Методы и приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по информатике
опыты и эксперименты (11 класс) по теме

Костина Ирина Валентиновна

Вступление на РМО на тему "Методы и приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по информатике"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ

Из опыта работы

учителя информатики

МБОУ "Сергачская СОШ № 3"

Костиной И.В.

Одной из составляющих успешности учителя является успех его учеников. В настоящий момент главным результатом учительского труда многие считают успешность выпускников на ЕГЭ.

Перед учителем информатики стоит сложная задача. С одной стороны, учащимся надо дать такие знания, чтобы они смогли успешно подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, продолжать образование в течение всей жизни, жить и трудиться в условиях информационного общества. С другой стороны, нужно подготовить учащихся к ЕГЭ, главной целью введения которого является получение объективной оценки качества подготовки выпускников школ. Но какое бы мнение педагоги не имели о ЕГЭ, приходится работать в рамках существующих обстоятельств и принимать решения: как готовиться к экзамену продуктивно, как создать условия для успешной сдачи экзамена выпускниками и самое главное самим  быть готовыми к ЕГЭ  содержательно, методически и организационно.

Только системная работа в течение учебного года позволяют повысить продуктивность и качество подготовки к ЕГЭ и даст шанс надеяться на положительные результаты сдачи экзамена.

Итак с чего начинать?

Повысить свою квалификацию можно на всевозможных курсах, семинарах проводимых НИРО, различных дистанционных курсах, форумах учителей. Опытные учителя активно обмениваются опытом в сети Интернет, пополняют базы знаний и обсуждают проблемы ЕГЭ в "Сети творческих учителей" и в "Открытом классе".

  • Познакомиться с имеющимися методическими пособиями, рекомендованными ФИПИ для подготовки к экзамену.
  • Создать  собственную рабочую коллекцию полезных ссылок  на основные Интернет – источники.

Начиная подготовку к экзамену, еще раз обращаешь внимание на существенный разрыв  между требованиями стандарта на базовом уровне и уровнем заданий,  которые приводятся в демо-версиях ЕГЭ.   Поэтому, если учитель придерживается рекомендованной государством  расчасовки, то учащихся уже в 9 классе стоит  предупредить, что данные темы в стандарте представлены в недостаточном  объеме. Если не предполагается дальнейшее профильное изучение информатики, но желание сдать экзамен все же имеется, то следует расширить и углубить свои знания по данным темам в рамках различных спецкурсов, элективных курсов и других форм обучения. За основу можно взять элективный курс, разработанный на основе одноимённого курса Н.Н. Самылкиной "Готовимся к ЕГЭ по информатике", либо курс Е.В. Андреевой "Математические основы информатики".

Но и на профильном уровне не все гладко. На практике мы работает по определенным программам и учебникам. УМК какого авторского коллектива выбрать для преподавания? Содержат ли современные учебники задания в формате ЕГЭ? Изучив учебники различных авторских коллективов, я пришла к такому выводу. На сегодня только в учебнике К.Ю. Полякова представлены задания в формате ЕГЭ. Но учебник Полякова разработан для углубленного уровня обучения, а не для профильного. И это еще одна проблема.

Однако,  не все так мрачно. Разрабатывая и систематизируя  методические пособия для подготовки учащихся к ЕГЭ, неожиданно пришла к выводу, что экзамен по информатике – один из наиболее предсказуемых, но при условии: сдавать экзамен следует учащимся с хорошим логическим мышлением. И вот по каким причинам.

1.     Раздел "Технологии" представлен в экзаменационных заданиях крайне скудно и очень типовыми заданиями. Поэтому отработать их   не составит труда.

2.     Многие темы  образовательного стандарта вообще не представлены  на экзамене, т.к. они плохо формализуемы. Это значительно сужает объем рассматриваемого материала,  и облегчает жизнь выпускника.

3.     Темами, которые очень хорошо формализуются и, поэтому, составляют основу экзамена, являются "Логика", "Системы счисления", "Кодирование информации" и "Алгоритмизация и программирование". Тут уж надо поработать и разобраться в материале, особенно  на примерах тех задач, которые приводятся в демо-версиях и открытом сегменте.

4.     Некоторые задания не требуют какой-либо  специальной подготовки и могут быть успешно решены при  наличии все того же хорошего логического мышления.

Работу по подготовке к экзамену в формате ЕГЭ можно разбить на две части. Первая состоит в том, что начиная с  8-го класса в планы уроков нужно вносить изменения, ориентированные на подготовку к ГИА. Практически на каждом уроке  можно предусматривать время на мини- тестирование (5–10 вопросов). При закреплении материала на уроке контрольные вопросы и задания даются в стандартном формате, соответствующем ЕГЭ.

Вторая в том,  что после прохождения какой-то темы, которая объединяет в себе несколько уроков, я провожу контроль знаний. Контроль состоит из заданий подобных заданиям ЕГЭ.

Тестирование можно проводить в бумажном или электронном виде, тексты тестов и задания составляю, используя многочисленную литературу с готовыми текстами тестов по основным разделам базового курса. Стараюсь выбирать задания из имеющихся на сегодняшний день в базе данных контрольно-измерительных материалов (КИМ) для проведения ЕГЭ по информатике, из всевозможных демонстрационных, репетиционных и реальных вариантов ЕГЭ, а также из сборников для подготовки к ЕГЭ. Моя задача  при подготовке к урокам — выбрать из имеющегося материала задания, соответствующие теме урока.

С целью контроля прохождения всех заданий, а также наглядной картины "готовности"  ученика  к ЕГЭ следует проводить  диагностические работы по информатике.

Подготовка к ЕГЭ требует комплексного подхода. При этом желательно не оставаться с предметом "один на один", а воспользоваться помощью учителя, который выстроит индивидуальную траекторию учащегося и поможет сдать экзамен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках информатики как одно из направлений повышения социализации обучающихся

Как  сделать для учеников выполняемую работу интересной, а интересную выполнимой? Что  нужно дать ученикам и в каком объеме, как организовать их работу, которая принесла бы удовлетворение вс...

О некоторых методах и приемах подготовки учащихся к единому государственному экзамену по русскому языку. Советы молодому специалисту.

Со времени введения ЕГЭ у каждого учителя сложилась своя система подготовки учащихся к непростому испытанию. Мне неоднократно приходилось «сдавать» экзамены вместе с выпускниками 9 и 11классов. Вырабо...

Методы и приемы подготовки учащихся к устной части ОГЭ

Презентация по теме "Методы и приемы подготовки учащихся к устной части ОГЭ"...

Методическая разработка "Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках информатики как одно из направлений повышения социализации обучающихся"

Процесс развития личности, обретения ею смысла жизни является длительным и целенаправленным, а также невозможным без активного и заинтересованного участия в нем самого воспитуемого. Развитие творчески...

Статья "Эффективные методы и приемы подготовки к ОГЭ по математике"

В статье рассказывается о методах и приемах подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по математике...

Эффективные методы и приемы подготовки к ОГЭ по русскому языку

Данная статья предназначена для учителей русского языка. Она поможет в подготовке к успешной сдаче итоговой аттестации. Данная статья будет полезна обучающимся 9 классов при подготовке к ОГЭ по русско...

Современные методы и приемы подготовки к ВсОШ

Описание современных методов и приемов для подготовки к ВсОШ по английскому языку...