Главные вкладки

    Технология образовательного путешествия как способ формирования и развития универсальных учебных действий в учебном и воспитательном процессах школы.
    статья на тему

    Гацко Евгения Сергеевна

    Статья, раскрывающая суть технологии образовательного путешествия.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_1.docx28.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технология образовательного путешествия как способ формирования и развития универсальных учебных действий в учебном и воспитательном процессах школы.

    Гацко Евгения Сергеевна, учитель русского языка и литературы

    БОУ «Средняя общеобразовательная школа № 79»

    г. Омск

       Новые стандарты образования требуют пересмотра инструментов обучения и воспитания.  Кто-то разрабатывает собственные, кто-то берет готовые, однако все понимают, что работать по-старому нельзя.

        Современная педагогика насчитывает огромное количество различных технологий, которые обеспечивают развитие универсальных учебных действий, выбор остается за педагогом. В своей практической деятельности   я активно использую технологию образовательного путешествия, причём не только на уроках русского языка и литературы, но и во внеурочной деятельности.

        Теоретические идеи технологии образовательного путешествия можно найти в трудах Л.С.Выготского, С.Гессена, Дж.Дьюи. История образовательных путешествий уходит корнями в античность.  

          В настоящее время образовательное путешествие рассматривается и как метод и как технология. Существует модель путешествия, но я данную технологию использую по-своему.  

          Образовательное путешествие реализуется в несколько этапов: начало пути, работа на маршруте, подведение итогов путешествия. Как правило, на 1 этапе выдвигаются идеи путешествия, тема, проблема, цель и задачи, знакомство с ресурсной картой, на 2-м этапе группы работают на маршруте, представляя промежуточные результаты, на 3-м этапе происходит презентация итогов путешествия. Тему путешествия может подсказать учитель, могут предложить учащиеся, исходя из своих интересов и образовательных потребностей.  В 5-6 классах проблема путешествия формулируется совместно с учителем, но со временем освоения технологии, этот вид деятельности переходит в зону самостоятельной работы. Маршрутный лист предлагаю детям сама, он остается неизменным для каждого путешествия.

        Из опыта работы.

    Использование технологии образовательного путешествия во внеурочной деятельности.

    Тема: «Здоровая семья – здоровая Россия».

    Идея: для того, чтобы нация была здоровой, необходимо, чтобы каждый член семьи заботился о своем здоровье.

    Проблема: в последнее десятилетие ухудшилось состояние здоровья школьников.

    Цель мероприятия: пропаганда здорового образа жизни.

    Задачи проекта:

    • формирование у ребенка ответственного отношения к своему здоровью, здоровью близких людей, знакомых, а также понимания того, что состояние здоровья нации складывается из состояния здоровья отдельной семьи;
    • развитие коммуникативных навыков, творческой активности, умения сотрудничать с другими участниками проекта, умения работать с разного рода источниками информации, обосновывать свою точку зрения, презентовать результат деятельности.

    Количество детей: 25 человек. Возраст 12-13 лет (6 класс). Время путешествия 2 недели.

         Ожидаемый эффект от проведения мероприятия: школьники станут ответственно относится к своему здоровью, будут пропагандировать  здоровый образ жизни в своей семье, среди друзей и знакомых;  будет формироваться целостный, социально -ориентированный взгляд на мир, участники научатся формулировать и аргументировать собственную точку зрения, корректировать с учетом позиций других детей, с терпимостью относится к иному мнению; будут развиваться этические чувства, доброжелательность и эмпатия; школьники приобретут навыки сотрудничества со взрослыми, умение пользоваться справочной литературой, отбирать, анализировать и систематизировать информацию, выступать с аудио-видео сопровождением, приобретут качества и умения 21 века.

         Методическое, дидактическое и материально-техническое сопровождение: ФГОС ООО, методика проведения образовательного путешествия, метод проектов, компьютер с выходом в Интернет, интерактивная доска, маршрутные листы, ресурсные карты, библиотека, цветные листы А4, маркеры.

    Ход мероприятия.

    -Здравствуйте, ребята! Я рада сообщить вам, что мы отправляемся в путешествие! Но путешествие это необычное: оно не развлекательное, а образовательное! Вам, конечно же, знакома данная форма. Мы с вами уже путешествовали, бывали на разных островах знаний, сегодня мы продолжим в занимательной форме получать интересные знания.

    1 этап («Начало пути»). Выдвижение идеи.

        На данном этапе выбирается идея путешествия. Выдвижение идеи может происходить в ходе беседы или после просмотра фильма.

         -Ребята, я вам предлагаю просмотреть короткометражный фильм, который сняла группа старшеклассников нашей школы о вас, о ваших друзьях, о таких же ребятах, как и вы. Давайте посмотрим и подумаем, что же хотели сказать нам этим фильмом ребята. (Далее просмотр фильма, в котором представлено интервью с медицинским работником, учителем физической культуры, которые говорили о состоянии здоровья школьников, об увеличении хронических заболеваниях). Фильм заставил детей задуматься.

        Беседа.

    -Ребята, а как вы относитесь к своему здоровью?

    Что вы делаете, чтобы укрепить здоровье?

     К чему может привести безразличное отношение к здоровью? (Дети высказывают мнения, оказывается, не все относятся ответственно к своему здоровью).

    - Как вы понимаете выражения: здоровая страна, здоровая нация?

    - Из чего складывается здоровье всей нации?

       Формулировка темы.

    Таким образом, возникла необходимость узнать, что может сделать каждый ребенок для улучшения своего здоровья и для того, чтобы остальные члены семьи, знакомые стали следить за своим здоровьем.

    -Ребята, давайте определим тему путешествия: как вы считаете, почему следует уделять большое внимание своему здоровью?  (Звучат мнения).

    Варианты   темы прозвучали различные, остановились на теме: «Здоровая семья - здоровая Россия».

    Постановка целей и задач.

    -Ребята, разделитесь на 5 групп по желанию. В группах поразмышляйте над целью мероприятия, обсудите задачи, свое решение оформите на цветных листах А4, которые лежат у вас на столах, затем прикрепите на магнитную доску.

    -Давайте озвучим, что у вас получилось и выберем из предложенного числа те цели и задачи, которые нам больше подойдут.  Обобщив ответы, получили следующее:

    Цель: разработать такие способы, мероприятия, действия, которые позволили бы улучшить здоровье нации.

    Задачи:

    • изучить статистические данные о состоянии здоровья населения России, провести сравнительный анализ последних десятилетий.
    • выяснить причины, влияющие на ухудшение здоровья человека.
    • разработать мероприятия, способствующие улучшению состояния здоровья людей.

        Определение времени, необходимого для образовательного путешествия.

        Планирование форм предоставления результатов.

    -Какие продукты деятельности мы можем представить по завершению путешествия, подумайте, обсудите в группах.

    Получилось следующее:

    1 группа-написание статьи в газету.

    2 группа - создание видео: мастер-класс «Гимнастика для здоровья».

    3 группа - выступление на родительском собрании с презентацией.

    4 группа - «Танцевальные переменки в начальной школе»

    5 группа-разработка упражнений для утренней зарядки в школе.

    Ресурсную карту по теме предоставляет учитель.

    Ресурсная карта.

    1. Школьная библиотека.
    2. Районная библиотека.
    3. Кабинет биологии.
    4. Медицинский работник.
    5. Родители.
    6. Интернет.

    2 этап («Работа на маршруте»).

    Второй этап - это самостоятельная работа участников путешествия в соответствии с маршрутом. Школьники, получив маршрутные листы, начинают работать на маршруте. Используя ресурсную карту и другие источники, самостоятельно подобранные, собирают информацию, анализируют, исследуют. Руководитель следит за работой групп, использует лист наблюдений.

    3 этап («Подведение итогов путешествия»).

    На данном этапе происходит обобщение полученного материала и подготовка результатов путешествия.

    -Ребята, вот и подходит к завершению наше путешествие, осталось только подвести итоги. Давайте посмотрим, что у вас получилось, достигнуты ли цели и задачи.

    Круглый стол.

    Цель–  предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения по обсуждаемой теме, сформулировать общее мнение. Перед началом работы обсуждение правил поведения во время дискуссий, круглых столов …

    -Ребята, так много было сказано, вы молодцы, какой вывод мы можем сделать из вашего исследования?

    Работа в группах.

    -Теоретическая информация изучена, вы теперь знаете, что делать, чтобы наша нация была здоровой.

    -Что осталось сделать? (Поделиться информацией с друзьями, близкими, семьей, приобщить их к здоровому образу жизни).

    -Как вы добьетесь этой цели? (Разработаем мероприятия по пропаганде здорового образа жизни).

    Оставшиеся три дня до окончания путешествия, ребята, возвратившись в группы, готовят продукт деятельности.

         Рассмотрев теоретические аспекты технологии и представив практический аргумент, хочется сделать вывод, что технология образовательного путешествия – это эффективный способ формирования и развития УУД. Объединение детей в группы, распределение ролей, контроль отводимого времени на каждый этап- формируются и развиваются регулятивные УУД; на протяжении всей работы на маршруте необходимо общаться со сверстниками, сотрудничать с учителем и другими участниками процесса (библиотекарь, родители и т.д.), договариваться, уметь выслушать мнение другого человека, уважительно к нему относиться и др.- коммуникативные УУД; работать с разного рода информацией, с учебными моделями, использовать знаково-символические средства, схемы решения, выполнение логических операций и т.д.- формируются и развиваются познавательные УУД.

    Представляют ученики результаты путешествий по-разному, на данном этапе раскрывается творческий потенциал детей, который порой безграничный, это и написание статей в журнал или газету, создание вики-сайта, презентаций, снятие видеороликов их презентация, проведение танцевальных переменок и т.д.

    Литература

    1. Асмалов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия…» М.: Просвещение, 2008. - 128 с.
    2. Ларина В. П. «Технологии открытого образования: образовательное путешествие».  Киров: «Центр инновационных ресурсов», 2012. -71 с


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технология проблемного обучения как способ формирования универсальных учебных действий

    Над этой темой я работала на курсах повышени квалификации. Затем я поделилась своиминароаботками с коллегами на заседании кафедры иностранных языков....

    ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

    Большинство российских школ страны включены в инновационную деятельность, потому что понимают, что без этого в наше время невозможно быть успешными и поддерживать должный уровень педагогического масте...

    Развитие универсальных учебных действий в учебной и внеучебной деятельности. Формирование портфолио ученика

    Развитие универсальных учебных действий  в учебной и внеучебной деятельности.  Формирование  портфолио ученика...

    Методические рекомендации использования технологии развития критического мышления при изучении курса биологии для формирования и развития универсальных учебных действий в теме «Царство Растения» (5 класс)

    Данный материал может быть использован для проведения урока по биологии в 5 классе. Использована технология  развития критического мышления....

    Мастер- класс на тему:"Технология образовательного путешествия как способ формирования и развития УУД"

    В статье  раскрываются теоретические вопросы использования технологии образовательного путешествия, приведены задания поэтапной разработки мероприятия....