Самообразование
опыты и эксперименты (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Кызыл-оол Херел Алдын-Херелович

Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания.

   К.Д.Ушинский писал: «Вот наше назначение. Будем действовать для потомства. Как отцы, отдадим себя трудам и стараниям плодовитым для детей наших… Пробудим требования, укажем разумную цель, откроем средства, расшевелим энергию, - дела появятся сами».

   В этих словах – огромный заряд самоотдачи и программа для нас, современных педагогов. Ведь модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В современной действительности востребована интеллектуально и творчески развитая личность. Именно поэтому развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания считаю основополагающим.

  Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие:

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы – как истории

 У каждой все особое,

  И нет планет, похожих на нее.

  Так должно быть. Но как часто, уже с детства ребенок не верит в себя, и в результате – тормозится развитие. Поэтому главная задача учителя: не убить, а освободить, раскрыть творческие силы в человеке.

  Учитель обязан приложить немало усилий, чтобы жизнь ребенка в школе была интересной, радостной, полной творческого труда. На уроке должна царить атмосфера взаимопонимания и сотрудничества. Для этого я привлекаю своих учеников к учительским функциям. Так появились ассистенты, лаборанты, информаторы, консультанты. Стараюсь, чтобы даже самый слабенький ученик чувствовал себя нужным в классе. Это способствует раскрепощенности ребенка  и, как следствие, его развитию.

  Интеграция урочной и внеклассной деятельности позволяет обеспечить беспрерывность процесса развития и воспитания творческой личности. Развитие творческих способностей осуществляю через технологию развития критического мышления, проектно – исследовательскую, компьютерные и игровые технологии.

  Необходимо с первых минут урока мобилизовать на работу как класс в целом, так и каждого ученика в отдельности. Ведь начало урока – это так важно! От него зависит, захотят ли ученики узнать новое. Учитель – личность творческая, и всегда может найти для начала урока что-то яркое, особенное, запоминающееся. Это может быть небольшая инсценировка или игра, викторина или проникновенное слово учителя и так далее.

  А как важно в самом начале урока активизировать познавательную деятельность учащихся.

    Сделать урок более эффективным, добиться высокого результата в обучении способствует приобщение учащихся к исследовательской деятельности, так как в ее основе лежит развитие познавательных навыков и творчества, умений самостоятельно добывать знания.

      Словарная работа на уроке тоже превращается в мини – исследование. Ученики по очереди знакомят класс со словарными словами из рамочки. Такая работа обогащает словарный запас, приучает учеников пользоваться словарями, развивает познавательную активность и склонность к творчеству.

           Активно использую в работе технологию критического мышления, особенностью которой является «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности». Данная технология характеризуется следующей структурой:

  - активизация познавательной деятельности;

   - осмысление материала через активное чтение и слушание;

  - через размышление и анализ к творческой интерпретации.

   Данную технологию использую при работе с текстом на уроках истории и обществознания, при подготовке учащихся к ЕГЭ. Данный прием это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы. Он развивает языковое чутье, способствует к рациональному мышлению, интерпретации своих взглядов. Помогает до конца понять особенности той или иной исторической эпохи. Для анализа беру исторические документы или воспоминания современников той эпохи. На «стадии осмысления» учащиеся знакомятся с содержанием текста, используя методы активного чтения и рассуждения. Говорим на уроке о проблеме которую поставил автор, о позиции автора, учащиеся формулируют аргументы для доказательства собственной точки зрения. Анализ текста завершается написанием мини-сочинением.

   Использование технологии критического мышления способствует формированию у учащихся логического мышления, коммуникативной компетенции, имеет важное значение не только в процессе подготовки к ЕГЭ, но и в решении задачи возвращения культуры массового читателя.

           Ни для кого не секрет, что сегодняшние школьники не любят читать. А по данным социологических исследований «чтение… перестало быть отличительной чертой нашего народа».

   Вот поэтому роль уроков истории и обществознания в школе сегодня очень значима. Стараюсь привить любовь к чтению. Для этого использую на уроках яркие, интересные отрывки из различных исторических источников. Итог такой работы – желание ребят найти и прочитать те события, о которых шла речь на уроке.

   Огромную роль в развитии творческих способностей учащихся играют уроки в форме игры. На таких уроках должна проявляться индивидуальность каждого ученика, должны развиваться его творческие способности, любознательность.

 Традиционно на уроках игровой формы четко выделяется основная мысль будущей работы, составляется план, совместно сочиняется вступление и заключение, на доске заранее пишутся основные термины. Такая работа важна, она способствует выработке у учащихся знаний, умений и навыков.     На уроках обществознания так же предусмотрены различные творческие работы: анализ, ответы на вопросы, сочинения. И тут, я считаю, обязательно работа должна строиться дифференцированно. Важна вариативность. Чтобы каждый ученик смог выбрать такой вопрос или такую тему сочинения, которые были бы ему не только по душе, но и по силам. Ведь, что греха таить, часто ребята не пишут свою точку зрения, а списывают. И не только потому, что не хотят работать, а потому, что не в состоянии справиться с заданием.

  Развивают художественное воображение, творческое начало письменные работы по сопоставлению исторических, политических личностей и иллюстративных материалов к нему, отдельного эпизода и его экранизации

           Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, и каждый из них по – своему активизирует учащихся, пробуждает их самостоятельность, творческую мысль.

    Очень часто школьники читают, не обращая внимания на детали, увлекаясь только ходом событий. И задержать их внимание на деталях помогает игра «Из какого перида эта вещь?» На доске слайд «утерянные вещи»: доспехи, свитки, мушкетыз, и ребятам предлагается «вернуть» вещи в свои эпохи. В старших классах такую функцию выполняют викторины.  Причем подросткам очень нравится самим составлять викторины, тесты.

           Учитель должен идти в ногу со временем. Сегодняшние ученики не мыслят себя без компьютера, да и учителя мечтают иметь такую чудо – технику в своем кабинете. Планирую создавать  презентации к урокам вместе с ребятами.

           В развитии творческих способностей огромную роль играет внеклассная работа. Она способствует нравственному и эстетическому воспитанию, приобщению учащихся к культурным традициям, раскрывает индивидуальные способности каждого ребенка и даже способна организовать досуг подростка. Именно поэтому она должна быть интересной и увлекательной.

           Живой интерес вызывает у детей инсценирование исторических событий. Ребята с увлечением подбирают костюмы и декорации, репетируют, преломляя через себя и свое творчество высказывания исторических персонажей.  Такая способствует не только развитию творческих способностей, но и художественно – эстетического вкуса, учит культуре сценического поведения.

   В.Ф.Шаталов писал: «Как сделать, чтобы годы учения… стали для каждого моего ученика точкой опоры на всю последующую жизнь». В нашей сегодняшней такой непростой жизни, пожалуй, только школа и остается «точкой опоры» для человека. И учитель может дать ученикам не только сумму знаний, но и развить творческие способности, пробудить в детях «чувства добрые», привить глубокую любовь к родине. Все это поможет формированию человека с активной жизненной позицией. Став взрослым, он обязательно найдет свое место в жизни.  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»

Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...

План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)

Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...

Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"

Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...

Программа самообразования / План самообразования

Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования

Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные  технологии обучения в работе учите...