Главные вкладки

    Артпедагогика как инновационное средство повышения качеств образования
    методическая разработка на тему

    Борзина Альбина Евгеньевна

    педагогическая технология

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehnologiya_artpedagogiki_proekt_realizacii.doc110 КБ

    Предварительный просмотр:

    Содержательно – методическое обеспечение программы  «Технология Артпедагогика».

         Особо следует подчеркнуть, что при правильной организации творческой деятельности без особых усилий решается проблема дисциплины, поскольку поднимается уровень воспитательных отношений, которые и становятся регулятором поведения школьников.

         Особое значение при обеспечении отношений сотворчества имеет эмоционально положительное состояние учителя и учащихся. Неслучайно придуманы способы создания этого состояния через воздействие на человека музыкой, поэзией, театром, природой, одухотворенным человеком.

       Поддержанию эмоционально положительного фона в  школе будут способствовать различные виды игр, праздники, профессионально подготовленные совместные творческие дела, которые всегда художественно инструментированы, очеловечены искренностью, юмором, пониманием взрослыми потребностей детства.

          Предусматривается специальный набор психологических средств, направленных на усиление эмоционального напряжения, возбуждение искренности, эмоциональной близости, душевного подъема. Это не только художественное и музыкальное оформление, специальное освещение, песни в кругу, приветствия, сюрпризы, но и приятное общение, искреннее одобрение творческих находок, психологическая поддержка робких начинаний воспитанников.

         Большое внимание при их организации уделяется созданию для участников ситуации успеха, которая стимулирует полет их творческой мысли и активности.

    Формы работы:

     1)совместное творческое дело в форме ролевой игры «Город Весёлых мастеров».

    Началом жизни города может служить шествие, митинг.

      Игра «Город Весёлых Мастеров» может длиться целый день, несколько дней, четверть, год.

         Весёлые мастера – это знатоки, энтузиасты своего дела, мечтатели умельцы, артисты,  музыканты, деятели театра.

         Путешествуя по городу, школьники могут стать зрителями театрального или циркового представления, отправить телеграмму любимому учителю родителям, изготовить игрушку, сшить нарядное платье, научиться танцевать, играть в игры. 

          Началом может служить творческая встреча, шествие, митинг.

     Время от времени организуются общегородские дела: спартакиады, карнавалы, концерты…

          Организаторами таких дел могут стать «горсоветы».

    Для этого в городе открываются объединения: школа танцев, театр, художественный салон, фабрика игрушек, литературная площадь.

    По городу могут путешествовать группами по маршрутным листам, посещать объекты индивидуально.

    Три важных момента организации «Города весёлых мастеров»:

    а) организация творческих дел становится воспитательным средством лишь на базе собственной творческой деятельности школьников;

    б) педагогу не рекомендуется прямолинейное руководство воспитанниками, прямая передача готовой информации. Педагог является организатором коммуникации, режиссером общего дела, непосредственным участником дела, участником отдельного фрагмента, в качестве «спасателя», если что – нибудь не получается;

    в) новые способы взаимодействия со школьниками, не применяемые ранее формы внеурочной деятельности.

    Клубные объединения:

    Школа танцев.

            Театр.

    Мастерская «Башмачок»



    Проспект Затейников.


    Город весёлых мастеров.



    Фабрика игрушек.



    Художественный салон.

    Справочное бюро, почта.

    Литературная площадь

           

          Практический выход, через выразительность поведения учителя и ученика, перевоплощение.

          Для этого в городе открываются клубные объединения:

    Школа  танцев - где старшие школьники разучивают с ребятами веселые детские танцы, музыкальные и танцевальные игры;

    Проспект Затейников - где проводятся подвижные игры, эстафеты, предлагается разгадать ребусы, загадки, произнести скороговорки;

    Театр - где младшие школьники могут посмотреть маленький спектакль или отрывок из него, создать его сами;

    Художественный салон - где заранее приготовлены заготовки аппликаций, краски и кисти для изготовления красивой открытки родителям, друзьям;

    Мастерская «Башмачок» - где мастер научит изготовить обувь для кукол из остатков кожи, ткани, цветной бумаги;

    Цирк - где можно посмотреть удивительное представление с фокусами, аттракционами, домашними животными;

    Дом дружбы - где организуются встречи с ребятами разных стран, заочные путешествия, экскурсии по странам и континентам, выставки значков, марок, открыток, кукол в национальных костюмах, проводится разучивание национальных игр и песен;

    Почта - где ребята пишут поздравительные телеграммы, открытки друзьям, родителям, учатся склеивать конверты, оформлять почтовую бумагу, а могут и получать корреспонденцию для себя;

    Справочное бюро - где выдается справочная информация по городу;

    Магазин - где на жетоны, заработанные в мастерских города, можно купить сувениры, изготовленные руками ребят;

    Фабрика   изготовление игрушек своими руками.

     Литературная площадь, где ребята знакомятся с творчеством детских писателей, местных писателей и поэтов, участвуют в литературной викторине или литературном аукционе, конкурсе чтецов.

       А завершить дело можно общим сбором на городской площади, карнавалом, играми, танцами, песнями.

         2)Художественно-эстетические творческие дела: кукольный театр, праздник творчества, день творчества,  концерт – «молния», деревенские посиделки, турнир знатоков театра, поэзии, музыки,  поэтический марафон, литературный карнавал «Давайте дружно жить!», конкурс живых картин.

    3) «Театральная игра» - направленая не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

    Все игры, условно делятся на два вида:

    1. Общеразвивающие игры.

    2.  Специальные театральные игры.

        а)«Ритмопластика» - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, обретение ими чувства гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

         б)«Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. Это  игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

        Все упражнения можно разделить на три вида:

    1. Дыхательные и артикуляционные упражнения.

    2. Дикционные и интонационные упражнения.

    3. Творческие игры со словами.

        в)«Основы театральной культуры» - обеспечивают условия для овладения детьми элементарными знаниями и понятиями, профессиональными терминами театрального искусства.

    Игры помогают:

     развивать интерес к сценическому искусству;

     развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;

     снимать зажатость и скованность;

     развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал;

     активизировать познавательный интерес;

     развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;

      воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

     развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях;

     развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться;

     развивать навыки действий с воображаемыми предметами;

     сочинять этюды по сказкам;

    импровизировать игры-драматизации по теме знакомых сказок;

     развивать двигательные способности детей, ловкость и подвижность;

     упражнять в попеременном напряжении и расслаблении основные группы мышц;

     развивать чувство ритма и координацию движения;

      развивать пластическую выразительность и музыкальность;

     развивать умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений;

     развивать умение пользоваться разнообразными жестами;

    Решая все эти задачи, общеразвивающие игры, не только готовят ребенка к художественной деятельности, но и способствуют более быстрой и легкой адаптации детей в новых школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы в начальных классах - в первую очередь, за счет актустизации интеллектуальных, эмоционально-волевых и социально-психологических компонентов психологической готовности к школьному обучению.

    Общеразвивающие игры.

       Проводя коллективные развивающие игры, необходимо стремиться к созданию веселой и непринужденной атмосферы, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках.

    Почти во всех играх детей желательно делить на несколько команд или на исполнителей и зрителей, чтобы дать детям возможность оценить действия других и сравнить со своими собственными. Причем роль ведущего во многих играх может выполняться ребенком.

    Игры и упражнения

    1. Эстафета

    Цель игры: развивать внимание, выдержку, согласованность действий.

    Ход игры: дети сидят на стульях в полукруге. Начиная игру, встают и садятся по очереди, сохраняя темпо-ритм, не вмешиваясь в действия друг друга. Это упражнение можно выполнять в разных вариантах, придумывая с детьми интересные игровые ситуации.

    а) знакомство

    Из-за ширмы появляется какой-либо любимый герой детских сказок (Карлсон, Красная Шапочка, Буратино и т.д.). Он хочет познакомиться с детьми и предлагает по очереди встать и назвать свое имя точно вслед за предыдущим.

    б)  радиограмма

    Игровая ситуация: в море тонет корабль, радист передает радиограмму с просьбой о помощи. Ребенок, сидящий на первом стуле - «радист», он передает по цепочке хлопками или похлопыванием по плечу определенный ритмический рисунок. Все дети по очереди повторяют его, передавая дальше. Если задание выполнено правильно, то последний ребенок - «капитан» спасательного судна точно повторяет ритм, и тогда корабль спасен.

    2. Что ты слышишь?

    Цель игры: тренировать слуховое внимание.

    Ход игры: сидеть спокойно и слушать звуки, которые прозвучат в комнате для занятий в течение определенного времени.

     Вариант: слушать звуки в коридоре или за окном.

    3. Упражнение с предметами

    Цель игры: тренировать зрительное внимание.

    Ход игры: педагог раскладывает на столе произвольно несколько предметов (карандаш, тетрадь, часы, спички, монету и т.д.). Водящий ребенок в это время отворачивается. По команде он подходит к столу, внимательно смотрит и старается запомнить расположение всех предметов. Затем снова отворачивается, а педагог в это время либо убирает один предмет, либо меняет что-то в их расположении. Водящий соответственно должен либо назвать пропавший предмет, либо разложить все, как было.

    4. Руки-ноги

    Цель игры: развивать активное внимание и быстроту реакции.

    Ход игры: по одному хлопку дети должны поднять руки, по двум хлопкам - встать. По одному хлопку - опустить руки (если руки подняты), по двум - сесть.

    5. Упражнение со стулом

    Цель игры: свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами. (Сесть на стулья, построив заданную фигуру. Сделать это надо одновременно).

    Ход игры: по предложению педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко), домик для куклы (квадрат), «самолет», «автобус».

    6. Передай позу

    Цель игры: развивать память, внимание, наблюдательность, фантазию, выдержку.

    Ход игры: дети сидят на стульях в полукруге и на полу по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой, показанной водящим. Детей обязательно делить на исполнителей и зрителей.

    Специальные театральные игры,

    Упражнения и этюды

    1. Игра «Угадай, что я делаю?»

    Цель игры: оправдать заданную позу, развивать память, воображение.

     Ход игры: педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.

    1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и т.п.

    2.  Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Варианты ответов: ищу под столом ложку, наблюдаю за гусеницей, кормлю кошку и т.п.

    3. Сидеть на корточках. Варианты ответов: смотрю на разбитую чашку, рисую мелом на асфальте и т.п.

    4.   Наклониться вперед. Варианты ответов: завязываю шнурки, рву цветы, поднимаю платок и т.п.

    2. Игра «Кругосветное путешествие»

    Цель игры: развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.

    Ход игры: детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь - по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, океан на корабле - и соответственно изменять свое поведение.

    Игры на превращения

    В театре зритель верит в то, во что верит актер. Сценическое отношение - это умение с помощью веры, воображения и фантазии изменить свое отношение к предмету, месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая условное превращение.

    1. Игра «Превращение комнаты»

    Цель игры: развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

    Ход игры: дети делятся на 2-3 группы, и каждая группа придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников превращения отгадывают, во что именно превращена комната. Возможные варианты превращения: магазин, театр, берег моря, поликлиника, зоопарк, замок Спящей красавицы, пещера дракона и т.д.

    2. Игра «Превращение детей»

    Цель игры: развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

    Ход игры: по команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей, лягушек, котят и т.д.

    Педагог может сам превратиться в злую волшебницу и превращать детей по своему желанию.

    Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий.

    Эти игры способствуют развитию чувства правды и веры в вымысел. Ребенок силой воображения представляет, как это происходит в жизни, проделывает необходимые физические действия. Предлагая такие задания, надо иметь в виду, что дети должны вспомнить и представить, как они действовали с данными предметами в жизни, какие ощущения они вызывали. Так, играя с воображаемым мячом, надо представлять себе какой он: большой или маленький, чистый или грязный. Разные ощущения мы испытываем, когда поднимаем хрустальную вазу или ведро с водой, срываем цветы ромашки или шиповника. Когда это возможно, детям предлагается сначала действовать с реальным предметом, а потом повторить то же самое действие уже с воображаемым. Например, предложить детям искать на ковре или на полу потерянную бусинку, которая действительно там находится. А затем предложить действовать так, если бы бусинка находилась в комнате, то есть искать воображаемую бусинку.

    Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами помогают известные народные и специально подобранные игры.

    1. Игра «Король» (вариант народной игры)

    Цель игры: развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.

    Ход игры: выбирается с помощью считалки ребенок на роль короля. Остальные дети - работники, делятся на несколько групп (3-4 группы) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем работники группами подходят к королю.

    Работники:                   Здравствуй, Король!

    Король:                        Здравствуйте!

    Работники:                   Нужны вам работники?

    Король:                        А что вы умеете делать?

    Работники:                  А ты отгадай!

    Дети, действуя с воображаемыми предметами, изображают различные профессиональные действия: готовят еду, шьют одежду, стирают белье, вышивают, поливают растения и т.п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т.п.), а также придумать характеры действующих лиц (король - жадный, веселый, злой; королева - добрая, сварливая, легкомысленная).

    2. Игра «День рождения»

    Цель игры: развивать навыки действия с воображаемыми предметами, доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

    Ход игры: с помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий, дети должны показать, что именно они решили подарить.

    Лучше, если гостей будет немного, а оставшиеся дети сначала побывают в роли зрителей, оценивающих достоверность показа. Потом дети могут поменяться ролями.

    На начальном этапе игры проще всего обыгрывать подарки: мяч, куклу, скакалку, машинку, мягкую игрушку, конструктор и т.п. По мере развития творческих способностей «подарки» могут усложняться: коробка конфет, шоколад, шарфик и шапка, книжка, фломастеры и даже живой котенок.

    Детям можно предложить следующие задания на действия с воображаемыми предметами: мыть руки, рисовать, лепить пирожки, забивать гвозди, поливать цветы, играть на музыкальных инструментах и т.д. А также коллективные и парные упражнения: играть в мяч, тянуть канат, играть в снежки, бадминтон, передавать поднос с посудой или вазу и т.п.

    Нафантазировав к определенным действиям предлагаемые обстоятельства, дети переходят к разыгрыванию этюдов. Слово «этюд» имеет французское происхождение и переводится как «учение». Понятие «этюд» используется в живописи, музыке, шахматах и выполняет роль предварительной, тренировочной работы. В театральном искусстве этюд - это маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуации. Они могут быть предложены педагогом или сочинены детьми. Причем предлагаемые обстоятельства могут дополняться педагогом и включаться детьми в этюд по ходу исполнения.

    Темы этюдов должны быть близки и понятны детям («Ссора», «Обида», «Встреча»), Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение («Знакомство», «Просьба», «Благодарность», «Угощение», «Разговор по телефону» и т.п.)

    Сочиняя этюды, дети должны дать ответ на многие вопросы: где я нахожусь, откуда пришел, когда, почему, кто, зачем. Можно предложить придумать этюды на основные эмоции: «Радость», «Гнев», «Грусть», «Удивление» и т.п. Такие этюды развивают умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста. Те же способности, а также логику поведения, развивают этюды на пять органов чувств (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание). Работа каждого из органов чувств заставляет действовать по-разному. Различно поведение человека, смотрящего и слушающего, пробующего на вкус и чувствующего запах. Кроме того, по-разному будет вести себя человек, пробующий конфету или горькое лекарство, чувствующий запах краски или пекущегося пирога. Дети самостоятельно или с помощью педагога (надо дать только толчок детской фантазии) придумывают место и обстоятельства действия, ситуацию, а потом разыгрывают свои этюды.

    Следующий этап - это сочинение этюдов по сказкам. Дети должны выбрать эпизод из сказки и сочинить по нему этюд. Например: «Колобок и лиса», «Красная Шапочка у бабушки», «Дюймовочка - невеста Жука», «Возвращение медведей» из сказки «Три медведя».

    Накопив определенный опыт в работе над сюжетными этюдами, можно переходить к импровизационным играм - драматизациям по хорошо знакомым сказкам. Дети делятся на 2-3 творческие группы и получают задание сначала сыграть одну и ту же, а в дальнейшем - разные сказки. Участники мини-спектакля должны самостоятельно распределить роли, уточнить развитие сюжета и нафантазировать предлагаемые обстоятельства. Надо поощрять попытки детей уходить от традиционных стереотипов, будить творческое воображение и фантазию, помогая вопросами: какой герой - ленивый или трудолюбивый, добрый или злой, голодный или сытый, глупый или умный. Работа над этюдами-импровизациями развивает многие качества, необходимые для участия в спектаклях, в том числе, умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагировать на поведение партнеров.

     РИТМОПЛАСТИКА                          

      Совсем маленькие дети, не умеющие говорить, с необыкновенной легкостью заменяют слова мимикой и жестами. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют ребенка, помогают творчески использовать пластическую возможность. Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью разнообразных ритмопластических упражнений и игр.

    Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач:

    1)  развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости);

    2)  развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений);

    3) развитие воображения (способность к пластической импровизации).

    Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. У детей отсутствие этих умений проявляется в двух видах: перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или лишняя разболтанность, развязность. Поэтому, наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, необходимы специальные упражнения с попеременным напряжением-расслаблением различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела, лежа на полу. Только добившись определенных результатов в этом направлении, можно переходить к созданию пластических образов.

    Ритмопластические упражнения и игры не дублируют раздел, посвященный музыкально-ритмическому воспитанию в системе начального образования. Они развивают, прежде всего «художественно-смысловой» образ, затрагивающий эмоциональный мир ребенка. Пластические образы создаются на музыкальном материале известных русских и зарубежных композиторов, а также аудиокассеты с электронной музыкой для медитации и релаксации.

    Игры на развитие двигательных способностей

    1.  Игра «Муравьи»

    Цель игры: умение ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь, друг с другом, двигаться в разных темпах. Тренировка внимания.

    Ход игры: по хлопку педагога дети начинают хаотично двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми, стараясь, все время занять свободное пространство.

    2.  Игра «Кактус и ива»

    Цель игры: развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.

    Ход игры: по любому сигналу, например хлопку, дети начинают хаотично двигаться по залу, как в упражнении «Муравьи». По команде педагога «Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактуса» - ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как колючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотическое движение возобновляется, затем следует команда «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят как ветви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены. Команды чередуются.

    3.  Игра «Мокрые котята»

    Цель игры: снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса.

    Ход игры: дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четырех «лапок», с головы и хвостика, снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.

    Музыкально-пластические импровизации

    Цель: передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.

    1. Игра «Первая потеря» Каждый   ребенок  фантазирует  свои   предлагаемые   обстоятельства

    (где, когда, почему, что потерял?). Дети с помощью мимики и жестов, пластики тела создают мини-спектакль (этюд) на заданную тему.

    Музыкальное сопровождение: «Первая потеря», муз. Р. Шумана (Альбом для юношества).

    2. Игра «Подарок»

    Дети свободно и эмоционально передают радостное настроение в связи с полученным подарком на Новый год или день рождения, от мамы или папы, показывают, что получили в подарок.

    Музыкальное сопровождение: «Новая кукла», муз. П.И. Чайковского (Детский альбом), «Вальс-шутка», муз. Д. Шостаковича.

    3. Игра «Осенние листья»

    Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю.

    Музыкальное сопровождение: «Вальс-фантазия», муз. М.И. Глинки, «Осенний сон», муз. Джойса.

    4. Игра «Утро»

    Дети лежат на ковре (спят), ощущают, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открывают глаза, потягиваются, поднимаются, подходят к окну и, открыв его, любуются ранним утром...

    Музыкальное сопровождение: «Утро», муз. Э Грига, «Рассвет на Москве-реке», муз. М. Мусоргского.

    5. Игра «Снеговик»

    Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляются.

    6. Игра «Марионетки»

    Дети стоят врассыпную в основной стойке. По хлопку педагога они должны импульсивно, очень резко принять какую-либо позу, по второму хлопку - быстро принять новую позу и т.д. В упражнении должны участвовать все части тела, менять положение в пространстве (лежа, сидя, стоя).

    КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ

    Игры и упражнения на речевое дыхание

    1. Игра со свечой

    Цель игры: развивать правильное речевое дыхание.

    Ход игры: детям предлагается сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только заставить плавно «танцевать» пламя. Выдох делается упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, потом можно играть с воображаемым пламенем.

    2. Мыльные пузыри

    Цель игры: развивать правильное речевое дыхание.

    Ход игры: дети делятся на две команды. Первая команда с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает «мыльные пузыри». Надо стараться, чтобы они лопались не сразу, а становились как можно больше и, отрываясь от соломинки, улетали. Дети второй группы следят за их действиями и одновременно хором или по рядам читают стихотворение Э. Фард-жен «Мыльные пузыри»:

    - Осторожно - пузыри!

    - Ой, какие!

    - Ой, смотри!

    - Раздуваются!

    - Блестят!

    - Отрываются!

    - Летят!

    - Мой - со сливу!

    - Мой - с орех!

    - Мой не лопнул дольше всех.

    Творческие игры со словами:

    1.  «Волшебная корзина»

    Цель игры: развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление.

    Ход игры: дети сидят в кругу, педагог, держа в руках корзинку, предлагает сложить в корзинку то, что можно встретить в лесу, или в воздухе, или на грядке; то, что летает или ползает и т.д. Дети могут самостоятельно придумать, где искать слова для волшебной корзинки. Для второго года обучения задания усложняются, например, сложить слова, имеющие отношение к музыке - нота, скрипичный ключ, регистр, ритм, песня и т.д., или к театру - занавес, афиша, сцена, актер, репетиция, антракт и т.п. После этой игры легко перейти к театральным играм «на превращения».

    2.  «Вкусные слова»

    Цель игры: расширять словарный запас, воспитывать умение вежливо общаться, развивать действия с воображаемыми предметами.

    Ход игры: дети сидят в кругу, педагог протягивает первому ребенку ладонь с воображаемой, например, конфетой и, называя его по имени, предлагает угощение. Ребенок благодарит и «съедает». Затем кладет на свою ладошку что-нибудь вкусное и угощает своего соседа. Тот благодарит, «съедает» и угощает третьего ребенка и т.д.

    Скороговорки

    Скороговорки помогают формировать правильное произношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и четко проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Скороговорки - это веселая словесная игра, которую можно предлагать детям в различных вариантах.

    Разучивать скороговорки необходимо коллективно, начиная медленно, четко, активно, произносить каждый слог, словно отбивая «мячик» от пола. Постепенно можно убыстрять темп. Полезно произносить скороговорки громким шепотом, чтобы они могли быть услышаны на расстоянии, при этом приходится произносить слова преувеличенно четко, на хорошей опоре. Активизирует речевой аппарат произнесение скороговорок беззвучно, энергично шевеля губами (как глухонемые).

    Игры со скороговорками могут быть предложены в разных вариантах:

    1.  «Испорченный телефон» - играют две команды. Капитан каждой получает свою скороговорку. Выигрывает та команда, которая по сигналу ведущего быстрее передаст скороговорку по цепи, и последний представитель которой лучше и точней произнесет ее вслух.

    2.  «Ручной мяч» - ведущий подбрасывает мяч и называет имя какого-либо ребенка. Тот должен быстро подбежать, поймать мяч и произнести скороговорку и т.д.

    3.  «Змейка с воротцами» - дети двигаются цепочкой за ведущим и проходят через воротики, образованные двумя последними детьми. Тот ребенок, перед которым воротики захлопнулись, должен произнести любую скороговорку. Если он сделает это хорошо, - воротики открываются, и игра продолжается, в противном случае ребенок повторяет скороговорку еще раз.

    4. «Фраза по кругу» - дети, сидя по кругу, произносят одну и ту же фразу или скороговорку с различной интонацией; цель - отработка интонации.

    5. «Главное слово» - дети произносят скороговорку по очереди, каждый раз выделяя новое слово, делая его главным по смыслу. Скороговорки можно разучивать в движении, в различных позах, с мячом или со скакалкой.

    - Сшила Саша Сашке шапку.

    - Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

    - Шесть мышат в камышах шуршат.

    - Наш Полкан попал в капкан.

    - От топота копыт пыль по полю летит.

    - Щетинка - у чушки, чешуя - у щучки.

    - Слишком много ножек у сороконожек.

    - Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу.

    - Кукушка кукушонку купила капюшон.

    - Ткет ткач ткани на платок Тане.

    Игры и методики с успехом могут быть использованы на внеклассных мероприятиях,  уроках по литературе, на занятиях познавательного цикла, на уроках физкультуры и даже математики.

    Список литературы:

    1. Программа деятельности центра социализации личности средствами Артпедагогики. Составитель: Захаревич М. А., зам. директора МОУ СОШ №3 г. Саянска. (проект) – Иркутск, 2007.
    2. Основы педагогического мастерства: Учеб. Пособие для пед. спец. Высш. учеб. заведений/ Зюзян И. А. – Москва.: Просвещение, 1989.
    3. Журнал «Завуч начальной школы» №6, 2005. Статья Ксезовой Г.Ю. Организация совместных творческих дел – способ стабилизации отношений сотворчества с начальной школе.

                    Стр. 6-54.

    1. Азаров Ю. П. Радость учить и учиться: педагогика грамотного развития. – М., 1989.
    2. Караковский В. А. Стать человеком: Москва, 1993.
    3. Чистякова М. И. Психогимнастика. - М.: Просвещение, 1990.
    4. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.:ТЦ «Сфера», 1996.
    5. Геллер Е. М. Игры на переменах для школьников 1 -6-х классовю –М., 1995.
    6. Гиппиус С. В.   Гимнастика чувств.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение информационных технологий на уроках физики как средство повышения качества образования.

    Можно выделить несколько способов применения компьютера на уроках: - иллюстративный – для демонстрации опыта, схемы, картины, видеофрагмента, исторических сведений и др. - к...

    ЭЛЕКТРОННЫЕ ЖУРНАЛЫ И ДНЕВНИКИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

    .        Единое информационное пространство школы – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: админист...

    Инновационный проект «ИКТ - технологии как средство повышения качества образования»

    Использование информационных технологий становится необходимым   в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешност...

    Внедрение фитнес-аэробики в общеобразовательную программу по физической культуре как инновационное направление повышении качества образования в МАОУ «Земская гимназия

    Внедрение фитнес-аэробики в общеобразовательную программу по физической культуре как инновационное направление повышении качества образования в МАОУ «Земская гимназия...

    "Семинар "Инновационные педагогические технологии как средство повышения качества образования"

    Мастер-класс "Прием ФИШБОУН как прием развития критического мышления"....

    Инновационные технологии как средство повышения качества образования на уроках русского языка и литературы

    Статья, освещающая современные инновационные педагогические технологии...