Типы и причины неуспеваемости. Выступление на заседании ШМО
презентация к уроку на тему

В презентации представлена классификация неуспеваемости, причины и возможные способы  ликвидации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_i_tipy_neuspevaemosti.pptx942.73 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравый смысл и трудолюбие компенсируют в вас нехватку таланта, тогда как вы можете быть гениальным из гениальных, однако по глупости загубите свою жизнь. Б. Шоу Наша учеба Руководитель ШМО учитель информатики Маслова О.Г.

Слайд 2

В. Зайцев статьи о качестве обученности в классах. Кол-во слабо успевающих и «неподдающихся» Результат присутствия в коллективе 5-8 % (1-2 чел) Система стабильна Критическое число 15% - начинаются необратимые изменения в коллективе

Слайд 3

Первый показатель степени обученности учащихся - различение Основой предложенной модели является то, что обученность человека характеризуется пятью последовательно возрастающими показателями. Характеризует низшую степень обученности. Учащийся отличает данный объект, процесс, явление или какое-либо действие от их аналогов только тогда, когда ему предъявляют их в готовом виде, показывая формальное знакомство с данным объектом или процессом, действием, с их внешними, поверхностными характеристиками. Это самая низкая ступень овладения учащимся знаниями, т.е. это возможность только узнавания в дальнейшем, процесс восстановления запечатленного в памяти мысленного образа предмета в результате повторного воздействия этого предмета на человека.

Слайд 4

Второй показатель обученности - запоминание При этой степени обученности учащийся может пересказать содержание определенного текста, правила, воспроизвести формулировку того или иного закона, но, однако, сплошное воспроизведение текста не может служить еще доказательством его понимания. Он в основном характеризует количество усвоенной информации.

Слайд 5

Третий показатель обученности Более важным и существенным является - понимание - как процесс нахождения существенных признаков и связей исследуемых предметов и явлений и вычленение их из массы несущественного, случайного на основе анализа и синтеза, применения правил логического умозаключения и установления сходства и различия причин, вызвавших появление данных объектов и их развития.

Слайд 6

Четвертый показатель обученности - простейшие (элементарные) умения и навыки. Психологи определяют умение как закрепленные способы применения знаний в практической деятельности . При этой степени обученности учащийся показывает умение применять на практике полученные им теоретические знания в простейших (алгоритмизированных) заданиях: решает типовые, стандартные задачи с использованием усвоенных законов и правил, вскрывает легко обнаруживаемые причинно-следственные связи при разборе теоретического материала и умеет определенные несложные теоретические положения связать с практикой .

Слайд 7

Пятый показатель обученности - перенос т.е. положительное влияние ранее усвоенного навыка на овладение новыми. Учащийся , показывающий эту наивысшую степень обученности (на данном этапе обучения), умеет творчески применять полученные теоретические познания на практике в новой, нестан­дартной ситуации, «переносить» в нее изученные и усвоенные ранее понятия, законы и закономерности.Перенос характеризуется способностью к обобщению и переносу установленных закономерностей на новые явления.

Слайд 8

Симонов В.П. выделяет следующие уровни обученности I – различение; II – запоминание; III – понимание; IV – элементарные умения и навыки; V – перенос.

Слайд 9

Типы неуспевающих (П.П. Блонский ) «плохой работник» 1 ) задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит, 2) работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы), 3) не подмечает своих неудач и трудностей(«Я все сделал»), 4) не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу, 5) либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно, 6) индифферентно относится к результатам работы (не спрашивает, в чем была ошибка, можно ли решить другим способом).

Слайд 10

Патологический тип заявляют «не могу» до начала работы, нуждаются в одобрении со стороны окружающих, тяжело переносят трудности и неудачи. В данном случае выделенные черты носят скорее психологический, нежели дидактический характер.

Слайд 11

Общим для неуспевающих учащихся выступает нежелание напрягать свои умственные силы, отрицательное отношение к более сложным методам работы.

Слайд 12

Следствием низкой самоорганизации является интеллектуальная недогрузка, приводящая к снижению уровня умственного развития этих детей. Специальный анализ с помощью апробированных психологических методик выявил, что низкие показатели развития мышления, восприятия, внимания, памяти не являются результатом патологических изменений, а объясняются только отсутствием у школьников необходимых умений и привычки правильно работать.

Слайд 13

Психологические причины отставания в учении По данным Уайзмена , влияют следующие моменты членство ребенка в библиотеке, уровень чтения родителей, количество книг в доме выполнение домашних заданий, взгляды родителей на школьные успехи детей.

Слайд 14

Глубокое , общее отставание ( I категория) Низкий уровень предшествующей подготовки Плохие бытовые условия Затяжная болезнь Отсутствие заботы родителей Лень Недисциплинированность Слабое умственное развитие

Слайд 15

частичная, но относительно устойчивая неуспеваемость (II категория) недоработка в предыдущих периодах обучения (отсутствие должной преемственности); недостаточный интерес ученика к изучаемому предмету, слабая воля к преодолению трудностей. непрочность знаний, слабый текущий контроль; неаккуратное посещение уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашних заданий. эпизодическая неуспеваемость ( III категория).

Слайд 16

Выяснено, что для отстающих детей в отношении к ним родителей важна поддержка внимание, ласка для способных же главное - положительное отношение родителей к образованию.

Слайд 17

ПРИТЧА О ПРОБЛЕМАХ Однажды человек шел мимо дома и увидел старушку в кресле-качалке, рядом с ней качался в кресле старичок, читающий газету, а между ними на крыльце лежала собака и скулила, как будто бы от боли. Проходя мимо человек про себя удивился, почему же скулит собака. На следующий день он снова шел мимо этого дома. Он увидел престарелую пару в креслах-качалках и собаку, лежащую между ними и издающую тот же жалобный звук. Озадаченный человек пообещал себе, что, если и завтра собака будет скулить, он спросит о ней у престарелой пары. На третий день на свою беду он увидел ту же сцену: старушка качалась в кресле, старичок читал газету, а собака на своем месте жалобно скулила. Он больше не мог этого выдержать. - Извините, мэм , – обратился он к старушке, – что случилось с вашей собакой? - С ней? – переспросила она. – Она лежит на гвозде. Смущенный ее ответом человек спросил: - Если она лежит на гвозде и ей больно, почему она просто не встанет? Старушка улыбнулась и сказала приветливым, ласковым голосом: - Значит, голубчик, ей больно настолько, чтобы скулить, но не настолько, чтобы сдвинуться с места...

Слайд 18

4 вопроса каждый день 1 . Как прошел твой день? Если поначалу ребенок отшучивается или отвечает односложно – «плохо», «нормально» и так далее, не нужно устраивать ему допрос и, что называется, «вытаскивать рассказ клещами». Можно сказать: «Ладно, не хочешь – не рассказывай, но знай, что мне это интересно. А вот я сегодня делала то-то и то-то...». Со временем ребенок даже самый замкнутый, самостоятельный и скрытный начнет с вами делиться тем, что у него на душе. Проверено на практике! Кстати, с мужьями работает точно так же…

Слайд 19

2 . Как дела у твоих друзей? Можно спросить о конкретном друге, если вы знаете о каких-то событиях из его или ее жизни, а можно – обо всех друзьях в общем. Например: «Кто из твоих друзей, по-твоему, нравится мне больше всех? Почему? Расскажи мне о своем лучшем друге. Какие качества должны быть у хорошего друга? Какую самую приятную вещь твой друг делал для тебя? Кем из своих друзей ты гордишься больше других? Почему? Описывал ли ты меня своим друзьям? Если бы ты узнал, что твой друг украл что-то, что бы ты сделал?» Как вы понимаете, это вопросы для разного возраста, для разных случаев.

Слайд 20

3. Что хорошего с тобой случилось за день? Даже в самый дождливый и мрачный день после контрольной по математике можно задуматься и вспомнить какие-то маленькие приятности. А если не вспоминается, то взять и придумать, как себя развлечь и повеселить. Например, незапланированно пойти в кино, поиграть всей семьей в настольную игру или просто лечь и помечтать, где и как проведете отпуск или как минимум ближайшие выходные. Такие фантазии выведут и вас, и ребенка из тяжких раздумий на волну положительных эмоций.

Слайд 21

4 . Тебе нужна моя помощь? Все мы знаем, как трудно порой просить помощи. Ребенок, который не привык получать помощь по мелочам, тем более не обратится к вам в более сложной ситуации, поэтому начинать нужно с малого – помочь убраться в комнате, сделать уроки, разрешить какую-то неоднозначную ситуацию. Не бойтесь разбаловать сына или дочь, ведь чем больше вы помогаете по мелочам, тем выше вероятность, что в случае серьезного конфликта ребенок придет за советом к вам. Впрочем, это не означает, что нужно начать делать все вместо ребенка. И еще небольшой, но важный совет: слушая рассказ ребенка, не торопитесь выносить суждения, комментируйте только тогда, когда вас об этом попросят. Пусть ваши глаза будут на одном уровне (если ребенок маленький наклонитесь к нему, возьмите его на руки или просто сядьте рядом). Не игнорируйте телесный контакт, обнимитесь, возьмите за руку. Если вы сейчас в плохом настроении или у вас нет времени – честно скажите ребенку об этом и договоритесь, когда вы сможете пообщаться позже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Физиологические и психологические причины неуспеваемости"

Раскрываются физиологические и психологические причины неуспеваемости школьников....

"Лень как причина неуспеваемости учащихся", выступление.

Лень как причина неуспеваемости учащихся. Причины лени и безволия....

Выступление на педагогическом совете по вопросу " Причины неуспеваемости учащихся"

В  данном   выступлении   обозначены   причины  неуспеваемости,   пути   возможного   преодоления   неспеваемости.   Данный  материал   буде...

Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования. Внешние и внутренние причины неуспеваемости, пути их устранения

Доклад на тему: "Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования.  Внешние и внутренние причины неуспеваемости, пути их ус...

Выступление на районном МО. Причины неуспеваемости по математике и пути их преодоления

Неуспеваемость – острейшая проблема современной школы. Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, пе...