Изучение работы с письменными источниками в курсе обучения истории и обществознания.
план-конспект урока (11 класс) на тему

Практическое использование технологии и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ С ПИСЬМЕННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ В КУРСЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.                                                Интегрированный урок истории, обществознания и ББЗ (библиотечно-библиографические знания).                                        Урок готовили: Казанцев Владимир Иванович – учитель истории и обществознания В-Шахтаминской СОШ и Литвинцева Валентина Николаевна – библиотекарь В-Шахтаминской  сельской библиотеки.                                                                                                      Тип урока: - изучение нового материала, практическая работа. Продолжительность -2ч.                                                                                Цель урока.                                                                       Дать учащимся знания, умения и навыки информационного само-обеспечения их учебной деятельности.                                                                Задачи.                                                                         1. Освоение рациональных приёмов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.                                                                         2. Овладение методами формализованного свёртывания (аналитико-синтетической переработки) информации.                                         3. Развивать коммуникативную активность учащихся через обучение работать в группах.                                                                                                Ожидаемые результаты.                 Практическое использование технологииподготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы (подготовка докладов, обзоров, сообщений, рефератов и т. д).                                                                                                                Перечень вопросов для обязательного рассмотрения.                 1. Понятие письменные источники и их классификация.                         2. Поиск письменных источников в Интернете.                                         3. Информационно-поисковая система в библиотеке.                                                                                                                                        Оборудование.                                                         Справочно-библиографический аппарат: каталоги, картотеки, энциклопедии и т. д.                                                                                                                                                                                                   Литература.                                                                 1. Современная научная информация к урокам истории. «ПИШ.» 2009. №1.                                                                                                 2. Структура библиотеки как информационно – поисковая система.       Libsoub.ru/meropriyatiya/                                                                                        Ход урока.                                                                1. Организационный момент. Цель урока. Цель урока учащиеся ставят самостоятельно.                                                                                         2. Новый материал.                                                                                                                                                                                                                                                                                                

№  1

2

3

                 ПЛАН ИЗЛОЖЕНИЯ.                     Основой письменного источника являет-ся письменность. Источник характеризует определённое время, когда он был создан. Основные типы.    Нарративные (от лат.-описательный): летописи, днев-ники, записки и др. Иногда их делят на более узкие группы: эпистолярные, ме-муарно-биографические и т.д.   Юридические: законы, своды законов, юридические договоры, конституции, протоколы, отдельные указы.          Документальные: официальнаяперепис-ка, публичные акты, отчёты, частные до-кументы, документы хозяйственного значения.    Литературные: романы, рассказы, стихи и т.п.  Исторические сочинения.  Учебник – особый тип письменного источника.

Поиск письменных источников в Интернете.См. пр. №1

Информационно-поисковая система в библиотеке – это совокупность катало-гов, картотек, библиографических указа-телей, фонда справочной литературы.    а) каталоги, их назначение;                          б) картотеки, краеведческая картотека;    в) библиографические указатели;               г) справочная литература: энциклопедии, словари, справочники:                                  д) справочный аппарат книги (АПУ, биб-лиографические списки и пр.)

Активизация учащихся Выступление учителя истории и общество-знания Казанцева В. В. Запись учащихся.

Сообщение ученицы 11 класаКотельнико-вой М.  См. пр.№1

Рассказ библотекаря В-Шахтаминскойсель-ской библиотеки Литвинцевой В. Н.

                                                                                                                                                                                                 3. Практическая работа  (рефлексия).                                                 Раздача учителем истории Казанцевым В. И. учащимся алгоритма и знакомства с ним учеников.                                                                 Алгоритм работы с текстом письменного источника (на выбор).                 1. Внимательное чтение текста письменного источника.                         2. Определение его главной идеи.                                                         3. Выявление основных понятий, фактов, имён, дат.                                 4. Разбор текста с целью конкретизации описываемого явления.                 5. Анализ аргументации автора.                                                         6. Сопоставление содержания текста с имеющимися у учащегося знаниями, а также с другими источниками.                                         8. Формулирование обобщённых выводов, причинно-следственных связей, логической цепи суждений и умозаключений.                         9. Презентация анализа документа в виде сообщения, ответа на вопрос, схемы, таблицы, реферата и т. п.                                                 Разделение учащихся на четыре команды: «знатоки литературы», «юные архитекторы», «юные натуралисты», «юные историки».                 Конкурс на лучшее умение пользоваться справочной литературой про-водит библиотекарь Литвинцева В. Н.                                                  Задача учеников - определить в каком издании, томе, на какой странице дан ответ на заданный вопрос. За каждый верный и полный          ответ – пять баллов. На выполнение каждого задания командам даётся по пять минут. Задания находятся в конвертах и выбираются координаторами команд по жребию.  (см. пр.№2)                                                 После конкурса знакомство с библиографическими списками литературы .                                                                                Домашнее задание: ист. пар.8-9 зад.№1;                                         право и экономика пар. 31 зад.№2,3. Применить алгоритм.                                                                                                        

Приложения.

                        План сообщения:                                                Пр.№1                        Поиск письменных источников в Интернете.                                                                                                                 1. Выполняйте поиск только по конкретному веб-сайту или домену.         2. Можно задать поиск информации только на определённом языке, в определённом формате или на конкретном сайте.                                 3. Конкретные слова вместо общих понятий.                                          4. Кавычки для поиска точных фраз.                                                 5. Исключить из строки предлоги, артикли, союзы, кроме случаев поиска конкретного названия.                                                         6. Знак минус перед ключевым словом исключит страницы с данным словом.                                                                                         7. Для поиска изображений пользуйтесь специализированной поисковой системой или службой.                                         

                

Задание для первой команды - «Знатоки литературы»    Пр.№2
1)Удивительная история произошла более полувека назад с литературным критиком, который неожиданно для себя стал детским писателем. Заболел его маленький сынишка. Отец вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы как-нибудь его развлечь, отец стал рассказывать ему сказку:
Жил да был крокодил
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил,-
Крокодил, крокодил, крокодилович!
Кто автор этих строк? Какие стихи и сказки этого поэта вы знаете? В каком году и где родился этот поэт? (К.Чуковский Энциклопедия Т.3 стр.170)

2) Благодаря этому поэту мы узнали про Шалтая-Болтая, про дедушку и внука, которые никак не могут решить. Кому из них ехать верхом на осле. Про веселого и храброго Робин Гуда. А вот эти строки стихотворения знают все от мала до- велика:
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной…
Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду…
Кто автор этих строк? Какие еще стихи этого поэта знаете? Где и когда родился этот поэт? (С.Маршак Т.3 стр.70)

задание для второй команды «Юные скульпторы»

1) В Санкт-Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник, около него всегда толпятся ребятишки. Старый человек глубоко задумался, сидя в кресле, а у ног его теснятся бронзовые звери- герои его басен. Назовите фамилию этого баснописца. Когда он жил? Покажите портрет баснописца в энциклопедии (И.А.Крылов,1769-1844гг.) ( Т.2 стр.65)

2) В столице Дании-городе Копенгагене, поставлен памятник великому сказочнику. С раннего детства и всю жизнь живут с нами «Гадкий утенок» и «Дюймовочка».

Назовите этого сказочника, его сказки, когда он жил? Покажите портрет сказочника в энциклопедии (Г.Х.Андерсен, 1805-1875гг.) (Т.1 стр.71)

Задание для третьей команды «Юные натуралисты»

1) Над африканской пустыней опустилась ночь. Заснули люди в деревне, затихли козы и овцы в загонах, дремлют привязанные верблюды и лошади. И вдруг - рев! Будто гром загремел. Проснулись люди, заметались животные. А грозный, все сотрясающий рев повторился: это царь зверей вышел на охоту.

Кто этот грозный царь зверей, почему его так называют? Узнайте из энциклопедии, в каких книгах можно про него прочитать? (Т.2 стр.87)

2) Это дерево живет около пяти тысяч лет. Толщина его ствола просто удивительна - достигает 25, а то и 40 метров в окружности. Чтобы обхватить дерево, весь класс должен был бы взяться за руки. «Он большой,- говорят африканцы, - но из него не разожжешь даже маленького костра».

Почему? Что это за дерево? С помощью энциклопедии ответьте на вопросы. ( Т.1 стр. 128)

Задание для четвёртой команды «Юные историки»

1) В Голландском городе Заандаме, на верфи, где строили морские корабли, однажды появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжелые бревна. После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть как можно больше интересного. С удивлением потом узнали жители Заандама, что молодой плотник- Петр Михайлов на самом деле русский царь Петр Первый. А.С.Пушкин назвал Петра Первого «вечным работником». С помощью энциклопедии объясните это название. Покажите портрет Петра Первого. В какой книге можно более подробно прочитать об этом русском царе? ( Т.2 стр.197)

2) Холодным декабрьским утром,1741 года, на далеком пустынном острове, на самом краю России умирал датчанин Витус Беринг, сраженный цингой. Вокруг стояли участники его экспедиции. И он вспомнил, как 16 лет назад сам император Петр 1, собственноручно составил для него инструкцию. Что это за инструкция, и кто был Витус Беринг? Какие книги рекомендует энциклопедия прочитать об этом человеке? ( Т.1 стр.151)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ценностно-смысловое развитие личности в процессе обучения истории и обществознанию. Обобщение опыта работы.

Из опыта работы учителя истории и обществознания, высшей категории   Акатьевой В.И....

Письменный отчет к аттестации учителя истории и обществознания

Письменный отчет  Степаненко Галины Олеговны учителя истории и обществознания МБОУ СОШ №6 об использовании современных образовательных технологий в учебном процессе....

Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня

Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...

Проектная работа по обществознанию на тему: Использование метода проектов в процессе обучения истории и обществознания. Урок – защита проектов по теме: «Права ребенка».

1. В докладе дается характеристика типа проекта, предполагающий максимальную степень свободы проектанта в отборе информации, оформлении и презентации продукта. 2. Отмечается, что проект можно тра...

Представление педагогического опыта работы по теме «Деятельностная система в обучении истории и обществознания» Зотовой Н.А., учителя истории и обществознания МБОУ «Сувинская СОШ»

В данной работе представлено описание моего педагогического опыта, раскрыты аспекты повышения эффективности уроков истории и обществознания. Представлен метод планирования и организации учебного ...