Легко ли быть ребёнком?
материал по теме

 Маркосян Асмик Генриковна

Для формирования правового пространства школы необходима реализация прав и свобод всех участников образовательного процесса.

Взаимное наделение ученика и учителя, как правами, так и обязанностями выступает одним из характерных признаков демократического типа педагогической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pedsovet.docx22.45 КБ
Файл prezentatsiya_pedsovet_legko_li_byt_rebenkom.pptx329.33 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педагогическом совете – уровень ОУ

Педагогический совет от   30.11.2016 г.

Тема «Легко ли быть ребёнком?»

Соавтор доклада: Маркосян Асмик Генриковна

.

Должность докладчика: классный руководитель 11 «А» класса, учитель английского языка.

Ведущая педагогического совета сообщает цели и задачи, объявляет порядок работы.

                     Цель педагогического совета: обобщение опыта и систематизация работы по проблеме защиты прав ребенка.

                    Задачи педагогического совета:

  1. выявление и обсуждение различных средств и способов решения защиты прав ребенка;
  2. разработка дополнительных мер, позволяющих адаптировать систему работы каждого учителя по укреплению правового статуса ребенка;
  3. побудить участников образовательного процесса делать Устав школы доступным и «живым» документом, для учеников, родителей.

Асмик Г. Уважаемые коллеги, сегодняшний наш педсовет посвящён правам ребенка, его тема «Легко ли быть ребёнком?»

Инна Г: С момента рождения ребенок взят под охрану государства и обладает следующими правами:

РОЛИК 1

Пространство, с которым ребенок сталкивается с момента своего рождения, в большинстве случаев, - это семья. Первые отношения, в которые вступает ребенок, - это его отношения с родителями - матерью и отцом, а также с братьями и сестрами.

Важная роль в процессе получения ребенком образования, безусловно, принадлежит его родителям или иным законным представителям, ст. 18 Закона РФ «Об образовании» гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Задача взрослых - помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества, создать ребенку условия для нормального физического и интеллектуального развития.

А насколько родители компетентны в этом вопросе, нам станет ясно, проанализировав результаты нашего опроса среди родителей учащихся нашей школы.

Асмик Г. (диаграмма 1)   я прочитаю вам маленький шуточный стих. 

Ну, а дома больше горя,
Отдохнуть бы нам у моря,
А здесь за хлебом посылают
И мусор без меня, как вынести, не знают.

Да, маме нужно помогать,
И подметать,  и постирать,
Но сколько можно мыть посуду?
Я лучше есть совсем не буду!


Ну а теперь о серьезном, мы провели опрос среди родителей разных классов. Было опрошено 52 родителя - насколько хорошо они знают о правах ребенка, о правах собственных детей. Я представлю вам
 результаты опроса родителей.

 (Раздаточный материал – «В помощь классному руководителю» включает календарь правовых дат, перечень нормативно-правовых документов по проблеме охраны детства). Инна Г: Хочется опять вернуться к ст. 18 Закона РФ «Об образовании». Напомню, она гласит: «Родители являются первыми педагогами».

  В современных условиях, когда определенная часть родителей не способна или не имеет объективной возможности стать для своего ребенка первыми педагогами, роль учителя значительно возрастает.

Асмик Г. Я хочу вас познакомить со некоторыми данными последних статистических исследований, которые проводились в России: детская смертность в России несколько раз выше, чем в среднем в мире. В России около 2 миллиона неграмотных детей. За год выявляются 25-30 тыс. преступлений, по которым потерпевшими признаны дети до 13 лет.  35-40 тыс. детей ежегодно бегут из дома. Если в 1987 году несовершеннолетних преступников в стране насчитывалось около 117 тыс., то в 2002 году уже более 200 тыс. Рост на целых 76%. По последним данным 40% детей подвергаются насилию в семьях; 16% учащихся испытывают физическое, а 22% психологическое насилие со стороны педагогов. Очень сильно выросло количество самоубийств среди детей, уже отмечаются самоубийства среди детей от 5 до 9 лет. Эти цифры конечно чрезвычайно тревожные, и это мы – педагоги должны разглядеть, понимать ребенка. Ведь очень часто дети стараются скрывать, что у них происходит в семьях. А что касается статистики нашей школы, они более чем обнадёживающие. Из 517 учащихся только 63 воспитываются в неполных семьях: мамой 53 ребенка, папой -5, родственниками – 4 ребенка.

Фильм – дети начальной школы отвечают на вопрос «Легко ли быть ребёнком?».

Быть ребёнком нелегко
В школу ходишь далеко
И портфель такой тяжёлый, 
И учитель снова новый.

Каждый день к доске зовут
Наиграться не дают, 
И за партой день за днём
Вахту мы свою несём.

"Не шуметь! Не шевелиться!
Не кривить гримасой лица!"
Каждый шаг грозит запретом,
Отдыхаем только летом.

Ну как вы уже поняли мы преступаем ко второй части нашего выступления – права ребенка в школе.

Инна Г: Для формирования правового пространства школы необходима реализация прав и свобод всех участников образовательного процесса.

Взаимное наделение ученика и учителя, как правами, так и обязанностями выступает одним из характерных признаков демократического типа педагогической культуры.

 В школах зачастую не соблюдаются физиологические и гигиенические требования к организации учебного процесса. Перегрузка умственная, физическая и психическая - лишь часть того айсберга, который называется нарушением права ребенка на хорошее образование.

 В школах периодически пренебрегают и узаконенными «Конвенцией о правах ребенка» правами ребенка на личную жизнь, отдых и досуг. Право на полноценный отдых гарантировано Конституцией РФ и законами об образовании. Речь идет об обеспечении возможности полноценного отдыха на каникулах, и в выходные дни. Но объем заданий на выходные дни по всем предметам порой перекрывает все разумные нормы. Нередко все то, что учитель не успевает дать в классе, задается на дом, хотя существуют «Санитарные правила и нормы» и у домашних заданий есть строгие временные рамки. В 1-м классе в первые полгода домашних заданий быть не должно, а со второго полугодия приготовление всех уроков должно занимать не больше 1 часа. Во 2-м классе - до полутора часов. В 3-4-м - до 2 часов. Максимальное время в 9-11-м классах - до 4 часов. Перерыв между уроками должен длиться не меньше 10 минут. Должно быть не меньше двух больших перемен по 20 минут. Если учитель, заканчивая объяснять материал, задерживает класс на несколько минут – это нарушение прав детей. Ведь в такой ситуации ребенок, покидав впопыхах в портфель книжки, едва добегает до следующего кабинета, порой, не успев даже зайти в туалет, отсюда последующие проблемы со здоровьем.

 Наиболее распространенной причиной психоэмоционального стресса среди подростков, как считают специалисты, являются неблагополучные взаимоотношения с учителями: грубость учителей отмечают 19,9% учеников, чрезмерную строгость – 20,5%, разделение на «любимчиков» и «не любимчиков» - 25,3%, а полное безразличие учителей – 15,75%. О наказаниях, используемых учителями. Закон охраняет учащихся от постановки в угол, не говоря уже о битье указкой или наделении обидными прозвищами - "тупицы" и прочее. Соответствующая статья «Конвенции о правах ребенка» гласит о том, что "школьная дисциплина должна поддерживаться методами, гарантирующими уважение и достоинство ученика". Даже, будучи выведенным из себя нерадивыми учениками, учитель не имеет права обзывать их, заставлять стоять перед классом или в углу.

 Недопустимо выгонять с урока - это нарушение права ребенка на получение образования (это в интересах и самого учителя - изгнанный в это время может пострадать от несчастного случая, и педагог будет виноват).

  Нельзя, как это часто бывает, не пускать в школу без формы и сменной обуви - это грубое нарушение упомянутого права.

  Особенно "любимое" учителями нарушение прав школьника - двойки за забытый дома дневник или болтовню на уроке. В законе особенно подчеркивается: оценки должны выставляться за знания, а не за поведение. Знают ли об этом педагоги, выставляющие двойки в дневник и журнал, - вопрос.

  Асмик Г. Ну а теперь результаты опроса учащихся нашей школы. Опрос был проведен среди        учащихся 10 -11 классов, участвовали 33 ученика. Опрос был проведен анонимно, и , на мой взгляд, есть некоторые ответы, которые заставляют задумываться. (диаграмма 2)  

Инна Г: Обобщая хочу сказать, что важным условием создания в школе устойчивой доброжелательной педагогической среды и атмосферы взаимного доверия и уважения должны стать:

1.  правовые отношения между взрослыми и детьми; 2.  учителем и учеником; 3.  семьей и школой, закрепленные в специальном разделе Устава образовательного учреждения о правах и обязанностях участников образовательного процесса в соответствии со статьей 13 Закона РФ "Об образовании".

Устав школы должен быть «живым» документом, доступным и известным для всех учеников, родителей и учителей. В нем должны быть закреплены, как формальные процедуры работы школы (особенности приема в школу, в профильные классы и исключение из них, порядок предоставления платных образовательных услуг, формы учета и контроля спонсорских средств учителями и родителями и т.д.), так и нормы взаимоотношений между участниками образовательного процесса.

В качестве положительного примера, следует сказать о том, что в некоторых современных образовательных учреждениях уже появились школьные конституции и даже сборники законов школы, возрождаются эффективные формы школьного самоуправления, направленные на демократизацию процесса школьного обучения и защиту интересов всех участников образовательного процесса.

Асмик Г. И в конце посмотрите Ералаш, выводы за вами.

Ералаш


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ РЕБЁНКОМ?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Легко ли быть патриотом"

"Арбатские вести" №22, 12 декабря 2007 г. Легко ли стать патриотом?Жизнь показала: нынешняя молодежь хочет активнее влиять на судьбу своей страны. Сейчас при поддержке властей развивается мол...

презентация " Легко ли быть молодым "

We discuss What is Hot with young generation?How do teens express their individuality?Why do teens choose a subculture?How much are teens in Russian liketeens in other countries?...

Легко ли быть сегодня заместителем директора по УВР?

Менеджмент, мотивация к профессии учителя, воспитание...

Урок в 9 классе "Легко ли быть подростком?""

Данный урок предназначен для проведения в 9 классе школ с углубленным изучением иностранных языков,работающих по УМК "Английский язык" О.В.Афанасьевой,И.В. Михеевой.Тип урока:Урок обобщения и применен...

план конспект открытого урока на тему: "Легко ли быть репортером?"

Урок английского языка на тему: "Легко ли быть репортером?"...

[Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?

Классный час на темуХорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым? Интересная и сложная тема! Попробуем разобраться в этом.Хорошо ли быть взрослым  - спрошу я вас, И наверняка получу ответ...

Классный час на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"

Классный час  на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"...