Работа с одаренными детьми.
статья на тему

Погребняк Анна Николаевна

Статья о формах и методах работы с одаренными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми.

В человеческом развитии проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным – индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей. Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях. К ним относятся своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности.

Должны ли в воспитании и обучении учитываться индивидуальные особенности? Среди специалистов по этой проблеме есть серьезные разногласия. Первая точка зрения – массовая школа не может и не должна учитывать индивидуальность и не может приспосабливаться к каждому ученику. Очень убедительно выразил эту мысль Гегель: « Своеобразие людей не стоит ценить слишком высоко. Напротив, мнение, что наставник должен тщательно изучать каждого ученика является совершенно пустым и ни на чем не основанным. Для этого у него нет и времени. Своеобразность детей терпима в семейном кругу, но в школе начинается жизнь по установленному порядку, по общим правилам.

Другая точка зрения, которой придерживается и наша педагогика стоит на иных позициях – обучение и воспитание должно максимально опираться на индивидуальность, глубокое знание черт личности и условий жизни каждого ученика. Это создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ребенка. В таком подходе особенно нуждаются «трудные» дети, дети с ярко выраженной задержкой развития и, наоборот, одаренные, способные ребята.

Что такое одаренность? Много ли в школе одаренных детей? Редчайший ли это дар природы или сравнительно частое явление? На эти вопросы нельзя дать однозначных ответов. Мнения ученых педагогов расходятся.

Иногда появляются сообщения о детях, которые еще в школьном возрасте добились выдающихся, по современным понятиям, успехов в различных видах деятельности. О девочке – композиторе, которая к пятнадцати годам сочинила уже несколько музыкальных произведений. О мальчике, который в четырнадцать лет разработал математическую теорию, или о другом, который в двенадцать лет закончил одиннадцать классов с медалью и поступил в университет. Почему этим детям удалось достичь таких больших успехов? Вундеркинды ли они, т.е. сверходаренные дети, развившие свои способности без специального руководства, или просто способные, успехи которых  развитии достигнуты благодаря случайному стечению обстоятельств или целенаправленному созданию благоприятных условий. Или еще пример. Издан сборник стихотворений девятилетней девочки. Уникальное явление? Да, сплошь и рядом сборники детских произведений не издаются. Но в то же время в школе у В. А. Сухомлинского писали литературные произведения почти все дети. Это явление вызвано было целенаправленной деятельностью учителей.

Так существуют вунеркинды или нет? Скорее всего, существуют. Можно допустить, что рождаются дети с гипертрофированными способностями. Но явление это чрезвычайно редкое. В работе с такими детьми учителю должны  помочь современные технологии.

Личностно ориентированная технология обучения.

 Суть ее в том, что учитель должен опираться на личностные качества воспитанников. Принцип личностного подхода требует, чтобы наставник:

  1. постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности воспитанников; выявлял способности и развивал их, учитывая интересы и склонности детей;
  2. умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду и другие;
  3. постоянно привлекал каждого ученика к посильной для него деятельности, которая должна усложняться для обеспечения прогрессивного развития личности;
  4. своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели;
  5. максимально опирался на собственную активность личности;
  6. сочетал обучение с самообразованием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самообразования;
  7. развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность учеников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность

Дифференцированный подход к учащимся.

Смысл такого подхода в том, чтобы подобрать для групп учащихся, объединенным по определенным признакам, адекватные методы и дидактические средства, способствующие их развитию и успешности обучения. В работе с одаренными детьми чаще использовать творческие задания в форме нестандартных химических задач, дидактических игр, химических загадок, исследовательского эксперимента и др.

Проблемное обучение.

Это целенаправленный образовательный процесс, строящийся на сотворчестве преподавателя и учащихся, характеризующийся инициированием и реализацией самостоятельной поисковой деятельности последних по решению учебных проблем.

Эвристическое обучение.

Учитель конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги поиска, а сами шаги выполняет ученик. При этом используется  устное слово, таблицы, опыты, самостоятельная работа с литературой и др.

Исследовательский метод.

Учитель организует самостоятельную поисковую деятельность учащихся. Ученики сами решают новые для них познавательные задачи или находят новые способы решения.

Целенаправленная внеклассная деятельность.

Формы внеклассной работы

Виды внеклассной работы

Индивидуальная

Работа с литературой, составление докладов, небольшое исследование, изготовление оборудования и др.

Групповая

Химический кружок, выпуск стенной газеты, изготовление стенда и др.

Массовая

Химическая олимпиада, химический вечер, неделя химии, викторина, экскурсия, конференция и др.

Факультативные занятия.

Систематические курсы

Направлены на углубление теоретических знаний учащихся и практическую подготовку.

Специальные курсы

Связаны с отдельными разделами основного курса химии.

Прикладные курсы

Знакомят учащихся с применением теоретических знаний.

При работе с одаренными детьми необходимо также использовать специфические методы для развития первичных и формирования вторичных способностей.

   Методы развития внимания:

  1. В любой учебной ситуации учить учащихся   замечать все наиболее типичное, характерное, мысленно отвечая на вопрос: что особенного в данном химическом объекте (химическом элементе, веществе, химической реакции, химической технологии, химическом производстве)?
  2. При изучении химических реакций и процессов   приучать замечать все, что в них изменилось с момента их протекания (агрегатное состояние, цвет веществ, растворение веществ, выпадение осадка, выделение газа, появление запаха и т. п.).
  3. При чтении химических текстов учить охватывать своим вниманием как можно большую часть текста, читать как можно быстрее, улавливая смысл прочитанного.
  4. Приучать выполнять сразу несколько дел, что ведет к развитию внимания, особенно к развитию таких его свойств, как переключение и сосредоточение.
  5. Практиковать развитие концентрации и распределения внимания. Например, при выполнении химических опытов, учить распределить внимание таким образом, чтобы видеть все оборудование и в то же время сконцентрировать внимание на реакционной пробирке.    

   Методы развития воображения:

  1. Учащиеся стараются представить увиденный химический объект и закрепить в памяти в виде образа
  2.  Учить изображать химические объекты или информацию о них в виде рисунков, символов, схем, условных обозначений, привнося в соответствующие изображения как можно больше творческой фантазии.
  3. Изображать объемные модели и макеты в различных проекциях.
  4. В процессе учебы использовать химические сочинения, конструирование и моделирование химических объектов.

  Методы развития памяти:

  1. Запоминание без записей. Учащиеся запоминают различного рода информацию (факты, имена выдающихся ученых, новые химические термины, названия и т. п.) устно, не прибегая к записям.
  2. Запоминание путем повторения информации.
  3. Мнемоническое запоминание.
  4. Осмысленное запоминание-метод, основанный на осмысленном восприятии, образном представлении и ассоциировании с известными химическими фактами, понятиями, теоретическими положениями.
  5. Эмоциональное запоминание-метод, основанный на интересном и необычном химическом учебном материале, способном вызвать яркую эмоциональную реакцию учащихся.

                      Методы развития мышления.      

     Развитие теоретического мышления предполагает формирование умений:

-выдвигать и точно формулировать учебные гипотезы;

-использовать имеющиеся химические теории и законы для объяснения известных фактов и явлений;

-логически последовательно и компактно излагать свои мысли, делая правильные умозаключения на основе фактов и выстраивая цепочки рассуждений, ведущие к обобщающим выводам;

производить операции анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, абстракции, конкретизации, обобщения, систематизации, интеграции.

     Развитие практического мышления связано с решением учащимися в основном практических задач, но требующих также логических операций теоретического мышления.

    Развитие творческого мышления учащихся осуществляется путем включения их в процесс выдвижения новых оригинальных гипотез, разработки теоретических положений, нетривиального решения различных учебных проблем, а также в процессе нахождения нетрадиционных решений практических вопросов.

    Развитие словесно-логического мышления учащихся связано с формированием у них умений правильно подбирать слова, химические термины, названия, точно и лаконично выражать свои мысли, грамотно владея химическим языком. С целью развития словесно-логического мышления используются  упражнения на: определение химических понятий и законов, формулирование основных положений научных теорий, умелое использование химических понятий, фактов, законов, краткие и образные формулировки химических фраз, словесное обоснование, формулирование и доказательство учебных гипотез.

    Особое внимание уделяется обобщению, так как это высший уровень мыслительной деятельности. Самым ценным является то обобщение, которое осуществляется в процессе самостоятельной работы учащихся. Существенную роль оказывают конспекты обобщающего характера, которые учащиеся делают самостоятельно. Для формирования навыков самостоятельной работы по обобщению знаний использовались задания по составлению и заполнению сравнительных таблиц, обобщающих схем, планов и характеристик.              Методы развития познавательных мотивов.

1.Ориентация на перспективы.

2.Включение учащихся в активные виды деятельности.

3.Предъявление содержания образования не как готового знания, а как системы специально разработанных познавательных задач.

  Обобщив и проанализировав опыт работы по данной теме, можно сделать вывод, что наиболее эффективным является комплексный подход к обучению и воспитанию. Необходимо грамотно сочетать различные методы            (проблемный с поисковым, словесный с наглядным, индивидуальную работу с коллективной и др.) и приучать учащихся к самостоятельному поиску знаний. Это способствует  активизации мыслительной деятельности и развитию логического мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...