Пояснительная записка к конкурсному заданию «Методический семинар»
статья на тему

Чеботникова Светлана Валерьевна

Тема методического семинара «Использование исследовательской деятельности учащихся для формирования УУД»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasn._zapiska_k_metod.seminaru_s.v.chebotnikova.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к конкурсному заданию «Методический семинар»

(С.В.Чеботникова, учитель химии МБОУ «ООШ №6»

№ слайда

Комментарий

1

Тема методического семинара «Использование исследовательской деятельности учащихся для формирования УУД»

2

 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход и должен быть положен в основу нашей деятельности, устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным. Отличительной особенностью нового Стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

3

Древнекитайская мудрость гласит: Скажи мне - и я забуду. Покажи - и я запомню.
                      Дай мне действовать самому - и я научусь.

Именно в процессе собственной деятельности развивается личность. Субъектная позиция ученика вырабатывается при деятельностно-практических способах обучения, а именно – использовании исследовательской деятельности и методе проектов, что эпизодически практиковались мною давно.  Исследовательской деятельностью с обучающимися занималась с 1999 года.       Неслучайно в современной педагогике  познавательная самостоятельность учащихся находится в центре внимания педагогов-исследователей. Приобретенные знания подвергаются изменениям каждый год, поэтому важно, чтобы мои ученики умели самостоятельно мыслить, учиться, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения, адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни нашего времени – «сетевого столетия».

4

Несмотря на накопленный опыт проведения исследовательской и проектной деятельности, при переходе на новые образовательные стандарты возникают определенные трудности(на слайде):

1. Преобразование собственного методологического подхода к организации учебного процесса;
2.  Необходимость преобразования способов мышления;
3. Изменения в планировании учебного процесса.

5

Актуальность своего педагогического опыта, на мой взгляд, могу выразить словами    А.С.Макаренко:

  «Сознание, не построенное на опыте,…

не способно творить никакую практику –                    
                                это то, что для нашего общества наиболее опасно».

  Еще более метко выражена эта мысль философом Г.С.Батищевым: «…Человека нельзя «сделать», «произвести», «вылепить» как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, - но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности».


6

Именно поэтому ведущей образовательной технологией мною была выбрана технология организации исследовательской деятельности.  Причины:

  1. Преподавание  химии напрямую связано с процессом формирования навыков исследования у учащихся.
  2. Исследовательские умения и навыки являются метапредметными результатами освоения ООП ООО. 

7

Многолетний опыт работы в школе показал несоответствие  моих  профессиональных затрат уровню обученности и воспитанности учащихся,  их способности самостоятельно мыслить, работать с информацией и совершенствовать свои умения в разных областях.

Как следствие возникла проблема, выведенная на основе названного противоречия. Повысить уровень познавательной самостоятельности, интеллектуальный и творческий потенциал учащихся. Поэтому возникла задача: найти более результативные             способы и средства для решения  этой проблемы.

Условия возникновения и становления педагогического опыта(вы видите на слайде):

  • Курсовая подготовка
  • Изучение опыта коллег
  • Внедрение ФГОС ООО
  • Изучение международных образовательных стандартов
  • Диагностика собственного опыта

8

Исследовательской деятельностью с обучающимися я начала заниматься с 1999 года. Ребята дополнительно занимались в кружке «Юный эколог» и готовили исследовательские работы. Затем увлеклась проектной деятельностью, прошла курсы Intel «Обучение для будущего» и Microsoft «Партнерство в образовании»,  «Информационные технологии в профессиональной деятельности педагога 21 века». Желание заниматься исследовательской и проектной деятельностью привело к необходимости выйти за рамки времени, отведенного на лабораторные и практические занятия. Исходя из вышесказанного возникла ведущая идея:  развитие исследовательских способностей учащихся как основы их самообразования. Цели и задачи её приведены на слайде.

  • Цель: создание условий для обеспечения высокого качества освоения содержания химии как учебного предмета посредством развития исследовательских способностей учащихся.
  • Задачи:

1. Формировть и развивать исследовательские умения и навыки.

2. Использовать элементы мультимедиа технологии, технологии проблемного обучения, технологии организации проектной  исследовательской деятельности в сочетании с базовой.

3. Создать методическую и дидактическую базу                                                        исследовательской деятельности.

9

Исследовательские работы школьников по химии являются одной из важнейших форм внеурочного обучения предмету.

Однако замыкание только на одном предмете химии снижает интерес к исследованиям у некоторых школьников. Межпредметные связи значительно повышают интерес к исследованиям. В современной науке (а школьное исследование при любых условиях в какой-то мере науку моделирует) процессы интеграции различных дисциплин очень глубоки.

В значительной мере это обусловлено активным обменом методами работы и приборами между различными областями науки.

Есть примеры, касающиеся применения биологических методов для химии и, в первую очередь, экологии. Благодаря обмену методиками грани между науками размываются, и очень часто на стыке возникают новые продуктивные идеи или перспективные научные направления. Исходя из подобных тенденций, можно сказать, что наиболее перспективными представляются школьные исследования, подключающие материал сразу нескольких предметов. Таким образом, можно утверждать, что при формировании исследовательских умений четко прослеживаются межпредметные связи.

10

Философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. В новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера, в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения. 
Эти аспекты вызывали у меня неподдельный интерес, так как в  собственной практике я уже несколько лет в качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности внедряю исследовательский подход к обучению, который позволяет мне осваивать обобщенные способы деятельности, принимаемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни, формировать исследовательский компетенции на уроке. На уроках химии учащиеся развивают универсальные учебные действия, я создаю условия, при которых необходимо применение знаний других предметов – экология. Физика, математика, биология, география (интеграция обучения). Я считаю, что организация исследовательской деятельности обеспечивает благодатные условия для выхода на метапредметный результат. .

11

Анализ методической работы за предыдущие годы показал положительную динамику не только в результатах участия учащихся в конференциях, конкурсах и проектах, но и увеличение числа обучающихся, занимающихся исследовательской деятельностью.

12

Позитивные результаты исследовательской и проектной деятельности по химии и экологии приведены на слайде.

13

Характеристика прогностического  аспекта  педагогического опыта:

  • Предлагаемый мною опыт работы может быть использован как опытными, так и начинающими  педагогами.
  • Область применения: метод проектов может быть использован как в урочное время,  так и во внеурочной деятельности: на и факультативных и кружковых занятиях и элективных курсах.

14

Трудоемкость опыта:

в начальной стадии работы подготовка и проведение исследовательской и проектной  деятельности занимает много времени, трудности в организации текущего и промежуточного контроля работы учащихся над проектами; не все учащиеся обладают определенной системой знаний, а их отсутствие затрудняет их  продуктивную работу по проведению исследований

15

Определение перспектив развития: Модель ожидаемого результата использования исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС ООО (приведены на слайде).

16

Благодарю за внимание и приглашаю к сотрудничеству.

«Когда ребенок включается в какую-то деятельность, то работает фантазия, умственное представление, работает эмоция, эмоциональное переживание…» А.Ц.Гармаев