Методическое выступление на конкурсе "Учитель года" по теме "Технология развития критического мышления"
методическая разработка на тему

Дыкова Елена Олеговна

Методическое выступление на конкурсе "Учитель года" по теме "Технология развития критического мышления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystupleniya_na_metodicheskom_seminare.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом семинаре

«Технология развития критического мышления» (ТРКМ)

Современная педагогика предлагает множество технологий развивающего обучения. На мой взгляд, одна из таких технологий, которая способна решить поставленные в новых стандартах задачи - это технология развития критического мышления.

Термин критическое мышление употребляли и применяли в своих работах Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, А.Н.Леонтьев, Д.Брунер. Каждый из этих ученых внес свою лепту в фундамент теории развития критического мышления.

Сама технология «Развития критического мышления» была разработана американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит и Чарльзом Темплом.

Уважаемые коллеги, проведем небольшой ассоциативный эксперимент. Что представляете вы, когда слышите словосочетание «критическое мышление»?

(Возможные ответы:

  1. Это особенность человека не принимать ничего на веру;
  2. Поиск недостатков, недочетов, несоответствия;
  3. Умение анализировать информацию, выделять важное).

В большей степени вы правы.

Критическое мышление -это взвешенный подход к любым утверждениям, умение ничего не принимать на веру без доказательств, быть открытым новым идеям и методам.  

Технология развития критического мышления  направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.), а значит и развитие УУД.

 Структура урока по ТРКМ, включает 3 стадии (вызов, осмысление, рефлексия).

Первая стадия- вызов. Из опыта своей работы с ТРКМ я сделала вывод, что ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

 - актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

 - вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

 - побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

   На данном этапе определяется личная цель рассмотрения данной темы. Цели, выбранные самостоятельно, более сильны, чем цели, поставленные преподавателем. К тому же с этой стадией легче следовать нормам ФГОС, по которым ученик должен ставить цели самостоятельно.

На экране вы видите приемы ТРКН, которые можно использовать на стадии ВЫЗОВА :

  • Кластер
  • Корзина идей
  • Денотатный граф
  • Дерево предсказаний
  • Верные и неверные утверждения
  • Ключевые слова
  • Верите ли вы?

На этой стадии я чаще всего использую «Кластер»

КЛАСТЕР

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня". Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).

Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока.

Вы видите пример «Кластера», который составила моя ученица……………………………………………………………….по теме……………………………………………………

Вторая стадия – осмысление. Это содержательная стадия, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная.

Стадия позволяет ученику:

 - получить новую информацию;

 - осмыслить ее;

 - соотнести с уже имеющимися знаниями.

      Чтение текста всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника). При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Главная задача стадии «осмысления» – поддержать активность и интерес, созданные во время стадии «вызова». В этот момент учащиеся сознательно связывают новое с уже известным. На этой стадии осуществляется критический и сравнительный анализ.

На экране вы видите приемы, которые используют на стадии  ОСМЫСЛЕНИЯ:

  • Инсерт (пометки на полях)
  • Маркировочная таблица
  • Двухчастный дневник
  • Чтение с остановками
  • Сводная таблица

На  стадии «осмысление» я использую такой прием, как «Инсерт». Этот прием помогает ребятам разобраться в потоке информации, помогает понять, какая информация для них важна.

При работе с текстом в  приёме «Инсерт» используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы:

Шаг 1: В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);

Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:

«V» - уже знал

«+» - новое

«-» - думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы

Третья стадия- рефлексия. Это стадия размышления.

На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Здесь основным является:

 - обобщение полученной информации;

 - усвоение новой информации учеником;

 - формирование у каждого ученика собственного отношения к изучаемому материалу.

Снова обратите внимание на экран. Эти приемы используют на стадии  РЕФЛЕКСИИ:

  • Кластер
  • «Толстые и тонкие» вопросы
  • «Письмо по кругу»
  • Эссе
  • Синквейн

Чаще всего я использую  ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ.

 Этот прием используется для организации взаимоопроса.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

 Вот пример «Толстых и тонких вопросов», которые составила……………………………………………………………………………

Так те я использую такой прием как СИНКВЕЙН

Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая строка - это фраза, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.

Эти три стадии ТРКМ реализуют задачи ФГОС: учат ребенка ставить перед собой цели на урок, учат работать с получаемой информацией и делать анализ своей работы. Эти стадии помогают лучше понять и принять новую информацию.

Критическое мышление держится на 5 столбах:

  1. Индивидуальное мышление ( Каждый человек формирует свое мнение, убеждения и выводы);
  2. Информация (Информация является отправной точкой критического мышления . Для того, чтобы составить свое мнение, нужно прежде изучить то, что ты пытаешься проанализировать);
  3. Постоянно обогащать свои знания (Нас окружает бесчисленное количество вопросов, и мыслить критически означает постоянно обогащать свои знания);
  4. Умение аргументировать ( Умение аргументировать любое решение доводами является ключевым моментом. Нужно понимать, что есть много мнений, но именно благодаря аргументам, человек знает, что выбранное им решение- самое логичное и рациональное);
  5. Социальное явление (Несмотря на то, что к некой мысли человек пришел самостоятельно, критическое мышление- явление социальное. Мысль оттачивается, когда мы спорим, рассуждаем и таким образом меняем или углубляем свою позицию).

Тенденции растущего количества информации и новых технологий означает, что уже сейчас нужно учить детей навыкам, которые позволят им самим находить правильные ответы, а в дальнейшем принимать верные решения. Любую новую информацию нужно ставить под сомнение, например, прочитав какую- либо новость.  Кто сказал это? Является ли источник надежным? Есть ли данные, подтверждающие это утверждение? Именно благодаря этим навыкам ученики лучше подготовлены к жизни вне учебного заведения, где им нужно уметь слушать других и отстаивать свою точку зрения. Учителя должны не давать ответы своим ученикам, а помогать находить их.

Закончить свое выступление я хочу словами китайской мудрости: «Дай человеку рыбу и прокормишь его на один день. Научи человека рыбачить и ты накормишь его на всю жизнь». Критическое мышление, как и умение рыбачить, является искусством и навыком и требует времени для оттачивания мастерства. Каждый человек с малых лет должен критически обдумывать мир вокруг нас и нашу роль в нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Приёмы и методы технологии развития критического мышления"

Выступление на педсовете по проблеме использования технологии критического мышления на уроках географии (с использованием презентации)...

Методический материал по теме "ТРКМ (технология развития критического мышления) и её возможности в обучении математике"

В материале представлена структура технологии развития критического мышления (ТРКМ), её основные элементы, приемы, "плюсы" и "минусы" использования, возможности применения на уроках математики....

Методическое объединение школьной творческой группы"Технология развития критического мышления через чтение и письмо".

Материал содержит план работы группы, презентацию выступления на заседании творчесой группы, технологическую карту по технологии РКМЧП ( совместная работа членов группы)....

Презентация к выступлению по теме "Применение технологии развития критического мышления"

Содержит цели, задачи, методы и примеры заданий по моей технологии....

Методические рекомендации "Использование приема "Фишбоун" технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"

Методические рекомендации "Использование приема "Фишбоун" на уроках истории и обществознания....

Методический семинар "Прием «Фишбоун» как способ развития критического мышления"

Разработка методического семинара на конкурс "Учитель года 2020". Разработка содержит материал о применении приема "Фишбоун" как способа развития критического мышления....