Формирование умения учиться
статья на тему

Данная работа отмечена дипломом первой степени на

Всероссийском конкурсе педагогов "Образовательный потенциал России" национальной образовательной программы 

"Интеллектуально-творческий потенциал России" в номинации "Навыки будущего" 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sycheva_krasnoarmeyskiy_krasnoarmeyskaya_sosh.doc279.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование умения учиться

И.В.Сычева

МБОУ Красноармейская СОШ

п. Красноармейский

Орловского района

Ростовской области

Не ошибусь,  если скажу, что каждый учитель хочет, чтобы его предмет был любим учениками, чтобы они им зажглись.

Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, ребёнок слышит с детства родной язык. С другой, это трудный предмет , требующий большого труда.

«Сколько не кричи «халва, халва»,- гласит восточная пословица,- во рту слаще не станет».

Как же научить детей учиться? Ведь воля и сознательность развиты у них слабо. Что  делать ?

 Дарить ученикам интересные уроки!

Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребёнка, – вот к чему должен стремиться каждый педагог.

Учёба – это серьёзный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным, нужным, мотивированным. И тогда  увлечение становится серьёзным делом.

Приёмы могут быть самими разными. Вот некоторые из них.

Почти на каждом уроке может быть использован текст, который под диктовку учителя записывают учащиеся. Можно сразу писать и проверять, делать это самостоятельно и т.д. Анализировать полностью или частично. Всё это зависит от конкретных задач. Главное – выбирать текст в соответствии с особенностями возрастной психологии, тогда он вызывает живой отклик.

 Если на разных этапах урока поговорить о волнующих детей проблемах, поднятых в тексте, то и словарные диктанты, и разборы предложений будут восприниматься учащимися как что-то им нужное, интересное.

Например,повторяя падежи в 5 классе, можно опереться на стихотворение Г.Мамлина «Терпение». Можно определить падеж, который отсутствует, найти его место в стихотворении и определить, к какому склонению слово относится, выяснить главную мысль стихотворения.

                      Терпение.

Кто более иль менее с терпением знаком,

Считает он терпение совсем не пустяком.

По щучьему велению оно не входит в дом,

Мы учимся терпению и учимся с трудом.

Не случай, не везение тебе помогут вдруг,

Терпение, терпение – твой самый верный друг.

Под натиском терпения, приняв неравный бой,

Таблица умножения падет перед тобой.

С черчением и пением справляются терпением.

Учись – и здесь терпение – справляться с долотом.

К терпению умение прибавится потом.

И есть такое мнение у всех людей труда,

Что главное – терпение. Во всем. Везде. Всегда.

И разве без терпения я мог бы кончить в срок

О нем стихотворение – вот эти тридцать строк.

Песенка-азбука Б.Заходера хорошо помогает учащимся при изучении темы «Алфавит»:

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы.

Очень просят всех ребят

С ними подружиться.

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ-

Прикатили на еже.

Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН,О-

Дружно вылезли в окно.

Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха-

 Оседлали петуха.

Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я-

Все теперь мои друзья.

Пять сестренок опоздали –

Заигрались в прятки.

А теперь все буквы встали

В азбучном порядке.

Познакомьтесь с ними, дети:

Вот они стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком.

Какие буквы опоздали?

Найдите их место в азбуке.

Обратите внимание на названия согласных букв.

Изучая повелительное наклонение глагола, можно вспомнить поэзию Некрасова: «Сейте разумное, доброе, вечное» и построить урок на

Иди в огонь за честь Отчизны,

Иди и гибни безупречно.

Органической частью урока может стать игра, вбирающая в себя основные учебные задачи. Продолжая разговор о необходимости работы с текстом, можно предложить самые разные контекстные игры. Задача в играх может быть сформулирована прямо: понять текст, восстановить недостающие звенья; а может быть обратной: создать контекст, который будет соответствовать определённым условиям. Например, ребята получают текст  с пропусками-купюрами. Он должен быть достаточно выразительным  в стилистическом отношении: научным, публицистическим, художественным. Играющим предлагается за определённое время заполнить пропуски, стремясь максимально приблизиться к тексту оригинала. Можно работать по одному или небольшими группами. В ходе обсуждения выявляются наиболее вероятные варианты. В конце игры ведущий зачитывает текст без купюр, победителем признаётся тот, чей вариант был к нему наиболее близок.  Эту игру можно предлагать уже в 6 – 7 классе. А вопросы по тексту начинать предлагать чем раньше, тем лучше. Играющие получают текст и в течение нескольких минут знакомятся с ним. Затем все по кругу начинают задавать любые вопросы по тексту. Тот, кто не сумел задать очередной вопрос , выходит из игры. Побеждает ответивший последним. Игра даёт очень полезный навык «вычёрпывания» информации, практику внимательного, вдумчивого восприятия текста. Часто подобную работу я предлагаю на уроках литературы, обращаясь к определённым фрагментам текста или вступительной статье учебника. Польза такого «выспрашивания» очевидна, ведь дети порой читают поверхностно, каждый год обращаясь к творчеству того же А.С.Пушкина, много ли могут рассказать о нём? При таком же дотошном обращении к тексту выявляется его содержание, текст запоминается практически дословно и надолго. А предложение получить пятёрку за самый интересный вопрос ( и при этом услышать ответ ) развивает ещё и способность находить нестандартные ходы, изобретательность.

Необходимость игр в процессе учебной деятельности бесспорна. По этому поводу хочу вспомнить, как писал об этом В.Н. Сорока-Росинский (известный по «Республике Шкид»), Г.Белых и Л.Пантелеева: «Без игры ребенок не может нормально расти и развиваться так же, как и нормальный взрослый человек не может существовать без труда. Игра для ребенка не забава, а естественное превращение духовных и физических сил в действия, вещи. Энергия ребенка требует выхода, и он играет…Младшие и средние классы – это время упоительных игр.

      На уроках русского языка я со школьниками часто играю в прятки. Только прячутся здесь не учащиеся, а морфемы, части речи, члены предложения, синонимы и т.д. в зависимости от темы, которую изучаем или повторяем. Я предлагаю детям: «Поиграем?» Обращаемся к упражнению учебника и говорим: «Мы идем искать!» Ученики азартно включаются в поиск. Важно не только найти то, что задано, но и доказать, что найдено то, что искали. Таким образом осознаются различные признаки, свойства, особенности изучаемого языкового явления (Например. Виды односоставных предложений, 8 кл. Главные и второстепенные члены предложений, 6 кл.).

Игровые моменты могут возникать практически на каждом этапе: во время лексической работы, разбора, объяснения орфограмм и т.д. На каждом уроке можно играть в поездку по стране «Грамматика» и делать остановки на

1. Теоретической станции (проверяются знания теории изучаемого материала). Задаются вопросы учащимся учителем, команде, группе или одному, сошедшему на перрон. Примерные вопросы (по изучаемому материалу или повторению). Время стоянки 1-2-3 минуты определяет учитель, он - проводник.

  • Что такое существительное, прилагательное, глагол?
  • Дать определение корня, приставки и т. д.
  • Что такое причастный оборот?
  • Назвать морфемы слова, части слова и т.д.

Теперь следует

2. Практическая станция (снова по изучаемой теме или повторению предлагается практическая работа, заранее написанная на доске).

Например:              

1.   Благородный. Произведите морфемный разбор.

         2.   Привокзальный, розоватый, путешествие. Определить способ образования.

3. Образовать страдательные и действительные причастия от глаголов: приколоть, поместить, создать.

4. Придумать слова с приставкой пре- и при-.

5. Придумать предложение с причастным и деепричастным оборотом.

Работа на уроках литературы проходит на этих станциях при изучении любого материала.

Вопросы по теории литературы:

Назови роды литературы, жанры. Каков сюжет. Композиция. Тропы и т.д.

Понятие романа, былины и т.д.

Практика. Найти в изучаемом произведении (берется отрывок) нужное. Это и игра «Мы идем искать». Находим, доказываем при анализе текста.

Можно предложить учащимся сделать остановку на

3. Сообразительной станции.

  • Почему по-разному пишутся слова старожил и сторожил?
  • Задача – шутка.

Встретились старик и боец.

«Здравствуй, отец», - говорит боец. А старик ему отвечает: «Здорово, служивый. Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай – все значение одинаково. И живу я в таком доме, что можно как угодно читать. И имя у моей бабки с тем же свойством».

Какие это слова? (дед, шалаш, Анна)

  • Дана пропорция: б/п=д/?
  • Загадки – шутки:

Как превратить большой сад в маленький? (сад – садик)

Нельзя проехать мимо станции

4. «Зритель» (опять же для всех или одного задания).

  • Прочитай скороговорку:

Осип охрип, Архип осип.

Кукушка кукушонку сшила капюшон.

  • Какое слово задумано ?

Это однокоренное слово со словом летчик. Приставка как в глаголе перепрыгнул. Суффиксы те же, что в слове читал. (Перелетал)

  • Что было написано на плакате до того, как ветер унес согласные буквы?

(Д)о(бр)о (п)о(ж)а(л)о(в)а(ть).

5. А вот и Историческая станция.

  • Каково происхождение слова счастье?
  • Из какого языка заимствовано слово брошюра?
  • Из какой страны забрела к нам вермишель? Как это слово было образовано?

Можно использовать игру «Состязание на красной дорожке», где нельзя ошибиться ни разу. Один ученик отвечает на вопросы учителя или ученика. Лучше, когда выходят двое и отвечают по очереди. Им дается очень похожая работа: текст или предложение (все зависит от темы и цели урока), где нужно вставить буквы, знаки препинания и т.д.

Например: покраше…ый пол, краше…ый пол, краш…ый охрой пол, неокраш…ые стены и т.д.

«Состязание на зеленой дорожке» (можно ошибиться два раза).

1. Одинаковы ли суффиксы в словах учительство и строительство?

2. Объясните лексическое значение слова пилигрим, оранжерея, гуманный.

3. Как определить род существительных лежебока, врач, шофёр, доктор, плакса, жадина? 

«Состязание на желтой дорожке», где можно ошибиться один раз.    

  1. Расставьте ударение в словах: торты, комбайнёр, начал, начала и др.
  2. Объясните смысл крылатых выражений: Вавилонское столпотворение, ахиллесова пята , дамоклов меч и др.
  3. Какое местоимение может быть суффиксом?  

Игровые задания, используемые на уроках русского языка, могут иметь определённую направленность. Целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм. На ЕГЭ по русскому языку задание по орфоэпии оказывается не всем по силам, значит ему нужно уделять достаточное внимание. Это может быть минутка – разминка под общим названием «Говорите по-русски правильно».Варианты такой работы самые разные. Например, учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие – то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача уч –ся за 2 – 3 минуты составить связный текст и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Можно назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм.(Оценку в этом случае получают двое уч –ся).Подобное задание может быть несколько видоизменено: учитель предлагает  тему( например «Научное исследование» или «Меню»), уч – ся в течение определённого времени должны составить текст на эту тему, используя слова из орфографического словарика, включённого в учебник. Например «Пригласи на обед». Задача: озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга. В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом,  сливовый или грушевый компот и т.д.  А вот задание, которое я предлагаю уч – ся 9 -11 кл : «В эфире – новости». Тематика текста : события, происходящие в мире, стране, области. Подобное задание позволяет не только отработать произносительные нормы, но и стимулировать интерес уч – ся к событиям, обеспечивает расширение кругозора. Вариантом  данного задания  может стать «Конкурс дикторов».Задача участника – прочитать предложенный текст, обращая внимание на выделенные слова.      

Лексико – фразеологические игры.  Как показывает практика, играем мы в них недостаточно. Среди огромного перечня заданий останавлюсь на аукционе. В этой игре побеждает тот, кто последним назовёт фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых. Или за определённое время нужно подобрать как можно больше фразеологических оборотов, в которых встречаются топонимы, имена собственные, имена числительные и т.д.

Конкурс «Путаница».

В устойчивом выражении одно слово употреблено неверно, его следует заменить.

Крокодил в мешке. Как с совы вода. Утиная песня. Тигриная доля. Конское упрямство. Стреляный петух. Подложить барана. Барсучья услуга.

 Игра «Переводчики», требующая работы с синонимами, по мере взросления детей, предлагает  всё новые и новые слова. Например,

1)мизантроп

2)ренегат

3)конъюктурщик

4)конфессия

5)ирригация

6)аббревиатура и т.д.

Так за игрой уч – ся готовятся к  ЕГЭ по русскому языку. Например, составьте словосочетания с предложенными словами, чтобы смысл слов стал понятен.

Кампания…-компания…

абонент – абонемент

невежа - невежда

завешанный – завешенный

засланный – застланный

Среди заданий, направленных на отработку орфографических и пунктуационных правил,в 5 классе при изучении темы « О – Ё после шипящих в корне слова» предлагаю диктант – шутку, который позволяет обыграть в небольшом тексте слова – исключения и запомнить их.

 По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом. Жора – обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом . Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, пытаясь нанизать его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Жора предлагал чокаться крюшоном. Настроение у него было мажорное, будто он ехал на весёлое шоу.

Вдруг раздался шорох. Это у обжоры лопнул шов на шортах. Все, конечно, были шокированы происшедшим.

Но подобные тексты могут составлять и сами дети. Ребятам предлагается сочинить связный интересный текст, в который должно быть включено как можно больше слов, содержащих заданную орфограмму. Такой текст можно использовать в качестве котрольной работы, а победитель от неё освобождается. Вот пример текста на тему «Правописание частиц и приставок не и ни», созданный ученицей 6 класса Мороз Мариной.

Однажды некто ехал в никуда. Разговаривал с незнакомыми людьми. Попал в никому неизвестный город. Пошёл дальше, заблудился. Перед ним непроходимый лес. Страшно!..

Вот такой необычный сон приснился мне недавно.

        А вот диктант – молчанка. Этот вид диктанта позволяет разнообразить деятельность уч – ся на этапе контроля знаний. Показываю карточку с изображённой на неё орфограммой, например: пол -…,пол. Подождав одну – две минуты, пока уч- ся вспомнят правило, предлагаю набор иллюстраций, а ребята должны записывать слова, обозначающие изображённые на них предметы. Ученики соответственно должны написать : полкапусты, пол-лимона, полдыни, пол-яблока и т.д.

Физиологи и психологи утверждают, что человеческий мозг может работать в интенсивном режиме около 12-15 минут, затем наступает неизбежный спад, то есть расслабление. Следовательно, во время урока целесообразно предусмотреть это. Слух ребенка в школе, как правило, перегружен. Письменная работа и чтение вызывают напряжение зрения. Способность детей длительно сосредоточить внимание невелика: 11-13-летние дети воспринимают материал, не отвлекаясь, 4-5 минут, 14-15-летние – 5-7 минут. Как расширить границы восприятия? Еще в 1926 году А.Н. Гвоздев писал о пользе «иллюстрирования в наблюдениях над языком»: «Детское иллюстрирование, давая простор творчеству и поэтому желательное само по себе, в наблюдении детьми явлений языка часто помогает довести до значительной ясности простоты делаемые выводы, поэтому они должны составлять необходимый элемент в исследовании и лабораторной работе по изучению родного языка…»

 Я понимаю, что большую роль может сыграть рисунок, чтобы наглядно продемонстрировать содержание изучаемого (Примеры. Сложные существительные: диван-кровать, ковер-самолет; не с существительными: лев не тигр; не лев. а тигр; употребление существительных: груша – фрукт, груша боксерская, лампочка (груша). Этот вид работы я так и называю «Ассоциативные рисунки» (при изучении русского языка). 

Не с существительными

не

Антонимы

Чтобы дети лучше запомнили шипящие, я черчу квадрат и располагаю их на четырёх углах. В квадрате пишу три буквы: И, У, А.

Ж                                                Ш

Ч                                                  Щ

Осталось только сформулировать правило.

Иногда ребята затрудняются в разборе по членам предложения. Можно сказать следующее: представьте себе, что предложение – горная речка. Чтобы перейти её, нужно перепрыгивать с камешка на камешек, т.е. от одного слова к другому по мостику-вопросу.     При изучении сложных предложений в 5 классе нужно подчеркнуть грамматические основы, обозначить их границы.    

- На границе кто должен стоять? – спрашиваю у ребят.

- Часовой.

- Вот запятая и будет часовым.

   И таких ассоциативных игр множество. Играя в них, ребята вступают в мир намёков, сравнений, ассоциаций, наталкиваются на новые творческие идеи. Нравится детям игра «Цепочки ассоциаций». По сигналу каждый пишет вверху своего листка любое слово – существительное и быстро передаёт листок соседу по кругу. Затем  каждый читает полученное слово и быстро пишет первое пришедшее в голову слово, на которое его натолкнуло прочитанное. После этого он заворачивает край листка так, чтобы было видно только последнее написанное слово, и по следующему сигналу передаёт листок дальше. Так повторяется до тех пор, пока на каждом листке не появится скрытая цепочка из 15-20 слов. Все вместе выбираем наиболее удачные цепочки. Можно всем начать цепочки ассоциаций с одного и того же слова. Тогда интересно проследить, как по – разному выстраиваются цепочки, иногда далеко расходясь по смыслу, иногда повторяя друг друга «шаг в шаг». Можно проследить, какие метонимические и метафорические ходы лежали в основе ассоциаций, отметить самые неожиданные и самые типичные повторяющиеся ассоциации. А каким забавным получается рассказ по кругу! Первый играющий начинает рассказ, придумывая и произнося вслух фразу, например: Однажды зимним тёмным вечером вся семья сидела за столом. Второй подхватывает, говоря фразу, продолжающую повествование, и т.д. В зависимости от количества  играющих можно пройти один или несколько кругов так, чтобы получился хотя бы десяток фраз… Эту игру можно усложнять многими способами. Можно задать жанр рассказа, например, это будет детектив или мелодрама; пейзаж, портрет, диалог. Старшеклассникам можно предложить сочинять с конца. Игра развивает речевую изобретательность, учит не лезть за словом в карман, думать быстро.

      Можно на основе ассоциации писать мини-сочинение по данному слову: огонь, вода, праздник и др. Это на уроке является и элементом неожиданности, это заинтересовывает учащихся, и они становятся активными…Такую работу можно провести на уроке литературы при изучении произведения «Борьба за огонь».

Сами формулировки тем сочинений могут быть интересными и неожиданными.

Задание. Напишите сочинение на одну из тем ( в форме доклада, реферата , сказки , детектива и т.д. )

  1. Портреты суффиксов (чик – щик, тель), приставок    (пре – при, раз – рас, с).
  2. Знакомые незнакомцы (о заимствованных словах).
  3. Как вас теперь называть? (о переходе слов одной части речи в другую).
  4. Пропала буква (детективное расследование).

Кроме совершенствования письменной речи, эти темы способны напрямую развить орфографическую зоркость, помогая практическому усвоению теории грамматических правил. Такие сочинения развивают детскую фантазию, воображение. Задания этого типа предполагают формирование у уч – ся исследовательских умений (на доступном им уровне): работы с научно – популярной литературой и справочниками; умение анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада). Нестандартный подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования. Здесь за внешней простотой формы – серьёзное лингвистическое содержание.

  Наиболее типичны следующие:

* развёрнутый ответ на вопрос проблемного характера  или обычно сформулированный вопрос ( в основе сопоставление несопоставимых, на первый взгляд, фактов);

* сочинение на лингвистическую тему (в серьёзной или занимательной форме);

*исследование вопроса в форме деловой и ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).

Задание. Подготовьте развёрнутый ответ – исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и другие источники (учитель их укажет). Не забудьте проиллюстрировать  научные положения и выводы конкретными примерами.

  1. Что общего между шпаргалкой и пелёнкой?
  2. Что общего между капором, капюшоном и капустой?
  3.  Являются ли однокоренными слова: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?
  4. Являются ли однокоренными слова: оса, ось, осина, осёл, основа, остов, остров, острый?
  5. Верно ли утверждение, что приведённые слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?

Вот задания  «на засыпку». Нестандартный подход  к этому виду заданий касается характера дидактического материала и состоит в максимальном усложнении его содержания( большей  насыщенности однородными орфограммами, пунктограммами, лексическими и грамматическими явлениями, чем при традиционно отобранном материале). Таким образом, оставаясь по форме выполнения привычными, нестандартные задания этой группы расширяют возможности учителя в осуществлении дифференцированного подхода к учащимся.

К нестандартным заданиям  этого типа можно отнести:

  • диктанты  « на засыпку»;
  • редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных однотипными элементами( речевыми ошибками, неуместно употреблёнными словами и конструкциями);
  • подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной) по принципу « кто больше»;
  • упражнения с выборочным ответом (выбор правильного варианта из нескольких предложенных или исключение явления  из ряда по принципу «третий лишний»)

Например, «предметные» диктанты. Нужно  записать одним словом диктуемые словосочетания.

               Лингвистический диктант. Наука о языке ( языкознание).

               Определение, выраженное существительным (приложение)   и т.д.                                  

Литературоведческий диктант.

Художественное преувеличение (гипербола). Строение художественного произведения (композиция). Краткое изречение (афоризм). По такому же принципу пишем математический, исторический диктант и т.д.

Предметом микроисследования может быть тема, актуальная в какой – то определённый момент .В начале года или в октябре, когда празднуется День лицеев, можно дать задание «поработать» со словами  «школа», « гимназия», « лицей», колледж». Перед Новым годом  предложить такие вопросы: Как долго существует в русском языке слово «апельсин»? Что вы можете рассказать о его истории? и т.д.

Вызывает интерес и немой диктант. Учитель показывает картинку, а учащиеся пишут глаголы, прилагательные, синонимы, антонимы и т.д. (что нужно по теме).

Если позволяет время, то учащимся можно предложить изобразить картину-ответ на ту, которую показал учитель.

Немое изложение. Один или два ученика участвуют в сценке, где нет слов. Остальные следят за действиями, жестами, а потом пишут.

Любят дети  разминку, которой я часто начинаю урок. В нее входят загадки, задачи, проверка домашнего задания, викторины и т.д. Разминка длится 2-3-4 минуты.

Цели, которые я ставлю для себя:

1. Мотивировать предстоящую деятельность, заинтересовать класс;

2. «Встряхнуть» учащихся, активизировать их мыслительную деятельность.

Например, 5 класс. Провожу игру «Угадай части речи». У доски 2 ученика, первый загадывает, второй, стоя спиной к доске, отгадывает. Задает отвечающий только 3 вопроса.

В: Может ли иметь род?

Ответ: да, нет

В: Изменяется ли по лицам?

Ответ: да, нет

В: Отвечает на вопрос (кто? какой? что делает? и т.д.)

Ответ: да, нет

Получив эти ответы, ученик приходит к выводу о том, какая это часть речи.

Элементы неожиданности вносят оживление в урок.

 Игра «Образуй быстро». К доске вызываю любого учащегося, записывается любое слово, например: береза, Россия и т.д. К данным (ученик определяет часть речи) словам подобрать прилагательные, назвать полученное словосочетание, произвести его разбор устно или письменно, в прилагательных определить суффикс и объяснить его правописание и т.д.

Элементы неожиданности можно включать и в объяснение нового материала, и получится игра «Объяснение-исследование».

При объяснении новой темы стараюсь подключить класс к исследованию нового языкового явления. Продумываю сценарий урока.

Например, изучаем спряжение глаголов. Вызываю желающего (желательно лучшего ученика) и веду с ним диалог:

- Ты хорошо знаешь спряжение глаголов?

- Да,- отвечает ученик.

- И можешь определить спряжение любого глагола?

- Да.

- Запиши слово бежать. Определи спряжение и гласную в личных окончаниях.

Ученик (если сразу ничего не заметил) спрягает глагол (по подсказке учителя). Включается класс. Предлагаются гипотезы. Исключение? Особый глагол? Возможно, как  существительное,  разноспрягаемый? Ведь есть же разносклоняемые существительные. Почти угаданный термин, отражающий суть языкового явления, ученик сопоставляет с научным определением, данным в учебнике. Подходим к теме «Разноспрягаемые глаголы». Такое  исследование можно провести, изучая  разносклоняемые существительные.

Интересно бывает, когда играем в «Ласковые слова». «Обращаясь к маме, какие слова вы ей говорите?» - спрашивает учитель. Дети называют их  и записывают (можно у доски). Мамочка, мамуля, мамулечка, маменька и т.д. Она же, обращаясь к детям, говорит: доченька, дочурка, сыночек, сынок и т.д. Это самые дорогие слова. Особенно хороша эта игра при изучении темы «Словообразование». Учащиеся пишут ласковые слова , выделяют суффиксы, при помощи которых они образованы .

       А сколько ласковых слов мы встречаем в сказках? Об этом поговорим на уроках литературы. Вспомним сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Петушок Золотой Гребешок» и т.д.

При изучении словообразования очень нравится детям « Чудо-дерево». Предлагается вырастить это дерево и записать все слова, которые получатся.

Учащиеся  охотно разгадывают кроссворды, викторины, тесты.

Например:

  1. Антоним какого местоимения настолько далеко «убежал» от него , что стал прилагательным ?
  2. Какое местоимение не имеет своего самостоятельного именительного падежа ?
  3. Назовите два числительных, употребляющихся в роли неопределённого и определительного местоимений.
  4. Вспомните несколько фразеологизмов с местоимениями- антонимами.
  5. Назовите несколько местоимений- антонимов.
  6. Назовите местоимения, которые, дружа с частицами, недолюбливают предлоги.

Вот какой кроссворд можно предложить по теме «Безударные гласные».

Напишите слова.

        Это не обычная яблоня, а волшебная. На ней выросли не только обыкновенные яблоки, какие растут на любой яблоне, но и большие-пребольшие яблоки с буквами  а,я,о,е,и.

Сорвать эти яблоки сможет только тот, кто подберёт для каждого из них подходящее слово.

        А как любят дети грамматические  сказки ! Вызывая определённые ассоциации, они облегчают запоминание.

  В стране Ошибии.

   (одеть – надеть)

        Одно из любимых развлечений жителей Ошибии – одевать свою одежду. Одевание одежды проходит здесь как красочный праздник: на Центральную городскую площадь приносит кто платье, кто свитер, кто кофту. И начинают одевать: «Стой спокойно, платье, не вертись! Сейчас я тебя одену: я надену на тебя джинсы, куртку, повяжу платочек.» Платье одето! Правда (тсс!), жители здесь ходят почему-то голышом, а всё потому, что они одевают свою одежду, а на себя надеть им уже нечего.

        Что же делать? Может, прислать им ещё одежды? Но вдруг они снова начнут её … одевать.

Как же им помочь, ребята?

        Игры, развивающие метафорическое мышление, работающие на усвоение художественных приёмов, так важных в изучении русского языка и литературы, дают возможность видеть разнообразные признаки предмета, а эта способность всегда считалась одним из основных критериев общего развития.

        «Сравнения». Играющие делятся на команды.  Один из   команды подходит к соперникам. Ему  загадывают слово. Например, дождь. Команде он  должен назвать сравнения загаданного предмета, явления, действия. Например: Это может быть как душ; это может быть как колыбельная песня. Команда пытается угадать задуманное слово. Затем команды  меняются ролями. Побеждает та команда, которая смогла найти ответ, воспользовавшись наименьшим количеством сравнений.

        «Определения». Играющие делятся на несколько команд. Игрок одной из команд подходит к команде соперников, и ему тихо, так, чтобы не услышали другие, называют любое существительное. Затем он возвращается к своей команде и называет определения, подходящие к загаданному слову. Например, если загадано слово нос, то он может называть определения длинный, курносый, красный. После каждого названного определения игрок делает паузу, команда пытается угадать слово. Затем команды меняются ролями. Победитель определяется так же, как и в предыдущей игре.

        «Эпитеты». На доске пишется существительное, например дом. Игроки за 5-10 минут должны подобрать к нему как можно больше эпитетов, записав их на листках. Затем списки сравниваются, одинаковые примеры не засчитываются. Сравнивать удобно так : играющие по очереди читают по одному слову из своих списков, если такое слово у кого – то есть, он говорит – «да» - и слово из всех списков вычёркивается. У каждого играющего в конце сверки остаётся небольшой список или даже один самый оригинальный эпитет. Теперь свою находку надо защищать. Мало сказать подвенечный дом или жестокий дом, надо вписать эпитет в контекст, оправдывающий выбор необычного определения. Удачной ли была защита – решают все играющие. Побеждает тот, у кого останется самый длинный список прошедших защиту эпитетов. Можно продолжить игру, предложив ребятам написать связный текс с использованием той пары «слово + эпитет», которая больше всего им понравилась, поразила воображение. Это может быть сказочная или фантастическая история, лирическое стихотворение или что – то другое. Игра оживляет восприятие языка, прежде всего – образность мышления. Ребята имеют возможность не только изобретать интересные определения, но и вырабатывать критерии оценки эпитета, избегать дежурных определений.

        Активизируют мышление ребёнка загадки. Ведь загадки – это соревнование на смекалку, удивительная игра, тренирующая внимание и память, развивающая любознательность. Создавая учебники для детей, К.Ушинский и Л.Толстой обязательно включали в них народные загадки. Этот вид работы даёт уму полезное упражнение, повод к интересной классной беседе, которая закрепится в  памяти ученика, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные.

        На загадку дай отгадку.

1.Не цветы, а вянут ; не ладоши, а ими хлопают , если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

2.Его вешают, приходя в уныние; его задирают зазнайки; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

3.Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-то бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит, после чего он свистит у них в карманах.

Отгадай слово

1.Мужская, женская, точная, приблизительная, неточная, смежная, перекрёстная, охватная, смешанная, удачная…(рифма)

2.Литературный, положительный, отрицательный, комический, трагедийный, сказочный, главный, заглавный..(герой)

3.Нашумевший, модный, женский, служебный, социально – бытовой, любовный, исторический, психологический…(роман)

Любые конкурсы не могут никого оставить равнодушными.

 «Угадай сказку». (Игроки должны определить, к какой сказке относятся подборки слов). Время 2-3 минуты. Названия команд «Дикие лебеди», «Гадкий утенок», «Снежная королева» и т.д.

Слова: солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, утро, роза, ворона, олень, дружба.

                                                                       («Снежная королева»).

Слова: лебедь, яйцо, мечта, утка, мороз, курица, вода.

                                                                       («Гадкий утенок»).

Слова: тюфяк, карета, кресло, ливень, калоши, принцесса.

                                                                       («Принцесса на горошине»).

Слова: море, ветер, колдовской напиток, боль, принц.

                                                                       («Русалочка»).

Слова: нора, полевая мышь, крыло, эльф, цветок, ласточка.

                                                                       («Дюймовочка»).

Слова: роза, соловей, горшочек, принцесса.

                                                                       («Свинопас»).

Литературная игра по книгам серии «100 великих», «100 великих книг».

1. Автор этого произведения родился в первой четверти 19 века. С детства владел французским, немецким, английским и итальянским языками, знал латинский и греческий. В зрелом возрасте изучил восточные языки: персидский, арабский, турецкий.

2. Он мастерски играл на фортепьяно, сам сочинял музыку. Один из его вальсов входит в мировую фортепьянную классику.

3. В Московском университете он учился по программам трех факультетов: филологического, юридического и физико-математического.

4. В 1812 году – доброволец-офицер. Блестящий дипломат, активный общественный деятель.

5. Писал стихи и пьесы. Произведений немного, но зато одна комедия-шедевр обогатила мировую классику. Некоторые выражения из комедии стали крылатыми: «А судьи кто?», «И дым Отечества нам сладок и приятен».

                                                     (Грибоедов «Горе от ума»).

Вот с каким человеком вы познакомитесь, ребята. Это может зачитать учитель или подготовленный учащийся.

Игра «Новое произведение».От каждого из двух произведений одного и того же автора взяты куски названий и объединены в некое новое произведение. Надо определить названия старых произведений и автора.

  • «Дочка – барышня». («Капитанская дочка» + «Барышня – крестьянка», А.С.Пушкин)
  • «Мастер и сердце». («Мастер и Маргарита» + «Собачье сердце», М.А.Булгаков»
  • «Тарас Невский. («Тарас Бульба» + «Невский проспект»,Н.В.Гоголь)
  • «Бедные братья». ( «Бедные люди» + «Братья Карамазовы», Ф.М.Достоевский)
  • «Отцы охотника».(«Отцы и дети» + «Записки охотника», И.С.Тургенев и т.д.

 «Узнай героя» - игра ,которая может использоваться при изучении любого произведения.

Например: « …волосатый, угрюмый, с маленькими глазами; они смотрели из-под густых бровей подозрительно, с нехорошей усмешкой. Лучший слесарь на фабрике и первый силач в слободке, он держался с начальством грубо…»

Продолжите фразу: при изучении поэзии. Прочитать одну строчку по памяти, а школьники цитируют дальше.

У Лукоморья дуб зеленый…

Умом Россию не понять…

О! Как убийственно мы любим… и др.

Можно попробовать сочинить собственное продолжение по предложенной фразе. Или  создать бесконечное стихотворение, которое строится «по кольцу» и напоминает змею , кусающую собственный хвост. Кто не знает историю жесткосердного    попа, убившего свою собаку за кусок мяса и сделавшего на её могиле надпись: « У попа была собака.»

В 6 классе можно дать задание сочинить свой вариант морали басни «Мальчик и Змея» И. Крылова. В 7 классе – написать  басню « Ворона и лисица», используя мораль или сюжет . Можно отправиться в путешествие на  « весёлом поезде», переходя из одного вагона в другой, только ответив на все вопросы.

Дети любят путешествовать. Они представляют себя плывущими на корабле, летящими на самолёте, в пути им приходится преодолевать препятствия и даже сражаться  с Чудом- Юдом.

Вот такие уроки-путешествия, уроки- обобщения ребята очень любят. В 5 классе мы проводим путешествие по теме « Корень», в 6 кл. – « Имя прилагательное. Повторение изученного», в 7 кл. - урок-экскурсию по теме « Имя числительное» и т.д.

В старших классах учащимся нравятся уроки деловой игры.  «Встреча с Л.Толстым и героями романа « Война и мир»- 10 кл.    «Исследование темы любви в творчестве И.Бунина» - 11кл. Презентация литературных направлений в « Литературной гостиной». Но такие уроки требуют большой подготовки , в том числе и времени. Использование же игровых элементов возможно на каждом уроке.

Вносит оживление в урок воображаемый диалог с героем. Например: - Как живёте, господин Плюшкин?

-  Беднею. Грабители в разор вводят. Кругом издержки.

- А ведь когда-то вы были прекрасным хозяином, соседи ездили учиться мудрой скупости, разумной бережливости. Фабрики работали, станки, прядильни, плуги, косы. Хозяйка была приветливая, славилась хлебосольностью.

- Да, всё это было. Но теперь хозяйка умерла, старшая дочь выскочила замуж. Сын уехал. Младшая дочь умерла. Остался я один.

Такой импровизированный диалог поможет проследить истоки оскудения и процесс внутреннего опустошения человека.

Воображаемые встречи с писателями и героями произведений делают учащихся сотворцами автора, стимулируют развитие творческих способностей, формируют речевую культуру.

Работа по теории литературы будет интересной, если предложить  такого рода задания.

Ода – это очень торжественные стихи. Обычно в этих стихах кого-либо восхваляют или чем-то восхищаются. Вот так,  например, начинается ода выдающегося русского писателя А.Н.Радищева «Вольность»:

О дар небес благословенный,

Источник всех великих дел,

О вольность, вольность, дар бесценный,

Позволь, чтоб я тебя воспел…

Попробуйте, подражая великим мастерам прошлого – А.П.Сумарокову, М.В.Ломоносову, Г.Р.Державину, сочинить торжественную оду, посвящённую…

                                                      *  уроку литературы;

                                                      *  летним каникулам;

                                                      *  школьной столовой;

                                                      *  ветеранам труда;

                                                      *  дежурному.

                                                 

Современная былина.

        С былинами знакомы все школьники, изучавшие народный эпос. Героями былин всегда являются богатыри, самые известные из них-

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Микула Селянинович, Алёша Попович. Обычно герои былин совершают великие подвиги, побеждая многочисленных врагов. Все известные былины были сочинены в древности, сегодня их никто не пишет. А почему? Неужели в наши дни перевелись богатыри и их коварные противники?

        Попробуйте возродить жанр былины и сочините эпическое произведение о современных героях.

Сочините новую былину:

  • «О том, как Стивен Сигал (шеф- повар Кейси Райбок) освободил от врагов крейсер «Миссури»;
  • «О том, как Сильвестр Сталлоне (Рембо) спас товарищей из вражеского плена»;
  • «О том, как Чак Норрис (Крутой Уокер) победил всех злодеев в Техасе»;
  • «О том, как Брюс Уиллис (полицейский Джон Маклейн) разгромил банду грабителей-террористов»;      
  • «О том, как работает служба МЧС России.  

 

        На самом деле подобные задания требуют серьёзных знаний  литературных жанров   и умения их создавать, развивают речевую изобретательность, способность соблюдать одновременно несколько правил и в непростых условиях находить остроумные варианты.                        

Самый ценный результат таких игр в том, что исчезает страх перед сочинительством. Попробовав раз и другой, дети убеждаются, что могут, входят во вкус. Творческие задания дают огромный простор для фантазии учеников и учителя, это и способ самовыражения, это попытка избавления от мучительной неспособности связать два слова, которая отравляет жизнь очень многим. И это  серьёзная работа с  литературными жанрами.

 Нынешним пятиклассникам хорошо знакома сказочная повесть Джеральда Даррелла «Говорящий свёрток». Один из её главных героев Попугай является хранителем слов. Он говорит так:      «Если за ними (словами) не присматривать, если не давать им упражняться, они зачахнут и исчезнут…»  

В курсе русского языка и литературы есть понятия и слова, точнее термины, которые тоже нужно «проветривать», повторять. С этой  целью мы проводим игру «Любопытный Буратино». В ней участвует весь класс.

Ведущий игры накануне дома самостоятельно составляет 3-4 вопроса, которые требуют кратких ответов. Вопросы разрешается задавать по всем изученным разделам, причём сами учащиеся служат чутким барометром, определяющим, что уже подзабыто, что пришло время повторить.  

Игра «Собери строчки» (собрать строчки рассыпавшегося стихотворения). Оно должно быть хорошо известно ученику любого класса с 5 по 11.

После изучения любой темы по русскому или по литературе можно провести «Блиц-турнир». Два ученика или две команды задают друг другу поочередно вопросы.  Побеждает лучший.

А вот пример мультфильма. Уже одно только название привлечёт внимание детей. Учащиеся с удовольствием включаются в работу.

Представьте, что вы смотрите мультфильм.

Сначала на экран выбежали по одиночке слова : с , ты , учиться, если , работать , жизнь , полезный , охотно , для , правильно, умело, и , сделать , увлечение , же , она , интересный , строить.

Видят слова, но никто не понимает, зачем они выбежали на экран. Попробовали распределиться по частям речи ( каким ?), потом объединились в две большие группы ( какие ? ) , но зачем они появились на экране , так и осталось непонятным.

Но вот кто-то невидимый начал их передвигать, соединять друг с другом, изменяя, если нужно их форму , и располагая в определённом порядке . И вот что получилось на экране :

Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же её интересной и полезной .

Что-то затрудняет чтение текста… Чего же в нём недостаёт ? Нужны знаки препинания.

Поставьте их, чтобы мы  прочитали текст быстро , осмысленно и выразительно .

     Шарады, ребусы, головоломки не смогут никого оставить равнодушными. Эти задания мы тоже не обходим стороной.  

Дети не всегда с радостью говорят об уроках русского языка, математики и других.

Вот какую игру можно им предложить: придумайте новое название уроку русского языка, литературы. Это элемент неожиданности. Представьте, что открыт специализированный магазин с названием «Все для отличника», «Все для нерях»,  «Все для прогульщиков», «Все для второгодников», «Все для злостных неносильщиков сменной обуви». Придумайте хотя бы 5 видов товаров, которые могли бы в магазине продаваться. Объясните, почему магазин так называется.

Игра «Рекламный ролик». Современное телевидение невозможно представить без рекламы. За один телевизионный день по всем каналам показывают до тысячи рекламных роликов. Придумать сюжеты для такого количества рекламных мини-фильмов – неимоверный труд. Попробуйте помочь тем, кто делает рекламу. Возьмитесь за создание ролика, рекламирующего продукты питания, а точнее, сладости. Придумайте сюжет, напишите текст, а затем инсценируйте рекламу…

 *   шоколада «Базальт-классик»;

 *   печенья «Белена-экстра»;

 *   леденцов «Ням энд Ням»;

 *   мармелада «Гранд-гудрон».

Автобиография.

Научный доклад.

        С научными докладами выступают учёные на научных конференциях. В научных докладах учёные сообщают о своих научных гипотезах, о своих научных экспериментах и поисках, о своих научных открытиях. Часто во время доклада учёные рисуют на доске формулы или демонстрируют какие-либо экспонаты. Представьте, что в одном городе решили провести конференцию, посвящённую достоверности русских народных пословиц.

        Попробуйте стать докладчиком на этой конференции и сделать научное сообщение на тему:

  • «Гусь свинье не товарищ»;
  • «Баба с возу- кобыле легче»;
  • «В тихом омуте черти водятся»;
  • «Не всё то золото, что блестит».

        А поскольку мы живём в век информационных технологий, такой доклад можно сделать электронным и «оживить» его самыми разными способами.

 Если игра – способ обучения, который был всегда и никогда не устареет, то  применение     информационных       технологий    в  преподавании  русского   языка    и   литературы  -  это  новшество, которое мы стали использовать относительно недавно, и оно стало необходимостью.

Нет сомнения, что за этим будущее в образовании. Из пассивного заучивания учение превращается в активный процесс; наглядной, продуктивной становится  деятельность ученика. Опорные схемы  разговаривают, иллюстрацию двигаются, изображение материализуется.

К наиболее эффективным формам представления материала по  литературе  я отношу мультимедийные презентации. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, позволяет наиболее повысить содержание урока, его результативность и вызвать интерес к изучаемому материалу.

Активно использую в своей работе Интернет-ресурсы. С их помощью можно создать портретные галереи и фонотеку: сделать записи исполнения произведений самими авторами или мастерами художественного слова, подобрать видеофрагменты.

Работа с программой Microsoft Publisher позволяет получить реальный продукт своей деятельности в виде газеты, журнала, книжки-малышки, буклета и т.д. Она используется для оформления результатов групповой работы, выпуска газеты, информационного листка.

Последнее время старшеклассникам предлагаю создание видеофильмов к поэтическим текстам. Так рождается сплав поэзии, музыки, кино. И, нужно сказать, это тоже является средством привлечения интереса к поэзии. Дети открывают для себя новую Цветаеву,Ахматову, Друнину.

Применение  ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной  лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока - практикума, урока - виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в  музей, на родину писателя. Всё чаще на уроках и во внеурочной деятельности использую презентационно-иллюстративный материал, который готовлю не только я, но и мои учащиеся. Так при подготовке к ЕГЭ по русскому языку теоретическую и практическую  часть каждого вопроса готовят сами дети, в результате собственными силами был создан электронный учебник подготовки к ЕГЭ. Часто предлагаю создать презентации по ключевым темам курса русского языка и  литературы.  Некоторые  презентации получаются на высоком уровне с включением музыкальных произведений, фрагментов из фильмов, использованием алгоритмов.

Использование ИКТ- технологий – это отдельный разговор,  важность такого включения в современное образовательное пространство бесспорно. Саморазвитие и способность учиться  напрямую связаны с ИКТ.

  Но не нужно отказываться от хорошо нам знакомых старых приёмов.

        Думая о том, как сделать урок интересным и плодотворным, можно использовать самые обычные и при этом неожиданные приёмы. Например, музыка, песня.  Как  это восприняли дети? Сразу за работу. Сочинили стихи. Какие? А если раздается песня? Петь может учитель, подготовленный ученик, можно использовать музыкальное сопровождение и задание: выписать существительные, прилагательные, глаголы; определить склонение, род, падеж, спряжение и т.д.

Можно проводить музыкально-литературный диктант, который поднимает урок на более высокий эмоциональный уровень. Материал для такого диктанта – и записи популярных песен, и чтение мастерами художественного слова стихотворений или прозаических отрывков. Слушая, учащиеся записывают любые слова (какие успели). Учитель проверяет потом работы. Можно предложить взаимопроверку.

Учитель всегда сетует, что времени на уроке мало: то не успели, это. Максимально уплотнить время позволяет опрос в парах. Это тоже игра, когда сначала один в роли учителя, потом – другой. Детям это очень нравится, и проводить опрос можно на любом уроке. Поскольку все учащиеся должны быть готовы к монологическому высказыванию на любую тему, а проконтролировать каждого на уроке учителю не под силу, тогда эту работу можно доверить школьникам. Сначала один рассказывает, а другой (в роли учителя) слушает, затем они меняются. При ответе можно обращаться к учебнику (считается, сколько раз). Друг другу ставят оценки. Если учитель сомневается, может проверить сам; можно вести тетрадь-ведомость, по которой потом легко  проследить степень готовности учащихся к каждому уроку.

Постоянное взаимодействие детей друг с другом в процессе взаимоопроса в парах, осознание результатов этой деятельности развивает самостоятельность. У учащихся вырабатывается умение внимательно, не перебивая, слушать говорящего, в доброжелательной форме корректировать высказывание собеседника, задавать уточняющие вопросы. (Хорошо, когда сидят «сильный» со «слабым»). В процессе такой работы на практике формируется чувство ответственности каждого ученика не только за качество собственных знаний, но и за успехи соседа по парте. Не всегда эта работа проходит гладко. Бывает, что учащийся не удовлетворен оценкой, поставленной товарищем. Тогда учитель слушает его или перед всем классом, или индивидуально. (Учитываю желание отвечающего)

Такой опрос можно проводить при изучении любой темы по русскому языку или литературе. Чаще всего работа в парах строится на базе:

- последовательного пересказа друг другу определенной части учебного материала;

- взаимопроверки;

- работы в режиме интервью (ответы на заранее подготовленные вопросы).

Школьникам можно предложить работу в учебной триаде (три человека). Мне, например, даже легче работать в триаде, потому что «сильных» в классе меньше, и хорошо, когда один может послушать двоих. Если  всмотреться в эту работу, то увидишь ролевую технологию: 1 – в роли учителя (критик), 1 – докладчик,   1 – понимающий слушатель. Только это уже группа, которую можно создавать и по 4 человека.

Такая групповая работа несёт в себе и социокультурную функцию. Ученик учиться работать в команде. Это его воспитывает и формирует как личность, способствует коммуникабельности. Сотрудничество – это и совместная развивающая деятельность между учителем и учеником, благодаря которой создаётся индивидуальная способность ребёнка учиться дальше, в том числе и самостоятельно.

Я хочу научить своих учеников мыслить, думать, запоминать, понимать логику развития языка, любить родной язык, любить учиться.

В конечном итоге вся моя учительская работа направлена на то, чтобы ребёнку было интересно учиться, чтобы сложные языковые явления он понял через игру. И, когда интерес появляется, ученик включается в работу. Он не может быть в стороне. Конечно, с каждым годом учиться сложнее, нужно много работать самостоятельно. Но, если ученик заинтересован в предмете, приучен учиться, создаётся особая творческая атмосфера содружества.

                Учиться надо весело,

                       Учиться будем весело,

              Чтоб хорошо учиться.

В этой статье я поделилась теми приёмами и формами работы, которые использую  в своей практике. Всё это собиралось и систематизировалось не один год. Считаю, что представленные виды работы будут актуальны всегда. Часто новым для нас является хорошо забытое старое. А лучше сказать, представленное иначе.

 В формировании умения учиться всегда будет востребована технология использования в обучении игровых методов, которые развивают познавательную деятельность, формируют  умения и навыки, необходимые в практической деятельности, развивают общеучебные умения и навыки); кроме этого нужно научить ребёнка работать сообща, т.е в сотрудничестве,  и  учитывать индивидуальные возможности ребёнка, индивидуальный подход.

Список используемой литературы.

  1. В.А.Иванова, З.А.Потиха, Д.З.Розенталь «Занимательно о русском языке». Ленинград «Просвещение» 1990г.
  2. В.В.Волина «Весёлая грамматика». Москва «Знание» 1995г.

« Учимся играя» .  Москва  « Знание»  1994г.

  1. Т.Рик «Здравствуй, дядюшка Глагол!» Москва Серия «Весёлые учебники» 1995г.
  2. А.Т.Арсирий «Занимательные материалы по русскому языку» Москва «Просвещение» 1995г.
  3. М.В.Панов «Занимательная орфография» Москва 1994г.
  4. Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая «Секреты орфографии» Москва «Просвещение» 2000г.
  5. В.М.Бурмако «Русский язык в рисунках» Москва 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение на уроках биологии как основа процесса, развивающего потребность и умение учиться

Выступление на районном методическом объединении учителей биологии:  "Проблемное обучение на уроках биологии как основа процесса, развивающего потребность и умение учиться" при под...

Урок как средство диагностики педагогических навыков формирования умения учиться

В статье "Урок как средство диагностики педагогических навыков формирования умения учиться" говорится о путях повышения учебной мотивации школьников....

«Формирование у учащихся умения учиться через развитие универсальных учебных действий на уроках биологии.»

Материалы  выступления на методическом  совещании учителей  биологии «Формирование   у учащихся умения учиться через развитиеуниверсальных учебных действийна ур...

"Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности учащихся в условиях надомного обучения"

Выступление на педагогическом совете: "Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности учащихся в условиях надомного обучения" ...

"От умения сотрудничать к умению учить себя"

Выступление на муниципальном семинаре учителей русского языка и литературы...

Сертификат об участии в онлайн-трансляции «Международная летняя школа для учителей. Учиться учиться как цель обучения: как оценивать умения учиться»

Сертификат об участии в онлайн-трансляции «Международная летняя школа для учителей. Учиться учиться как цель обучения: как оценивать умения учиться»...