Статья. Использования приемов развития критического мышления.
статья на тему

Шайхуллина Зиля Мухарамовна

Технология развития критического мышления – один из способов превращения учения в личностно-ориентированное. Технология предполагает равные партнерские отношения как в плане общения, так и в плане конструирования знания. Работая в режиме ТКМ, учитель перестает быть главным источником информации, а создает условия для реализации заложенных в ученике задатков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Шайхуллина З.М.

 учитель биологии и химии

МБОУ «СШ № 29»

             

 «Использования  приемов развития критического мышления »

Неграмотным человеком завтрашнего дня

 будет не тот, кто не умеет читать,

 а тот, кто не научился  при этом учиться»

А. Тофлер

ВВЕДЕНИЕ

Снижение качества знаний учащихся в среднем звене, на мой взгляд, имеет свои причины: знания, успехи в учебе не являются главной  ценностью учащихся в современном обществе. Уровень развития познавательной и поисковой деятельности учащихся   недостаточен для осмысленного   усвоения   программ общеобразовательной школы, учащиеся не могут размышлять о новой информации и интегрировать ее с предыдущими знаниями и представлениями, они не хотят и не умеют участвовать в содержательных беседах, излагать свои идеи собственными словами и осваивать новый словарь. А также  недостаточная включенность родителей в школьную жизнь ребенка, что влечет за собой определенные сложности в становлении личности ребенка. Традиционная система обучения ориентирована на среднего ученика, где формальные вопросы лишают учащихся возможности разговаривать, а значит, возможности развивать способность выражать собственные мысли - все это не способствует формированию мотива успешного учения, стремления к получению качественных знаний, развитию личности обучающегося.

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью перемен  в технологии образовательного процесса. Новая эпоха погружает нас в конкурентную среду величиной во всю планету. В современном мире нужно бежать, чтобы просто оставаться на месте. Уже нельзя однажды научиться, чтобы потом всю жизнь быть квалифицированным специалистом. Непрерывное образование превращается в жизненную необходимость.   Поэтому главной задачей сегодня является научить ребят мыслить критически. Современное образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмыслить и применить полученную информацию.  Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности.

Критическое мышление как образовательная технология.

В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления?

Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.

Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов.

В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов    сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Первая фаза – фаза Вызова 

На этой фазе субъекты образовательного процесса реализуют следующие задачи:
самостоятельная актуализация имеющихся знаний и смыслов по данной теме. Пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой. Иногда этого можно достичь путем вовлечение учащихся в деятельность по формулировке гипотез, предположений; иногда – путем формулировки вопроса высокого уровня. Или – путем организации работы в учебных группах. Существует множество подходов к тому, чтобы пробудить интерес к теме. Этот интерес создает нечто вроде «информационной пустоты», которую хочется заполнить.

           Самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы. Опять же, самостоятельное определение учащимися тех аспектов темы, которые хотелось бы обсудить в настоящее время, является необходимой задачей на пути развития критического мышления. Критически мыслящий человек, прежде всего, самостоятельно мыслящий.

           Этап «Вызов» (актуализация  субъективного опыта)

1. Нарисуйте в тетрадях познавательный объект так, как вы его себе   представляете.

2. Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете о познавательном объекте.

3. В тетради нарисуйте таблицу («маркировочную таблицу») с четырьмя одинаковыми колонками.

4. В левой колонке таблицы запишите все, что вы знаете о познавательном объекте.

5.Обменяйтесь своими  мнениями в паре.

6. Давайте обсудим то, что у нас получилось (что же мы знаем о познавательном объекте?).

Вторая фаза – фаза реализации смысла  (или осмысления). 

              На первой фазе работы с информацией учащийся создает для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем мне это нужно?». На второй фазе необходимо реализовать этот смысл в определенной учебно-познавательной деятельности.

 На этой фазе решаются две основные задачи: организация активной работы с информацией. Если учащийся на первой фазе смог сформулировать свою личную цель в изучении материала, то на второй фазе он подчиняет работу этой цели.

            Самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными, мнениями. Уже давно в психологии обучения описана важность переживания эффекта приобретения. В познавательной сфере, особенно при работе с художественной литературой не всегда просто сформулировать, что именно я понял, что приобрел в процессе работы. Тем не менее, многие приемы предлагаемой технологии как раз нацелены на содействие в переживании указанного эффекта. Он является своеобразной поддержкой для развития мыслительных навыков.

Этап «Осмысления».

1.Предлагает учащимся классифицировать записанные на доске знания по каким-либо основаниям.

2.На доске оформляется структурно-логическая схема (в соответствии с проведенной классификацией).

        Третья фаза – фаза рефлексии 

       Рефлексия в данном случае понимается как «встраивание» нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов. Говоря проще, третья фаза направлена на то, чтобы новый материал стал для учащегося своим в полном смысле этого слова. Для этого необходимо: самостоятельно систематизировать новый материал, определить направления для дальнейшего изучения темы. Здесь небольшая психологическая хитрость. Дело в том, что никто не хочет, чтобы новое знание было успешно «похоронено» среди других успешно освоенных знаний и умений. Для этого необходимо оставить простор для дальнейшего изучения темы. Есть такой термин «порочная завершенность», который подразумевает излишнее стремление все окончательно изучить, сдать и больше к этому не возвращаться. Для развития мышления подобная завершенность более чем пагубна (хотя для успеваемости, возможно, она и подходит)

 Правила, которые необходимо соблюдать при проведении уроков по формированию критического мышления.

Прием «Кластер».

Прием Кластер это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие.

Прием «ИНСЕРТ (Чтение текста с пометками)»

В ходе урока на стадии вызова с целью актуализировать знания учащихся учитель может давать разнообразные задания или задавать вопросы о познавательном объекте, фиксируя ответы учащихся на доске без оценивания и комментария, или же может предложить учащимся записать ответы в своих рабочих тетрадях.

Например, «Нарисуйте в тетради…(познавательный объект) таким, как вы его представляете. Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете о … (познавательном объекте)», «Что вы знаете (или думаете, что знаете) о …» и т. д.

 Эта работа позволяет не только проанализировать текст повторно, но и учит школьников переводить обширную информацию из текстовой  в лаконичную табличную форму. Когда эта работа будет закончена, учащимся предлагается в группах обсудить заполненные таблицы.

Например. Природоведение 5 класс.      Тема: «Что у Земли внутри».

В начале урока учащиеся составляют тексты из предложенных ключевых слов: мантия, ядро, земная кора, оболочки Земли, рельеф, минералы, горные породы, полезные ископаемые

Эти тексты будут разными, не всегда похожими друг на друга. Именно это обстоятельство внесет некоторую интригу перед чтением текста.

Нужно много поработать, прежде, чем ребята смогут развить в себе навыки критического мышления. Смогут анализировать ситуации; разовьют гибкость своего мышления; приобретут исследовательские навыки; разовьют изобретательность и сообразительность; смогут находить нестандартные решения; научатся достигать цели с минимальными трудозатратами, сумеют воплощать в жизнь творческие идеи.

Литература:

  1. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2011.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 2014
  3. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: 2011. – 102 с.
  4. Сборник методических материалов семинара учителей Томского района, Томской области. Уроки с использованием приемов ТРКМЧП. – с. 62-68, 90-100.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Развитие критического мышления на уроках химии"

Технология развития критического мышления,  на мой взгляд, является одной из самых актуальных технологий на сегодняшний день. Она позволяет  учащемуся самореализовать себя, помогает адаптаци...

Статья для методического сборника. Технология развития критического мышления на уроках литературы - стадии и методические приёмы.

В статье рассматриваются стадии и методические приёмы для развития критического мышления на уроке литературы...

Статья "Технология развития критического мышления на уроках английского языка: прием кластер"

На каждом уроке мы ндолжны не просто обучать детей,но и учить их учиться. Именно на это нацеливают нас универсально учебные действия. Цель данной статьи познакомить с возможностями использования ...

Статья "Технология развития критического мышления на уроках математики"

В данной статье рассказывается о технологии развития критического мышления (ТРКМ), применении различных приемов ТРКМ на уроках математики....

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....