Система работы с одаренными детьми
статья (10 класс) на тему

Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высокоодаренным ребенком – индивидуальные занятия – консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.

Стимулом к работе над творческими, исследовательскими  работами является участие  обучающихся  в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_s_odarennymi_detmi.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы с одаренными детьми

Из опыта работы учителя географии МОУ Краснослободская СОШ №4 Богдановой В.С.

В динамичном, быстро  меняющемся мире общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Именно таких людей имел в виду психолог В.Штерн, формулируя определение одаренности: « Умственная одаренность есть общая  способность сознательно направить свое мышление на новые требования… есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни». Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра

Учителя   обычных общеобразовательных школ в основном имеют дело с общей интеллектуальной или лидерской одаренностью. Дети с общей интеллектуальной  одаренностью быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих  областях  знаний. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешном обучении по отдельным учебным предметам и считается более частной, избирательной.

При работе с одаренными детьми  постоянно стимулирую  их познавательную активность и познавательную мотивацию. Этому способствуют творческие задания, участия в предметных конкурсах географической и краеведческой направленности. Развиваю креативность мышления, придаю познавательному процессу творческий характер. Ориентируюсь на тип направленности интеллекта ученика, выбираю  те виды творческой, познавательной деятельности, в которых обучающиеся  будут наиболее успешными.

Выстраиваю индивидуальную образовательную траекторию по своему предмету для одаренных обучающихся. Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высокоодаренным ребенком – индивидуальные занятия – консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.

Стимулом к работе над творческими, исследовательскими  работами является участие  обучающихся  в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях. На протяжении нескольких лет учащиеся под моим руководством участвуют  в Региональной конференции молодых исследователей, которая проводится  в ВГСПУ. В 2009-10 учебном году Орлова Валентина, в 2010-11 учебном году  Столярова Елена и Коломина Эльвира стали лауреатами конференции. В 2011 – 2012 учебном году ученица 10 класса Тунян Лилит  вышла в финал конференции, выступала на очном туре молодых исследователей. Её исследовательская работа « Топонимика улиц города Краснослободска» напечатана в сборнике работ  по итогам конференции.

Учащиеся образовательного учреждения неоднократно принимали участие в работе кафедры физической географии и геоэкологии ВГСПУ, выступали с защитой исследовательских работ (Орлова Валентина, Коломина Эльвира)

Исследовательские работы учащихся Яковлевой Анастасии « Экология города Краснослободска», Петрова Владислава «Комплексная характеристика города Краснослободска», Тунян Лилит  «Топонимика улиц города Краснослободска» были отмечены грамотами на конкурсе исследовательских работ школьников, проводимых кафедрой экологии и природопользования  ВолГУ. Работа Яковлевой Анастасии заняла 1 место.

Петров Владислав и Тунян Лилит принимали участие во Всеуральской географической конференции школьников, проводимой  географическим факультетом Пермского Государственного университета. Были получены приглашения для участия в очном туре. Работы учащихся опубликованы в сборнике, изданном по итогам конференции.

Сотрудничество с Волгоградским отделением Русского географического общество проявляется  участием в работе конференций школьников. В 2010 – 2011 учебном году ученица 10 класса Шамова Екатерина выступила на конференции школьников с работой « Деревянное зодчество Краснослободска», которая заняла 2 место и получила специальный приз Союза реставраторов Волгоградской области.

Ещё одна новая форма работы с одаренными детьми – это участие в заочных турах олимпиады  «Познание и творчество». Задания олимпиад  сложные, требующие поиска ответов  из различных  источников. Ученица 8Б класса Банькина Надежда и ученица 10 класса Тунян Лилит принимали участие в 2-х турах. Результаты ещё не известны.  Петров Владислав участвовал в интеллектуальной олимпиаде по географии « Интелло».

Интерес учащихся вызывают и всероссийские конкурсы, посвященные знаменательным событиям, датам. Во всероссийском конкурсе « Водные просторы»  работа ученика 9 класса Петрова Владислава « Великая Волга» заняла 1 место  по Волгоградской области.

Участие в районных конкурсах стимулирует познавательный интерес обучающихся, прививает им навыки, умения выступать  перед аудиторией, отвечать на вопросы оппонентов, грамотно формулировать мысль. Обязательно принимаем участие в районной краеведческой олимпиаде, которая включает в себя не только защиту исследовательской работы, но и конкурс эрудитов.

Традиционно команда школы участвует в районном слете краеведов. В 2011 – 2012 учебном году нами были заняты 2 – е  общекомандное место, 1 место в конкурсе экскурсоводов ( Бедросьян Ксения), 3 место  в конкурсе эрудитов ( Банькина Надежда), 3 место в защите исследовательской работы( Хаметов Дмитрий). В предыдущие учебные годы команда школы участвовала в областном слете краеведов (трижды), занимая в отдельных номинациях призовые места.

Учителю необходимо быть доброжелательным  и чутким,  заинтересованным, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы,  самому хорошо знать предмет, и тогда успех обеспечен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одаренными детьми по французскому языку.(из опыта работы)

Данный материал  участвовал во II областной научно-практической конференции "Учитель иностранного языка: грани педагогического мастерства"....

Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)

В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированны...

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)...

Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

В данной презентации отражена работа по выявлению и развитию способностей учащихся...

Система работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС - из опыта работы

Одним из наиболее дискуссионных вопросов является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две точки зрения: «все дети являются одаренными» и «одаренные дети встречаются крайне ред...