Над этой темой я работала на курсах повышени квалификации. Затем я поделилась своиминароаботками с коллегами на заседании кафедры иностранных языков....
Презентация к семинару и методическому объединению "Формирование и развитие устной речи глухих детей в учебно-воспитательном процессе школы"
В презентации содержатся сведения о системе формирования устной речи в школе 1 вида....
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Большинство российских школ страны включены в инновационную деятельность, потому что понимают, что без этого в наше время невозможно быть успешными и поддерживать должный уровень педагогического масте...
Развитие универсальных учебных действий в учебной и внеучебной деятельности. Формирование портфолио ученика
Развитие универсальных учебных действий в учебной и внеучебной деятельности. Формирование портфолио ученика...
Методические рекомендации использования технологии развития критического мышления при изучении курса биологии для формирования и развития универсальных учебных действий в теме «Царство Растения» (5 класс)
Данный материал может быть использован для проведения урока по биологии в 5 классе. Использована технология развития критического мышления....
Мастер- класс на тему:"Технология образовательного путешествия как способ формирования и развития УУД"
В статье раскрываются теоретические вопросы использования технологии образовательного путешествия, приведены задания поэтапной разработки мероприятия....