Преподавание информатики в современных условиях
статья по теме

В статье приведены результаты мониторинга учащихся,  рассмотрены интерактивные он-лайн ресурсы, которые  оживляют учебный процесс и способствуют развитию навыков самостоятельной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_prepodavanie_informatiki_v_sovremennyh_usloviyah.docx837.16 КБ

Предварительный просмотр:

Н.А. Карепова
г. Санкт-Петербург

ГБПОУ СПбТК


Преподавание информатики в современных условиях

С  развитием информационных технологий стали меняться формы обучения учащихся: традиционные стали постепенно уступать позиции современным. Например, создатели прогноза «Образование-2030», составленного Агентством стратегических инициатив, утверждают, что привычные формы образования уступят место чему-то совершенно новому. Они считают, что «старой школе и старому университету нет места в мире будущего» [1] 

В то же время, другая группа ученых, таких, как  академик Башмаков считает сохранение педагогических традиций «от сократовского метода и до Ушинского» достоинством традиционной школы и предлагает следовать известному принципу – «не ново, но по-новому» [2] 

В любом случае, очевидно, что бурное развитие информационных технологий обогащает образовательную среду, более того, дает больше возможностей для самостоятельной работы учащихся. И здесь надо отметить, что меняется не только среда, но и субъекты образования - студенты

Новое поколение, которое называют «цифровыми аборигенами», мгновенно осваивает новые гаджеты и программы. Однако феномен клипового мышления, свойственный основной массе подростков, сопровождается слабой концентрацией внимания, а усвоение знаний возможно в этом случае только фрагментами.  

Чтобы учитывать все эти  факторы, принимая во внимание принцип доступности обучения,  в течение 3 последних лет мы проводим ежегодный мониторинг в группах студентов 1 курса нашего колледжа. Студентам предлагается ответить, в частности,  на такой на вопрос: «В каких формах легче воспринимать новый материал?» Опрос показывает, что слушать традиционные лекции студентам становится все труднее (27 %  предпочитающих лекции в 2014 году против 22 % в 2016) и в то же время растет процент учащихся, которые предпочитают больше работать самостоятельно,  используя фильмы и интерактивные ресурсы (72 % предпочитающих больше самостоятельности в 2014 против 75 % в 2016) (Рис. 1)

Рис. 1 Опрос студентов 1 курса, 2016 г

Учитывая пожелания студентов и выявленные особенности их восприятия, мы расширяем применение интерактивных ресурсов. Это и  ресурс Classtools.net, в котором мы используем диаграммы Исикавы –Fishbone ( Рис. 2) и различного типа диаграммы, например, «Бургер», когда перед нами стоит задача развивать системное мышление и навыки самостоятельной работы

Рис. 2 Использование диаграммы Исикавы в решении проблемных задач

Также мы  используем «learningapps.org» (Рис.3) -  как для закрепления пройденного материала, так и для его более детального освоения


Рис. 3 Использование ресурса LearningApps в закреплении темы

Широкое применение находят также  ресурсы Onlinetestpad и  Banktestov,  позволяющие создавать и решать кроссворды и тесты, Calameo.com,  Easеl.ly, позволяющие размещать материалы и  создавать современную инфографику и т.п.

На основании опыта можно сказать, что интерактивные он-лайн ресурсы оживляют учебный процесс, позволяют в течение урока менять вид деятельности, интуитивно понятны учащимся, просты и интересны, и поэтому без напряжения осваиваются учащимися, позволяя развивать тем самым навыки самостоятельной работы


Источники:

  1. Электронный ресурс http://nios.ru/node/10399 
  2. Электронный ресурс http://bashmakov.su/index/0-19 М.И.Башмаков "Проблемы школьного образования"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика подготовки к ЕГЭ по информатике в современных условиях

Как начать готовить к ЕГЭ, Где взять материал для подготовки?Советы бывалого...

Методическая разработка "Преподавание информатики в условиях фгос ооо"

В соответствии с ФГОС ООО курс информатика входит в предметную область «Математика и информатика». В работе (презентация) говорится о преподавании информатики в условиях фгос ооо, в чем новизна соврем...

Условия преподавания информатики в условиях реализации ФГОС.

Одной из основных целей общего образования - формирование представления об окружающей действительности. Осуществление межпредметных связей способствует формированию у обучающихся цельного представлени...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Сотрудничество как одна из ценностей культуры задает основания жизненно важным способам поведения и деятельности человека, обеспечивает особенности его самореализации, а также позволяет транслировать ...

Тема самообразования «Совершенствование методики и технологии преподавания биологии в современных условиях»

Тема самообразования «Совершенствование методики и технологии преподавания биологии в современных условиях»...

Актуальные формы и методы преподавания истории в современных условиях.

.  В  статье дан анализ актуальных методов преподавания истории, позволяющих эффективно решать образовательные задачи в условиях информационной перегруженности, высоких учебных нагрузок, цел...