Статья "Роль литературы в воспитании личности"
статья на тему

Мушта Валентина Ивановна

Статья "Роль литературы в воспитании личности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_literatury_i_istorii_v_vospitanii_lichnosti.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

В.И. Мушта, учитель русского языка и литературы

МКОУ Бутурлиновская СОШ №4

Роль литературы и истории в воспитании личности

  События прошлого века сделали из нас «родства своего не помнящих». Но времена меняются. Сегодня, понимая, как важно сохранить свой родовой корень, память о земляках, о прошлом родного края, мы хотим воспитать в наших детях любовь к своей Отчизне, уважение к деяниям предков. Поэтому ведущим направлением моей воспитательной задачей, безусловно, является патриотическое воспитание. Материалы местного краеведения, исследовательская работа в семейных архивах для учителя как раз является той благодатной почвой, на которой произрастает нравственно здоровое поколение.

   Моя работа как учителя русского языка и литературы направлена не только на то, чтобы научить современных школьников создавать разножанровые тексты, но прежде всего, приобщить к истокам историко-культурного наследия края, собственной семьи, повышая при этом интеллектуальный, речевой и этический уровень обучающихся.

   Выстроенная мною система уроков и внеклассных мероприятий помогает реализовать основное направление нашей школы – патриотическое, духовно-нравственное воспитание личности. Так, например, начиная с 5-го класса, дети пишут сочинения о своей семье, лучшие из них зачитываются в классе, помещают в школьную газету «От 17 и младше», а сочинение Евдосюк Ксении разместили на первых полосах районной газеты «Призыв». Сочинение Блинова Димы о своём прадедушке было отправлено на областной конкурс.  На классные часы и литературные встречи  приглашаем лучших специалистов города, местных поэтов, интересных людей, ветеранов, выпускников школы. Считаю, что преемственность поколений пробуждает искренний интерес к истории родного края, его людям.

      Работа над созданием презентаций вызывает особенный интерес школьников, с одной стороны, это актуально, с другой стороны, это кропотливый творческий труд. Обучающиеся 7 «А» класса стали участниками областных конкурсов «Александр Невский», «Воронежское дворянство в войне 1812 года» в номинации  «Электронный проектный журнал». Такой вид деятельности позволяет изучать историю родного края, систематизируя Интернет-ресурсы.

   Участие в Международных форумах расширяет кругозор детей, взаимообогащает их. На протяжении двух лет ребята нашей школы являются дипломантами Международного форума в Москве «Одарённые дети», на котором они с успехом защищают свои творческие работы в номинации «Глаголом жечь сердца людей». На конкурс были отправлены работы Сушкова Олега на тему «Добровольчество – нравственный идеал нашего времени», в которых  он отразил добрые традиции своей семьи, своей школы, родного края в целом. Эти творческие работы являются ярким подтверждением того, что современному школьнику не безразличны память о предках, судьба Отечества, его духовное наследие. И это радует. Хочется верить в то, что ниточка, связывающая поколения, не оборвётся.

     Литературное краеведение – потребность времени. Ученик должен знать историю своего края, литературу и культуру, определять место литературы в общем литературном процессе. Нам, учителям, необходимо помочь обучающимся осознать себя частичкой этого процесса и увидеть особенности, отличия своего края на уроках литературы и во внеурочное время, познакомиться с теми, кто прославил родные места.

     Применяя интегрированные технологии, связывая воедино историю, краеведение, литературу и искусство, я пришла к выводу, как велика роль этих наук в формировании и воспитании личности. Огромные возможности краеведческого материала, поисково-исследовательская работа позволяют нам растить граждан страны, патриотов не на громких словах, не на пустых абстракциях, а на живых примерах из жизни родного края, а тем более если эти люди – твои родственники, то у подростков появляется чувство гордости за Родину, за свой край, за семью.    

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание личности средствами татарской и русской литературы

Укучыларны татар һәм рус әдәбиятлары аша рухи тәрбияләү...

Нравственные проблемы литературы и воспитание личности

Выступление на III Региональная научно-практическая конференция «Олимпийские чтения: от спортивных результатов к педагогическим достижениям» 26.02.2013 г.Выполнила:  ученица 11 «Е» класса О...

Воспитание личности на уроке литературы

Как воспитать из ребенка творческую личность. Как привить любовь к книге....

Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности обучающегося при реализации образовательной программы по литературе.

2020 – год 150-летнего юбилея русского писателя И. А. Бунина. В настоящее время на территории нашей страны функционирует несколько музеев, посвященных писателю, в том числе Литературно-мемориаль...

Выступление в в рамках методической недели "Роль уроков русского языка и литературы в воспитании личности".

Выступление в в рамках методической недели "Роль уроков  русского языка и литературы  в воспитании личности"....