Использование кейс - технологий в учебном процессе
учебно-методическое пособие на тему

Герасимова Елена Александровна

Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_teoriya.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  кейс - технологий в учебном процессе

        Родиной современного кейс-метода являются Соединенные Штаты Америки, а точнее – Школа бизнеса Гарвардского университета. Первый сборник кейсов был издан в 1921г.

Метод case-study (или, как писали в двадцатые годы, «метод казусов») был известен преподавателям экономических дисциплин в нашей стране еще в 20-е годы прошлого столетия. В сентябре 1926 года состоялась конференция преподавателей по экономическим дисциплинам в совпартшколах, на которых рассматривались вопросы применения различных методов и методик обучения, в том числе метод проектов или метод казусов. В период с октября 1924 г. по октябрь 1925 г. преподаватели совпартшкол ознакомились с методом казусов в одном из американских экономических журналах (Harvard Business Review) – органе Гарвардского университета.

В 1970-1980гг. применять кейс-метод в обучении стали и в России, сначала в МГУ, а затем и в других отраслях.

Отличительной особенностью метода case-study является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. 

Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.

Цели метода анализа ситуаций: 

  •  развитие навыков анализа и критического мышления;
  •  соединение теории и практики;
  •  представление примеров принимаемых решений;
  •  демонстрация различных позиций и точек зрения;
  •  формирование навыков оценки альтернативных

   вариантов в условиях неопределенности.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения,  на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная на формирование новых качеств и умений.

Кейс – метод

Кейсом называют письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации, предлагаемой обучающимся для анализа, определения сути заключенной в ней проблемы и поиска оптимального варианта решения ситуации.

Кейс должен:

  • быть написан интересно, простым и доходчивым языком;
  • отличаться «драматизмом» и проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы;
  • показывать как положительные примеры, так и отрицательные;
  • содержать необходимое и достаточное количество информации. 

По объему:

  • мини-кейс
  • кейс средних размеров
  • макро-кейс

Структура кейса

  • Название (интригующее, проблемное)
  • Контекст – это часть кейса, где собраны значимые      данные об окружающих (внешних) факторах которые помогают понять и интерпретировать проблему.
  • Случай - это определенная проблемная ситуация, которая нас интересует.
  • Факты - объективная информация (статистика, отрывки из документов, результаты анкетирования, экспертные мнения, фото и пр.).
  • Решения - вариативная часть кейса,  которая может содержать рефлексию, комментарии, сценарии, разработки, посылы к действию.

Варианты возможных решений

  • Вариант 1. Учащиеся самостоятельно должны найти оптимальный, по их мнению, вариант решения.
  • Вариант 2. В кейсе могут быть уже названы альтернативные варианты решения, но определить из них наиболее приемлемый предлагается учащимся, с обоснованием сделанного выбора.
  • Вариант 3. Кейс содержит описание уже принятого кем-либо в данной ситуации решения. Задача учащихся – определить, является ли данное решение оптимальным и предложить альтернативу ему, если это необходимо.

Кейс этнокультурной направленности.

Для того что бы лучше понять как составить кейс, мы нарушим последовательность структуры кейса.

1. Случай

Ученик 5 класса не смог вспомнить имен своих бабушек и дедушек, так как кроме как «бабушка» и «дедушка» их не называл.  Эта проблема очень обеспокоила учителя, т.к. ребенку будет сложно выполнить задание для внеклассного мероприятия. Это может  огорчить  и расстроить  ученика, и он будет испытывать дискомфорт. Из личной беседы  стало ясно то, что в семье мальчика не уделяется должного внимания  и уважения к родным людям старшего поколения.

2.Решения

  1. Беседа о важности и необходимости знаний  своих  корней.
  2. Провести конкурс рисунков  «Моя семья».
  3.  Выпустить стенгазету «Я горжусь...».
  4.  Устроить праздник.

Дальнейшая работа в данном направлении -  это исследовательская  работа на тему: «Моя родословная».

3.Контекст

С целью углубления в последующую проблему, можно использовать фото с изображением пожилых людей, семейное фото (межнациональные семьи), где четко прослеживается связь  поколений  с упором на необходимость и важность таких связей.

4.Факты                                                                                                                          

- Частная проблема                                                                                                  

Мудрые японцы  говорили: «Кто не знает своего прошлого, у того нет будущего». По результатам анкетирования выяснилось, что проблема ученика 5 класса не единична, а принимает масштабный характер.                  

- Общественная проблема.                                                                            

Вырастая, дети порой забывают о своих престарелых родителях, обрекая их на одиночество, а подчас и на мучения. В Конституции РФ (статья 38) и в семейном кодексе (статьи 87,88) прописаны права и обязанности по отношению к нетрудоспособным родителям. Те,  кто их не соблюдают,  нарушают  законы  государства.  ( Можно привести примеры  уважения к старшему поколению в разных конфессиях: в исламе, в буддизме, в православии. Уделить внимание тому, на чем основаны эти взаимоотношения.)

5.Название           

К своим истокам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий в учебном процессе

размышления учителя о совершенствовании учебного процесса с использованием современных технологий...

Методическая разработка "Использование информационных технологий в учебном процессе" - Электронная библиотека сайтов учащихся - дидактическое средство образовательной программы «От странички к Web-сайту»

«Электронная библиотека сайтов учащихся» представляет собой электронный сборник проектов учащихся, выполненных за последние пять лет. Этот электронно-образовательный ресурс (далее ЭОР) может быть испо...

Кейс – технологии в учебном процессе

Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы ...

Использование кейс-технологий в образовательном процессе.

Использование современных технологий с образовательном процессе....

Кейс-технологии в учебном процессе

Кейс-технологии в учебном процессе...

Урок по теме "Информационные технологии и общество. Использование информационных технологий в учебном процессе", информатика, 9 класс.

Урок по теме "Информационные технологии и общество. Использование информационных технологий в учебном процессе" может быть проведен на уроке информатики в 9 классе, используются материалы &l...

Кейс-технологии в учебном процессе

Кейс-технологии на уроках химии...