Основные сложности работы с одарёнными детьми и пути их преодоления
статья (7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Краснова Ольга Юрьевна

Статья посвящена способам выявления одарённых детей, психологическим особенностям их подготовки к олимпиадам, конкурсам. Опубликована в сборнике "Одарённость и её развитие" Института психологии и образования при КФУ, апрель 2017 год (сайт школы № 112).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odar_detmi_2.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя русско-татарская общеобразовательная школа № 111»

Советского района г. Казани

Краснова Ольга Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 111

Советского района города Казани»

krasolyayes@mail.ru

Основные сложности работы с одарёнными детьми и пути их преодоления

       Одним из спорных вопросов является вопрос о распространённости данного явления «одарённый ребёнок».

       На данный момент самыми распространёнными являются две антагонистичные точки зрения: 1) гениями рождаются и 2) гениями становятся (Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка http://old.school.msk.ort.ru/i). Сторонники второй точки зрения уверены, что до высокого уровня проявления умственных способностей в течение определённого количества времени можно «поднять» способности любого ученика, не имеющего проблем со здоровьем. Исследователи, придерживающиеся первой точки зрения, считают: одарённость уникальна, об этом свидетельствует и само значение однокоренного глагола – «с избытком наделить» (С.И. Ожегов, 2007).

       Существуют определённые трудности в выявлении одарённых детей, особенно в области литературоведения, так как многие из тех, кто сочиняет стихотворения и прозаические произведения, ранимы и, следовательно, редко решаются доверить свои творения на суд одноклассников и педагога. После включения в ряды олимпиадников учеников 4 классов учителям среднего звена значительно легче стало находить неординарно мыслящих ребят. Второе, что помогает определить круг детей, которыми стоит заниматься индивидуально, - это задания на дом, помеченные «звёздочкой» (взяты из сборников по подготовке к олимпиадам): учитель объясняет, что они выполняются по желанию. А ученик, обладающий определёнными способностями, любознательностью и, что немаловажно, любовью к филологии, не пройдёт мимо. Принимая детей из начальной школы, уже в 5 классе помогает выявить неординарно мыслящую личность следующее задание по литературе: подберите иллюстрационный ряд к выученному наизусть стихотворению. Оно непроизвольно подталкивает ребёнка к исследовательской деятельности, заставляет внимательно вчитываться в каждое слово, понимать его скрытый смысл, определять тему, основную мысль, изучать историю создания маленького шедевра. И обычный урок превращается в замечательный конкурс презентаций. Проводимое детьми пусть и небольшое исследование необходимо для их развития как творческой личности, так как, по мнению создателя научной школы «Психология одарённости и творчества», доктора психологических наук, доктора педагогических наук, профессора, действительного члена Академии педагогических и социальных наук А.И. Савенкова (А.И Савенков, 2006), метод исследования ценен тем, что является процессом поиска неизвестного, процессом поиска новых знаний. У исследования, по мнению того же учёного, есть главное преимущество перед проектированием: это творчество не по плану. С ним согласен и педаг-психолог А.С. Обухов (Обухов, 2005), подчёркивая, что цель исследования – установление истины об объекте.

       Другой проблемой является то, как в условиях обычной общеобразовательной школы отличить одарённого ребёнка от школьника с высоким уровнем успеваемости. Всемирная организация здравоохранения включила одарённых детей в «группу риска», поставив тем самым их в один ряд с детьми родителей, страдающих алкоголизмом, детьми-правонарушителями (Леви, 1988, Юркевич, 1996).

       В статье Эльзы Тухтубаевой (Тухтубаева, 2016) названы три ярких характеристик одарённости:

1)        интегративных личностных: любопытство (познавательная потребность) — чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного и проявляется это в поиске новой информации, новых знаний, в постоянном стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской, творческой активности (желание разбирать игрушки, исследовать поведение животных); сверхчувствительность к проблемам — способность видеть проблему там, где другие ничего необычного не замечают;

2)        интеллектуальных: оригинальность мышления — способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых. Гибкость мышления — способность быстро и легко переходить от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию;

3)        характеристика сферы личностного развития: увлеченность содержанием. Нонконформизм. Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противоречит мнению большинства, в стремлении действовать, и поступать не традиционно, оригинально; лидерство — доминирование в межличностных отношениях.

Далее Э. Тухтубаева подчёркивает, что зачастую одарённость сочетается с девиантным поведением и перечисляет его составляющие:

•        эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее;

•        неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна;

•        отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия;

•        отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы;

•        стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах;

•        стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс;

•        стремление командовать сверстниками — иначе ему становится скучно с ними.

       Следующей сложностью в работе с одарёнными детьми является следующее: нельзя не учитывать, что по мере становления подростка его интересы могут меняться, сильное влияние оказывает окружение ровесников, а в некоторых случаях препоны чинят и родители, недовольные, например, тем, что их сын не идёт по пути, выбранному ими, некоторых детей одолевает «звёздная болезнь». В 2007-2008 учебном году, когда путь на республиканский этап олимпиады лежал через победу на районном, один из моих девятиклассников, одержав достаточно эту необходимую победу, на городе выступил слабовато, заявив: «Я всё равно буду участвовать в республиканской олимпиаде». Как замечает в своей статье «Одаренный ребенок. Как не спровоцировать звездную болезнь» психолог Елена Кононова (Кононова), в похожих случаях необходимо объяснить ученику, что ему есть, куда стремиться. Быть первым в районе замечательно, но пятым в городе («С твоими-то способностями!») даже с гарантией участия в региональном этапе несолидно.

       Далее последовали следующие «терапевтические действия»: ребёнку была выдана стопка книг по теории и истории языка (оставалось 2 недели до олимпиады) и дано указание заниматься самостоятельно. Поддержку оказали и родители ученика, проведя воспитательную беседу с сыном. Риск? Да. Но этот поступок педагога оказался холодным душем и хорошим стимулом в развитии самостоятельности в работе с учебной литературой: Гильмеев Артур занял 2-е место на республиканском этапе и позже, в апреле, - 1 место на устном этапе Всероссийской олимпиады по русскому языку в г. Кисловодск. Напрашивается вывод и о том, насколько плодотворен в работе с одарёнными детьми тандем «учитель – семья».

       Важным моментом при общении, считают психологи, с такими детьми является исключение из лексикона данного словосочетания «одарённый ребёнок», так как ученик 11-15 лет не может ещё в силу возраста адекватно воспринимать такой эпитет в свой адрес: начинает смущаться, тушуется перед одноклассниками или, наоборот, начинает вести себя надменно, чем отталкивает их, вызывает зависть, приводящую к конфликтам. Мешает и повышенное чувство ответственности, перфекционизм.

В своей практике я постоянно встречаю таких детей. Помогает проговаривание вслух дома, особенно утром перед олимпиадой, следующих постулатов, частично позаимствованных у психолога Л.Виилма (Виилма, 2004):

1)        я понимаю, что существует элемент удачи;

2)        я много трудился, я внимателен и обладаю хорошей памятью;

3)        я прощаю всех, кто осудит мою неудачу;

4)        я отпускаю желание победить; И, САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ПУНКТ:

5)        я даю себе право на ошибку, я прощаю себя.

В заключение хочется отметить: работа с одарёнными детьми – целый комплекс педагогических моментов, включающих в себя нюансы конкретного учебного предмета, взаимодействие с семьей и тончайшие психологические приёмы, копилку которых мы с вами, дорогие коллеги, формировали, пополняли и продолжаем неутомимо пополнять. Успехов вам!

Список литературы

1.  Виилма Л. Без зла в себе. – Переиздание. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 240 с.

2. Кононова Е. Одаренный ребенок. Как не спровоцировать звездную болезнь. http://www.ya-roditel.ru/.

3. Леви В. Нестандартный ребенок - 2-е издание, дополнено и переработано - М.: Знание, 1988. -256 с.

4. Обухов А.С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников, 2005, № 3. С. 18-38.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 60 000 слов и выражений/ С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 25-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство «Оникс»:                                ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007. - 976 с.

6. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. М.: «Ось-89»; 2006. – с.230.

7. Тухтубаева Э. Проблемы одаренных детей и как их решить в условиях общеобразовательной школы. http://pedsovet.su/metodika/ - 2016.

8. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: книга для учителей и родителей. - М.: «Просвещение», учебная литература, 1996. – 136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одарёнными детьми "Путь к успеху"

Программа учителя, основанная на опыте работы с одарёнными детьми....

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Статья в сборнике КФУ (стр 83) Основные сложности работы с одарёнными детьми и пути их преодоления (см ссылку)

https://cloud.mail.ru/public/BHaK/zQHtQaETZВ статье затрагиваются проблемы выявления одарённых детей, выстраивания работы с ними на протяжении нескольких лет обучения. Особое внимение уделяется психол...

Рабочая программа внеурочной деятельности по работе с одарёнными детьми "Путь к успеху". Предмет "География"

       Предлагаемый курс предназначен для учащихся общеобразовательных школ проявляющих особый интерес к изучению географии(5-11кл). Данная программа рассматривается, как си...

Статья в сборнике КФУ (стр 83) Основные сложности работы с одарёнными детьми и пути их преодоления

В статье затрагиваются проблемы выявления одарённых детей, выстраивания работы с ними на протяжении нескольких лет обучения. Особое внимание уделяется психологическому аспекту в общении педагога, учен...

Пути формирования метапредметных компетенций на уровне основного об-щего и среднего образования в рамках работы с одарёнными детьми. Публичное выступление. (обобщение опыта на основе проекта «Конкурс спикеров «In search of unknown»»)

Представленный педагогический проект "Конкурс спикеров «In  search of unknown»" имел целью создание условий для творческой самореализации учащихся через развитие и...