Статья "Инновационное занятие в учреждении дополнительного образования"
статья на тему

Приемская Алла Ивановна

В статье рассматриваются термины "Новшество" и "Инновация", "Инновационная система образовательного учреждения", дается оценка функционированию инновационной системы. Понятие "Инновационное учебное занятие" рассматривается с позиции новых введений в организацию учебного процесса, приводится основа моделирования инновационного занятия. Статья опубликована в сборнике "Инновационное развитие воспитания". / под ред. Поповой А.И. - М.: ФГНУ "ИСП" РАО, 2012. - 267 с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационное занятие в учреждении дополнительного образования

Автор: Приемская Алла Ивановна,

педагог дополнительного образования

ГБОУ детско-юношеского центра ЮОУО г. Москвы

По мере того, как интенсифицировались процессы изменений в образовании, всё чаще возникают вопросы, на которые наука не могла дать обоснованного ответа:

  • Почему одни новшества распространяются быстро, а другие остаются невостребованными, хотя они объективно полезны?
  • Почему одни и те же новшества, внедряемые в разных образовательных учреждениях, дают очень разные результаты?
  • Почему одни образовательные учреждения и педагоги активно ищут новое и стремятся учиться, а другие ведут себя пассивно и не хотят отказаться от того, что уже морально устарело?

И многие другие вопросы.

        Инновационные процессы в образовании стали предметом специального изучения, примерно с конца 50-х годов прошлого столетия. Для педагогической инноватики исходными служат понятия «новшество», «нововведение», «инновация», «инновационный процесс» и «инновационная деятельность». Новый учебный план, новая организация занятий, новые средства и технологии обучения. Слова «новый», «новшество» применительно к образованию употребляется всё чаще.

Следует ли употреблять термин «новшество» только лишь тогда, когда что-то появляется впервые? Существуют разные ответы на эти вопросы и разные трактовки понятия «новшество». Так одни учёные определяют «педагогическое новшество» как изменения, направленные на улучшение и развитие воспитания и образования (1). В то время, как другие, определяют педагогическое новшество, как такое содержание изменений педагогической действительности, которое ведёт к ранее неизвестному и невстречавшемуся (2).

Итак, можно сделать вывод, что «новшество (новизна)» –  понятие относительное. Во-первых, потому, что за редким исключением, во всём новом есть элементы старого, уже ранее использовавшегося, а во-вторых, впервые новшество появляется только для его создателя, все остальные, узнавая о нём, имеют дело уже с тем, что где-то используется.

Перейдём от понятия «новшество» к понятию «инновация».

Если новшество – это средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), то инновация – это конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта (услуги), реализуемого на рынке, и используемого в практической деятельности.

Инновация – это процесс, который развивается по определённым этапам (3).

        

На слайде представлена обобщённая модель инновационного процесса. Он начинается с выявления необходимости изменений на каких-то участках образовательного процесса. Это становится результатом аналитической работы руководителей ОУ и педагогов.

Разработка способов решения проблем – проектирование новшеств может осуществляться как теми, кто выявил проблему, так и теми, кто возьмётся за это по собственной инициативе или же по чьему-то заказу.

Распространение новшеств требует решения специальных задач, включающих: издание необходимых учебных средств и дидактических материалов, доведение информации о новшестве до потенциальных потребителей, создание учебных программ для подготовки педагогов, оказание консультативной помощи. Распространение новшеств может идти успешно, или наоборот, не так, как хотелось бы тем, кто его продвигает в практику. Поэтому должен осуществляться анализ хода распространения новшества.

Не все новшества, которые будут оценены положительно, могут оказаться совместимыми, может оказаться недостаточно сил и средств для их внедрения. С принятием решения о внедрении инновационный процесс переходит в стадию практического осуществления изменений.

Процесс внедрения может быть разделён на два этапа: предварительного (экспериментального) внедрения и полного внедрения. Последняя фаза процесса внедрения – институализация новшеств, т.е. переход от режима внедрения в режим постоянного применения.

Инновационная система ОУ

Чтобы ОУ могло решать задачи обучения и воспитания, в нем должна существовать образовательная (педагогическая система). Она обеспечивает функционирование ОУ. Но чтобы ОУ развивалось, в нем наряду с педагогической должна существовать система инновационной деятельности.

Инновационная система ОУ – это совокупность идей улучшения результатов образования, человеческих, материально-технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов, связанных между собой так, что осуществляемый процесс внедрения новшеств в образовательную систему ведёт к повышению её функционирования.

Каждая система выполняет определённые функции. Инновационная система выполняет 5 основных функций:

  • Выявление необходимости изменений (проблем) педагогической системы;
  • Выявление возможностей развития педагогической системы;
  • Разработка нововведений;
  • Проектирование и планирование изменений;
  • Внедрение новшеств и их институализации.

Качественное выполнения всех этих функций обеспечивает осуществление в педагогической системе ОУ необходимых эффективных изменений.

Разберём каждую из 5-и функций инновационной системы.

  1. Функция выявления проблем. Изменять в педагогической системе ОУ нужно тогда, когда в ней выявлены недостатки. В процессе анализа необходимо ответить на вопросы:
  • Что не удовлетворяет в результатах?
  • Какие факторы ограничивают возможность достижения более высоких результатов?
  • Что нужно изменить в содержании и технологиях учебно-воспитательного процесса, его организации, кадровом потенциале и др. условиях?
  1. Функция выявления возможностей развития. Выполнение этой функции обеспечивает руководство ОУ и его педагогический коллектив информацией о существующих во вне новшествах и их оценку. В ходе выполнения этой функции получают ответы на вопросы:
  • Какие потенциально полезные для данного учреждения новшества разработаны и распространяются в системе дополнительного образования?
  • Внедрение каких из обнаруженных новшеств может дать наибольший полезный эффект?
  • Каковы ориентировочные сроки внедрения каждого из этих новшеств и каких затрат оно потребует?
  1. Функция разработки нововведений. Новшества не только находят во вне, но и создаются самими ОУ. Если выявлена актуальная проблема, то весь педагогический коллектив ищет способы решения этой проблемы, т.е. придумывает новшество, внедрение которого поможет решению проблемы.
  2. Функция проектирования и планирования изменений. Каждое ОУ проектирует для себя образ желаемой образовательной системы. Но мало иметь образ желаемого будущего, нужно спланировать процесс перехода к нему из настоящего. Планируя изменения в педагогической системе, необходимо учитывать, что ОУ, изменяясь, одновременно должно функционировать.
  3. Функция внедрения новшеств. Реализация этой функции обеспечивает перевод возможных изменений в реальные нововведения. Какими бы не были замыслы, действительностью они станут только после того, как будут выполнены необходимые для этого действия. Внедрение новшеств включает в себя не только исполнение спланированных действий, но и организацию совместных действий участников инновационной деятельности, контроль её хода, оценку промежуточных результатов, внесение в неё корректив в случае необходимости.

Инновационное учебное занятие

Сегодня инновационные явления обнаруживаются во всех элементах педагогического процесса. Так, инновационное учебное занятие рассматривают с позиции новых введений в организацию учебного процесса на определенный период времени. Главную роль в развитии занятия нового типа сыграли изменения в системе образования последних лет.

Во-первых, увеличился объем новой информации из разных областей науки. Какую часть от этого объема предлагать детям, где и как им выбирать необходимую информацию, меняющуюся по содержанию и значимости практически каждый день? Эти вопросы сформировали задачу – обучить детей умению искать нужную информацию, определять, с какой целью она применяется и распространяется.

Во-вторых, изменились условия организации обучения: образовательные программы, планы и учебные пособия, формы обучения, оснащение учебных кабинетов техническими средствами.

В настоящее время актуальными вопросами в процессе обучения стали: здоровье ребенка; его психолого-педагогические и возрастные особенности.

Основа моделирования инновационного занятия

Инновационное занятие – это динамичная, вариативная модель организации обучения детей на определенный период времени.
В его основе могут быть:

  • обучение детей через художественные образы; раскрытие способностей детей через активные методы творческой деятельности (при помощи элементов театра, музыки, кино, изобразительного искусства);
  • научно-исследовательская деятельность, подразумевающая активное применение методологических знаний в процессе обучения, раскрывающая особенности мыслительной работы обучающихся;
  • применение психологических знаний, отражающих специфику личности обучающихся, характер отношений в коллективе, и т. д.

Педагог стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к лучшему – именно этот процесс является инновацией. Изобретательная деятельность педагога на инновационном занятии раскрывается в разнообразных, необычных заданиях, неординарных действиях, конструктивных предложениях, занимательных упражнениях, создании учебных ситуаций, дидактическом материале, подборе научных фактов, организации творческой работы обучающихся.

Виды инновационных учебных занятий

Выделяют следующие виды инновационных занятий:

  • занятия самостоятельной деятельности;
  •  исследовательские;
  •  на основе групповой технологии;
  •  проблемные;
  •  дифференцированного обучения;
  •  на основе проектной деятельности;
  •  занятия-тренинги и др.

Рассмотрим некоторые из них подробнее. 

Занятия самостоятельной деятельности – форма учебного процесса на основе организации самостоятельной работы обучающихся. Цель таких занятий – формирование и развитие механизмов независимости обучающихся в, утверждение самостоятельных качеств личности.         Для каждого обучающегося разрабатывается модель самостоятельной работы: подбирается технология обучения; объем и содержание учебного материала; литература и дидактический материал; технико-технологические средства учебного процесса. Каждому воспитаннику выдаются соответствующие рекомендации в письменной и устной форме.
На занятиях самостоятельной деятельности должны быть четко определены позиции педагога и обучающегося:

  • Позиция педагога: инициирование субъективного опыта обучающегося и развитие его индивидуальных способностей в течение учебного процесса; выбор технологии обучения (как и чему буду учить);
  • Позиция обучающегося: выбор технологии учения (что и как сам буду изучать) на определенный период времени.

Занятия самостоятельной деятельности не могут показать полную картину педагогического мастерства учителя, они лишь частично раскрывают аспекты его творчества и самобытности.

Исследовательское занятие – это форма обучения детей на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель исследовательского занятия – использование, развитие и обобщение опыта обучающихся и их представлений о мире.
В основе такого занятия – организация практического лабораторного исследования проблемы, темы или поставленной задачи. Обучающиеся на занятии сами подбирают вопросы для изучения, ведут поиск решения проблемы, обмениваются мнениями, экспериментируют, вырабатывая идеальный вариант предложений для изучения.
Цель деятельности обучающихся на исследовательском занятии – получение конкретного результата (продукта). Отличительные особенности технологии такого продуктивного (нацеленного на получение продукта) обучения:

  • самостоятельная учебная деятельность воспитанника, тесно связанная с его реальной трудовой деятельностью;
  • ориентация учебы и труда на конечный результат;
  • смена замкнутых форм отношений между педагогом и обучающимися на более открытые, направленные на совместную деятельность и сотрудничество.

Занятие на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах. Цель групповой технологии – обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива.
Каждый участник групповой деятельности непроизвольно включается в совместную работу и оказывается перед выбором: либо делать как все, либо определить себе место, роль и функцию в коллективе. Для подростков, стремящихся к самоутверждению среди сверстников, подобное самоопределение в деятельности имеет большое значение.
Опыт показывает, что групповая работа особенно эффективна, если педагогом организован процесс распределения учебных заданий и продумана технология обсуждения их в коллективе. Именно сам процесс обсуждения учебных заданий, проблем, научных фактов в ученическом коллективе воспринимается так, как будто бы взрослые советуются с обучающимися, спрашивают об отношении к происходящему и прислушиваются к их мнению. Подобная ситуация помогает обучающимся целенаправленно осуществлять процесс познания и чувствовать себя более уверенно. Наиболее эффективны занятия групповой технологии на основе методов диалога, собеседования, обмена мнениями, совместной деятельности.

Занятия дифференцированного обучения строятся в соответствии с уровнем развития ребёнка и уровнем его базовых знаний. Цель дифференцированного обучения – развитие и формирование способностей каждого обучающегося. Организация учебной деятельности на таких занятиях специфична и требует рассмотрения индивидуальных принципов обучения, а также совершенствования теоретического и практического материала учебно-воспитательного процесса на занятии.
Самый распространенный тип таких занятий – занятие, предполагающее работу обучающихся в малых группах с несколькими уровнями знаний (уровневая дифференциация обучения). Условия реализации таких занятий:

  • определение уровней знаний обучающихся и их способностей к обучению;
  • выделение базового объема знаний, необходимого для закрепления;
  • определение способов учения для каждого воспитанника;
  • подготовка дидактического материала;
  • подготовка блоков учебного материала;
  • установление регламента для выполнения тех или иных заданий;
  • определение механизма контроля учебных действий учащихся во время самостоятельной работы с целью обозначения дальнейших шагов или этапов организации обучения.

Уровень знаний детей и их способности к обучению – главный показатель, на основе которого педагог должен организовывать учебный процесс. На уроках дифференцированного обучения процесс освоения определенной темы, раздела может повторяться несколько раз, до тех пор, пока школьник не научится определенным действиям.

         Проблемные занятия – форма организации обучения детей на основе создания проблемной ситуации. На таком занятии перед обучающимися либо ставится, либо вместе с ними определяется проблема. Цель проблемного обучения – активизация познавательной сферы деятельности обучающихся на основе выявления причинно-следственных связей.

Проблемное обучение – это технология обучения умению видеть и выделять противоречия по конкретному предмету, а также умению решать проблемы. Проблемные уроки структурно немного напоминают психологические ситуации, которые имеют своеобразную конструкцию деятельности. Искусство учителя заключается в том, чтобы дать учебный материал как неизвестные знания, которые школьники должны открыть для себя сами.

Проблемное обучение – это, прежде всего, обучение умению находить новые способы решения сложившихся противоречий. Задача учителя – организовать учебную деятельность на основе активизации мышления учащихся на всех этапах урока. Характер познавательной деятельности учащихся может быть различным: одни решают, используя вопросы и ответы; другие – методом анализа ситуации; третьи – методом диагностики и выводов; четвертые – подбором и т. д.
Без знаний закономерностей мыслительной деятельности обучающихся дать урок проблемного обучения практически невозможно.

Занятие-тренинг – форма организации учебной деятельности учащихся на основе процесса отработки определенных действий и закрепления учебного материала. Цель этой технологии – приобретение учащимися определенных умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий. Эта специфическая тренировочная деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой.

Занятия на основе проектной деятельности предусматривают развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и находить решения. Использование метода проектов делает учебный процесс творческим, целенаправленным, а ученика – ответственным и целеустремленным. Обязанность учителя – подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательной познавательной деятельности.
Преимущества метода проектов:

  • системное закрепление знаний по другим учебным предметам. Часто знания, необходимые ученикам для работы над проектом, "подстегивают" его интерес к другим дисциплинам;
  • развитие навыков и умений планирования, исследования и систематизации полученных данных;
  • развитие социальных (работа в команде) и физических умений и навыков;
  • развитие уверенности в своих силах. Дети учатся подходить к окружающему их миру творчески, обретают уверенность в том, что они могут улучшить свою жизнь и жизнь других людей.

Список литературы:

  1. Ангеловски К. Учителя и инновации. – М., 1991.
  2. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. – М., 1991.
  3. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997.
  4. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Метод оценки инновационной деятельности школ и рекомендации по его применению. Пособие для руководителей школ. – М., 2003.
  5. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе. Учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008.