КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
проект по немецкому языку на тему

Оганесян Светлана Ваграмовна
Информационно-педагогический модуль «Технология коучинга как эффективная составляющая процесса обучения немецкому языку» ОГАНЕСЯН С.В. УЧИТЕЛЬ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА 1. Обоснование актуальности и перспективности опыта, его практической значимости. Современную ситуацию в системе образования можно охарактеризовать как постоянно меняющуюся сферу, требующую от педагогов инновационных прорывов. Благодаря внедрению ФГОС II поколения происходит коренное изменение образовательной парадигмы, ориентированной на развитие личности, ее жизненную и профессиональную самореализацию, учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей. Чтобы не оказаться аутсайдером в современном мире, необходимостью для каждого становится владение хотя бы одним иностранным языком. Это и обуславливает повышенный интерес и разнообразие подходов в обучении иностранным языкам (П.Я.Гальперин, Н.И.Гез, М.А.Давыдова, И.А.Зимняя, Г.А.Китайгородская, С.Ю.Николаева, Е.И.Пассов и др.). Однако, выбор необходимой стратегии преподавания по-прежнему непрост, особенно в НОВЫХ УСЛОВИЯХ модернизации образования, где иностранные языки имеют особое значение и в 2020 году станут обязательным предметом при прохождении государственной итоговой аттестации. Информационная социализация, к которой быстро приобщаются современные дети, вынуждает нас – педагогов – все чаще обращаться к вариативной, мотивирующей педагогике. Связано это также с тем, что ребенок сегодня знает и умеет, но НЕ ХОЧЕТ. Поэтому без системы мотивации к познанию обучение не будет результативным. Это и обусловило актуальность выбранной мной темы «Технология коучинга как эффективная составляющая процесса обучения немецкому языку».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon add_ms_1.doc114.5 КБ
Office presentation icon add_ms_2.ppt2.19 МБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Информационно-педагогический модуль

 «Технология коучинга как эффективная составляющая

процесса обучения немецкому языку»

ОГАНЕСЯН С.В. УЧИТЕЛЬ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

       

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта, его практической значимости.

Современную ситуацию в системе образования можно охарактеризовать как постоянно меняющуюся сферу, требующую от педагогов инновационных прорывов. Благодаря внедрению ФГОС II поколения происходит коренное изменение образовательной парадигмы, ориентированной на развитие личности, ее жизненную и профессиональную самореализацию, учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей. Чтобы не оказаться аутсайдером в современном мире, необходимостью для каждого становится владение хотя бы одним иностранным языком. Это и обуславливает повышенный интерес и разнообразие подходов в обучении иностранным языкам (П.Я.Гальперин, Н.И.Гез, М.А.Давыдова, И.А.Зимняя, Г.А.Китайгородская, С.Ю.Николаева, Е.И.Пассов и др.). Однако, выбор необходимой стратегии преподавания по-прежнему непрост, особенно в НОВЫХ УСЛОВИЯХ модернизации образования, где иностранные языки имеют особое значение и в 2020 году станут обязательным предметом при прохождении государственной итоговой аттестации.

Информационная социализация, к которой быстро приобщаются современные дети, вынуждает нас – педагогов – все чаще обращаться к вариативной, мотивирующей педагогике. Связано это также с тем, что ребенок сегодня знает и умеет, но НЕ ХОЧЕТ. Поэтому без системы мотивации к познанию обучение не будет результативным. Это и обусловило актуальность выбранной мной темы «Технология коучинга как эффективная составляющая процесса обучения немецкому языку».

Представленный педагогический опыт призван показать целесообразность применения нестандартных коуч - техник при обучении иностранному языку, а также эффективность данной технологии в воспитании успешного ученика. Проанализировав передовой педагогический опыт в данной области, я пришла к выводу, что в методике преподавания коучинг находится лишь в процессе становления. Поэтому считаю, что дальнейшее его развитие и совершенствование даст возможность повысить качество изучения иностранных языков и его доступность для каждого учащегося в формате компетентностной практики. Этим и определяется новизна педагогического опыта. 

2. Условия возникновения проблемы, становление опыта.

Будучи преподавателем немецкого языка, я каждый год сталкиваюсь с проблемой деления учащихся школьных классов на группы по изучению английского и немецкого языков. Традиционно хорошо успевающие ученики, вернее их родители, отдают предпочтение английскому языку, считая его более престижным, поэтому немецкоязычные группы формируются, по большей части, из слабоуспевающих ребят или же ребят из малообеспеченных семей, где вопросам образования ребенка уделяется недостаточно внимания. Отсюда наблюдается отсутствие интереса у учащихся к процессу обучения в целом, нежелание развития и проявления активности на уроках. Кроме этого, обостряют сложившуюся обстановку противоречия  сегодняшней реальности, связанные:

  • с устаревшим содержанием учебного материала в учебных пособиях и современными требованиями к изучению немецкого языка;
  • с высоким темпом изучения учебной программы и низким уровнем сформированности учебных действий у учащихся;
  • с реализацией коммуникативного принципа обучения немецкому языку и низким уровнем развития речи на родном языке.

Все это приводит к потере интереса к предмету у учащихся, языковому барьеру, страху потерпеть неудачу, получить очередную «двойку», нет радости преодоления трудностей, нет чувства достижения успеха. Отсюда и вытекает актуальная проблема, связанная с повышением мотивации и вовлеченности всех учащихся в процесс изучения немецкого языка. 

3. Цель и задачи педагогической деятельности 

Цель моей педагогической деятельности – повышение качества обучения немецкому языку на основе коуч-технологии.

Для решения поставленной цели были выдвинуты ряд задач:

1. Обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта.

2. Создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учащихся в модели дистанционного сопровождения учащихся при обучении немецкому языку на основе коуч-технологий.

3. Создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка.

4. Диссеминация собственного педагогического опыта по достижению более высоких показателей качества знаний по предмету.

4. Технология реализации ведущей педагогической идеи.

Для эффективного решения проблемы, связанной с повышением мотивации к изучению немецкого языка, я обратилась к популярному и новому на сегодняшний день направлению в сфере образования – технологии коучинга. Она основана на принципах партнерства, вдохновляет на раскрытие познавательной активности, творческих способностей, нестандартного мышления, ответственности за достигнутые результаты. Все это способствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, согласно стандартам второго поколения.

Основная философия инновационного подхода заключается в:

  • обучении не на ошибках, а на успехе
  • фокусе не на проблему, а на решение и результат
  • педагог – это не задание и контроль, а вызов и поддержка

Стартом внедрения представленной ниже модели индивидуального дистанционного сопровождения учащегося “Deutsch im Netz” можно считать 2012 год, так как к данному моменту мною было пройдено обучение по программе «Введение в коучинг» и проведен анализ необходимых материально-технических и информационных ресурсов для реализации инновационной технологии в своей педагогической деятельности.

В основе описываемой модели заложена техника разнотемпового обучения, когда учащийся имеет возможность обучаться как асинхронно, то есть в удобное для него время и в собственном темпе, так и в режиме реального времени, к примеру, на уроке или же в формате веб-конференции.

Любой разработанный мною дистанционный курс модульно структурирован, что позволяет учащимся проследить свое продвижение от модуля к модулю в достижении конечного результата. При помощи таких техник коучингового подхода, как «Колесо развития» и «Шаги успеха», учащиеся сначала определяют степень познания предложенного материала, а потом разрабатывают для себя маршрут продвижения в цели, осознанно анализируя свои действия.    

Чтобы четко спланировать свою работу, я пользуюсь  ««Шкалой удовлетворенности продвижением к цели «от 1 до 10»», где могу проследить пробелы  и сформированность универсальных учебных действий (УУД) по теме на том или ином этапе прохождения курса.

Такой инструмент коучинга, как «Линия времени», оказался очень продуктивным для учащихся в достижении желаемого ими результата обучения. В зависимости от способностей и возможностей каждый учащийся выстраивает индивидуальную траекторию, планируя свой процесс обучения. Эта техника помогает расставить приоритеты и распределить время работы над курсом.

Что касается форм организации учебной деятельности, то мною применяются:

- групповое обучение с использованием дифференцированного или фронтального подходов;

- интерактивная работа в малых группах, реализующая стратегию «Обучение сверстниками», когда учащиеся сами становятся ведущими тренинговых групп для сверстников или более младших школьников.

Если говорить о содержании любого курса, то в каждом модуле обязательно переплетаются теоретическое обучение (лекции, экскурсия, мультимедийные энциклопедии) с практикумом (инструментарий HotPot, творческий проект, презентация работы). Построению практических заданий уделяется особое внимание. Онлайн-сервисы подобно www.learningapps.com, www.quizlet.com, www.wordle.net, www.gloaster.com позволяют организовать учебный процесс с наибольшей степенью интерактивности и обеспечить свободный обмен приложениями между участниками. Возможность выполнения предложенных заданий несколько раз в зависимости от сложности позволяет учащимся проанализировать и откорректировать допущенные ошибки. Для упрощения работы с материалом курса разрабатываются методические рекомендации и форумы для обсуждения, где учащиеся могут поделиться своими идеями, пообщаться с другими участниками образовательного процесса, помочь друг другу.

По моему мнению, очень важным является раздел каждого модуля «Для любознательных», который не является обязательным для выполнения, но стимулирует самомотивацию, то есть становится толчком для расширенного изучения предложенной темы.

Особое внимание хотелось бы уделить созданию микроклимата при обучении немецкому языку, то есть имитации языковой среды. Для этого учителями может активно использоваться Skype для проведения веб-конференций или же сервис Voki для создания говорящих образов.  

Также организованна система дистанционного контроля за образовательным процессом в форме электронного портфолио каждого учащегося, где можно отследить его работу поэтапно, время активности, вызванные затруднения. Для создания доверительных отношений во время проведения коуч-сессий учителями могут использоваться такие коуч-техники, как «Присоединение», «Тоны голоса» и «Глубинное слушание».

Хотя дистанционное обучение подразумевает, в первую очередь, продуктивную деятельность учащихся во внеурочное время, в своей педагогической практике я реализую смешанную модель, то есть интеграцию очных, традиционных, и дистанционных форм обучения:  уроки, встречи, общение в сети. Поэтому разработанные дистанционные курсы перекликаются с календарно-тематическим планированием по предмету в том или ином классе.

Внедрение данной модели в процесс обучения осуществляется поэтапно,  мною было определено 3 этапа ее реализации в образовательной среде:

Этапы

Мероприятия

I этап – внедрение технологии

Анализ существующих практик, знакомство учащихся с многообразием коуч-техник, формирование открытого образовательного пространства.

1.Обучающие и тренировочные дидактические игры.

2.  Подготовка и проведение праздников на немецком языке «Посвящение в лингвисты», «Праздник алфавита» и т.д..

3. Ведение языкового портфеля.

4. Диагностика удовлетворенности учащимися качеством обучения нем. языку.

II этап – воплощение в жизнь

Организация опытно-экспериментальной работы по анализу познавательной активности учащихся и  вовлеченности учащихся в деятельность, создание индивидуальных карт сопровождения.

1.Организация и проведение муниципальных конкурсов знатоков немецкого языка, олимпиад по немецкому языку.

2. Организация языкового лагеря на базе школы.

3. Лингвистический театр.

4. Участие в региональных и всероссийских проектах по немецкому языку.

5. Сдача экзаменов международного образца.

III этап – вдохновление

Обобщение результатов работы с разработкой перспектив на будущее.

1. Семинары для учителей школ города и республики.

2. Работа с методическими журналами «Deutsch kreativ», «Vitamin.de».

3. Обмен опытом на педагогических конференциях и мастер-классах.

5. Результативность представленного педагогического опыта.

В данный момент наиболее значимыми результатами внедрения технологии коучинга в процесс обучения можно считать следующие:  

1. Повышение уровня обученности моих учащихся;

2. инициативность со стороны учащихся, проявляющаяся в позитивной динамике их занятости предметом во внеурочное время;

3. активное участие и победы учащихся на предметной олимпиаде

4. создание атмосферы доверия между участниками образовательного процесса, выражающееся в регулярном проведении «ярмарки знаний» для организации обратной связи между ними;

5. удовлетворенность процессом обучения, которая выявляется с помощью социологического  анкетного опроса.

6. Список использованной литературы.

1. Зырянова, Н.М. Коучинг в обучении подростков. //Вестник практической психологии образования. – 2004. – № 1. – С. 46–49.

2. Парслоу, Э. Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. – СПб.: Питер, 2003. – 204 с.

3. Аткинсон М. Жизнь в потоке. Коучинг. – Пер. с англ.-М.: Альпина Паблишер, 2013. – 330с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОГАНЕСЯН С.В.

Слайд 2

Умение фильтровать лишнюю информацию Умение работать удаленно Постоянное самообучение Межкультурная компетентность Инновационное Адаптивное Проектное Вычислительное мышление Знания, не ограничивающиеся своей узкой специализацией Социальный и эмоциональный интеллект По данным Института Будущего - www.computerra.ru/cio/5662

Слайд 3

Учитель 21 века Помогает найти себя, свое призвание Раскрывает потенциал и таланты ребенка УМЕЕТ: вдохновлять и мотивировать наделять ответственностью создавать поддерживающую среду слушать и слышать воспринимать ученика как личность радоваться успехам каждого ребенка ПООЩРЯЕТ: самостоятельность целеустремленность веру в свои силы ВЛАДЕЕТ: современными технологиями в обучении и развитии использует интерактивный подход ИМЕЕТ: желание к самосовершенствованию коучинг как инструмент планирования успешного будущего ПОКАЗЫВАЕТ: заинтересованность уважение и доверие гибкость и мобильность открытость

Слайд 4

устаревшее содержание учебного материала в учебных пособиях и современные требования к изучению немецкого языка; высокий темп изучения учебной программы и низкий уровень сформированности учебных действий у учащихся; реализация коммуникативного принципа обучения немецкому языку и низкий уровень развития речи на родном языке.

Слайд 5

По статистике проекта «LOGOSexpress PROFY» (2013 год) Повышение мотивации и вовлеченности всех учащихся в процесс изучения немецкого языка

Слайд 8

повышение интереса к изучению немецкого языка из числа школьников и их родителей; рост числа участников и победителей олимпиад и конкурсов; интерес к проекту со стороны коллег по цеху. повышение качества знаний учащихся по немецкому языку;

Слайд 9

Задача коуч-подхода – помочь ребенку понять себя и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для саморазвития Индивидуализация образования при сохранении его массовости Самостоятельность и ответственность каждого участника образовательного процесса Развитие многообразия при его рамочной стандартизации (программы, оценки, результаты)

Слайд 10

личностное сопровождение поддержка индивидуально что ты хочешь? Почему это важно для тебя? Как узнаешь, что достиг результата? Как ты сможешь достичь цели?

Слайд 11

Успешный ученик Шкала удовлетворенности продвижением к цели Тоны голоса Глубинное слушание Открытые «умные» вопросы Колесо развития Линия времени Шаги успеха

Слайд 12

Дистанционное обучение “ Deutsch im Netz”

Слайд 14

Повышение качества знаний учащихся по немецкому языку: активное участие и победы учащихся на предметной олимпиаде, в творческих проектах и альтернативных олимпиадах по предмету :

Слайд 15

комфорт и атмосфера доверия между участниками образовательного процесса удовлетворенность процессом обучения

Слайд 16

1. Зырянова, Н.М. Коучинг в обучении подростков. //Вестник практической психологии образования. – 2004. – № 1. – С. 46–49. 2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров /Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М,В.Моисеева, А.Е.Петров; под. ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с. 3. Парслоу, Э. Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. – СПб.: Питер, 2003. – 204 с. 4. Аткинсон М. Жизнь в потоке. Коучинг. – Пер. с англ.-М.: Альпина Паблишер, 2013. – 330с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к конкурсному заданию «Методический семинар»

Тема методического семинара «Использование исследовательской деятельности учащихся для формирования УУД»...

Конкурсное задание "Методический семинар"

Инновационная деятельность на уроках русского языка и литературы...

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ "МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР" Педагог года 2016, номинация " Самый классный классный"

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ  "МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР" ( презентация с пояснительной запиской) Педагог года 2016, номинация " Самый классный классный"...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...

Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")

Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...