Конкурсное задание "Методический семинар"
опыты и эксперименты по теме

Серова Екатерина Альбертовна

Задание конкурса "Учитель года - 2017" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motodicheskiy_seminar.docx169.21 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Серова Екатерина Альбертовна,

учитель истории и обществознания

МОУ «Средняя школа №25»

г.о.Саранск Республики Мордовия

       Музей есть исследование, производимое младшим поколением под руководством старшего. Он может быть открыт для всех только путем учения: вход в него ведет через учебные заведения, через которые только и может производиться собирание, т. к. воспитание и есть само собирание.

И таким образом, музей будет действовать душеобразовательно,

делая всех и каждого «музеообразным".                                                                                                                     Н. Ф. Федоров

        Безусловно, в настоящее время одной из главных задач образования является - как можно раньше начать формировать чувства патриотизма и гражданственности у ребенка. Учитель всегда находится в поиске средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как одного из условий, обеспечивающих качественное усвоение программы, повышение качества образования. Метод, который выбрала я, – сращивание школьного образования с  музейной практикой в процессе урочной и внеурочной деятельности. А проще говоря – музейная педагогика.

        История многогранна! Её нельзя рассматривать как отдельно взятое событие. Она должна объединять государства, эпохи, приводить к пониманию причинно-следственных связей. Поэтому нужно стремиться прививать школьникам осмысление того, что история – не просто наука, но основная составляющая современной жизни индивида и общества, жизни семьи, страны, мира.

       Сегодня на государственном уровне делается многое  для того, чтобы популяризировать историю как науку в глазах российской молодежи: осуществляются различные проекты, проводятся акции, внедряются новые технологии, расширяются связи истории с другими предметами. Несмотря на попытки государства пробудить интерес у молодого поколения к истории, и в частности, к отечественной истории, результаты продолжают оставаться неоднозначными.

        Как же развить историческое самосознание у школьника, в руках которого всевозможные гаджеты и всеохватывающий интернет? Как разбудить в ребенке мотивацию к изучению собственной истории, истории своей семьи, края, страны?

        Ответом на это может стать вызов: «А пойдемте в музей!». Но в процессе образования нужно не просто идти в музей на экскурсию, его нужно создавать, через музейные экспонаты нужно научиться соединять прошлое и настоящее, в нем необходимо работать.  

        Актуальность поставленной проблемы обусловило выбор темы моей исследовательской работы: «Роль музейной педагогики в воспитании патриотизма и гражданского самосознания учащихся в условиях внедрения ФГОС».

        Вышеуказанные позиции определили проблему моего исследования, которая заключается в поиске путей воспитания патриотизма и выражение гражданской позиции у обучающихся через музейное дело.

        Объектом исследования является музей как социокультурный институт, включающий в сферу своей деятельности патриотическое воспитание подрастающего поколения.

       Предметом исследования – процесс формирования патриотических чувств школьников в рамках работы школьного музея.

        Методы исследования: теоретический, обобщение и анализ опыта работы образовательного учреждения, диагностический, эмпирический, поисковая, научно-исследовательская и опытно-экспериментальная работа, статистические методы.

       Цель исследования: рассмотреть возможности школьного музея и его роли в формировании гражданской и патриотической самореализации, воспитании патриотизма, выступающего в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности.

       Задачи исследования:

  • формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей;
  • формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;
  • воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии.
  • помощь обучающимся в умении формулирования гражданской позиции;
  • развитие у воспитанника умения выделять в предметном мире наиболее интересные документальные сведения определенного периода истории, беречь и ценить их;
  • формирование научных и профессиональных интересов;
  • популяризация музея посредством сети Internet.

         Гипотеза исследования: с помощью технологии «Музейная педагогика» возможно повышение уровня ключевых компетенций школьников, а также проявление интереса к истории и привитие чувств патриотизма и гражданского самосознания.

       Механизм реализации заключается в организации взаимодействия учебного процесса с духовно-нравственным воспитанием, а также привлечении к культурным истокам через сотрудничество с музеями, архивами, научным содружеством.

       Результатом являются воспитание патриотизма и гражданского самосознания школьников посредством музейной педагогики, личностных ориентиров достойного гражданина России.

       Теоретическая значимость исследования состоит в том, что исследуются теоретические основы патриотического и гражданского воспитания,  рассматриваются средства и формы деятельности школьного музея.

       Практическая значимость исследования. Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогики: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».

        Воспитывать патриота – долг каждого педагогического коллектива, поэтому патриотическое воспитание школьников должно состоять в систематической и целенаправленной деятельности учителей по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству, малой родине, школе, готовности к выполнению гражданского долга.

        Реализовать эту практическую задачу помогают школьные музеи. В нашей школе взаимосвязанно действуют сразу четыре музея:  Музей боевой славы «Набат времени», Музей культуры родного края, Музей театра «Остановись, мгновение!» и единственный в Мордовии Музей истории Воздушно-десантных войск Российской Федерации.

        Таким образом, у ребят в нашей школе развивается разностороннее восприятие окружающей действительности. Они самостоятельно могу выбрать направления во внеурочной деятельности и заниматься в зависимости от интересов. К тому же урок, проведенный в кабинете-музее, мотивирует ученика на успех. А как иначе, если этот музей живет детскими трудами!? Так или иначе, музейная деятельность определяет ученика как разностороннего, творческого, имеющего историческое самосознание гражданина своего Отечества!

        Я, Серова Екатерина Альбертовна, учитель истории и руководитель Музея боевой славы «Набат времени». В нашей школе музейное дело успешно реализуется более 40 лет. По материалам школьного музея боевой славы и трудового подвига «Набат времени», который был создан в 1972 году и посвящен страницам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, ведется активная работа по следующим направлениям:

  • внедрение  экспериментальных методик в  преподавание истории и обществознания в рамках ФГОС;
  • осуществление исследовательской  и научно-практической  деятельности;
  • организация поисковой деятельности;
  • реализация авторского курса внеурочной деятельности «Я творю музей»;
  • разработка инновационных подходов в воспитательном процессе;
  • проведение экскурсии, внеклассных мероприятий.

         Согласно свидетельству № 3395 музею «Набат времени» был присвоен статус «Школьный музей». Наряду с факультативной и внеурочной деятельностью, в кабинете-музее проводятся уроки истории и обществознания. Таким образом, распределение учебной нагрузки, проводимой в музее,  следующая: 70% - проведение уроков; 20% - внеурочная деятельность; 10% - проведение экскурсий.

        Работа школьного музея соответствует требованиям Федеральных стандартов. Музей, в рамках ФГОС, объединяет учебную и внеурочную деятельность в единое целое и дает возможность осуществлять научно-исследовательскую, поисковую, проектную работы, которые в практическом понимании выражаются в проведении экскурсий, выступлений на НПК разного уровня, создание макетов и выпуск печатной продукции. Схема 1, на мой взгляд, наиболее полно отражает работу школьного музея в рамках образовательного процесса и внеурочной деятельности.

        Хочется раскрыть некоторые особенности практической работы нашего музея «Набат времени»:

       Научно-исследовательская и проектная деятельность. Научно-исследовательской деятельностью называют один из видов творческой деятельности учащихся. Даже если научное исследование было успешно выполнено, то по его завершению возникает нередко проблема внедрения результатов исследования в учебный процесс. В нашем случае исследовательские и проектные работы всегда находят применение в работе музея. Так, на основе существующих источников, усилиями учащихся были разработаны новые стенды:

  • Хатынь: боль и скорбь
  • Брестская крепость – герой
  • Города – герои
  • Герои ВОВ
  • Жизнь и подвиг Игоря Косарева
  • Рассказ о пропавших без вести

           Новым веянием в проектной работе учащихся стало создание исторических миниатюр по различным тематикам. На уроках истории ученики изучают материал, во время внеурочной деятельности  могут почувствовать себя «творцами» и создать свою «застывшую» историю. Так появились миниатюры «Невская битва», «Бородино», «Битва за Украину», «Курская дуга», макет Кафедрального собора св.праведного воина Феодора Ушакова.  Ребята представляют свои проекты на школьных, городских и республиканских конкурсах, их работы занимают призовые места.

          Поисковая работа. Осенью 2005 года на основе музея был создан поисковый отряд «Набат времени», вошедший в единую структуру Мордовского республиканского патриотического объединения «Поиск».  Полученные знания ребята проверяют на ежегодном слете поисковых отрядов Мордовии.

          Благодаря поисковому отряду, происходит регулярное пополнение экспозиции музея. Все материалы, привезенные с «Вахт памяти»,  хранятся в музее, являются достоянием школы, широко используются в учебно-воспитательном процессе.

         Музей является мощным средством формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции, вызывает интерес к краеведческой работе, чувства интернациональной гордости за свой народ, свою Родину.

          Проведение экскурсий в музее «Набат времени». Экскурсия - это одна из основных форм работы школьного музея с учащимися. Необходимо сделать так, чтобы во время экскурсии вовлечь учащихся в процесс знаний через рассказ, вопрос-ответ, игровые технологии, музыкальное оформление, всевозможные выставочные приемы иллюстративного характера, использование компьютерных технологий.

         Экскурсии в нашем музее разрабатывают и проводят сами учащиеся. Нередко в основу экскурсий входят исследовательские работы учеников. В основном материалы к экскурсиям подбираются в рамках курса «Я творю музей» и приобщены к героическим событиям отечественной истории и Дням воинской славы России:

  • 27 января - День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944 год);
  • 2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год);
  • 23 февраля - День защитника Отечества;
  • 9 мая -  День Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов;
  • 5 декабря - День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год); и другие.

         Таким образом, можно с уверенностью сказать, что интерес к экскурсиям по-прежнему велик, все больше учащихся приобщаются к деятельности музея.

         Информационно-коммуникационные технологии в музейном деле. Что дают информационные технологии для подъёма интереса к музейному делу среди учащихся?

         Для мотивации, ориентированной на получение учащимися различных компетенций посредством музейного дела, разработаны следующие направления урочной и внеурочной деятельности:

  1. Подготовка банка презентаций по материалам музея. Учащиеся школы - актив музея «Набат времени» - организованно ведут подготовку банка презентаций для виртуальных экскурсий по отделам экспозиций музея.
  2. Создание документальных фильмов. Учащиеся преобразуют научно-исследовательские работы в интересные творческие труды с помощью мультимедийных технологий.
  3. Работа сайта школьного музея боевой славы и трудового подвига «Набат времени». Функционирование сайта может разрешить вопросы и проблемы, связанные с использованием цифровых технологий и ресурсов Интернет в музейном деле. Сайт музея направлен на помощь в обмене информацией, опытом работы с другими школьными и краеведческими музеями города, республики, страны.
  4. Оцифровка документов.  Многие экспонаты (документы, газеты, фотографии и т. д.) находятся в ветхом состоянии. И чтобы сохранить их, используются информационно-коммуникационные технологии, возможности которых значительно повышают результативность работы
  5. Работа с документ-камерой. Документ-камера – это камера, которая предназначена для передачи изображений документа. Эта технология позволяет сделать процесс преподавания более наглядным и убедительным и, как следствие, более эффективным.C:\Documents and Settings\Кабинет 17\Рабочий стол\Серова ЕА Учитель-года 2017\фото\12.jpg
  6. Работа с источником Интернет. Интернет-источник незаменим и в работе музея. Приходится постоянно обращаться к таким ресурсам, как «Подвиг народа», «Мемориал», «Карта памяти» и другим.

          Сотрудничество с другими организациями. Музей «Набат времени» активно сотрудничает с городским советом ветеранов, что доказывают многочисленные Почетные грамоты, совместные мероприятия, выпуск печатных изданий. Поддерживается активная работа с музеями города: Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941-1945 гг., музей им. А.И. Полежаева, краеведческий музей.

         Особый интерес к уникальным материалам нашего музея проявляет Республиканская архивная служба Республики Мордовия. Сегодня ведутся переговоры о большой совместной работе над рисунками В.И.Феднина и картинами А.П. Краснопрошина.

          В качестве результатов использования технологии «Музейная педагогика» должна отметить:

  • позитивную динамику изменения мотивации учащихся;
  • позитивную динамику показателей качества знаний обучающихся;
  • активизацию навыков совместного взаимодействия;
  • усиление способности к самоконтролю и саморазвитию;
  • способность переносить приобретенные компетенции в различные сферы жизнедеятельности;
  • повышение уровня заинтересованности и комфортности обучения;
  • позитивную динамику количественных и качественных показателей, участия детей в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях разного уровня. 

            Я считаю, что музейная технология вооружает учителя новыми эффективными методами обучения и воспитания на основе включения музейного предмета в образовательный процесс, позволяет сделать жизнь ребёнка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт в руки новый инструмент для познания мира. Она может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, может помочь ребенку стать творческой личностью, помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней. В этой сфере нет места вандализму - интересно не разрушать, а созидать. Нам надо помнить, что история и культура жива, пока мы интересуемся ею, бережно передаём её другим поколениям, пока мы  её творим.  А наградой за наши труды будет ребёнок, ставший человеком грамотным, воспитанным, благодарным, любящим свою Родину и стремящимся принести ей пользу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к конкурсному заданию «Методический семинар»

Тема методического семинара «Использование исследовательской деятельности учащихся для формирования УУД»...

Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".

Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент.  ...

"Методический семинар" конкурсное задание на областной конкурс "Учитель года Нижегородской области - 2015"

"Использование технологии критического развития через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы" Методический семинар. Конкурсное задание на областной конкурс "Учитель года Нижегородской о...

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Информационно-педагогический модуль «Технология коучинга как эффективная составляющая процесса обучения немецкому языку» ОГАНЕСЯН С.В. УЧИТЕЛЬ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА 1. Обоснование актуальност...

Конкурсное задание "Методический семинар"

Инновационная деятельность на уроках русского языка и литературы...