Методическое выступление на конкурсе "Учитель года" по теме "Технология развития критического мышления"
методическая разработка на тему
Методическое выступление на конкурсе "Учитель года" по теме "Технология развития критического мышления"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystupleniya_na_metodicheskom_seminare.docx | 26.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом семинаре
«Технология развития критического мышления» (ТРКМ)
Современная педагогика предлагает множество технологий развивающего обучения. На мой взгляд, одна из таких технологий, которая способна решить поставленные в новых стандартах задачи - это технология развития критического мышления.
Термин критическое мышление употребляли и применяли в своих работах Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, А.Н.Леонтьев, Д.Брунер. Каждый из этих ученых внес свою лепту в фундамент теории развития критического мышления.
Сама технология «Развития критического мышления» была разработана американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит и Чарльзом Темплом.
Уважаемые коллеги, проведем небольшой ассоциативный эксперимент. Что представляете вы, когда слышите словосочетание «критическое мышление»?
(Возможные ответы:
- Это особенность человека не принимать ничего на веру;
- Поиск недостатков, недочетов, несоответствия;
- Умение анализировать информацию, выделять важное).
В большей степени вы правы.
Критическое мышление -это взвешенный подход к любым утверждениям, умение ничего не принимать на веру без доказательств, быть открытым новым идеям и методам.
Технология развития критического мышления направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.
Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.), а значит и развитие УУД.
Структура урока по ТРКМ, включает 3 стадии (вызов, осмысление, рефлексия).
Первая стадия- вызов. Из опыта своей работы с ТРКМ я сделала вывод, что ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
На данном этапе определяется личная цель рассмотрения данной темы. Цели, выбранные самостоятельно, более сильны, чем цели, поставленные преподавателем. К тому же с этой стадией легче следовать нормам ФГОС, по которым ученик должен ставить цели самостоятельно.
На экране вы видите приемы ТРКН, которые можно использовать на стадии ВЫЗОВА :
- Кластер
- Корзина идей
- Денотатный граф
- Дерево предсказаний
- Верные и неверные утверждения
- Ключевые слова
- Верите ли вы?
На этой стадии я чаще всего использую «Кластер»
КЛАСТЕР
Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня". Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).
Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока.
Вы видите пример «Кластера», который составила моя ученица……………………………………………………………….по теме……………………………………………………
Вторая стадия – осмысление. Это содержательная стадия, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная.
Стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Чтение текста всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника). При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Главная задача стадии «осмысления» – поддержать активность и интерес, созданные во время стадии «вызова». В этот момент учащиеся сознательно связывают новое с уже известным. На этой стадии осуществляется критический и сравнительный анализ.
На экране вы видите приемы, которые используют на стадии ОСМЫСЛЕНИЯ:
- Инсерт (пометки на полях)
- Маркировочная таблица
- Двухчастный дневник
- Чтение с остановками
- Сводная таблица
На стадии «осмысление» я использую такой прием, как «Инсерт». Этот прием помогает ребятам разобраться в потоке информации, помогает понять, какая информация для них важна.
При работе с текстом в приёме «Инсерт» используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы:
Шаг 1: В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);
Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:
«V» - уже знал | «+» - новое | «-» - думал иначе | «?» - не понял, есть вопросы |
Третья стадия- рефлексия. Это стадия размышления.
На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Здесь основным является:
- обобщение полученной информации;
- усвоение новой информации учеником;
- формирование у каждого ученика собственного отношения к изучаемому материалу.
Снова обратите внимание на экран. Эти приемы используют на стадии РЕФЛЕКСИИ:
- Кластер
- «Толстые и тонкие» вопросы
- «Письмо по кругу»
- Эссе
- Синквейн
Чаще всего я использую ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ.
Этот прием используется для организации взаимоопроса.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Вот пример «Толстых и тонких вопросов», которые составила……………………………………………………………………………
Так те я использую такой прием как СИНКВЕЙН
Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
4. Четвертая строка - это фраза, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.
Эти три стадии ТРКМ реализуют задачи ФГОС: учат ребенка ставить перед собой цели на урок, учат работать с получаемой информацией и делать анализ своей работы. Эти стадии помогают лучше понять и принять новую информацию.
Критическое мышление держится на 5 столбах:
- Индивидуальное мышление ( Каждый человек формирует свое мнение, убеждения и выводы);
- Информация (Информация является отправной точкой критического мышления . Для того, чтобы составить свое мнение, нужно прежде изучить то, что ты пытаешься проанализировать);
- Постоянно обогащать свои знания (Нас окружает бесчисленное количество вопросов, и мыслить критически означает постоянно обогащать свои знания);
- Умение аргументировать ( Умение аргументировать любое решение доводами является ключевым моментом. Нужно понимать, что есть много мнений, но именно благодаря аргументам, человек знает, что выбранное им решение- самое логичное и рациональное);
- Социальное явление (Несмотря на то, что к некой мысли человек пришел самостоятельно, критическое мышление- явление социальное. Мысль оттачивается, когда мы спорим, рассуждаем и таким образом меняем или углубляем свою позицию).
Тенденции растущего количества информации и новых технологий означает, что уже сейчас нужно учить детей навыкам, которые позволят им самим находить правильные ответы, а в дальнейшем принимать верные решения. Любую новую информацию нужно ставить под сомнение, например, прочитав какую- либо новость. Кто сказал это? Является ли источник надежным? Есть ли данные, подтверждающие это утверждение? Именно благодаря этим навыкам ученики лучше подготовлены к жизни вне учебного заведения, где им нужно уметь слушать других и отстаивать свою точку зрения. Учителя должны не давать ответы своим ученикам, а помогать находить их.
Закончить свое выступление я хочу словами китайской мудрости: «Дай человеку рыбу и прокормишь его на один день. Научи человека рыбачить и ты накормишь его на всю жизнь». Критическое мышление, как и умение рыбачить, является искусством и навыком и требует времени для оттачивания мастерства. Каждый человек с малых лет должен критически обдумывать мир вокруг нас и нашу роль в нем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Приёмы и методы технологии развития критического мышления"
Выступление на педсовете по проблеме использования технологии критического мышления на уроках географии (с использованием презентации)...
Методический материал по теме "ТРКМ (технология развития критического мышления) и её возможности в обучении математике"
В материале представлена структура технологии развития критического мышления (ТРКМ), её основные элементы, приемы, "плюсы" и "минусы" использования, возможности применения на уроках математики....
Методическое объединение школьной творческой группы"Технология развития критического мышления через чтение и письмо".
Материал содержит план работы группы, презентацию выступления на заседании творчесой группы, технологическую карту по технологии РКМЧП ( совместная работа членов группы)....
Презентация к выступлению по теме "Применение технологии развития критического мышления"
Содержит цели, задачи, методы и примеры заданий по моей технологии....
Методический семинар на тему:"Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы".
Методический семинар....
Методические рекомендации "Использование приема "Фишбоун" технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"
Методические рекомендации "Использование приема "Фишбоун" на уроках истории и обществознания....
Методический семинар "Прием «Фишбоун» как способ развития критического мышления"
Разработка методического семинара на конкурс "Учитель года 2020". Разработка содержит материал о применении приема "Фишбоун" как способа развития критического мышления....