Создание условий для самостоятельного избрания учеником видов деятельности
статья на тему

В работе представлено использование современных образовательных технологий для формирования личности ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_portal.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для самостоятельного избрания учеником видов деятельности.

   

 Достижению планируемых результатов в процессе обучения в свете ФГОС второго поколения активно способствуют современные педагогические технологии. В частности технология индивидуализации обучения помогает реализовать личностно-ориентированный подход , учитывая индивидуальные особенности и потребности учащихся. В этой связи приоритетным направлением деятельности школы может и должно стать создание оптимальных условий для реализации творческих способностей учащихся через формирование исследовательской культуры а так же для реализации идеи целесообразного личного выбора учащихся через внедрение в систему воспитательной работы таких программ как "Мой выбор". Следовательно, главной научно-методической целью работы образовательной организации, в которой применение образовательных технологий направлено на формирование современной личности может стать - поиск путей и способов выполнения нового социального заказа общества к образованию за счёт создания личностно-ориентированного образовательного пространства.

Задачи школы для достижения этой цели:

  • обеспечить овладевание учащимися содержания образования на повышенном уровне знаний, требуемом для профессиональной ориентации и поступления в вузы
  • создание условий для творческой деятельности в области профильных дисциплин
  • максимально использовать возможности гуманитарных дисциплин для формирования духовные сферы личности

Решению этих задач и достижению поставленной цели служит теория личностно-ориентированного образования. Ряд ученых (Кушнир А.М., Шадриков А.Д., Бондаревская Е.В.) исследует и разрабатывают сейчас модели и технологии личностно- ориентированного образования.

Идея личностно-ориентированного образования рассматривается в рамках разных областей знаний по-разному:

Философия образования рассматривает этот подход с использованием категорий субъекта, свободы, саморазвития, целостности, диалога, игры как формы само проявления личности (Батищев Г.С., Кемеров В.Е.).

Психология - с точки зрения реализация "Я концепции". В этом случае личностно-ориентированное образование обогащается такими понятиями, как смысловая сфера, рефлексия, переживания, диалог как механизм накопления личностного опыта учениками (Анциферова Л.И., Давыдов В.В.).

С точки зрения дидактики личностно-ориентированное образование включает в себя категории цели, содержание образования, методов и технологии обучения, способов организации деятельности преподавания и учения, критериев эффективности образовательного процесса ( Бондаревская Е.В., Сериков В.В.).

Личностно-ориентированное образование (по Серикову В.В.) не занимается формированием личности с заранее заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и соответствующего развития личностных функции субъектов образовательного процесса. К числу указанных позиций автор относит функции: мотивации (принятие и обоснование деятельности),коллизии (видение скрытых противоречий деятельности), критики (относительно предлагаемых извне ценностей и норм), рефлекции (осознание себя в деятельности), смылотворчества (определение системы жизненных смыслов), самореализации (стремления к признанию своего образа "Я" окружающими).

Ведущие понятия создаваемого образовательного пространства: "личность", "развитие".

Выделяются подхода к организации учебно-воспитательного процесса ориентируемые на развитие аффективной сферы личности: способность чувствовать, сопереживать, эмоционально реагировать; когнитивного мышления: самостоятельности в приобретении научных знаний о мире: деятельностной сферы личности: овладевание учащимися разнообразными способами творческой деятельности.

  Реализация личностного ориентационного образования в нашем учебном заведении основывается, кроме базового компонента образовательной программы, на предметы, изучаемые углубленно и, кроме того, включены личностно-ориентированные спецкурсы, позволяющие осуществлять допрофессиональную подготовку.

 Дополнительное образование включает:

  • адаптацию школьников к жизни в социуме; начальная профессиональная подготовка; 
  • набор программ дополнительного образования; взаимосвязанный с обязательными и вариативными учебными программами.

Работа осуществляется по двум направлениям: внеучебной по профильным дисциплинам  и культурологической.

Программы внеучебной деятельности по профильным дисциплинам включают:

 предметные семинары, научно-практические конференции, интеллектуальные марафоны, дни наук;

 программу подготовки учащихся к олимпиадам различного уровня (городских, окружных, международных);

 программа исследовательской деятельности по профильным дисциплинам предусматривает групповые и индивидуальные занятия в творческих лабораториях и научных сообществах под руководством преподавателей.

Индивидуальная работа учителя с одаренными учащимися, а также личностно-ориентированные спецкурсы требуют особой подготовки учителя. Здесь речь идет об автономности обучения. Понятие автономности включает в себя ориентацию на обучаемого по многим направлениям:

  • постановка целей и задач;
  • отбор необходимого материала;
  • исследование разнообразных источников;
  • планирования и содержания этой деятельности.

Условия, необходимые для этого вида деятельности:

1)психологическая готовность и желание учащегося; организаторские способности и умение направить - учителя; 
2) способность учащегося действовать в соответствии с собственными внутренними мотивами, а не называемым мнением ему из вне; способность учителя создавать понятие "правильного направления" и определить свое место в этом процессе.

Обеспечение этих условий представляется делом весьма непростым.

Особое значение имеет атмосфера доброжелательности, доверия, взаимной помощи и творчества, которая создается и поддерживается учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологий, методов и приемов интегрированных уроков, как средства создания условий для познавательной активности учеников на занятиях математики»

На современном этапе возникла необходимость разработать подходы к внедрению в учебный процесс новых технологий, как ступень развития методики обучения.    В наш...

Создание условий для самостоятельного использования учащимися собственной системы развития физических качеств.

В последнее время стало недостаточно употребление таких терминов, как «знания», «умения», «навыки», так как явно обозначилось противоречие: в жизни применяют полученные ЗУНы учащиеся всё меньше....

Районное МО Создание условий для формирования навыков исследовательско-познавательной деятельности учащихся во внеклассной работе

Создание условий для формирования навыков исследовательско-познавательной деятельности учащихся во внеклассной работе...

«Создание условий в школе для успешной учебной деятельности каждому учителю»

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом  и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, необходимо создать условия для...

Создание условий для творчества в учебной и деятельности на уроках технологии.

Опыт работы с учащимися на уроках технологии (технический труд)....