Технология образовательного путешествия как способ формирования и развития универсальных учебных действий в учебном и воспитательном процессах школы.
статья на тему

Мошинская Евгения Сергеевна

Статья, раскрывающая суть технологии образовательного путешествия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

Технология образовательного путешествия как способ формирования и развития универсальных учебных действий в учебном и воспитательном процессах школы.

Гацко Евгения Сергеевна, учитель русского языка и литературы

БОУ «Средняя общеобразовательная школа № 79»

г. Омск

   Новые стандарты образования требуют пересмотра инструментов обучения и воспитания.  Кто-то разрабатывает собственные, кто-то берет готовые, однако все понимают, что работать по-старому нельзя.

    Современная педагогика насчитывает огромное количество различных технологий, которые обеспечивают развитие универсальных учебных действий, выбор остается за педагогом. В своей практической деятельности   я активно использую технологию образовательного путешествия, причём не только на уроках русского языка и литературы, но и во внеурочной деятельности.

    Теоретические идеи технологии образовательного путешествия можно найти в трудах Л.С.Выготского, С.Гессена, Дж.Дьюи. История образовательных путешествий уходит корнями в античность.  

      В настоящее время образовательное путешествие рассматривается и как метод и как технология. Существует модель путешествия, но я данную технологию использую по-своему.  

      Образовательное путешествие реализуется в несколько этапов: начало пути, работа на маршруте, подведение итогов путешествия. Как правило, на 1 этапе выдвигаются идеи путешествия, тема, проблема, цель и задачи, знакомство с ресурсной картой, на 2-м этапе группы работают на маршруте, представляя промежуточные результаты, на 3-м этапе происходит презентация итогов путешествия. Тему путешествия может подсказать учитель, могут предложить учащиеся, исходя из своих интересов и образовательных потребностей.  В 5-6 классах проблема путешествия формулируется совместно с учителем, но со временем освоения технологии, этот вид деятельности переходит в зону самостоятельной работы. Маршрутный лист предлагаю детям сама, он остается неизменным для каждого путешествия.

    Из опыта работы.

Использование технологии образовательного путешествия во внеурочной деятельности.

Тема: «Здоровая семья – здоровая Россия».

Идея: для того, чтобы нация была здоровой, необходимо, чтобы каждый член семьи заботился о своем здоровье.

Проблема: в последнее десятилетие ухудшилось состояние здоровья школьников.

Цель мероприятия: пропаганда здорового образа жизни.

Задачи проекта:

  • формирование у ребенка ответственного отношения к своему здоровью, здоровью близких людей, знакомых, а также понимания того, что состояние здоровья нации складывается из состояния здоровья отдельной семьи;
  • развитие коммуникативных навыков, творческой активности, умения сотрудничать с другими участниками проекта, умения работать с разного рода источниками информации, обосновывать свою точку зрения, презентовать результат деятельности.

Количество детей: 25 человек. Возраст 12-13 лет (6 класс). Время путешествия 2 недели.

     Ожидаемый эффект от проведения мероприятия: школьники станут ответственно относится к своему здоровью, будут пропагандировать  здоровый образ жизни в своей семье, среди друзей и знакомых;  будет формироваться целостный, социально -ориентированный взгляд на мир, участники научатся формулировать и аргументировать собственную точку зрения, корректировать с учетом позиций других детей, с терпимостью относится к иному мнению; будут развиваться этические чувства, доброжелательность и эмпатия; школьники приобретут навыки сотрудничества со взрослыми, умение пользоваться справочной литературой, отбирать, анализировать и систематизировать информацию, выступать с аудио-видео сопровождением, приобретут качества и умения 21 века.

     Методическое, дидактическое и материально-техническое сопровождение: ФГОС ООО, методика проведения образовательного путешествия, метод проектов, компьютер с выходом в Интернет, интерактивная доска, маршрутные листы, ресурсные карты, библиотека, цветные листы А4, маркеры.

Ход мероприятия.

-Здравствуйте, ребята! Я рада сообщить вам, что мы отправляемся в путешествие! Но путешествие это необычное: оно не развлекательное, а образовательное! Вам, конечно же, знакома данная форма. Мы с вами уже путешествовали, бывали на разных островах знаний, сегодня мы продолжим в занимательной форме получать интересные знания.

1 этап («Начало пути»). Выдвижение идеи.

    На данном этапе выбирается идея путешествия. Выдвижение идеи может происходить в ходе беседы или после просмотра фильма.

     -Ребята, я вам предлагаю просмотреть короткометражный фильм, который сняла группа старшеклассников нашей школы о вас, о ваших друзьях, о таких же ребятах, как и вы. Давайте посмотрим и подумаем, что же хотели сказать нам этим фильмом ребята. (Далее просмотр фильма, в котором представлено интервью с медицинским работником, учителем физической культуры, которые говорили о состоянии здоровья школьников, об увеличении хронических заболеваниях). Фильм заставил детей задуматься.

    Беседа.

-Ребята, а как вы относитесь к своему здоровью?

Что вы делаете, чтобы укрепить здоровье?

 К чему может привести безразличное отношение к здоровью? (Дети высказывают мнения, оказывается, не все относятся ответственно к своему здоровью).

- Как вы понимаете выражения: здоровая страна, здоровая нация?

- Из чего складывается здоровье всей нации?

   Формулировка темы.

Таким образом, возникла необходимость узнать, что может сделать каждый ребенок для улучшения своего здоровья и для того, чтобы остальные члены семьи, знакомые стали следить за своим здоровьем.

-Ребята, давайте определим тему путешествия: как вы считаете, почему следует уделять большое внимание своему здоровью?  (Звучат мнения).

Варианты   темы прозвучали различные, остановились на теме: «Здоровая семья - здоровая Россия».

Постановка целей и задач.

-Ребята, разделитесь на 5 групп по желанию. В группах поразмышляйте над целью мероприятия, обсудите задачи, свое решение оформите на цветных листах А4, которые лежат у вас на столах, затем прикрепите на магнитную доску.

-Давайте озвучим, что у вас получилось и выберем из предложенного числа те цели и задачи, которые нам больше подойдут.  Обобщив ответы, получили следующее:

Цель: разработать такие способы, мероприятия, действия, которые позволили бы улучшить здоровье нации.

Задачи:

  • изучить статистические данные о состоянии здоровья населения России, провести сравнительный анализ последних десятилетий.
  • выяснить причины, влияющие на ухудшение здоровья человека.
  • разработать мероприятия, способствующие улучшению состояния здоровья людей.

    Определение времени, необходимого для образовательного путешествия.

    Планирование форм предоставления результатов.

-Какие продукты деятельности мы можем представить по завершению путешествия, подумайте, обсудите в группах.

Получилось следующее:

1 группа-написание статьи в газету.

2 группа - создание видео: мастер-класс «Гимнастика для здоровья».

3 группа - выступление на родительском собрании с презентацией.

4 группа - «Танцевальные переменки в начальной школе»

5 группа-разработка упражнений для утренней зарядки в школе.

Ресурсную карту по теме предоставляет учитель.

Ресурсная карта.

  1. Школьная библиотека.
  2. Районная библиотека.
  3. Кабинет биологии.
  4. Медицинский работник.
  5. Родители.
  6. Интернет.

2 этап («Работа на маршруте»).

Второй этап - это самостоятельная работа участников путешествия в соответствии с маршрутом. Школьники, получив маршрутные листы, начинают работать на маршруте. Используя ресурсную карту и другие источники, самостоятельно подобранные, собирают информацию, анализируют, исследуют. Руководитель следит за работой групп, использует лист наблюдений.

3 этап («Подведение итогов путешествия»).

На данном этапе происходит обобщение полученного материала и подготовка результатов путешествия.

-Ребята, вот и подходит к завершению наше путешествие, осталось только подвести итоги. Давайте посмотрим, что у вас получилось, достигнуты ли цели и задачи.

Круглый стол.

Цель–  предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения по обсуждаемой теме, сформулировать общее мнение. Перед началом работы обсуждение правил поведения во время дискуссий, круглых столов …

-Ребята, так много было сказано, вы молодцы, какой вывод мы можем сделать из вашего исследования?

Работа в группах.

-Теоретическая информация изучена, вы теперь знаете, что делать, чтобы наша нация была здоровой.

-Что осталось сделать? (Поделиться информацией с друзьями, близкими, семьей, приобщить их к здоровому образу жизни).

-Как вы добьетесь этой цели? (Разработаем мероприятия по пропаганде здорового образа жизни).

Оставшиеся три дня до окончания путешествия, ребята, возвратившись в группы, готовят продукт деятельности.

     Рассмотрев теоретические аспекты технологии и представив практический аргумент, хочется сделать вывод, что технология образовательного путешествия – это эффективный способ формирования и развития УУД. Объединение детей в группы, распределение ролей, контроль отводимого времени на каждый этап- формируются и развиваются регулятивные УУД; на протяжении всей работы на маршруте необходимо общаться со сверстниками, сотрудничать с учителем и другими участниками процесса (библиотекарь, родители и т.д.), договариваться, уметь выслушать мнение другого человека, уважительно к нему относиться и др.- коммуникативные УУД; работать с разного рода информацией, с учебными моделями, использовать знаково-символические средства, схемы решения, выполнение логических операций и т.д.- формируются и развиваются познавательные УУД.

Представляют ученики результаты путешествий по-разному, на данном этапе раскрывается творческий потенциал детей, который порой безграничный, это и написание статей в журнал или газету, создание вики-сайта, презентаций, снятие видеороликов их презентация, проведение танцевальных переменок и т.д.

Литература

  1. Асмалов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия…» М.: Просвещение, 2008. - 128 с.
  2. Ларина В. П. «Технологии открытого образования: образовательное путешествие».  Киров: «Центр инновационных ресурсов», 2012. -71 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения как способ формирования универсальных учебных действий

Над этой темой я работала на курсах повышени квалификации. Затем я поделилась своиминароаботками с коллегами на заседании кафедры иностранных языков....

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Большинство российских школ страны включены в инновационную деятельность, потому что понимают, что без этого в наше время невозможно быть успешными и поддерживать должный уровень педагогического масте...

Развитие универсальных учебных действий в учебной и внеучебной деятельности. Формирование портфолио ученика

Развитие универсальных учебных действий  в учебной и внеучебной деятельности.  Формирование  портфолио ученика...

Методические рекомендации использования технологии развития критического мышления при изучении курса биологии для формирования и развития универсальных учебных действий в теме «Царство Растения» (5 класс)

Данный материал может быть использован для проведения урока по биологии в 5 классе. Использована технология  развития критического мышления....

Мастер- класс на тему:"Технология образовательного путешествия как способ формирования и развития УУД"

В статье  раскрываются теоретические вопросы использования технологии образовательного путешествия, приведены задания поэтапной разработки мероприятия....