Артпедагогика и математика.
статья на тему

Копылова Татьяна Юрьевна

 В последнее время, в связи с серьёзным нарастанием количества неврозов у детей, обучающихся в общеобразовательных школах, отмечается потеря интереса к процессу обучения. Одним из путей выхода может стать артпедагогика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artpedagogika_2.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Артпедагогика и математика.

    1. Необходимость применения артпедагогики.

 В последнее время, в связи с серьёзным нарастанием количества неврозов у детей, обучающихся в общеобразовательных школах, отмечается потеря интереса к процессу обучения. Всё чаще стали проявляться апатии или, напротив, агрессивность и повышенная возбудимость. Такие причины побуждают задумываться над новыми формами работы с детьми в целом. Одним из путей выхода может стать артпедагогика. В работе со слабоуспевающими и неактивными детьми фоновым компонентом можно использовать музыку определённого характера. Положительный аспект прослеживается везде: и в работе с детьми с низким усвоением материала, и в работе с сильными детьми. Музыка снижает эмоциональное напряжение у детей и даже устраняет страхи определённой направленности. Мягкие и релаксирующие импульсы музыки стабилизируют ребёнка и нормализуют его настроение. Ведь ребёнок это личность, которая стремится к самореализации и самоопределению. Поэтому он старается выстраивать взаимоотношения на основе субъектно-субъектных отношений. Вокруг современного ребёнка обязательно, надо стремиться создавать пространство, воздействующее как на сферу разума, так и на чувственную сферу. То есть это та среда, которая адаптирует ребёнка через свои средства к деятельности в макросоциальной среде.
    Такой метод работы помогает детям справляться со своими проблемами психологического истока, восстанавливать эмоциональное равновесие и переключаться с отрицательных переживаний на положительный и позитивный лад.
  На данном этапе участия в эксперименте по апробации артпедагогики в обучении на уроках математики я использую в урочной деятельности опыт данной технологии. В артпедагогике - мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально – художественной деятельности учителя и учащихся на уроке. Использование средств артпедагогики дает возможность учителю неформально реализовать процесс интеграции научных и практических знаний из разных школьных дисциплин (это снижает учебную перегрузку детей); способствует овладению учеником механизмов самопознания, самовыражения, самообразования, самовоспитания, самоопределения. Использование учителем артпедагогических технологий дают на 25% больший эффект, чем использование традиционных методик и технологий. Дидактические принципы артпедагогики, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в опыте работы:
  • принцип гуманизации, который предполагает восхождение к человеку как  высшей ценности средствами искусства. При этом вне зависимости от художественных, интеллектуальных способностей ребенка. Вера в индивидуальность ребенка предполагает большую работу учителя над  самим собой, над своим отношением к детям, в том числе и к тем, которые не вызывают симпатии педагога. Этот принцип предполагает приоритет воспитательных целей над целями обучения: насыщение обучения вечными проблемами Добра и Зла, Любви и Мудрости, Красоты и Гармонии.
  • принцип творчества предполагает, что в оптимальном варианте в этот процесс вовлекается каждое чувство: зрение, обоняние, слух, вкус, эмоции, эксосенсорные качества (интуиция, воображение) Креативность предполагает четыре аспекта:
  • креативная среда
  • креативная личность
  • креативный продукт
  • креативный процесс.
  Рисунки ребенка и учителя становятся креативным продуктом в процессе проживания, прочувствования, осмысливания по – новому произведений искусства, введенных в контекст содержания, темы урока. Импровизация –  важнейшее условие получения креативного продукта. Это дает творческое самовыражение.
  • принцип рефлексив ности предполагает  готовность и способность человека  творчески осмысливать и преодолевать проблемно – конфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные практические задачи. Показатель сформированности рефлексивной культуры – способность ученика работать в условиях  неопределенности. Сферы, подлежащие развитию в них рефлексии:

-мышление (переосмысление своих действий);

-деятельность (фиксация установки на кооперирование и взаимоподдержку);

-общение (представление собственного опыта человека для другого; для себя открытие опыта другого);

-самосознание (самоопределение, разграничение) ;
  • принцип интегративности предполагает гармоничное сочетание всех видов и форм организации разнообразной художественной деятельности. Опыт  ребенка складывается из зрительных, слуховых и кинестетических ощущений (модальностей). У каждого доминирует своя  модальность. Чтобы достичь понимания на бессознательном уровне, необходимо преподносить материал в трех  модальностях одновременно.
Основополагающие методы артпедагогики:
  -импровизация;
  -проблемно – диалоговый метод;
  -метод игры.

 2. Основные идеи артпедагогики.

Сегодня артпедагогика все чаще рассматривается как инновационная педагогическая технология в системе профессионального образования. В качестве концептуальных идей артпедагогики выделяют следующие: идеи гуманизации, креативности, интегративности и рефлексивности, которые создают ориентацию для практической деятельности артпедагога.

    Разнообразные художественные средства и методы артпедагогики выступают важным культурно-образовательным ресурсом, обеспечивающим расширение профессиональной компетентности специалистов. Для будущих педагогов овладение средствами художественно-творческой деятельности, арттехнологиями в процессе их профессионального становления является особенно значимым, способствующим формированию практических умений и навыков в работе с детьми и подростками.

Цель арпедагогики: поддержать, а не воспитывать. Взрослый – друг, партнер; отношения – симметричные. Эмоциональный фон обучения очень важен, он должен рождать интерес. Плюрализм ценностей и интересов, их конкуренция.

Разум в артпедагогике из универсального становится субъективным: сколько людей – столько и истин.

Вместо регулятивных норм – консенсус; вместо ценностей – договоренности, не имеющие обязательного характера и не предполагающие доверия и ответственности; вместо реальности – фантомы; вместо интенциональности – коммуникативность; вместо истины – убеждение.

Идея гуманизации – предполагает восхождение к человеку как высшей ценности. Если эта идея реализуется, она становится принципом педагогической деятельности вне зависимости от художественных, интеллектуальных и др. способностей студента

Идея креативности. П.Торренс: творчество бесконечно, оно вовлекает каждое чувство: зрение, обоняние, слух, вкус, эмоции, экстрасенсорные качества.

Четыре аспекта креативности:  креативная среда, креативная личность, креативный продукт,  креативный процесс.

  Это обеспечивается:

- принятием безусловной ценности индивида. В итоге человек может быть самим собой – самовыражаться.;

- атмосфера, в которой отсутствует внешняя оценка.  

- эмпатийное понимание.

Креативная личность: развитие уверенности в себе, смелости, способности рисковать, мобилизовываться, признавать самого себя, эстетической ориентации.

Креативный продукт – художественные работы; проживание, прочувствование, осмысление по-новому, в новом аспекте произведений искусства в контексте содержания урока, темы и др.; импровизации – самовыражения.

Креативный процесс – это стимул становления и развития ребенка.

Спонтанность, т.е. искусство, которое использует преподаватель, не дает конкретных решений, но расширяет пространство  воображения студента, учит его прислушиваться и доверять собственным ощущениям.

Идея рефлексивности. Это готовность и способность человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные задачи. Показатель рефлексивной культуры: способность работать в условиях неопределенности.

 Идея интегративности. Гармоничное сочетание всех видов и форм организации разнообразной  учебной деятельности. Опыт студента, будущего педагога складывается из зрительных, слуховых и кинестетических ощущений (модальностей). У каждого доминирует своя модальность. Чтобы достичь понимания на бессознательном уровне, необходимо преподносить материал в трех модальностях одновременно.

Содержание артпедагогического учебного занятия формируется по принципу «двухслойного пирога»: содержание темы урока обогащается содержанием того или иного вида искусства, которые в итоге интегрируются друг в друга и дают эффект оптимизации мыслительной деятельности.

Артпедагогика – это глубоко продуманная система приёмов, направленных на активное вовлечение студентов в ходе учебных занятий в сценическое действие, что позволяет им испытывать позитивные психические состояния. Для овладения практическим опытом применяем следующие приёмы работы: психологические этюды, психологические драмы, приём выразительного чтения.  Включение в ход занятий моментов театрализации, игры, музыкального и литературного сопровождения, повышает эффективность учебного процесса, способствует лучшему усвоению знаний учащимися.

Обучение с артподходом  означает занятие, которое режиссируют: преподаватель выступает как режиссер, как артист, как личность, которая способна увлечь тем, что она делает.

Использование возможностей артпедагогики способствует творческой самоактуализации, развитию рефлексивной и коммуникативной компетентностей, способствует формированию и развитию профессиональной направленности будущих специалистов.

3. Артпедагогика и геометрия.

В процессе работы ребенок открывает для себя такие понятия, как линия, цвет, форма. Это порой происходит неосознанно, интуитивно, без заучивания законов и правил. Ребенок использует возможности ритма и цвета, не имея предварительных знаний о них, он просто увлекается доступным ему на данный момент материалом. Чтобы ребенок лучше представлял, осознавал, что он делает, и знал, какой затем получит результат, необходимо направлять его практические действия. При этом крайне важно помнить, что направлять ребенка — это не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творчества и поисков способов передачи своих ощущений, чувств, переживаний.

Педагоги не всегда способны предоставить детям для работы разнообразные изобразительные материалы.

Решение этой проблемы видится в новом подходе к преподаванию изобразительной деятельности. В частности, через направление артпедагогики (эмоциональное образование). Артпедагогика — одно из направлений арттерапии.

 Рисование.

Рисовать можно чем угодно и где угодно. Именно поэтому рисование -  один из самых популярных видов изобразительной деятельности дошкольников. Через цвет ребенок передает свое настроение, отношение к тому, что его привлекает, волнует. Рисовать можно: цветными карандашами, простым карандашом, цветными мелками, восковыми мелками, различными красками, углем, восковой свечой, нитками, штампами, палочками или пальцами по крупе, по песку, в воздухе, по спине, по руке, по стеклу (развитие тактильных ощущений) и т.д.

Рисовать можно не только традиционный образ, но и использовать различные дорисовки и штриховки. Штриховки бывают: горизонтальные, вертикальные, косые, волнистые, спиралевидные и др. Это могут быть такие задания:

- «Заштрихуй фигуры»,

- «Обведи фигуры одной линией, не отрывая карандаш от бумаги»,

- «Дорисуй вторые половинки»,

- «Обведи по точкам и продолжи сам»,

- «Обведи и раскрась»,

- «Скопируй фигуру по точкам».

 

 Упражнение «Сюрприз».

При выполнении задания ребенок закрашивает карточку краской и называет ту фигуру, которая проявляется сквозь фон.

 Конструирование.

Инструменты и материалы.

Материалы могут подразделяться на неоформленные и полуоформленные.

Неоформленные — бумага, ткань, нитки, проволока, фольга, шерсть, веревки. В каждом из этих материалов изначально не задано ничего, кроме их фактуры и размера. Ребенок эмоционально реагирует на каждый из этих материалов, связывая его с каким-либо реальным образом. Он создает что-то новое, изменяя форму, исследуя свойства и возможности материала.

Полуоформленные несут в себе какую-то изначально заданную смысловую нагрузку. Подразделяются они на искусственные и природные. Искусственные — коробки, пробки, детали каких-либо машин или приборов, пуговицы, браслеты, бусы и т.д. По-своему видоизменяя их, дети создают новые целостные композиции. Свойства и формы таких материалов близки к игрушкам-конструкторам: когда ребенок строит что-либо из коробок, он складывает и закрепляет их различными способами, и такая постройка ассоциируется у него с чем-то виденным в действительности.

Природные — опавшие плоды, веточки, листья, цветы и др. Из них можно создавать оригинальные поделки. Красота естественных красок и форм способствует развитию эстетического восприятия. При этом у ребенка не только формируется чувство прекрасного, но и развивается способность находить творческое применение всем этим предметам. Занимаясь с различными подобными материалами, ребенок одновременно развивает моторику кистей рук, художественное видение, обогащает свои знания и умения.

Педагог должен как можно лучше знать особенности различных изобразительных материалов, чтобы правильно подбирать и рационально использовать их, а также знакомить детей с доступными способами работы с каждым материалом в отдельности.

Каждая техника предполагает использование различных инструментов. Каждый изобразительный инструмент имеет свою специфику, что определяет способы работы с ним. Рассмотрим особенности каждого инструмента.

Карандаши (цветные, простые) позволяют более четко выделить линию контура, точнее всего передать форму и конструкцию. Карандашом можно провести узкую линию. При этом для получения более широкой линии требуется неоднократное движение, заполнение же цветом всего рисунка связано с многократными повторными движениями (сверху вниз, слева направо или же по косой). Чем большую поверхность нужно закрасить, тем дольше будут совершаться эти движения. Овладение карандашной техникой рисования необходимо потому, что контурный линейный рисунок — основа изображения.

Фломастеры всевозможных оттенков и цветов могут обладать специфическим запахом, при соприкосновении с бумагой оставляют сочные, яркие линии без особого нажима руки. Рисунок таким инструментом может быть выполнен как контурно, так и штрихом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии арттерапии и артпедагогики на уроке музыки.

Артпедагогика и арттерапия преследуют одну единую цель – гармоническое развитие ребёнка, расширение возможностей его социальной адаптации посредством музыки, участия в общественной и культурной ...

Презентация "Артпедагогика в системе работы учителя ИЗО"

Артпедагогика - это исцеление с помощью искусства.    Мы можем нашим детям преодолеть физические и духовные проблемы, используя данную технологию на занятиях по искусству.  Презентация ...

Артпедагогика

Данный материал знакомит с теоросновами нового направления в педагогике, изучающего природу, закономерности, принципы, механизмы привлечения искусства и художественной деятельности к решению профессио...

Артпедагогика

Данная презентация иллюстрирует статью о новом направлении в педагогике, изучающем природу, закономерности, принципы, механизмы привлечения искусства и художественной деятельности к решению профессион...

Артпедагогика

Артпедагогика...

Методический семинар по теме "Применение артпедагогики на уроках истории"

Компьюторная презентация с объяснительной запиской педагогического опыта работы по теме "Применение артпедагогики на уроках истории"...