Нетрадиционные формы организации физкультурных занятий
материал на тему

Поминов Андрей Валериевич

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь. Поэтому внедрение инновационных технологий и оздоровительных мер в воспитательно – образовательный процесс, подготовка ребёнка к здоровому образу жизни на основе нетрадиционных форм организации физкультурных занятий является приоритетным направлением деятельности нашего  учебного заведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«МОИ ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ»

НОМИНАЦИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ТЕМА

«Нетрадиционные формы организации  физкультурных занятий»

                                                                           Поминов Андрей Валериевич  -

                                                                           учитель физической культуры

                                                                          МКОУ «Поселковая СОШ»    

                                                                          Поворинского муниципального

                                                                           района Воронежской области

2016 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

  1. СЮЖЕТНЫЕ ЗАНЯТИЯ
  2. ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ
  3. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ
  4. ЗАНЯТИЯ НА СВОБОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
  5. ДВИГАТЕЛЬНЫН ТВОРЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
  6. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
  7. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
  8. ОЦЕНКА  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СТОРОНЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ, КОЛЛЕГ.
  9. ПРИЛОЖЕНИЯ №1-6

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности. Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Исторически физическая культура складывалась,  прежде всего, под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду. Вместе с тем по мере становления систем образования и воспитания физическая культура становилась базовым фактором формирования двигательных умений и навыков. В последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Родители, медицинские и педагогические работники констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья. Это касается в первую очередь нервной системы и опорно-двигательного аппарата.

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь. Поэтому внедрение инновационных технологий и оздоровительных мер в воспитательно – образовательный процесс, подготовка ребёнка к здоровому образу жизни на основе нетрадиционных форм организации физкультурных занятий является приоритетным направлением деятельности нашего  учебного заведения.

Целью моей работы является сохранение и укрепление здоровья детей через нетрадиционные формы организации физкультурных занятий и оптимальная реализация оздоровительного, воспитательного и образовательного направления физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка.

  1. Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Понятие «инновация» теперь уже прочно вошло в педагогический обиход. Только в последнее время появилось несколько определений, близких по смыслу, но отличающихся своими «оттенками»:

  • процесс улучшения путем внесения каких-либо новшеств;
  • акт введения чего-либо нового: что-то вновь введенное;
  • новая идея, метод или устройство;
  • успешное использование новых идей;
  • изменение, которое создает новые аспекты в деятельности;
  • творческая идея, которая была осуществлена;
  • нововведение, преобразование в экономической, технической, социальной, педагогической и других областях, связанное с новыми идеями, изобретениями, открытиями.

Синонимами понятия «инновация» являются слова «новшество», «открытие», «изобретение». И хотя они отличаются по смыслу, в любом случае, все эти понятия связаны с результатом – творческой деятельности, креативностью. Вместе с тем, по мнению специалистов, если креативность подразумевает выдвижение новых идей, то отличительным признаком инновации является воплощение её на практике. Главное отличие слова «инновация» от других понятий в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, связана с внедрением новых педагогических технологий. Педагогическая технология – построение системы целей (от общих к конкретным) для достижения определенного результата развития ученика с высокой вариативностью использования методов, приемов, средств и форм организации обучения. Инновационная деятельность является фактором развития творчества педагогов. Инновационная педагогическая деятельность представляет собой сложный динамический процесс, центральной фигурой которой является учитель. Развитие школы, прогресс в отдельных направлениях ее работы могут осуществляться только как инновационный процесс: замена устаревших и неэффективных средств новыми средствами для данных условий и более эффективным.  Использование альтернативных  нетрадиционных) физкультурных занятий  в урочной и неурочной деятельности обеспечит повышение интереса к физкультуре и улучшению здоровья, если:

— создать систему интересных физкультурных занятий;

— продумать специально организованную методику физкультурных занятий, включающую отбор форм проведения, содержания, методов и приёмов;

— положить в основу нетрадиционных форм физкультурных занятий следующие критерии: интерес к физкультуре, уровень физической подготовленности и состояния здоровья, сложность содержания физкультурных занятий.

       Специфика предмета позволяет использовать многообразие форм организации деятельности: сюжетные занятия, игровые творческие занятия, физкультурно-познавательные, занятия на свободное творчество, двигательные творческие занятия, собственную исследовательскую деятельность учащихся. Данные формы    более конкретно подходят к решению задач новых образовательных стандартов.  Такие занятия   связаны с оригинальностью их проведения.  Развиваются способности и личность ученика, снимается напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, формируются навыки учебной работы, собственно учебной деятельности, оказывается глубокое эмоциональное воздействие на детей.

    Работая над проблемой, я понял, что само физическое воспитание и создание положительного эмоционального настроя в процессе двигательной деятельности - это 99% успеха в освоении предлагаемых заданий и 100% успеха в решении задачи по формированию желания выполнять физические упражнения ежедневно.

   В своей работе я полагаюсь на следующие  творческие принципы:

  • отказ от шаблона в организации урока, формализма в проведении;
  • вовлечение всех учащихся класса в активное взаимодействие с использованием различных форм групповой, индивидуальной работы;
  • занимательность и увлечение - основа эмоционального тона;
  • поддержка альтернативности, учет множества мнений;
  • развитие функции общения, как условия обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовольствия;
  • «скрытая» дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям, склонностям;
  • использование оценки в качестве формирующего, а не только результирующего инструмента.
  1. СЮЖЕТНЫЕ ЗАНЯТИЯ.

    Сюжетные занятия представляют собой мини-спектакль, разыгрываемый с  детьми (преимущественно 5-7 классов) с помощью различных физических упражнений. Структурными составляющими его могут быть подвижные игры различной степени подвижности, игры, представленные в виде мини-сказок, а также упражнения, гармонично отражающие сюжетную линию занятия, сказочные (несказочные) персонажи и т.п. Данные занятия  способствуют не только накапливанию детьми двигательного опыта, но и расширению кругозора детей.  В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету (например, в комплексе «Мы строим дом» применяются упражнения: «Поднимаем кирпичи», «Кладем раствор», «Игра с песком» и т.д.  (Приложение 1).

Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям школьников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.

При разработке сюжетных занятий я:

  • во-первых, определяю задачи: укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности; гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки; совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств; развитие психических способностей и эмоциональной сферы; развитие музыкально-ритмических способностей, воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями;
  • во-вторых, подбор средств и методов физического воспитания определяется возрастными (анатомо-физиологическими, психологическими и моторными) особенностями детей: используются различные физические упражнения, последовательность которых соответствует общепринятой трехчастной структуре. При этом упражнения, используемые в подготовительной и заключительной частях занятий, а также этюды психогимнастики, танцы и игры можно менять через 2-3 занятия, варьируя их в соответствии с сюжетом. Комплексы общеразвивающих упражнений, используемые в основной части, целесообразно выполнять на протяжении 15-16 занятий, постепенно усложняя упражнения и увеличивая нагрузку. При дозировке упражнений необходимо учитывать уровень подготовленности и индивидуальные возможности детей.
  1. ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

Игровые занятия — это вид занятий, основной составляющей которых являются игры. Их проведение целесообразно после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, а также для обеспечения положительных эмоций.  Их главный признак наличие активных двигательных действий: бег, прыжки, лазанье, метание мяча и т. д., благодаря чему они являются признанным средством и методом физического воспитания и развития.   Воспитательное значение подвижных игр не сводится к развитию только таких ценных качеств, как быстрота, ловкость, ловкость, сила, выносливость, гибкость и другие. Развиваются интеллектуальные качества: наблюдательность, логическое мышление, сообразительность, память и т. д. По своей природе игра ненавязчиво побуждает её участников глубже и полнее использовать свои знания, умения и навыки в согласованных действиях с товарищами по команде, развивает мужество, решительность, внимание, мышление, чувство коллективизма, ответственности, взаимовыручки.  Вместе с тем придерживаться четкого правила, что занятие игрового типа должно состоять только из подвижных игр, не стоит. Помимо игр оно может включать упражнения игрового характера (мышки вышли на прогулку, медвежонок умывается, солнышко потягивается и т.д.), при проведении которых посредством эмоционально окрашенной речи педагога, тона, стиля общения с детьми занятие будет носить игровой характер.

Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. 

    Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия

Содержательная направленность практического использования игрового материала на уроках физической культуры заключается, прежде всего, в следующем:

  • если на проводимом уроке решается задача развития силы, то в него выгодно включать вспомогательные, подводящие игры, связанные кратковременными скоростно – силовыми напряжениями и самыми разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним. Основные содержательные компоненты таких игр включают в себя различные перетягивания, отталкивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы, тяжелой атлетики и т. д. Весьма эффективными для решения данной задачи оказываются также двигательные операции с доступными играющими отягощениями – наклоны, приседания, отжимания, подъемы, повороты, бег, вращения, или прыжки с посильным для них грузом. Сюда же следует отнести довольно полезные для силового развития занимающихся метания различных предметов на дальность;
  • для развития быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые и тактильные сигналы. Эти игры должны включать в себя физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кротчайший срок и другими двигательными актами, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника;
  • для развития ловкости необходимо использовать игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровкой;
  • для развития выносливости надо находить игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры.

Подвижные игры лучше всего применять на уроке в тесной взаимосвязи с другими средствами физического воспитания, путем комплексного использования с общеразвивающими, подводящими упражнениями.

В процессе практического проведения запланированных игр серьезное внимание необходимо уделять строгому соблюдению общепринятых на уроках физической культуры норм и правил техники безопасности как играющих, так и окружающих зрителей. Особенно внимательно к этому надо подходить при осуществлении игр, связанных с метаниями различных предметов (копий, гранат, палок, дисков, ядер, мячей).

Приложение 2.  Конспект игрового занятия по теме  «Развитие скоростно - силовых и координационных способностей»

  1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

  Познавательные физкультурные занятия – это форма работы с детьми, которая направлена на формирование знаний о пользе занятий физической культурой, воспитание потребности к самостоятельной двигательной деятельности.

     Жизнь - это система движений. Потребность в движении дана человеку природой.        Все процессы внутреннего мира ребёнка (удовольствие, удивление, сосредоточение и т.д.) можно выразить движением. Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребёнка и определяет его готовность к систематической учебе в школе, так как в его процессе формируется мотивация учебной деятельности: умение не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать обращение педагога и следовать его рекомендациям, управлять своими движениями.

         В движении заложены огромные возможности творческого, художественного потенциала личности. Недостаточная физическая активность ребенка ведет к дефициту познавательной активности, к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.         Заботясь о физической нагрузке детей-дошкольников, педагог не должен забывать о любознательности и пытливости в этом возрасте. Поэтому, прежде чем приступать к физическим упражнениям, полезно поставить ребенка перед необходимостью решения какой-либо задачи.

        В ходе познавательного физкультурного занятия   создаются условия для того, чтобы каждый ребенок на занятии стремился раскрыть свои возможности.  Дети, понимая пользу физических упражнений для организма, иначе реагируют на предложение выполнить то или иное упражнение (стараются выполнить упражнение правильно, внимательно слушают объяснения и задают вопросы если что – то не понятно). У школьников усиливается интерес и мотивация  к занятиям по физической культуре.


 

     Занятия физической культурой с образовательно-познавательной направленностью характеризуются следующими особенностями:

- небольшой продолжительностью подготовительной части  (до 5—6 мин), в которую можно включать как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, на гибкость, координацию, осанку), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активизации процессов внимания, памяти и мышления. Главное, чтобы используемые упражнения не характеризовались значительными физическими нагрузками, приводящими к утомлению. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с небольшой группой школьников);

-необходимостью выделять в основной части  образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент основной части  включает в себя теоретические знания и способы физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала его продолжительность может составлять от 3–4 до 10–12 мин. В свою очередь, в двигательный компонент входит обучение двигательным действиям и развитие физических качеств. Его продолжительность будет зависеть от того, сколько времени потребуется на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. При разработке содержания двигательного компонента необходимо включить в него обязательную разминку(5-7 минут), которая по своему характеру должна соотноситься с поставленными педагогическими задачами;

- зависимостью продолжительности заключительной части занятия от суммарной величины физической нагрузки, выполненной школьниками в его основной части, но не более 6—7 мин.

    Занятия с образовательно-предметной направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика, подвижные и спортивные игры, лыжные гонки, плавание). На этих уроках учащиеся осваивают новые учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения). Отличительные особенности планирования таких форм занятий:

  • планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: этап начального обучения; этап углубленного разучивания и закрепления; этап совершенствования;
  • планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамики нагрузки — с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения;
  • планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности: 1) гибкость, координация движений, быстрота; 2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности); 3) выносливость (общая и специальная).

     В подготовительной части занятия, продолжительность которой может достигать 8–10 мин, проводится обязательная разминка. Она включает в себя бег, прыжки, комплексы общеразвивающих упражнений на гибкость и координацию. Необходимо обеспечить постепенное повышение нагрузки на организм школьников, что достигается за счет включения в работу все большего количества мышечных групп, увеличения темпа и амплитуды выполнения упражнений. В основной части  (продолжительностью до 20 мин) учитель решает базовые педагогические задачи. Рекомендуется использовать подводящие упражнения, опираться на имеющийся у ребенка двигательный опыт. В заключительной части занятия (продолжительностью до 5 мин) целесообразно давать специальные упражнения на дыхание, подвижные игры на внимание и мышление, упражнения на координацию.

    Занятия с образовательно-тренировочной направленностью  проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки и решения соответствующих задач в относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала до окончания его основной части. В основной школе  проводятся преимущественно как целевые уроки и планируются на основе принципов спортивной тренировки: во-первых, с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке; во-вторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки; в-третьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной (по показателям частоты сердечных сокращений).

   Приобретаемые таким образом знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях. При этом, развивая самостоятельность, необходимо ориентировать учащихся на использование учебного материала, не только освоенного ими на уроках физической культуры или на уроках по другим учебным предметам, но и изложенного в учебниках по физической культуре.

Приложение 3. Конспект физкультурно-познавательного занятия ««Fort Boyard»

  1. ЗАНЯТИЯ НА СВОБОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

. Цель занятий на свободное творчество: выявлять и развивать творческие двигательные способности детей в каком-либо виде спорта; вырабатывать умение преодолевать физические и психологические препятствия; учить чувствовать движение, наслаждаться им и получать радость и удовлетворение от него.

        

Методические рекомендации. С детьми  двигательная деятельность на свободное творчество организуется индивидуально через занятия по интересам. Занятия проводятся, когда имеется определенный двигательный опыт, есть интересы и способности детей к разным видам спорта. Вначале с частичным включением движений на творчество, затем полностью, но с осуществлением техники безопасности и страховки. Нельзя мешать, детям пробовать свои творческие возможности в любом виде двигательной деятельности, независимо от их физической подготовленности. При выполнении отдельных движений или целой программы на свободное творчество не спешите подсказывать, пусть ребенок сам ищет, подбирает, составляет и творит. Вы только осуществляете страховку для его безопасности и направляете, если это необходимо.

Приложение 4.  Конспект  физкультурного занятия на свободное творчество

                                 «Кто придумает лучше»

  1. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Двигательные творческие занятия по физической культуре позволяют легко решать проблемы двигательной активности: дети движутся все одновременно в разных направлениях, в удобном для каждого ритме и темпе, выполняя двигательные действия с большим удовольствием. Ситуация, когда детям предоставляется возможность выбирать, является началом их творческих, еще не осознанных поисков, поддерживает интерес к процессу, стремление многократно повторить движение. А моя  задача в этой ситуации – наблюдать, возможно - индивидуально корректировать движения, время от времени делать предметом общественного внимания, действия отдельных детей, создавать ситуацию успеха. Общий и двигательный уровень детей, позволяет мне  побуждать их к инициативным действиям уже на уровне формирования игрового замысла. Например: «Подумайте, какие можно взять предметы, как их расставить, чтобы получились «норки», в которые могут юркнуть «мыши», что может быть большими и маленькими «пенечками», с которых будет удобно прыгать?  Подумайте, как двигаться, чтобы быть похожими на диких животных, «кошка ходит грациозно» - вслушайтесь какое необычное слово, лапки ставит мягко, голову не опускает и может легко взобраться на любой предмет. Дети имеют возможность экспериментировать с движениями, видоизменять их в зависимости от ситуации. На каждом занятии я  стараюсь  находить место и время для творческих заданий, для детского самовыражения, для проявления инициативы, выдумки. Когда  надо прибегнуть к волшебному «как будто» при постановке двигательной задачи творческого характера,  стараюсь использовать все средства художественной выразительности – соответствующую интонацию голоса, мимику, жесты. Дети «входили в образ» и выполняли упражнения не только вместе со мной, но и сами показывали «диких животных, которые греются на солнышке», «птичек, гуляющих по городу» и т.д. Основой импровизационных реакций детей стало развитое воображение. Предопределило его развитие целенаправленное формирование двигательного опыта, стержнем которого является возможность выбора. Огромный пласт для творческой работы нам представляют физические упражнения. Так иногда я  не показываю детям знакомое упражнение, а только называю его, давая детям возможность вспомнить. Предлагаю выбор: «ноги (сидя на полу) можно поднимать обе или поочередно по одной. Возьмите для упражнений предметы, которые нравятся (флажки, ленточки, платочки и т.д.), иногда говорю детям так: «Сегодня все (или некоторые) упражнения придумайте сами. Я буду только подсказывать, для какой части тела они должны быть.       

Если предусматривается на занятии придумывание упражнений детьми, то тогда дети свободно размещаются по залу. Так детям свободней и они видят «придумки» товарищей. Через игровые задания  часто закрепляют и основные движения. Я делаю так, чтобы в самом названии игровых заданий уже содержалась подсказка, что надо делать и направленность на результат, то есть возможность заглянуть вперед и по-своему, а значит осмысленно действовать. Очень важно, чтобы они стали не только показателем уровня обученности детей, но и мотивом формирования двигательного воображения. «Кто попадет?»-  задание, размещая на разной высоте и разном расстоянии сразу несколько мишеней,  разной величины и разной конфигурации.  Обучающиеся  бросали мешочки с песком, в разные цели любым способом.  Затем спрашивал у детей: «В какую мишень сверху бросали не так (или также), как в нижнюю? Как это можно сделать по-другому?»  Организуя детей, вначале занятий, я  не всегда строю их в шеренгу или колонну. Иногда я использую подвижные игры с элементами строя, например: «чье звено быстрее построится», «найди себе пару», «плетень» и др. Также  считаю, что очень эффективны игровые задания типа «постройся, как хочешь».  Во время  движения врассыпную,   называю ребенка, который дает соответствующий сигнал - рука, поднятая, означает «стройся за мной в колонну! В сторону – «стройся в шеренгу».  Построить детей можно в любом месте, но обязательно вдоль зала. Иногда во время движения врассыпную можно давать  команды на придумывание и изображение движения, например: «звери» или «рыбы» и т.д.  

 Подвижные игры – самый популярный и востребованный вид физических упражнений у детей. Подвижные игры я  стараюсь  начинать радостно, захватывающе, например: «Я спрятал в зале маски  и мы будем играть в ту игру, для которой вы быстрее найдете маску», или – «мы будем играть в ту игру, которую назовет тот, кого выберем считалкой»  - «А давайте подумаем, как в игру (название игры знакомой детям) можно играть по-другому».  Проводя двигательные творческие физкультурные занятия в игровой форме, развивая детское двигательное творчество, я стараюсь создавать у детей хорошее самочувствие, «заряжать» детей бодростью, энергией.

Приложение 5.  Примеры подвижных игр, применяемых на  двигательных творческих занятиях по физической культуре

  1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.

            Одним из наиболее перспективных направлений в новообразовании стало развитие творческого потенциала личности, которое обеспечило бы человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным.  Особую значимость приобретают исследования, способствующие реализации познавательной и творческой активности  школьников  в учебном процессе. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность на занятиях физической культурой, которая формирует умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Исследовательская работа ориентирована на самостоятельную работу учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую дети выполняют в течение определённого отрезка времени. Исследовательская деятельность, как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, строится на   базе  исследовательского   поведения. Исследовательское поведение – важнейший источник получения ребенком представлений о мире. В  школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи. Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности.        В ходе проектной работы главной задачей становится не усвоение готовых знаний, а творческая проработка и самостоятельное использование информации, развитие способности оценивать свою деятельность, что способствует формированию целостности, ответственности, развитию и обогащению собственного опыта.        Работа над проектами в классе заметно повышается статус учеников, склонных к творчеству, фантазированию, «романтиков» и мечтателей. Проектная и исследовательская деятельность ставит каждого ребёнка в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде. Это ведёт к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков учащихся, создаёт обстановку общей увлечённости и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, становится более самостоятельным и ответственным

Средства достижения этой цели:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • оценка деятельности учащихся не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
  • поощрение стремления ученика находить свой способ работы;
  • создание педагогических ситуаций общения на уроке и во внеурочное время, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, творчество.
  • владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
  • уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;
  • устанавливать и поддерживать в группах, работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
  • уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.

    Проекты на уроках физкультуры - это проекты по исследованию влияний ФК на организм человека, по исследованию истории спорта, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников и т.д. Некоторые проекты становятся интегрированными, охватывают содержание других учебных предметов. У учащихся при разработке собственного проекта закладываются основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования. Такой вид работы при отсутствии у ребят учебных пособий формирует и некоторый уровень образованности в области физической культуры, закладывает основы для самообразования, самовоспитания. Информация, самостоятельно добываемая учащимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроках двигательных умений. Ученики, таким образом, становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений. Все это превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок общеобразовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами.

Приложение 6. Темы проектов по физкультуре для проведения собственной исследовательской деятельности  учащихся

  1. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОВОДИМОЙ РАБОТЫ

Анализируя опыт своей работы, я могу сделать вывод, что применение нетрадиционных форм физкультурных занятий  в урочной и внеурочной деятельности,  является оптимальным  в условиях новой школы, благоприятно влияет на личность учащихся и дает стабильно положительные результаты. Реализация содержания разработанной мной педагогической модели преподавания физической культуры позволила значительно улучшить и расширить круг интересов и мотивационно - ценностных ориентаций в области физкультурно - оздоровительной деятельности более чем в 2 раза ( на 45% ) повысился процент учащихся регулярно посещающих занятия по физкультуре, происходит укрепление опорно - двигательного аппарата, сократилось число пропусков уроков по болезни, развиваются физические качества детей, повышается работоспособность, понижается утомляемость, дети легко идут на контакт, они жизнерадостны и подвижны. Мои  воспитанники постоянные участники спортивных соревнований муниципального и регионального уровня.

  1. Соревнования по волейболу среди учащихся школ Поворинского района- 2 место (девушки), 3 место (юноши), 2015 г
  2. Соревнования по волейболу среди учащихся школ Поворинского района- 2 место (девушки), 3 место (юноши), 2016 г
  3. Соревнования по мини-футболу среди учащихся школ Поворинского района- 3 место (юноши), 2014 г
  4. Соревнования по настольному теннису  среди учащихся школ Поворинского района- 2 место  (Глотова Д), 2 место (Кононыхин В), 2014г
  5. Соревнования по настольному теннису  среди учащихся школ Поворинского района- 1 место  (Корниенко Д., Поминова К.), 2016 г
  6. Соревнования по лыжным гонкам- 1 место (Корниенко Д, Кононыхин В), 2  место (Попова К), 3 место (Глотова М), 2014 г
  7. Легкоатлетический кросс – 2 место (Корниенко Д, Кононыхин В), 3 место (Попова К), 2014 г
  8. Соревнования «Допризывная молодежь», муниципальный уровень -2 место (Кононыхин В), 2015 г
  9. Соревнования «Допризывная молодежь», региональный уровень – участие в составе команды Поворинского района ( Кононыхин В), 2015 г
  10. Соревнования «Допризывная молодежь», региональный уровень – участие в составе команды Поворинского района ( Корниенко Д), 2016 г
  1. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СТОРОНЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ, КОЛЛЕГ.

Устинова Т.Н., руководитель МО учителей физической культуры:  отношение учащихся к урокам физической культуры в школе (результаты опроса)

Содержание предмета меня интересует

98%

Предмет интересно преподается

100%

Вызывает уважение учитель и его эрудиция

100%

Предмет имеет большое практическое значение

95%

Предмет легко дается

92%

В рейтинге предметов физическая культура занимает одно из первых мест.  Уроки проводит на высоком методическом уровне, постоянно повышает свой профессиональный уровень на курсах ПК, вебинарах, конференциях, разрабатывает учебно - программную документацию, готовит контрольно- оценочные материалы, изучает и внедряет современные педагогические технологии, проводит открытые уроки и предметные недели, олимпиады и конкурсы. Андрей Валериевич  в 2014 г. награжден  благодарностью Министра Спорта РФ за значительный вклад в развитие физической культуры и спорта.

Корниенко Данила, учащийся 9 класса:  Наш учитель  физической культуры у каждого из нас останется в памяти. Это учитель с большой буквы! Учитель, который неутомимым и вдохновенным трудом сумел заставить нас, мыслить, который привил знания и навыки, необходимые нам в жизни, а еще научил ценить и беречь свое здоровье.  Андрей Валериевич  оказывает  заметное, подчас решающее, влияние на формирование моего  характера и мировоззрения.  Применяемая   им система нестандартных уроков в 5-6 классах  сформировала у меня потребность регулярно заниматься спортом, вести ЗОЖ, применять полученные знания для укрепления своего здоровья.  Я и мои друзья, одноклассники с особым удовольствием посещаем  и уроки физкультуры, и занимаемся  в спортивных секциях и дома. Я неоднократный победитель спортивных соревнований по настольному теннису, легкой атлетике, волейболу, лыжам. В 2016 году, я побывал в лагере «Артек», где ребята  меня выбрали  командиром отряда «Спецназ» в том числе и за хорошую спортивную подготовку, показал отличные спортивные результаты  и был  награжден почетными грамотами и дипломами.  Это заслуга и  моего преподавателя физкультуры Поминова А.В.

Логачева Татьяна Владимировна, зам. дир по ВР: Поминов А.В. никогда не испытывает проблем с планированием занятий и методикой проведения.  Занятия, которые проводит Андрей Валериевич, всегда отличаются чёткостью и продуманностью, они интересны и увлекательны, проходят на высоком эмоциональном подъёме, что очень важно для занятий физической культурой. Воспитательная и педагогическая деятельность учителя направлена на формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и сохранения собственного здоровья, повышения уровня трудовой деятельности и умелой организации форм активного отдыха. Педагог имеет оптимальный уровень коммуникативных и организаторских способностей, пользуется заслуженным авторитетом у учащихся, родителей и  коллег. Учащиеся с удовольствием посещают уроки физической культуры. У него сложилась своя система работы с учащимися, которая впоследствии приводит к тому, что уровень зачётных результатов на уроках высокий, наши воспитанники постоянные победители и призеры различных соревнований  муниципального и даже регионального уровня.

Березина Е.А., глава администрации Добровольского сельского поселения, член родительского комитета:  Андрей Валериевич работает в МКОУ «Поселковая СОШ»   сразу после окончания  БФ СГУ  им.  Н.Г. Чернышевского. Это педагог, для которого характерны трудолюбие, любознательность, настойчивость, деловитость и, пожалуй, самое главное - влюблённость в свою профессию, чувство ответственности к своей работе.  На своем примере воспитывает, пропагандирует здоровый образ жизни, массовый спорт, Андрей Валериевич член сборной поселка по волейболу и футболу. Дети с огромным удовольствием посещают и уроки физкультуры,  и внеурочные занятия, и спортивные секции.  На его  уроках всегда интересно и разнообразно.  Благодаря  грамотному распределению физических нагрузок и отдыха, разнообразным формам занятий,  наши дети стали больше занимаются спортом, они компьютерному досугу предпочитают спортивные игры, заботятся о своей физической форме, стали сплоченнее. Мой сын Вадим, ученик 4 класса, посещает занятия ШСК «Метеор», которым руководит Андрей Валериевич, где занимаются не только обучающиеся, но и взрослое население. Он с нетерпением ждет очередных занятий, ему очень интересны формы их проведения.  Старший сын, ученик 11 класса, все свое свободное время готов проводить в спортивном зале. Рядом с нашими детьми – настоящий друг, умный, добрый и мудрый Педагог.

Приложение 1.

Сюжет  «Мы строим дом».

Упражнение 1. «Поднимаем кирпичи».

И.п. – ноги врозь, руки опущены, пальцы расставлены. 1 – вдох; 2 – выдох – наклон туловища вперёд, пальцы в кулак: «Ух!»; 3 – вдох; 4 – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.                                                 

Упражнение 2. «Кладём раствор».И.п. – ноги врозь, руки на поясе, локти назад. 1 – вдох; 2-3 – выдох – поворот туловища вправо (влево), мах правой (левой) рукой в сторону, назад, вперёд:«Раз!»; 4 – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 3. «Белим потолок». И.п. – ноги врозь, руки опущены. 1 – вдох – поднять правую руку вверх-назад; 2 – выдох – опустить правую руку; 3 – вдох – поднять левую руку вверх-назад; 4 – выдох – опустить левую руку. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 4. «Наклеиваем обои». И.п. – основная стойка, руки согнуты в локтях на уровне пояса. 1 – вдох; 2 – выдох – подняться на носки, прямые руки вверх; 3 – вдох; 4 – выдох – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 5. «Красим полы».

И.п. – стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисть в кулак. 1 – вдох; 2 – выдох – туловище слегка наклонить вперёд, руки вытянуть вперёд, пальцы врозь: «Жик!»; 3 – вдох; 4 – выдох – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 6. «Игра с песком»  (упражнение на напряжение и расслабление мышц рук. Автор М.Чистякова ).

И.п. – сидя. Набрать на вдох воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках – задержка дыхания.

Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы – на выдохе и произнося «с-с-с…». Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжёлыми руками. Повторить 2-3 раза.

Приложение 2.

Конспект игрового занятия по теме «Развитие скоростно - силовых и координационных способностей»: «Комическое путешествие на сказочную планету»

Задачи : 1. Учить правилам проведения подвижных игр.
              2. Развивать ловкость, быстроту, внимание, координацию движений.
              3. Воспитывать сплочённость, организованность, ответственность.

Инвентарь: обручи-5 шт., скамейки гимнастические – 2 шт., 2 плаката с изображением ракет, 4 накидки, ключ от ракеты, магнитофон, диск с записью.

1.Вводная часть

1.Ученики входят в зал.

Построение. Приветствие:

-Класс, равняйсь, смирно! Здравствуйте, ребята!

Сообщение задач урока: Сегодня мы с вами совершим космическое путешествие на сказочную планету «Поиграй-ка». Но чтобы попасть на эту планету, вам необходимо проявить такие качества как внимание,  быстрота, ловкость, выносливость, сила и чувство взаимопомощи.

2. Любой полёт начинается с тщательной подготовки.  Прежде всего, нам надо набрать надёжный экипаж. В этом нам поможет игра: «Экипаж, смирно!»  Если учитель произносит слово «экипаж» - класс выполняет его команды, если слово  «экипаж» не произносится, то выполнять команды не нужно. Кто ошибается,  продолжает игру, но делает шаг вперёд.

-Экипаж, равняйсь!

-Экипаж, смирно!

-Экипаж, направо! (4 раза)

-Руки вперёд!

-Экипаж, налево! (4 раза)

-Экипаж, руки вверх!

-Шаг вперёд!

Подведение итогов игры.

Разминка.

По рассказу учителя дети имитируют движения на месте с продвижением вперёд по кругу:

-Интересно полететь на ракете на другую планету. Но для того, чтобы стать космонавтом, надо  обладать хорошим здоровьем. Для этого надо тренироваться.  Начинаем подготовку к полёту. Повернулись направо, подравнялись в затылок.  Налево в обход шагом марш! Идём на тренировочную площадку для космонавтов.  Плечи расправить, спину держать прямо, подбородок не опускать. Пришли на площадку. Остановились. Повернулись лицом в круг. Продолжаем подготовку к полёту. Чтобы во время полёта не было головокружения:  потягивание (5 раз), медленно и плавно выполняем круговые движения головы.(2 раза).

У космонавтов должны быть сильные руки, иначе им не справиться с управлением кораблём: руки в стороны, пальцы в кулаки, с силой согнуть руки к плечам, выпрямить руки вверх,  опустить через стороны вниз (5 раз). А для спины:  руки поднять вверх, наклониться, коснуться пальцами рук носков ног, присесть, выпрямиться.(5 раз)

Идём на космодром. Садимся в ракету. Аккуратнее, кругом приборы, не заденьте их: руки скрестите перед грудью и, не опираясь ими о пол, сядьте. Плохо сели. Встать. Снова сесть. Полетели. (Встали, побежали по кругу.) Стоп. Прибыли на планету «Поиграй-ка». Приготовиться к выходу из кабины! В затылок равняйсь! Выходим. (Ходьба,)  Поверхность неровная - канавы, бугры. Повернитесь ко мне лицом, перепрыгнем через  первую канаву, через вторую, через третью: *3 прыжка.

Перед нами равнина, а на ней много диковинных камней. Соберём их для исследования: руки на пояс, наклониться вперёд, выпрямиться (5 раз),*потягивание(5 раз)

2. Основная часть.

У планеты «Поиграй-ка» есть два спутника. К этим спутникам мы отправимся на малых  ракетах: «Лучик» и «Звёздочка», для этого мы разделимся на две команды.

 Экипаж, направо! Через середину зала в колонну по два марш! На месте стой раз-два!

(перестроение в колонну по два )

Игра «Вызов номеров»

Давайте узнаем, кто быстрее займёт место в своих ракетах. До начала игры учитель распределяет  номера. После этого он начинает вызов номеров. Член экипажа под этим номером добегает  до своей ракеты, дотрагивается до неё и садиться на скамейку.

-Первые. Вторые. Третьи…. Десятые Девятые...

-Молодцы! Полетели! ( Бег по кругу, подняв руки в стороны) Стоп! Прилетели!

Исследуем спутники. (Ходьба: на носках, на пятках, в полуприседе.) Молодцы!

Возвращаемся на планету «Поиграй-ка». Полетели! Стоп!

Игра «Космонавты»

Учитель раскладывает в разных частях зала 5 обручей. Это ракетодром планеты.

 Обручи - ракеты. Ученики идут по кругу, взявшись за руки, и читают стихотворение:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулки по планетам,

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

После этих слов все бегут и занимают места на любой из ракет. В одну ракету входит только 5 игроков. Оставшиеся без места - выбывают из игры.

Подведение итогов игры.

-Ребята, пока мы изучали спутники, планету «Поиграй-ка» захватили космические пираты.  Они уже заняли наш главный космический корабль, а на «Лучике» и «Звёздочке» до Земли  не добраться. Мы все в опасности!

Игра «Космические пираты»

Назначенные учителем водящие (космические пираты) выходят в центр зала.  Каждый пират в синей накидке. После этого пираты начинают догонять убегающих от него детей.  Кого пират коснулся рукой – останавливается, широко расставив ноги и разведя руки в стороны. Чтобы помочь товарищу, надо пролезть между его ногами. Благодаря дружбе, взаимопомощи мы победили пиратов. Но, нам ещё предстоит найти ключ от нашего корабля.

3. Заключительная часть. Игра «Космические разведчики»

Экипажи возвращаются на свои места ( скамейки), отворачиваются к стене, считают до 20. В это время учитель прячет ключ. Досчитав до 20, дети по всему залу ходят и ищут его. Кто нашёл - молча садиться на скамейку. Дотрагиваться до ключа не надо. Теперь можно возвращаться домой! Встали все в круг. Садимся в ракету. Полетели. Мы в невесомости. Покажите, каких удивительных животных мы увидели на сказочной планете «Поиграй-ка». (дети под музыку изображают движения в невесомости) Вот и Земля! (Остановились)

Подведение итогов.

Внимание! Говорит и показывает МКОУ «Поселковая СОШ». Пилотируемый экипаж в

 составе  – самых быстрых, самых ловких и дружных, удачно совершил посадку.

Поздравляю всех с выполнением поставленных задач!

-Понравилось ли вам космическое путешествие?

-В какие игры мы играли?

-Какая из них вам больше всего понравилась?

                  Приложение 3.http://mvpblog.ru/wp-content/uploads/2016/09/%D0%A1%D1%83%D0%BD%D0%B4%D1%83%D0%BA.jpg

Конспект физкультурно-познавательного занятия   «Fort Boyard»

Цель: найти ключ от сундука, в котором лежат «золотые монеты» (шоколадные монеты).  Сундук висит на видном месте.

 Задача: Выполняя 12 заданий (на каждое из них дается 3 минуты по песочным часам), и собрав как можно больше частей ПАЗЛА, составить картинку. В течение трёх минут можно заработать (получить) не одну, а несколько частей пазла (я назвал их подсказками). На собранном пазле изображены цифры. Каждая цифра – это какая-то буква русского алфавита. Нужно прочитать зашифрованное предложение-афоризм. Разгадав афоризм, команда получает ключ от сундука, в котором лежат шоколадные монеты.

2016-09-08_090027  2016-09-08_090123  alfavit

В начале игры все участники собираются вокруг ведущего. Ведущий начинает игру:

«На протяжении нескольких столетий старец Фура отбирал у людей золото и прятал его в старом форте. Форт был разрушен и со временем исчез совсем под слоем земли.  Прошло много лет, и я случайно нашел завещание старца. В нем он указал, что тот, кто найдет сундук с золотыми монетами, может воспользоваться ими.  Я и сундук с монетами нашел, но замок мне не поддается. В завещании сказано, что ключ от замка появится чудесным образом только тогда,  когда решите сложную задачу-головоломку. А решить ее можно, собирая подсказки после выполнения интересных заданий и испытаний. Только смелые и ловкие смогут справиться с задачей. Вы готовы к испытаниям и трудностям?  Тогда вперед! Удачи Вам!"

Рогатка «Ангри Бёрдс». С расстояния 1-2 метра сбить 3 фигуры, используя две рогатки. Три сбитые фигуры в течение трёх минут — это три подсказки.http://mvpblog.ru/wp-content/uploads/2016/09/IMG_8309.jpg

http://mvpblog.ru/wp-content/uploads/2016/09/Image-7.jpg

Насос. Используя два детских водяных насоса и ведро с водой, заполнить сосуд до определенного уровня.

Болото. Переправа через «болото» из пункта А в пункт Б, используя 4 палки длиной полтора метра каждая. Расстояние 6-10 метров. Один из участников кладёт на землю две палки параллельно друг другу. 3-5 участников наступают на них. Далее, взяв оставшиеся 2 палки, кладут их вперед перед собой, по направлению к финишу и перебираются на них. Таким образом, перекладывая палки, добраться до финиша.image-10

Летающий диск «Фрисби». Участники двумя группами стоят с двух сторон  на расстоянии 6-10 метров друг от друга. Каждые 10 правильных метаний диска — это одна подсказка. tarelka-frisbi

Обруч. 10 вращений вокруг талии — это одна подсказка.

Минное поле. На ограниченном участке, в песке установлены 3 «мины». Используя щуп (лыжная палка или проволока), найти их. Миной могут быть и катушка от тримера, и кусочек фанеры 10 на 10 см., и маленький брусок.http://mvpblog.ru/wp-content/uploads/2016/09/IMG_8305.jpg

Наковальня. Забей гвоздь в брусок. Сколько участников, столько и гвоздей. 1 гвоздь — одна подсказка. http://mvpblog.ru/wp-content/uploads/2016/09/Image-24.jpg

Моноцикл. Используя проволоку, загнутую на конце, докатить маленькое колесо до пункта Б. Расстояние 6-10 метров. Колесо от детской коляски. Обратите внимание как держать проволоку и катить колесо. Предварительно нужно катнуть колесо рукой и тут же подставить под ее проволоку.http://mvpblog.ru/wp-content/uploads/2016/09/IMG_8314.jpg

Пазлы.  Собрать картинку из кусочков плотного картона. image-4

Пазлы собираются в течение всей игры. Правильно собрав его и расшифровав, на магнитной доске написать фразу-афоризм, используя магнитные буквы. «Не ищите счастья, а будьте его источником!» Фраза написана правильно.  Незаметно для всех в моих руках появляется ключ от замка. Участники подходят к сундуку, открывают его.

        Приложение 4.

Конспект физкультурного занятия на свободное творчество  «Кто придумает лучше»

Задачи:  Способствовать укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Закрепить навыки основных видов ходьбы. Упражнять в ходьбе по гим. скамейке разными способами. . Упражнять в метании б.мяча друг другу разными способами. Воспитывать самостоятельность,  чувство ответственности при выполнении упражнений,  желание заботиться о своём здоровье.

Оборудование:мячи большого диаметра (15шт), гим.скамейки (2шт),

Ход занятия:

1. Вводная часть Учитель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Называется оно «Кто придумает лучше». Я буду давать вам задания, а вы должны будете придумать интересное движение.

 Построение в шеренгу, повороты направо (1,2), налево (1,2), налево (1,2), направо (1,2). Обычная ходьба. Ходьба на носках, руки на пояс, спина прямая, шаги короткие.  Ходьба на пятках, руки за спиной. Обычная ходьба. Ходьба широким шагом .Обычный бег. Бег с высоким подниманием колен (руки на поясе). Бег  змейкой короткой и длинной. Бег семенящим шагом. Обычная ходьба с упражнениями для рук. Перестроение для ОРУ  в 3 колонны.

2. Основная часть: Комплекс ОРУ  (проводят дети, придумывают упражнения  на развитие разных групп мышц поочерёдно). Дети перестраиваются для ОВД, взрослые и дежурные готовят инвентарь. Расчет на первый-второй, деление на 2 подгруппы.

Основные виды движений:

1. Ходьба по скамейке разными способами. (подгруппами) 2-3 раза

2. Продвижение по гимнастической скамейке разными способами (не шагом, не бегом) 2-3 раза

 3. Перебрасывание мяча друг другу разными способами (10-15 раз). (Шеренги поворачиваются лицом друг к другу, выполняют упражнение в парах.)

Подвижная игра «Ловишки с ленточками» . Дети расходятся по площадке, у каждого ребёнка есть косичка, заправленная сзади за пояс. В центре находится ловишка. По сигналу учителя: « Раз, два, три! Лови!» -дети разбегаются по площадке. Ловишка бегает за играющими, стараясь вытянуть у них косички. По сигналу учителя: «Раз,два,три –в центр скорей беги!»- дети собираются вместе. Учитель предлагает поднять руки тем, кто лишился косичек, то есть проиграл, и подсчитывает их. Ловишка возвращает косички детям, игра повторяется с новым водящим. (4раза)

 3. Заключительная часть: ИГРА  «УГАДАЙ ЖИВОТНОЕ» ребёнок берёт карточку с изображением животного и с помощью жестов показывает его детям.) Подведение итогов занятия

                          Приложение 5.

  • Игра "Пустое место" Задачи: развивать скорость реакции, ловкость, внимательность, способствовать улучшению беговых навыков. Описание: участники образуют круг, а водящий располагается за кругом. Дотрагиваясь до плеча одного из игроков, он тем самым вызывает его на соревнования. После этого водящий и тот участник, которого он выбрал, бегут вдоль круга в противоположных направлениях. Тот из них, кто первым займет пустое место, оставленное выбранным игроком, остается в кругу. Оставшийся без места становится водящим.
  • Игра "Перестрелка" Задачи: развивать ловкость, внимательность, быстроту реакции. Описание: проводится игра на волейбольной площадке. Отступив на 1,5 метра от лицевой линии внутрь зала, проводится параллельная ей линия, чтобы образовалось нечто вроде коридора. На другой стороне также проводится дополнительная линия. Участники делятся на две команды, каждая из которых размещается на своей половине площадки от средней линии коридора. В обоих командах необходимо выбрать капитана. Заходить на территорию соперника нельзя. Каждый игрок, у которого оказался мяч, старается попасть им в своего соперника, не заходя при этом за среднюю линию. Засаленный игрок отправляется в плен и находится там до тех пор, пока игроки его команды не перекинут ему в руки мяч. После этого игрок возвращается в команду.
  • Игра "Поезд" Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в ходьбе, беге друг за другом. Описание: Дети строятся в колонну. Первый ребенок в колонне представляет собой паровоз, остальные участники — вагоны. После того, как воспитатель дает гудок, дети начинают двигаться вперед (без сцепления). Вначале медленно, затем — быстрее, постепенно переходя на бег, произносят «Чу – чу – чу!». «Поезд подъезжает к станции», — говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, движения поезда возобновляется.

.        Приложение 6.

ТЕМЫ ПРОЕКТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ:      « Во славу скакалки», « Где и как растут чемпионы», « Движение, ты — жизнь!» ,»Мир мячей», «Мой спортивный кумир», « Москва – спортивная», « Моя жизнь в спорте», « Моя спортивная семья», « Мяч: от игры до спорта», « Путь к Олимпу. Мой дневник достижений», « Развитие гибкости», « Развитие физических возможностей путем самостоятельной работы», « С детства спортом занимаюсь и на дедушку равняюсь»,  « Сам себе тренер», « Сделай шаг навстречу спорту», «Секреты красоты»,  «Семейное физическое воспитание как народная традиция»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы организации учебной деятельности учащихся на уроках математики.

Статья, описывающая различные формы организации учебной деятельности учащихся, которые я использую на своих уроках математиеки....

Общественные смотры знаний – эффективная и нетрадиционная форма организации тематического контроля знаний учащихся на уроках математики

В данном докладе говорится о общественных смотрах знаний, которые являются одной из нетрадиционных форм проверки знаний учащихся по определенному, достаточно большому разделу программы. Многолетний оп...

Социальное партнерство — как форма организации физкультурно - оздоровительной работы по ФГОС ДО

Взаимодействие с различными социальными партнёрами городского округа...

Педагогическая мастерская "Нетрадиционные формы организации образовательного процесса в рамках требований ФГОС".

Цель: дифференциация, интеграция, проектирование и ИКТ как метапредметные результаты освоения программы в рамках реализации ФГОС. Задачи: 1. Совершенствование профессиональной компетенции учите...