Материалы конкурса педагогического мастерства "Школа полного дня"
статья на тему

Мушта Валентина Ивановна

Всероссийский профессиональный конкурс  педагогического мастерства

«Школа полного дня»

Направление 5 -  Общекультурное

 

Выступление на  методическом объединении учителей русского языка и литературы

«Экология слова.

Проблемы развития монологической  устной и письменной речи обучающихся»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_pedagogicheskogo_masterstva.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский профессиональный конкурс  педагогического мастерства

«Школа полного дня»

Направление 5 -  Общекультурное

Выступление на  методическом объединении учителей русского языка и литературы

«Экология слова.

Проблемы развития монологической  устной и письменной речи обучающихся»

   

Выполнила: Мушта Валентина Ивановна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории,

МБОУ Бутурлиновская  СОШ

                                                      2016 год

Пояснительная записка

         Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы  

                                               «Экология слова.

                 Проблемы развития монологической  устной и письменной речи обучающихся»

Родительский лекторий посвящен проблемам русского литературного языка – главному  достоинству нашего народа.

Цели мероприятия:

  1.Осознание ответственности за современное состояние русского языка.

       2.Способствовать развитию интереса к родному языку.

  3.Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к слову.

Форма проведения: выступление.

Краткое содержание:

  1. Подготовка к выступлению начинается за две недели. В этот период проводится серия уроков и внеурочных мероприятий, направленных на изучение и выявление нарушений языковых норм. Обучающиеся готовят цитаты о богатстве и красоте русского языка, выполняют презентации по заданным темам, лучшие из них отобраны для просмотра на методическом объединении.
  2. Выступление по проблеме русского языка в современном обществе
  3. Представление презентации «Язык смайликов»
  4. Дебаты по просмотренной презентации
  5. Подведение итогов

 Материал предназначен для учителей русского языка, культуры общения, классных руководителей. Тему этого выступления можно приурочить к родительским лекториям в старших классах или к предметной неделе по русскому языку.

Какие отрицательные тенденции характерны для языковой ситуации       в       современной России?

  На рубеже веков русский язык переживает сложные времена. В нем происходят изменения, которые сложно оценить однозначно.

  Такие явления, как вторжение заимствованных слов, разрушение границ триединой стилистической системы, сужение функций русского языка как государственного, резкое снижение уровня культуры русской речи не могут не привлекать внимание ученых-лингвистов, а также широкой общественности. Сегодня на наших глазах происходит нарушение функционирования языка, размывание веками устоявшихся норм.

  Меня, как учителя словесности, беспокоит засилье иностранных слов. Обогащается или портится природная речь благодаря заимствованиям? Вопрос непростой и неоднозначный. Одно дело, когда в наш обиход вошли такие слова, как имидж, презентация, лейбл и т.д., и совсем другое, если чужие буквы оказываются внутри слова, ломают его изнутри. Англо-, иноязычными словами и их элементами сегодня пестрят страницы прессы, эти слова вторгаются в текст, наводняют рекламу: «Концерт Zемфиры», кинотеатр «Шиzа», «кур$ валют», «ве4ер отдыха», «Глюк’OZA» и т.д.

  Любой подтвердит, что это тяжкое нарушение языковых норм. Как можно смириться, когда сплошь и рядом в кириллические устоявшиеся написания внедряются латинские и иные графические символы. Применяя иностранные слова, не стоит заниматься порчей своего языка, ненужным искажением письменной формы.

  Хочется затронуть еще очень важную проблему – «Проблема экологии слова».

  Русский язык, являясь определяющим звеном культуры, стал стремительно терять свои позиции. Характерное для современной языковой ситуации огрубление русской речи подрывает основы русского литературного языка. Происходит это за счет употребления брани, нецензурных слов, проклятий и мата. Этот факт не может оставить равнодушными тех, кому дорог русский язык.

  Лингвисты признают: в последние 15 лет россияне стали больше материться. Нецензурщина перестает быть табу. Мат распространяется теперь не только из уст в уста, но и с помощью телевизора, печатной продукции и, конечно же, интернета. Люди перестали стесняться нецензурных слов. У современных школьников матерные слова уже вошли в совершенно обыкновенную лексику. Они порой сами не замечают, что ругаются. В наше время в обращении с этим достаточно коварным оружием царит вседозволенность.

Ещё одна тенденция, Вред, наносимый языковому сознанию современного читателя и зрителя низкопробными СМИ - сниженным стилем, речевой небрежностью, логическим убожеством и нравственной "простотой" их журналистов - это реальная проблема.

 

  Оптимизм в отношении русского языка внушают некоторые положительные моменты.

  1. В 2005 году принят Федеральный Закон «О государственном языке Российской Федерации». Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение государственного языка Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации, защиту и развитие языковой культуры.
  2. В рамках Федеральной программы «Русский язык» Правительством России 2007 год объявлен Годом русского языка.
  3. Возрождение Дня славянской письменности в нашей стране. В 1985 году состоялись празднества в честь Кирилла и Мефодия, по всей стране отмечался День просвещения. И вот с севера на юг нашей страны пошел он, славянский праздник. Его адреса: Мурманск, Вологда, Новгород, Киев, Минск, в 1992 году – Москва. Идея возрождения Праздника славянской письменности и культуры принадлежит писателям и поэтам исконно русских северных земель.

 Закончить свое рассуждение хочется выдержкой из тридцатого письма Дмитрия Сергеевича Лихачева «Об искусстве слова и филологии»: «Филология сближает человечество – современное нам и прошлое. Она воскрешает старое для нового. Она оправдывает свое название («филология» - любовь к слову), т.к. в основе своей опирается на любовь к словесной культуре всех языков.

Методические рекомендации 

Богатая традиционная русская культура, основанная на народной мудрости, наследие христианства – это неиссякаемый источник, который нужно беречь, возрождать. Задача педагогов повернуть детскую душу лицом к этому источнику, и как можно раньше, чтобы существование в мире традиций стало для ребенка естественным, чтобы крепло и развивалось его национальное самосознание. Для этого, естественно, необходимо изучать, любить и познавать русский язык – наше национальное достояние.

Проект   направлен на духовно-нравственное  воспитания в условиях современной жизни, предполагает включить детей в активную, разнообразную деятельность по изучению проблем русского литературного языка, и направлен на  естественное введение ребенка в мир русской народной культуры – изучение норм современного русского литературного языка.

Цели и задачи проекта:

  • Формирование позитивного отношения ребенка к культуре русского народа. Развитие мотивации детей к исследованию проблемы.

  • Воспитание чувства уважения к родному слову.

  • Развитие у детей чувства любви к своему Отечеству через духовно-нравственное начало – культуру языка.

Главная идея проекта: обращение к проблемам родного языка. Так, материалы насыщены фактическим материалом. Яркий, образный язык, нежная любовь к русскому слову, к родной земле, не  должны оставить равнодушным молодое поколение к проблемам родного языка и помогут по-иному взглянуть на, казалось бы, давно  известные истины. Предлагаем педагогам и методистам материалы для разработки сценариев, посвящённых родному языку, для выступлений на родительских собраниях, педагогических советах и методических объединениях.

Используемая литература

1. Е. В. Васильева, Канина Т.И., Жиренко О.Е. «Открытые уроки по курсу «Русский язык» 5-11 класс ООО «5 за знания», Москва, 2017 год

2. О.В. Загоровская «Функции русского языка в современной России» ООО «5 за знания», Москва, 2015 год

3.  Федеральный Закон «О государственном языке Российской Федерации»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация статьи для сборника по материалам областного конкурса: "Педагогическое проектирование как форма модернизации образовательного процесса", диплом Лауреата

Аннотация моей статьи из сборника « Педагогическое проектирование как форма модернизации образовательного процесса» (материалы конференции) от 24 сентября 2011 год, г. Новосибирск; Новосибирский ...

Конкурсные материалы участника муниципального тура конкурса педагогического мастерства "Учитель-2012"

В файловом архиве размещены материалы участника муниципального тура конкурса педагогического мастерства "Учитель-2012": визитка, семинар, мастер-класс....

Подготовка к конкурсам педагогического мастерства (методические материалы)

Подготовка к конкурсам педагогического мастерства (методические материалы)...

Материалы на конкурс педагогического мастерства "Учитель года 2017" в номинации "Воспитать человека"

В материалах представлено описание воспитательной программы "Воспитание всестороннеразвитой личности через органы самоуправления школы"...

Материалы участия в конкурсе педагогического мастерства "Мой лучший урок"

Материалы участия в конкурсе педагогического мастерства "Мой лучший урок"...

Материалы муниципального этапа конкурса "Педагогический дебют 2021"

Материалы на конкурс Педагогический дебют 2021...

Материалы для муниципального этапа Всероссийского конкурса «Педагогический дебют-2021»

Материалы для  муниципального этапа Всероссийского конкурса  «Педагогический дебют-2021»...