Презентация по теме :" Технология развития критического мышления"
методическая разработка на тему

Болдова Надежда Петровна

Раскрыты основы технологии развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trkm-tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.pptx264.67 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТРКМ - технология развития критического мышления. Болдова Надежда Петровна-преподаватель математики высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «СТОТ»

Слайд 2

Технология развития критического мышления Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году, ее авторы – американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит , Д. Стилл . Она развивалась при поддержке Консорциума демократической педагогики и Международной читательской ассоциации. Проект , предложенный российским педагогам американскими коллегами, первоначально назывался «Чтение и письмо для развития критического мышления» , он подробно знакомил участников семинаров с приемами технологии, давал общие представления о теоретических основах технологии. Совместная работа идеологов технологии и педагогов-практиков и российских ученых позволила адаптировать предложенную модель для российской педагогики , подробно рассмотреть дидактические, психологические и философские основы предложенного подхода, дополнить практическую часть проекта, обогатив ее новыми приемами, и создать модель, которая в педагогической литературе получила название «Технология развития критического мышления» (ТРКМ) . Петербургские ученые и педагоги адаптировали основные идеи проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления» к потребностям российского образования. Эти идеи нашли свое отражение в методических пособиях и монографиях, вышедших за 10 лет реализации проекта.

Слайд 3

Авторы России: Игорь Олегович Загашев Сергей ЗАИР-БЕК, кандидат педагогических наук, исполнительный директор программы "Развитие критического мышления через чтение и письмо в России" СПбГУ, факультет психологии "Психолог. Преподаватель психологии" Ирина Валентиновна Муштавинская к.п.н., зав. кафедрой основного и среднего общего образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

Слайд 4

Цель данной образовательной технологии (по идее ее создателей) – развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

Слайд 5

Задачи : научить 1) выделять причинно-следственные связи; 2) рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; 3) отвергать ненужную и неверную информацию; 4) понимать, как различные части полученной информации связаны между собой; 5) выделять ошибки в рассуждении; 6) уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражает текст или говорящий человек; 7) избегать категоричности в суждениях; 8) быть честным в своих суждениях; 9) определять ложные стереотипы; 10) выявлять предвзятое отношение, мнение, суждение; 11) отличать факт от предположения или мнения; 12) подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи; 13) отделять главное от несущественного.

Слайд 6

Эффективность применения “Технологии развития критического мышления через чтение и письмо”

Слайд 7

Модель урока в технологии РКМЧП - актуализация и обобщение знаний по теме; - мотивация (формирование интереса к изучаемой проблеме); -побуждение школьников к активной (творческой) работе на уроке и вне его (дома). -получение новой информации; -осмысление этой информации; -соотнесение ее с уже имеющимися знаниями; -поддержание активности школьников в процессе приобретения знаний. - закрепление полученных знаний; -обобщение информации; - присвоение учеником нового знания; - формирование у каждого учащегося собственного отношения к изучаемому материалу .

Слайд 8

Приемы создания модели обучения в технологии РКМЧП Название Характеристика Применение «Корзина» идей, понятий, имен На доске можно нарисовать корзинку, где условно собирается все, что дети знают по данной проблеме. Методика: 1) учитель задает вопрос о том, что известно детям о поставленной проблеме; 2) каждый ученик самостоятельно вспоминает и записывает в тетрадь то, что он знает в этой связи (1-2 мин); 3) обмен информацией в парах (группах); каждая пара называет одно сведение или факт, не повторяя сказанного ранее; 5) учитель в виде тезисов записывает в «корзинке» все высказывания и идеи, включая ошибочные; 6) по мере освоения новой информации исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения. « вызов », «рефлексия» Составление кластера (пучок, созвездие), т.е. схемы В центре доски записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д. В процессе уточнения информации кластер видоизменяется. « вызов », другие этапы урока, домашнее задание

Слайд 9

Приемы создания модели обучения в технологии РКМЧП Название Характеристика Применение Учебный мозговой штурм 1 этап – создание банка идей, возможных решений проблемы (принимается и фиксируется всё, без изменений и оценок, около 10-15 мин); 2 этап – коллективное обсуждение идей и предложений; 3 этап – выбор наиболее перспективных решений. « вызов », «осмысление» Ассоциации «Какие ассоциации связаны с …»? « Что вы знаете о …»? «вызов» «Дерево предсказаний» «Ствол дерева» - тема, «ветви» - предположения, «листья» - обоснования предположений, аргументы. Приём разработан для работы с художественным текстом, чтобы строить предположения о развитии сюжета, но с успехом применяется для обсуждения социально значимых проблем. « вызов », «рефлексия», домашнее задание «Карта познания» От ключевого понятия, помещённого в центр листа (доски), отходят изогнутые лини (ветви) первого порядка с помещенными на них словами, связанными с ключевым понятием; далее помещаются «ветви» второго порядка с понятиями, уточняющими первоначальные сведения. Надо стремиться использовать для создания «карты» меньше слов, но больше символов, рисунков, цвета. « вызов », «рефлексия»

Слайд 10

Приемы создания модели обучения в технологии РКМЧП Название Характеристика Применение «Перепутанные логические цепочки» Ученикам предлагается набор фактов (процессов, явлений), последовательность которых нарушена; дети расставляют события в нужном порядке. « вызов », «рефлексия» Пометки на полях (инсерт) Учащиеся читают текст, делая пометки: « v » -известная информация; «+» - новая информация; «?» - непонятная информация; « » - информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями. После работы с текстом – обсуждение с обязательным обращением к исходному тексту, цитированием. « осмысление », «рефлексия» Составление маркировочной таблицы «ЗУХ» («ЗХУ») Одна из форм контроля эффективности чтения с пометами. Читая текст, ученик заполняет графы таблицы: «З(наю) – У(знал) – Х(очу узнать)» или «З(наю) – Х(очу узнать) – У(знал)» своими словами, без цитирования исходного текста. « осмысление », «рефлексия», контроль знаний, домашнее задание Лекция с остановками После каждой смысловой части лекции учителя делается пауза, обсуждается проблемный вопрос, идет коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, выполняются дополнительные задания. «осмысление»

Слайд 11

Приемы создания модели обучения в технологии РКМЧП Название Характеристика Применение Эффективная лекция с использованием «бортового журнала» Во время лекции ученики работают с таблицей: «известная информация и предположения (заполняется до лекции на стадии «вызов») – новая информация». 1 вариант использования приема – работа в парах: один ученик ставит «+» и « » в левой колонке, другой – записывает новую информацию; после индивидуальной работы пара обсуждает полученное, готовится к общей работе с классом. «осмысление» Чтение с остановками Учащиеся работают со знакомым текстом, который заранее разделен на части; к каждой из них сформулированы вопросы (простые (факты, воспроизведение информации), уточняющие, объясняющие (почему?), творческие и т.д.) «осмысление» Работа в динамических парах /группах («обучение сообща») «Зигзаг» (один из вариантов использования приемов). Класс разделен на четверки, у каждого школьника номер от 1 до 4. Дети работают с текстом, каждый сосредоточен на части с соответствующим номером, затем первые номера объединяются с первыми, вторые – со вторыми и т.д. для обсуждения своей части текста, составления схемы рассказа по теме и выбора представителя, который проведет итоговую презентацию. Вернувшись в свою группу, кчащиеся по схеме рассказывают о своей части текста, слушают других, делают записи в тетрадях, затем эксперты от каждого номера проводят презентации своих тем, все остальные вносят уточнения и дополнения. «осмысление» Игра «Как вы думаете» («обучение сообща») Класс делится на группы по 4 – 6 человек, учитель каждой из них раздает карточки с суждениями и игровое поле, где располагаются три зоны: «никогда – иногда – всегда». Дети берут по очереди карточки, читают суждения и по своему усмотрению (ни с кем не советуясь) раскладывают карточки на одну из зон игрового поля текстом вверх. Остальные члены группы читают про себя суждения и, если считают, что карточка лежит не в своей зоне, могут перевернуть ее текстом вниз; затем происходит обсуждение. « осмысление », «

Слайд 12

Приемы создания модели обучения в технологии РКМЧП Название Характеристика Применение Написание синквейна ( пятистрочный белый стих) 1. Одно существительное – тема синквейна . 2. Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему. 3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий. 4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение). 5. Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание. Методика: 1) объяснить правила написания синквейна ; 2) привести несколько примеров синквейнов ; 3) задать тему; 4) зафиксировать время на написание синквейнов ; 5)заслушать варианты (по желанию учеников). Можно начинать с коллективного сочинения синквейна , с работы в парах, группах. «рефлексия» Написание эссе Эссе – «поток сознания, перенесенного на бумагу». Смысл приема заключается в словах: « Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю».Это свободное сочинение – размышление на заданную тему; самостоятельная трактовка проблемы, где ценится проявление индивидуальности, оригинальность в решении проблемы, аргументированность. Пишется обычно в классе (от 5 до 20 мин) после обсуждения проблемы. «рефлексия»

Слайд 13

Приемы создания модели обучения в технологии РКМЧП Название Характеристика Применение Составление таблицы «тонких» и «толстых» вопросов «Толстые» вопросы требуют простого, однозначного ответа (Где? Когда? Кто? Что?). «Тонкие» вопросы: Почему? Каковы последствия? В чем различия? Предположите, что будет, если… «рефлексия» РАФТ Р( оль ) А( удитория ) Ф( орма ) Т( ема ) Пишущий выбирает для себя роль , т.е. сочиняет не от своего лица; определяет, для кого (родители, одноклассники) он пишет; выбирает форму (письмо, жалоба) и тему сочинения. Работа может вестись в парах, а также с опорой на вопросы. «рефлексия» Дискуссия Цель: не решить проблему, а углубить понимание её важности. Проблема должна быть спорной, неоднозначной, содействовать активному вовлечению учащихся в диалог. Дискуссии предшествует подготовительная работа с источниками информации. Часто используемый вариант – перекрестная дискуссия: две стороны формулируют и защищают аргументы «за» и «против». все этапы, особая модель

Слайд 14

Литература: 1.Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М., 2004. 2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб., 2003. 3. Муштавинская И.В.Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебно - методическое пособие 4. Палат Е.С. Новые информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М., 2003. 5. Вишнякова Е.Е.Не только о технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо. http://rus.1September.ru/article.php?ID=200401504 6. Столбунова С.В.Развитие критического мышления. Апробация технологии. http://rus.1September.ru/article.php?ID=200302802