Доклад на тему "Системо-деятельностный подход"
учебно-методический материал на тему

Петухов Юрий Анатольевич

Доклад был представлен на ежегодном методическом объединении учителей-предметников в 2016 году. В работе показаны инновационные и нестандартные приемы в обучении гуманитарных дисциплин, в частности истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sist._deyatelnostnyy_podhod._doklad.istoriya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему системно –деятельностный подход в истории.

Системно-деятельностный подход в обучении тема  актуальная, потому что в современных условиях именно такой  подход создает основу для получения качественно новых результатов.

        1.Многие годы целью обучения было овладение системой знаний. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, датами. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний показывают хорошие результаты, но  вместе с тем   показывают низкие результаты при выполнении заданий, связанных с наблюдением, классификацией, сравнением, изложением  своих мыслей. Неслучайно по причине этого будут изменены правила ЕГЭ в 2015 году. Например, уже в этом году будет введено обязательное школьное сочинение, отмененное несколькими годами ранее.

        Новая система образования 21 века основана в первую очередь  на умении  школьников самостоятельно учиться, приобретать знания и конечно же применять их на практике.

       Это в особенности значимо по той причине, что среди наиболее востребованных профессий последнего времени (напр. Менеджер по логистике, системные аналитики) лидируют позиции, связанные с широтой мышления, умением точно и вовремя сформулировать мысли, предложить какие-то действенные идеи.

        Не случайно  требования меняются не только к ученику, но и в целом ко всей школе.  Основой реализации новых стандартов является системно-деятельностный подход. Он предполагает включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, готовит  для жизни, для профессии.

        2. Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир. Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той, которая  в школе, рождает проблему: неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе. Не случайно, что около половины выпускников ВУЗов вынуждены работать не по специальности. Причем наиболее это развито среди педагогических профессий.

        3.Обучать - значит делать учение мотивированным, учить ученика оптимально организовывать свою деятельность, помогать сформировать умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель не должен просто «натренировывать» ученика в выполнении каких-то приемов, операций - эти операции должны быть осмыслены и приняты учеником, в идеале - он должен сам находить пути решения.

        Любая деятельность начинается с постановки цели, значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы возник у учащихся познавательный интерес, надо их столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию, а  чтобы решить её, выполняются учебные действия, на этом этапе надо создать ситуацию успеха.

Важный компонент системно - деятельностного подхода - это самоконтроль и самооценка.

        Структура урока при таком подходе включает 3блока:

-  1. мотивационный, на котором ставится учебная задача;

- 2. планирование и организация деятельности, здесь нужны  действия с созданием успеха, именно на этом этапе вырабатываются Умения и навыки;

- 3. самоконтроль и самооценка, такая последовательность необходима на любом системно - деятельностном уроке.

 

В широком смысле такой подход означает способность учащегося к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового опыта.

У каждого предмета есть свои особенности на системно-деятельностной основе. Например, при изучении иностранного языка это достигается не изучением времен по таблицам, заучиванием правил произношения, а непосредственно в процессе диалога, как ученик-ученик, так и учитель-ученик.  Потому как иностранному языку можно выучиться только в процессе общения.

Системно - деятельностный подход в математике требует применения умений в  теории. Позиция учителя математики должна быть такова: к классу  не с ответом, а с вопросом. Ученики должны уметь на уроке выделять, сравнивать, обобщать, т.е. владеть теми универсальными способами, которые им пригодятся на практике. Например, при изучении геометрических фигур можно спросить, какие вам знакомы и где вы их встречали, где можно использовать ту или иную фигуру, или, к примеру, как теория вероятностей может выиграть в лотерею.

         Урок технологии как никакой другой может хорошо пройти только с применением такого подхода: минимум теории, больше практики.

Что касается урока истории и обществознания, то  здесь мы можем видеть  следующее: умение формировать  способы  и навыки  работы с разными источниками информации, умение работать с документами, с понятиями, проектировать ответ темы  по алгоритмам, памяткам, и самое главное уметь проводить параллель истории с современностью, заставить учащегося думать, что если бы было так, а не наче, как то или иное событие повлияло на ход истории, какой человек оставил после себя след в истории, кардинально поменявший ее ход.

История – это такая наука, применение которой можно найти на каждый день.

Все мы знаем, что она имеет особенность повторяться, идти по спирали, и тем более значимей становятся уроки-диспуты, уроки-обсуждения. Особенно в свете последних событий некогда братской нам страны под названием Украина.

Проведения  обычных уроков говорит о том, что без системно-деятельностного подхода они превращаются в уроки-лекции, уроки-выступления. Чтобы этого избежать нужно всячески применять новые подходы в обучении, в том числе с использованием ИКТ.

Не менее интересным в рамках подхода на уроках истории становятся интеграционные формы, т.е сочетания какой-либо темы в рамках 2 предеметов.

 Например,  урок математики и истории на тему «История пропорций и дробей и их практическое применение в архитектуре строений Древнего мира».

Урок-игра с участием учителя обществознания и социального педагога на тему «К чему обязывают права?» На данном уроке можно узнать права и  обязанности людей, и как сделать так, что бы не выйти за пределы разумного, что у человека помимо прав, есть еще масса обязанностей, и долг каждого – их соблюдать.

 Интегрированный урок истории и русского языка «Алфавит и письменность в древнерусском государстве и первые письменные источники Древней Руси». На данном уроке учителем истории  будет раскрыта тема возникновения письменности и азбуки Древней Руси, а так же будут обобщены знания по русскому языку.

 Лабораторная работа по обществознанию и математике по теме «Бизнес и предпринимательство». Не менее интересный урок, когда на обычном уроке обществознания ученик может узнать основы предпринимательского дела, а так же необходимые знания в счете и математике.

Практическое занятие по теме «Великие географические открытия», на котором можно узнать собственно саму историю открытий, главных действующих лиц, а так же карту мира того времени, сравнив ее с сегодняшной. Таким образом, будет учтена и география и  история.

         Современные учебники истории предлагают довольно большое количество документальных источников, которые могут активно использоваться педагогом в ходе обучения детей навыкам работы с текстами.

Как можно работать с источниками на уроке  истории, применяя системно-деятельностный подход?

1. Технология воспроизводящего уровня, что предполагает выписки основных понятий, ответы на поставленные вопросы, узнавание в тексте источника изученных фактов, событий; составление простого плана.

2. Технологии преобразующего уровня. Преобразующий уровень предполагает разбор документа, выделение в нем главной идеи; самостоятельный отбор, группировка фактов; составление развернутого плана. На этом этапе предлагается обучать составлению тезисов. Для этого целесообразно:

- внимательно прочитать источника, следить за развитием главной мысли;

- составить план документа, исходя из его содержания;

- развернуть каждый пункт плана в виде одного – двух предложений,

- проверить правильность выполнения работы: все ли основные положения источника раскрыты в тезисах, нет ли расхождений между формулировкой темы и ее раскрытием в тезисах.

          Изложение в тезисах требует  умственной деятельности и способствует эффективному усвоению материала.

          По содержанию документа или его определённым частям формулируются вопросы для проверки степени понимания, например:

1) О чем было сказано в документе?

2) Что мы узнали?

3) Как вы понимаете это место, это выражение?

 Проделав такую работу, учащимся будет легче усваивать не только  школьные уроки, но и   курс высшей школы.

   Очень важными являются на этом этапе интонации, постановка голоса, акценты и др. Как начать свою речь, чтобы сразу привлечь к ней внимание? Можно начать с уместной цитаты, с пословицы и поговорки, с проблемного вопроса. Они сразу активизируют слушателя, включают его в работу.  Например,  слова Александра 1: «Я пришел бы к вам раньше, но меня задержала храбрость ваших солдат».

Что имел ввиду император, говоря такую фразу, о чем он хотел сказать и почему именно так сказал? При каких обстоятельствах могло такое быть сказано? Благодаря проблемной постановке вопроса, ученики сразу получают, как минимум, 3  целевые установоки:

1Надо: вспомнить то, что изучали на прошлых уроках,

2могу – применить знания на сегодняшнем уроке,

3Хочу – узнать на уроке новое и найти ответ на поставленный вопрос.

Какие принципы обеспечивают реализацию деятельностного метода в преподавании истории?

1) Принцип деятельности - ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и форму своей учебной деятельности, понимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании.

 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения, с учетом возрастных психологических особенностей .

 3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного представления о мире (природе, обществе, самом себе)

4) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалоговых форм общения.

Какой должна быть деятельность учителя для обеспечения результативности урока вне типологии?

1.        Систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

2.        Использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

3.        Учитель на основе технологии диалога обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

4.        Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

5.        Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися.

6.        Задаёт задачи и формирует четкие критерии самоконтроля и самооценки.

8.        Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9.        Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

10.        Создаёт атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

11.        На уроке должна осуществляется связь «учитель – ученик».

Говоря о системно - деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела –  это все то, что направлено на практическое общение и преполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.

Системно - деятельнстный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к жизни  в постоянно изменяющихся условиях.

  Что я использую в своей школе (для справки).

  Я использую на уроках истории: работу с источниками, даю конспектировать, выделять главные мысли, фиксировать тексты в виде тезисов.

На самом уроке истории или обществознания задаю вопросы перед некоторыми темами, вводные вопросы, которые предваряют основную тему. Либо в процессе самого урока устраиваю дискуссию по каким – либо вопросам.

Ученики могут писать минисочинения на тему исторической тематики, проводя параллели на современную действительность.

Т.е ученики сами должны прийти к осмыслению того или иного вопроса.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, использование системно-деятельностного  подхода – беспорный шаг вперед    в обучении. Его можно применять на многих уроках и многих темах, сочетать одно с другим,  такой подход позволяет вносить разнообразие в преподавании, мотивирует самих учеников и как следствие, готовит их к самостоятельной взрослой жизни.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Литература

1. Абдуллаев Э.Н. Деятельностный подход в преподавании истории в рамках требований нового стандарта [Текст] / Э.Н. Абдуллаев // Преподавание истории в школе. – 2012. – № 1.

2. Иоффе А.Н. Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся [Текст] / А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2012. – № 1.3. Киприянова Е.В., Якуба Е.П. Социализация школьников средствами исторического образования [Текст] / Е.В. Киприянова и др. // Преподавание истории в школе. – 2011. – № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Дифференцированный подход к учащимся с нарушением интеллекта на уроках русского языка.

Цели и задачи дифференцированного подхода.Работа по трём уровням сложности(высокий, средний, низкий)....

Доклад на тему: "Деятельностный подход в обучении английскому языку".

Деятельностный подход в обучении английскому языку...

Доклад на тему "Компетентностный подход в обучении"

Данный доклад предназначен для выступления на заседании методического объединения учителей математики и отражает основные положения компетентностного подхода в обучении....

Доклад "Приемы реализации деятельностного подхода"

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти п...

Доклад «Реализация системно –деятельностного подхода к обучению английского языка через ИКТ»

В обучении иностранным языкам существуют различные походы , различные стратегии. На современном этапе наиболее действенным, на мой взгляд, является системно-деятельностный подход .Его сущн...

Доклад «Технология дифференцированного (разноуровневого) подхода в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью»

Доклад «Технология дифференцированного (разноуровневого) подхода в обучении учащихся  с интеллектуальной  недостаточностью»...