Технология организации групповой работы
статья на тему

Технология организации групповой работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_organizatsii_gruppovoy_raboty.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

____________________________________

Автор: Старожук Наталия Владимировна,

заместитель директора по УВР,

учитель русского языка и литературы

                                                              МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

 г. Кашира

Педагогический совет на тему:

«Использование групповой формы работы

при организации уроков в соответствии

с технологией деятельностного метода обучения»

То, что дети могут

сделать вместе сегодня, -

завтра каждый из них

сможет сделать самостоятельно.

Л.С.Выготский

Цель педсовета: совершенствовать уровень профессионального мастерства и компетентности педагогического коллектива в области освоения групповых форм работы.

Задачи педсовета:

  • актуализация у педагогов имеющихся знаний о групповой работе;
  • изучение педагогами теории по теме педсовета;
  • распространение опыта организации групповой работы учителей-экспериментаторов;
  • обобщение опыта педагогического коллектива по вопросу организации групповых форм работы на уроке.

Технология организации групповой работы

Любой учитель стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремиться обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться в первую  очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества. Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

Учитель при этом получает дополнительные мотивационные средства для вовлечения детей в содержание обучения; возможность сочетать на уроке обучение и воспитание; строить человеческие и деловые отношения с детьми.

История развития групповых форм обучения уходит в глубокую древность. Групповые формы обучения складывались еще в древности на территориях Азии, Ближнего Востока, Африки и Европы. Один учитель занимался с несколькими учениками, вместе хором заучивались учебные тексты. Сами группы по своему составу, возрасту учеников, уровню знаний были неоднородны. Из групповой формы обучения возникает классно-урочная система. Сейчас опять возрастает интерес к групповым формам обучения, т.к. при использовании на уроках групповой работы:

  • возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;
  • сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
  • растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
  • учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.

По данным американских ученых, уровень усвоения материала при работе в группах составляет 50%, тогда как, например, во время лекций – только 5%, но главное не только в уровне знаний, а и в том, что в ситуации делового общения и сотрудничества происходит самораскрытие и саморазвитие личности.

К групповой работе нужно готовить, законам этого жанра нужно специально обучать. И не только педагогов — будущих организаторов такого взаимодействия, но и самих детей. Вывод из этого следует очень простой: прежде чем групповая работа на уроке станет формой организации учебной деятельности, такая работа в течение некоторого времени должна выступать для учащихся содержанием их деятельности. То есть сначала нужно найти время для того, чтобы научить ребят работать в группе, и лишь затем предлагать им в групповой форме решать учебные задачи.
К обучению детей азам групповой учебной работы желательно приступать в начальной школе. Очень эффективно такое обучение проходит в 5–6-х классах. Педагогам необходимо помнить, что групповая работа эффективна для одних типов учебных заданий и крайне неэффективна для других.

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ УЧЕБНЫХ ГРУПП

Разделение класса на группы... Казалось бы, это проходной и малозначащий момент. Однако дело обстоит не так. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе и на какой результат эта группа выйдет.

По желанию

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:
Разделитесь на группы по ... человек.
Разделитесь на ... равные группы.

Процедура разбиения на группы по желанию может проходить весьма и весьма драматично. Что еще более важно — принцип выбора участниками друг друга далеко не всегда ясен учителю-организатору.
Почему драматично? Да потому, что при делении на группы по 3 человека какие-то «парочки» смогут работать вместе, а каким-то придется разделиться, что может больно их задеть (особенно на фоне взаимного удовольствия «неразделенных»). Могут возникнуть и другие эмоциональные проблемы.
Основания для выбора партнеров действительно могут отличаться у разных участников. Одни выбирают тех, кому симпатизируют, вторые — тех, за чью спину можно будет спрятаться при выполнении задания, получив в итоге неплохую оценку; третьи — тех, с кем можно будет почувствовать себя лидером. И так далее. В результате такие группы работают не просто по-разному, а непредсказуемо по-разному. Одни решают учебную проблему, другие — межличностные проблемы, третьи — вообще свои, личные...
Сравнивать работу таких групп между собой, можно, например, по формальному учебному результату. Но это будет несправедливо, ведь работали они в разных психологических условиях.
Сказанное выше не означает, что данный способ деления всегда неэффективен. Его успешно можно применять в том случае, если педагог хорошо знает класс и понимает, что стоит за делением учащихся на группы по желанию. Или в том случае, если ребята только учатся работать в группе и важен не результат, а процесс. Такое обучение действительно часто проходит проще и комфортнее в группе эмоционально близких людей.
Если хочется соединить комфортность и обучение работе в группе малознакомых людей, можно усложнять процедуру выбора по желанию. Например, можно предложить группам разбиться на пары—тройки по желанию, а затем с помощью жребия объединить эти группки между собой в несколько малых групп. В результате объединения диад и триад получатся так называемые случайные группы.

Случайным образом

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) люди, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.
Временами участникам таких объединений приходится брать на себя обязательства и функции, не свойственные им: руководить (тем, кто привык быть исполнителем), продуцировать идеи (тем, кто привык действовать по шаблону), подчиняться требованиям другого (тем, кто привык всегда и везде руководить).
Участники как бы попадают в безвыходное положение: им нужно с помощью имеющихся человеческих ресурсов решить учебную задачу. Поэтому иногда приходится осваивать новые виды деятельности. В таких ситуациях далеко не всегда все проходит гладко. Возможны конфликты, решать которые участникам должен помогать грамотный ведущий.
Иногда в силу стойкого противостояния участников друг другу будет правильно несколько изменить состав такой «случайной группы».
В целом этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед ведущим стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае ведущий должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.
Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.

По определенному признаку

Такой признак задается либо ведущим, либо выбранным участником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная — согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.
Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить людей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой — изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся людей. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела — конкуренции).
Любое разделение на группы так или иначе создает противопоставление «мы» — «они». Этот способ — в большей степени, чем другие. Поэтому он может быть интересен в одних ситуациях и опасен в других.
Если есть время, деление на группы по определенному признаку можно организовать для участников в форме решения совместной задачи. Руководитель сам делит участников на группы по определенному признаку, не сообщая им его. Задача участников — понять, какой признак объединил их между собой и одновременно отделил от других учеников класса.

По выбору «лидера»

«Лидер» в данном случае может либо назначаться организатором (в соответствии с целью, поэтому в качестве такового может выступать и аутсайдер), либо выбираться игроками. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.
В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».
Можно прибегнуть и к следующей процедуре: когда «не разобранными» остаются последние 2–3 человека в классе, ведущий объявляет своеобразный аукцион. Он заявляет, что цена каждого игрока резко возрастает к концу и теперь «лидеры» должны не просто назвать имя желаемого игрока, но и обосновать его ценность для команды. Участники же, выслушав их, сами определят группу, в которую они пойдут. Таким образом, вокруг непопулярных членов группы возникает ажиотаж.

По выбору педагога

В этом случае ведущий создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.
Мы уже говорили о том, что детей и подростков нужно специально обучать навыкам групповой работы. В том числе и способам формирования групп. Высший пилотаж — это когда сами ученики способны назвать способ деления на группы, который будет наиболее эффективным для решения той или иной учебной задачи.

Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест уч-ся в классе. Для парной работы удобны обычные ряды, для групповой же работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребенок видел своих собеседников; не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы группы; был в пределах досягаемости от членов групп (чтобы дети могли соединить протянутые руки, показывая завершение работы). Дети любят переставлять парты, предлагая при этом самые разнообразные варианты их размещения.

У группы должна быть ориентация только на мыслительную работу. «Мы группа, значит, мы способны действовать», - говорят дети, соединив вместе руки перед началом работы.

Какие роли должны быть в группе? Здесь есть много вариантов, например:

  1. организатор – отвечает за работу группы в целом;
  2. спикер – выступает перед классом с готовым решением группы;
  3. секретарь – записывает высказанные идеи и решения;
  4. критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;
  5. контролер – проверяет все ли поняли принятое решение.

Вот другой вариант: капитан, докладчик, писарь, бодрила, контролер. Важно, чтобы все члены группы побывали в каждой из выделенных ролей.

ЭТАПЫ ОБСУЖДЕНИЯ

Итак, групповая форма работы на уроке становится привычной. «Затем я разделю учеников на 4 группы, и они будут совместно решать задачи...» — сегодня такую или похожую фразу можно довольно часто услышать от учителя, разрабатывающего сценарий своего урока на методическом объединении. Мы киваем, легко соглашаемся и движемся в обсуждении урока дальше. Напрасно. Стоит остановиться и с этого момента копнуть глубже: «А зачем делить детей на группы? Как делить? Как давать инструкцию?»
Формирование групп — очень важный, но лишь начальный этап работы. Далее следует не менее важный этап — организация работы группы. В проблемно-поисковых образовательных технологиях разработаны некоторые нормы, если хотите — каноны учебного взаимодействия в группах, с которыми стоит познакомиться.
Независимо от того, как конкретно была сформулирована учителем цель группового обсуждения, можно выделить следующие этапы этого процесса.

Первый этап

Выдвижение каждым участником своих гипотез, версий, изложение своей позиции. От остальных участников требуется терпение, уважение к чужой точке зрения, безоценочное принятие всего сказанного. Желательно фиксировать на бумаге все высказанные гипотезы, для того чтобы затем каким-то образом выразить свое отношение к каждой из них.

Второй этап

Обсуждение высказанных гипотез. Как вариант, обсуждение может вестись параллельно с генерированием идей: идея высказана и сразу же обсуждена, высказана следующая и также обсуждена. Для школьников это достаточно сложно. Целесообразнее сначала зафиксировать все существующие мнения (выделив на это некоторое конкретное время), а затем обсудить их. Для грамотного обсуждения участникам необходимо самостоятельно выработать некоторые критерии оценки идей. Участникам также очень понадобятся социальные умения, связанные с цивилизованным обсуждением: умение слушать, соблюдать определенный порядок обсуждения, аргументировать свое согласие и несогласие...

Третий этап

Выработка группового решения. Оно рождается в процессе критической оценки предложенных вариантов и выбора общего, наиболее оптимального из них. Группа должна быть готова обосновать свой выбор. Нахождение общего решения — сложный, драматичный процесс, так как в группе могут оказаться участники, категорически не согласные с большинством, имеющие свое, частное мнение (обоснованное или необоснованное — это пока нами не обсуждается).
Дальнейшее развитие событий зависит от цели обсуждения. Если для педагога важно, чтобы участники группы пришли к общему решению, то он с самого начала твердо озвучит соответствующую инструкцию и в ходе обсуждения будет настаивать на принятии единственного для группы варианта. Естественно, он при этом в полной мере будет осознавать всю драматичность обсуждения, проходящего в группе, поддерживать отдельных участников, а в конце урока или после него обязательно вернется к обсуждению того, «как все это было». Если же педагог решает задачу проблемного характера и ему важно вывести учащихся на общий способ решения учебных задач того или иного вида, то он заинтересован в выдвижении всех аргументированных идей. В этом случае ему важно замотивировать учащихся, имеющих частное мнение, на серьезную проработку собственной аргументации и разрешить им представлять на этапе презентации итогов работы собственную позицию.
А если аргументация такого несогласного слаба? Здесь возможны различные варианты поведения педагога-ведущего. Если он не хочет подставлять самооценку ученика под удар (у него, педагога, есть веские для этого основания), он может просто силой данной ему власти отказать ученику в выступлении, пообещав, что обязательно рассмотрит его аргументы в частной беседе. Он может разрешить выступление, считая, что данному ученику для развития его личности полезно побывать в ситуации поражения. Естественно, что педагог окажет ему всю необходимую эмоциональную поддержку и на уроке, и после.

Четвертый этап

Обсуждение итогов работы групп. Группа выдвигает из своих рядов выступающего, который рассказывает о результатах ее работы. Мнения групп фиксируются на доске и затем обсуждаются.
В зависимости от целей групповой работы дальнейшее обсуждение может протекать по-разному.
Если педагогу важно, чтобы был выбран правильный (самый лучший) результат, то ему предстоит с помощью грамотно заданных вопросов подвести учеников к выработке критериев оценки результата: «Посмотрите на предложенные варианты. Какой лично вам нравится больше? А чем он отличается от остальных? Что же для вас было самым главным при выборе правильного варианта? Как вы теперь представляете себе самый лучший вариант? Каким требованиям он должен соответствовать?» Таким образом ученики могут выйти на самостоятельное формулирование правила, критериев оценки, оптимального способа учебного действия.
Если педагогу важно показать, что решения могут быть разными — он может задать ученикам другие вопросы: «Почему результаты оказались разными? Что было важно для первой, второй и других групп? А какие еще могли бы быть варианты?»

Пятый этап

Обсуждение процесса работы. Он не так часто встречается в реальной практике. И понятно почему: в большинстве случаев для педагога групповая работа служит средством решения конкретной задачи урока (нахождение общего способа решения, обнаружение разнообразия подходов и т.д.). Поэтому в лучшем случае он спросит участников, было ли им комфортно. Это тоже неплохо.
Но возможностей у процесса обсуждения гораздо больше. Можно задать ученикам вопросы: «Понравилось ли вам обсуждение? Что давалось легко? Что было трудно? Какие проявления в поведении участников группы способствовали работе, а какие мешали? И наконец, что нужно было изменить, для того чтобы обсуждение проходило более эффективно?»
Таким образом, обсуждение позволяет вывести участников на рефлексию способов групповой работы и тем самым, естественно, развить умение работать в группе. У педагога появляется надежда, что в следующий раз обсуждение пройдет успешнее уже потому, что некоторые учащиеся осознали законы обсуждения, увидели возможности самосовершенствования.

МЕРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Таковы каноны работы учебной группы. А в каких случаях в принципе эффективно применение этой формы организации учебного процесса? В самом общем виде ответ прозвучит так: когда поставленная педагогическая задача требует для своего решения именно этого способа. Групповая работа, например, способствует развитию у учащихся навыков сотрудничества, ведения групповой дискуссии, нахождения общего решения. Она также стимулирует учащихся к творческому поиску различных вариантов решения задачи, к генерированию гипотез.
Естественно, что разные педагогические задачи диктуют свои требования к формированию групп и организации групповой работы.
Со стороны педагога по меньшей мере несерьезно (а в общем-то безответственно) считать, что достаточно объединить ребят в группы, дать им учебное задание и пойдет настоящая эффективная работа.
Все этапы групповой работы — формулирование собственного мнения, слушание чужих точек зрения, критическая оценка высказанных гипотез, групповая дискуссия по нахождению общего решения, презентация работы групп, рефлексия способов групповой работы — требуют, чтобы им специально учили. Причем учили не только детей,но и педагогов.

Деятельностный метод обучения, лежащий в основе курса математики Л.Г. Петерсон дает учителю возможность использовать групповые формы организации учебного процесса. Познавательная деятельность учащихся активизируется в процессе совместной исследовательской, поисковой и творческой работы.

Анализ анкетирования педагогов.

Все опрошенные педагоги используют групповые формы организации на уроке: 64% опрошенных педагогов пользуются групповой работой часто, 36% - иногда. Основные цели, которые ставят перед собой педагоги:

2. Развитие коллективного мышления – 82%

осуществление самоконтроля - 82%

развитие организаторских способностей - 67%

развитие навыков публичного выступления - 67%

умение распределять роли – 45%

умение планировать – 45%

3. Какие умения, на Ваш взгляд, развивает групповая работа?

навыки коллективной работы  - 91%

умение слушать других – 73%

умение быстро и эффективно работать – 64%

умение доказывать свою точку зрения – 54%

умение учитывать мнение других – 54%

умение находить компромиссы – 45%

умение распределять силы – 45%

4.Какие формы групповой работы Вы чаще всего используете?

- работа в группах сменного состава  - 91%

- работа в парах – 82%

- работа в группах постоянного состава – 18%

5. По каким принципам Вы формируете группы?

- по учебным умениям – 82%

- в зависимости от учебного задания – 64%

- по количеству (3-4, 5-7) – 54%

- по желанию – 36%        

- по личностным характеристикам или темпераменту – 27%

- по интересам – 18%

6.По каким критериям Вы оцениваете групповую работу?

- точность выполнения задания – 73%

- достижение цели – 54%

- презентационные умения учащихся – 9%

Другое: умение правильно и четко формулировать свои мысли;

старательность и заинтересованность во время выполнения задания;

все ли дети в группе участвовали в решении проблемы.

7.Определите положительные стороны групповой работы:

Дает навыки коллективной работы, развивает коммуникативные навыки, умение отстаивать свою точку зрения, распределять свои силы, более слабый ученик может почерпнуть знания от своих одноклассников, у детей снижается уровень тревожности, происходит взаимобучение, каждый может высказать свою точку зрения.

8.Определите отрицательные стороны групповой работы:

Слабые дети могут бездействовать, часто слабый ученик незаметен в работе, неумение находить компромиссы, сложно проконтролировать  и учесть вклад каждого ученика.

Маленькие кабинеты, большое кол-во детей в классе  

Анализ анкеты для учащихся.

1. Как ты считаешь, необходимо ли умение работать в группе современному человеку?

а) да – 100%

2. Какие умения и навыки, на твой взгляд, приобретаются в групповой работе?

  •  умение слушать других – 78%
  • умение договариваться – 78%
  • умение выбирать наиболее оптимальный способ решения – 71%
  • навыки коллективной работы – 71%
  • умение быстро и эффективно работать -64%
  • умение учитывать мнение других -57%
  • умение находить компромиссы – 50%
  • умение доказывать свою точку зрения – 43%
  1. Как бы Вы хотели объединяться в группы?
  • по желанию учащихся  - 93%
  • случайно -  7%
  • по выбору учителя -14%
  • работать в парах – 0%
  1. Есть ли у  Вас какие-нибудь пожелания учителям по организации работы в группах:

Чтобы в группах были ученики с общими интересами, чтобы учителя продолжили работу по выработке дисциплины при организации групповой работы, чтобы было побольше таких уроков.

  1. На каких уроках ты чаще всего участвуешь в групповой работе?

Технология – 57%

Физкультура – 50%

Алгебра, математика – 43%

Биология – 36%

География – 14%

Английский язык -14%

История – 14%

Классный час - 14%


Потенциал групповой работы велик. Но это серьезный, профессиональный прием работы. И чем чаще все мы, работающие с детьми, будем задавать себе вопрос: а зачем мы сейчас разделили детей на группы, — тем профессиональнее будет наша деятельность.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме «Задачи на составление уравнений. Применение технологии проблемного обучения в ходе организации групповой работы на уроке», математика 6 класс

применение новых технологий в образовательном процессе  Открытый урок по теме  «Задачи на составление уравнений.Применение технологии проблемного обучения в ходе организации  групп...

Организация групповой работы школьников на уроке технологии: аспект требований ФГОС (из опыта работы)

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция ученика для решени...

Организация групповой работы на уроке и занятии в ГПД: преемственность в работе учителя и воспитателя.

Идея группового обучения, где все обучают каждого и каждый обучает всех не нова.Одной из главных целей организации групповой деятельности является развитие мышления учащихся. Работа в группе пом...

Презентация "Организация групповой работы на уроках английского языка с использованием технологии обучения в сотрудничестве"

В презентации представлен алгоритм действий учителя при организация групповой работы учащихся на уроках английского языка с использованием технологии обучения в сотрудничестве...

Тема выступления: Организация групповой работы школьников на уроке технологии: аспект требований ФГОС (из опыта работы) 2017г.

Тема выступления: Организация групповой работы школьников на уроке технологии:аспект требований ФГОС (из опыта работы)  2017г....

Организация групповой работы на уроках технологии. Статья.

Педагоги давно установили, что основной акцент в преподавании должен делаться не на усвоении учащимися излагаемой информации и механическое запоминание ими материала, а на развитие мышления учащихся. ...

Технология организации групповой работы

Презентация рассматривает основные особенности групповой работы на уроках английского языка....