интерактивное обучение
учебно-методический материал на тему

Казанина Наталья Евгеньевна

лекция и презентация по теме интерактивное обучение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивное обучение  - одно из важных  условий формирования познавательных компетенций.

Казанина Н.Е. учитель истории МОУ «Чойская СОШ»

  1. Методика интерактивного обучения.
  2. Интерактивное обучение - это обучение, погруженное в общение.
  3. Групповые формы обучения.
  4. Технология организации интерактивного обучения.

  1. Методика интерактивного обучения.

        Личностно - ориентированный подход в образовательном процессе помогают обеспечить интерактивные методики. В предыдущей лекции мы говорили о том, что одним из ведущих методических приемов ЛОО является диалог. Диалог также лежит в основе интерактивного обучения.

В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Наиболее известные классификации общих методов:

  • По характеру познавательной деятельности:
  • объяснительно-иллюстративные;
  • репродуктивные;
  • проблемные;
  • частично-поисковые;
  • исследовательские.  
  • По компонентам деятельности:
  • организационно-действенные (методы организации и осуществления                           учебно-познавательной деятельности);
  • стимулирования (методы влияния на мотивацию учебно-познавательной деятельности);
  •  контрольно-оценочные (методы, определяющие эффективность учебно- познавательной деятельности).
  • По дидактическим целям:
  • подготовки к восприятию;
  • изучения нового материала;
  • закрепления изученного
  •  контроля за усвоением;
  •  организации повторения  и т.п. 
  • По способам изложения учебного материала:
  • монологические;
  • диалогические. 
  • По формам организации учебной деятельности:
  • коллективные;
  • групповые;
  • индивидуальные. 
  • По источникам подачи знаний и умений:
  • словесные;
  • наглядные;
  • практические. 
  • По уровням активности учащихся:
  • изложения;
  • беседы;
  • самостоятельная работа
  • По принципу соединений или расчленения знаний:
  •  аналитический,
  • синтетический;
  • сравнительный;
  • обобщающий;
  • классификационный. 
  • По характеру движения мысли от незнания к знанию:
  • индуктивный;
  • дедуктивный

        Как сказал известный ученый, математик, педагог  Д. Пойя, «хороших методов существует столько, сколько существует хороших учителей». Сегодня мы рассмотрим те методы, в основе которых – роль обучающегося в процессе обучения; традиционно в ней выделяют три группы методов:

  • пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос.
  • активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.
  • интерактивные: (от англ. (inter - “между”; act – “действие”) - дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой. Отсюда, интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.

        Интерактивные  методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся. Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и учащихся. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.

        В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. XX в. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского (60-егг.), а также “педагогики – сотрудничества” (70-80-е гг.)  Шаталова, Амонашвили, Лысенковой и других. Особо интересен для нас и опыт американских коллег, поскольку в последние десятилетия XX в. там проводились многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов, разработаны детальные руководства для учителей. Все эти наработки составляют теоретический фундамент и способствуют сегодня активному использованию интерактивных методов в массовой школе.

2. Интерактивное обучение - это обучение, погруженное в общение.

Интерактивность, понимаемая как непосредственный диалог, обретает в наши дни особое значение, связана с высоким уровнем развития техники. Интерактивным сегодня называют специальные средства и устройства, которые обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие пользователя с компьютером. Появились интерактивные опросы, программы на радио и телевидении, сценарий которых предполагает «живые», открытые беседы со зрителями и слушателями. Все это еще раз подтверждает мысль о том, что умению строить интересный диалог на равных, организовать продуктивное взаимодействие нужно учить и образовательная ситуация в этом смысле обладает огромными возможностями.

        Интерактивное обучение – это, прежде всего, обучение, погруженное в общение. Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы с транслирующих (передаточных) на диалоговые, то есть основанные на взаимопонимании и  взаимодействии. Обычно, общение понимается как процесс установления и развития взаимоотношений и контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Он  включает в себя обмен информацией и эмоциями, восприятие и понимание личностных отношений людей. Человек существо общественное: он существует, живет среди людей, и это побуждает его постоянно взаимодействовать с окружающими. Процесс нахождения и завоевания места в обществе, соответствующего возможностям и способностям человека, довольно длительный и сложный. В нем играет роль вся жизнедеятельность человека: труд, учеба, образ жизни, отношения с окружающей средой. Но одно из главных мест в процессе самоутверждения, принадлежит общению. «Человеческая сущность налицо только в общении, единстве человека с человеком» - сказал немецкий философ Л. Фейербах.

Какую роль играет общение при организации обучения? Педагогика отмечает обслуживающий характер общения в процессе предметной деятельности. Итак, общение лишь обслуживает процесс обучения. На мой взгляд, в такой постановке вопроса кроются многие беды современного образования. Обучение должно строиться, как процесс общения: ученика с учителем, другими учениками, книгой, компьютером и т.д. Обучение в процессе общения. Очень важная роль здесь принадлежит педагогу. Образ идеального учителя я себе представляю таким, каким он был в античности – учитель там был поводырем, проводником в мире знаний. Рядом и чуть впереди. Чтобы во время протянуть руку помощи при восхождении на трудные вершины знания. Чтобы направлять, поправлять, указать лучшую, удобную тропинку. Но ученик сам шагал по выбранному пути. Может быть, ошибался, падал, но зато сам извлекал уроки, сам доходил до истины. Современный процесс обучения скорее напоминает другую картинку, когда ученики не хотят идти в эту гору, а мы их заставляем, подгоняем приказами и угрозами. Почему не хотят? Может быть, потому что эта вершина не их, или трудно идти в гору, а может, рядом не оказалось Учителя – учителя с большой буквы. Да, конечно, были учителя: математики, биологии, истории, но не было Учителя. Того, кто бы способствовал реализации творческого начала, того, кто повел бы, а не подгонял, того, кто указал бы путь, а не кормил насильно манной кашей. Того, кто бы общался со своим учеником, а не просто обучал наукам.

        Дефицит общения – явление характерное для нашего общества в целом, но особенно остро это ощущается в школе. Нам некогда общаться между собой, с учениками. Общение учителя и ученика – вот основа процесса обучения. Здесь как нигде более реализуются все основные функции общения: информативно-коммуникативная, взаимодействия и межличностного познания.  При общении с ребенком  успешно достигаются и обучающие, и воспитывающие, и развивающие цели. Помимо познавательной функции, общение дает массу положительных эмоций. Вспомните: стоит поделиться с близким человеком сомнениями, у вас рождается уверенность, «поплакаться в жилетку» и уже вот вы вздохнули  с облегчением, а как вам легко и радостно, если вас похвалят!  Радость ученика от общения его с учителем – лучший показатель работы педагога и самая высшая оценка урока.

        И я солидарна со словами французского писателя Антуана Сент-Экзюпери, «что единственная роскошь в мире – это роскошь человеческого общения».  

Главная особенность интерактивной методики обучения заключается в том, что процесс научения происходит в ходе совместной деятельности.

Есть три основных способа взаимодействия учащихся друг с другом в учении:

  • они могут состязаться, чтобы увидеть кто «лучший»;
  • они могут работать индивидуально, чтобы достичь цели, не обращая внимания на других учеников;
  • наконец, они могут работать совместно, с законной заинтересованностью в обучении друг друга, как  и в собственном.

        В ситуациях совместного обучения ученики:

  • отмечают успехи друг друга;
  • поддерживают друг друга в стремлении завершить предложенную работу;
  • обсуждают изучаемый совместно материал;
  • помогают анализировать друг другу задачи и определять их виды; преобразовывать информацию в другие формы – свои слова, рисунок, символ, диаграмму; отыскивать связь изучаемого материала с ранее изученным;
  • приобретают опыт совместной работы;
  • учатся сотрудничать, невзирая на индивидуальные различия.

        Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Ниже предлагается очень условное объединение методов в группы, прежде всего по целям их использования. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто, одно и тоже название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.

  • Творческие задания.
  • Работа в группах.
  • Обучающие игры (ролевые, деловые).
  • Приглашение специалиста.
  • Экскурсии.
  • Социальные проекты.        
  • Выставки, спектакли, представления и т.д.
  • Интерактивная лекция.
  • Работа с документами
  • Обсуждение сложных и дискуссионных проблем.
  • Дебаты, диспут, дискуссия.
  • Симпозиум, конференция.
  • Мозговой штурм
  • Карусель
  • Аквариум
  • и далее можете продолжить этот перечень самостоятельно.

        Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:

  • Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
  • Повышение познавательной мотивации
  • Обучение навыкам успешного общения(умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание)
  • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка
  • Воспитание лидерских качеств
  • Умение работать с командой и в команде
  • Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата

        Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей - создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

        Исследования показывают, что качество усвоения материала напрямую зависит от способа получения информации и степени активности обучающегося.

При обучении человек усваивает:

  • 10% прочитанного,
  • 20% услышанного,
  • 30% увиденного,
  • 90% того, что он сделал сам.

        Чтобы начать действовать в качестве субъекта познавательной деятельности ученик нуждается в активном оппоненте. Быть субъектом учения школьник сможет, если он будет действовать в рамках коллективного учебного диалога. Дискуссия для меня является основой учебной деятельности на уроках истории и обществознания в старшей школе. Основная задача - выявление существующего многообразия точек зрения участников на вопрос или проблему. Существует несколько синонимов понятия «дискуссия»: спор, полемика, дебаты, диспут. Следует помнить, что психологи называют спором дискуссию, приобретающую характер межличностного конфликта, где каждый защищает свое «я». Полемика подразумевает столкновение с идейным противником. Дебаты – прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании. Диспут от латинского (disputare) – рассуждать, разбирать, спорить. Диспутом обычно называют публичную дискуссию, специально организованную для определенной аудитории.

Преимущества дискуссии:

  • дает импульс проблемному обучению (учащиеся не просто пассивно получают знания, но «добывают» их, решая познавательные задачи)
  • в процессе дискуссии формируются специфические умения и навыки: умение формулировать мысли, аргументировать их (приемы доказательной полемики), навыки критического мышления.

Обычно, вначале я учу детей правилам ведения дискуссии.

Правила ведения дискуссии.

  1. Нельзя критиковать людей – только их позиции и мнения.
  2. Цель дискуссии – не в победе, а в поиске согласия.
  3. Все участники должны быть вовлечены в обсуждение.
  4. Желающие взять слово должны попросить разрешения у ведущего.
  5. Каждый участник имеет право и возможность высказаться.
  6. Обсуждению подлежат все высказанные мнения.
  7. Участники имеют право изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов.
  8. Необходимо подводить промежуточные и конечные выводы.

        Для того чтобы дискуссия была успешной, рекомендую использовать Памятку участнику дискуссии:

  1. Прежде чем выступать, четко определи свою позицию.
  2. Проверь, правильно ли ты понимаешь проблему.
  3. Внимательно слушай оппонента, затем излагай свою точку зрения.
  4. Помни, что лучшим способом доказательства или опровержения являются бесспорные факты.
  5. Не забывай о четкой аргументации и логике.
  6. Спорь честно и искренне, не искажая мыслей и слов оппонентов.
  7. Говори ясно, точно, просто, отчетливо, своими словами, не «по бумажке».
  8. Имей мужество признать правоту оппонента, если ты не прав.
  9. Никогда не « навешивай ярлыков», не допускай грубостей и насмешек.
  10. Заканчивая выступление, подведи итоги и сформулируй выводы.

Важным условием успешного диалога является умение слушать, поэтому я на доске  помещаю правила: «Научитесь слушать!»

  10 важных правил эффективного слушания:

  1. Перестаньте говорить.
  2. Помогите говорящему раскрепоститься, создайте у человека ощущение свободы. Это называется созданием разряжающей атмосферы.
  3. Покажите говорящему, что Вы готовы слушать. Необходимо выглядеть и действовать заинтересованно. Слушая, старайтесь понять, а не искать поводов для возражения.
  4. Устранение раздражающие моменты. Не рисуйте, не постукивайте, не перекладывайте.
  5. Сопереживайте говорящему. Постарайтесь войти в положение говорящего.
  6. Будьте терпеливы. Не экономьте время. Не прерывайте говорящего.
  7. Сдерживайте свой характер. Рассерженный человек придает словам неверный смысл.
  8. Не допускайте споров или критики. Победив в споре, Вы проиграете.
  9. Задавайте вопросы, чтобы уточнить, правильно ли понимаете говорящего.
  10. Это идет первым и последним, и все остальное зависит от него: перестаньте говорить!

        Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр. В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы. Наиболее известные из них - "большой круг", "вертушка", "аквариум", "мозговой штурм", "дебаты".

Наиболее простая форма группового взаимодействия - "Большой круг". Работа проходит в три этапа:

  • Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему.
  • Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.
  • Третий этап. По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту - включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

        Прием "большого круга" оптимален в случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать законопроекты или инструкции, локальные нормативно-правовые акты.          

  • "Аквариум" - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему "перед лицом общественности". Малая группа выбирает того, кому она может доверить ввести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Вы и все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название приема - "аквариум". Аквариум – это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее.

Преимущества метода:

  • Эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени.
  • Учащиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков.
  • Стимулирует участников к практической работе.
  • Метод мозгового штурма (мозговая атака, мозговой штурм, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Изобретателем метода мозгового штурма считается американский психолог Алекс Осборн.        

        Этапы и правила мозгового штурма:
1. Постановка проблемы. Предварительный этап.
2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма.
Правила для этого этапа:

  • Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
  • Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
  • Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
  • Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе оценка приветствуется.

Кейс-метод (разбор ситуаций). Кейс-метод (case study) - от англ. сase - случай - техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные) кейсы.

Преимущества этого метода:

  • Учащемуся легко соотносить получаемый теоретический багаж знаний с реальной практической ситуацией.
  • Вносит в обучение элемент загадки, тайны.
  • Разбираемая гипотетическая ситуация не связана ни с каким личным риском ни для одного из участников.

  1. Групповые формы обучения.

        Цели и задачи обучения школьников сегодня     невозможно достичь без созданий условий для самостоятельного присвоения, приобретения ими знаний. В докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор, президент Международной комиссии ЮНЕСКО по проблемам образования в XXI веке сформулировав «“четыре столпа”, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить», определил, по сути, основные глобальные компетентности. Так, согласно Жаку Делору, одна из них гласит — «научиться делать, с тем, чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле компетентность, которая дает возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе». Методы группового взаимодействия принято называть интерактивными, в их  основе лежит совместная познавательная деятельность учителя и  школьников.

Педагогическими исследованиями уже доказано, что по сравнению с индивидуальной работой по схеме «учитель – ученик» внутригрупповое сотрудничество в решении тех же задач повышает его эффективность не менее чем на 10%.

   Групповая форма обучения одновременно решает три основные задачи:

  • конкретно - познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
  • коммуникативно – развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
  • социально – ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

        В группе интерактивного обучения осуществляются две основные функции, необходимые для успешной деятельности:

  • решение поставленных задач (учебных, поведенческих);
  • оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

        При организации групповой работы эффективность обучения во многом зависит от создания благоприятного эмоционального климата микрогруппы.

Формирование групповой общности можно начать со своеобразной разминки – эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и т.д. Учащимся можно кратко ответить на вопросы: «Что ты ждешь от урока?», «Что тебе уже известно по этой теме?». Можно предложить упражнения на концентрацию внимания. Хорошо помогают созданию необходимой обстановки такие «простые» детали обучения, как выбор эпиграфа к уроку, необычное приветствие учителя и т.п.; этому же служат так называемые социально – педагогические игры, такие как «Карусель», игры на доверие, игры на развитие межличностных взаимодействий. Формирование микроклимата продолжается на этапе объединения учащихся в группы.

         Можно предложить школьникам объединяться в группы «по желанию». Плюсы такого подхода заключаются в учете межличностных связей школьников. Но существуют и минусы: формируются группы, неравные по силе, поэтому результаты совместной деятельности могут сильно различаться; кроме того, внутри группы может сложиться атмосфера, когда интерес к общению вытесняет необходимость решения учебной задачи. Оптимальный состав группы, когда в нее входят ученики четырех типов (НМОП): Н – некомпетентные, не достигшие еще минимального уровня, не умеющие решать даже шаблонные задачи, М – достигшие минимально уровня, О – достигшие общего уровня, П – ученики, вышедшие на продвинутый уровень и совершенствующиеся в нем. Но могут создаваться  исходя из целей и задач урока  « группы  выравнивания» - назначение таких групп состоит в том, чтобы «подтянуть» некомпетентных учеников на минимальный уровень; «группы поддержки» - это когда состав группы однородный, одинаковый по уровню развития;  «группы развития» - когда ученики более высокого уровня служат локомотивами в зоне ближайшего развития учеников более низкого уровня, вследствие чего последние переходят на следующий уровень.

   Организация учебной деятельности учащихся в группе включает несколько ступеней:

  • усвоение учебной задачи, стоящей перед группой, процесс поиска (обсуждения) лучшего решения,
  • суммирование мнений и подведение итогов групповой работы,
  • презентацию группового решения поставленной задачи в рамках, определенным педагогом.

        Содержание учебного задания должно носить иной характер, нежели при традиционных формах обучения. Стоит ли, например, предлагать группе решить обычную задачу из учебника, если две трети класса могут ее решить самостоятельно? Только нестандартная постановка  проблемы вынуждает школьников искать помощи  друг у друга, обмениваться точками зрения – так формируется общее мнение группы. Задание для интерактивной группы может быть следующим: выбрать из предложенного множества качеств те, которые, по общему мнению, наиболее полно характеризуют предмет, явление, личность героя, историческое лицо и пр.

 Для лучшего решения поставленной задачи  внутри группы в зависимости от количества состава группы можно распределить следующие роли: инициатор, разработчик, координатор, контролер, критик, оценщик, интерпретатор и др.    Педагог должен изначально обозначить допустимые и недопустимые формы взаимодействия, определить нормы поведения, например такие:

  • в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все – участники;
  • каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая, помните: культурного человека отличает не только умение говорить, но и умение слушать
  • следует говорить так, чтобы тебя понимали, высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;
  • если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы на понимание (например, «Правильно ли я понял…?», только после этого делаются выводы;
  • критикуются идеи, а не личности;
  • цель совместной деятельности заключается не в «победе» какой – либо точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме.

        Подведение итогов. Варианты презентации групповых решений могут быть следующими:

1.Каждая группа представляет итог своей деятельности, решения обсуждаются, из них выбирается лучшее – «ярмарка».

2. Продукт деятельности каждой группы становится определенной ступенью к решению общей проблемы «лесенка», «эстафета».

3. Из предложений выбираются определенные аспекты групповых решений, на основании которых затем вырабатывается общий для всего коллектива итог – «мозаичная картина».

           Рефлексия. Выслушав все итоговые выступления, необходимо перейти сначала к взаимооценке, а затем и самооценке. Эффективность рефлексивного этапа зависит от готовности учащихся к самоанализу и умения анализировать свои мысли и действия. На этапе рефлексии можно применять правило «трех нельзя»:

  • нельзя говорить то, что уже было сказано;
  • нельзя отказываться от сообщения своего мнения группе (под каким бы то ни было предлогом);
  • нельзя прятать за высказыванием свое дурное настроение.

Как наиболее простой способ организации интерактива, групповая работа позволяет:

  •  за короткий срок изучить и обсудить объемный и, порой противоречивый для осмысления и понимания блок материала;  
  • решать задачи дифференцированного и разноуровневого обучения в рамках урока;
  • продуктивно формировать общеучебные умения и учебную деятельность, которую они реализуют;
  • оптимизировать и активизировать процессы социализации школьников.

        Вопросы и задания, которые предлагаются для изучения, обсуждения учащимся, непременно должны быть проблемного, исследовательского, развивающего и творческого характера разного уровня трудности и сложности. Репродуктивные (на воспроизведение) вопросы в этом случае неэффективны.

Интерактивное обучение меняет определенным образом требования к работе педагога. Если приоритетным становится процесс освоения изучаемого материала, то информативность как критерий занятия отодвигается с авангардных позиций анализа деятельности учителя. Поэтому педагог с учетом актуальных запросов развития системы образования должен обладать следующими умениями:

  • организовывать такое исследование задачи, которое воспринимается обучаемым как собственная инициатива;
  • целенаправленно организовывать для учащихся учебные ситуации, побуждающие их к интеграции усилий;
  • создавать учебную атмосферу в классе и дозировать свою помощь учащимся;
  • осознавая педагогическое взаимодействие, решать нестандартные учебные и межличностные ситуации;
  • сохраняя свой научный авторитет, помогать учащимся не попадать под его зависимость, которая сковывает их мыслительную деятельность, а проявлять самостоятельность в интеллектуальном поведении.

  1. Технология организации интерактивного обучения.

Основы методики организации интерактивного обучения включают следующие положения:

  • нахождение проблемной формулировки темы занятия;
  • организация учебного пространства, располагающего к диалогу;
  • мотивационная готовность учащихся и педагога к совместным усилиям для решения поставленной  задачи;
  • выработка и принятие правил учебного сотрудничества для школьника и педагога;
  • использование «поддерживающих» приемов общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы и т.д.
  • оптимизация системы оценки процесса и результатов совместной деятельности;
  • развитие общегрупповых и межличностных навыков анализа и самоанализа.

Важнейшее условие эффективности интерактивного обучения – организация учебного пространства. Диалоговые формы взаимодействия предполагают, что собеседники обращены лицом к лицу. Поэтому традиционная расстановка парт, когда дети видят затылки впередисидящих и только одно лицо – учителя, здесь не уместна. Необходимо искать оптимальные варианты расстановки учебных мест в зависимости от количества групп. Числа учащихся в каждой группе.

Организация групповой работы в парах. Учебная пара чаще всего используется учителем как тренинг для закрепления усваиваемого материала и строится на базе:

  1. последовательного пересказа друг другу определенной части учебного материала;
  2. взаимопроверки проделанной работы;
  3. работы в режиме интервью  (ответы на заранее поставленные вопросы).

Учебные пары бывают двух типов: постоянного и динамического состава. Существует и такая форма работы в динамических парах, как «хоровод», «карусель». Учащиеся делятся на две равные группы, которые образуют два круга – внутренний и внешний. Ученики из внутреннего круга в течение всей работы остаются на местах. Школьники, которые находятся во внешнем круге, после каждого мини-диалога перемещаются по кругу и оказываются перед новым собеседником. Тематика мини-диалога может быть самой разной: понятия – их определения, событие – дата, историческое лицо.

  • Организация групповой работы в тройках. Преимущество учебной деятельности в тройках: большая коллегиальность, аргументированность, большая контактность группы, рефлексивность (за счет появления третьего лица). Работа в тройках может быть организована как в статичном ключе (поиск общего решения), так и во взаимопереходах.
  • Организация групповой работы в четверках. На первом этапе идет индивидуальная работа, например: изучит, составить конспект т.д. На втором этапе идет обмен информацией  по горизонтали. На третьем этапе пары меняются. Четвертый этап – принятие группового решения.

        Для организации работы в группах с большим количеством учащихся можно использовать технику «аквариума» - ролевой дискуссии. Предлагаются следующие роли:

  • Инициатор – захватывает инициативу самого начала, отстаивает свою позицию с помощью аргументов и эмоционального напора.
  • Спорщик – встречает в штыки любые выдвинутые предложения и защищает противоположные точки зрения.
  • Соглашатель - выражает свое согласие с любыми точками зрения и поддерживает все высказывания говорящего.
  • Оригинал - как правило, не ввязывается в спор, но время от времени выдвигает какие-либо неожиданные предложения.
  • Организатор – стремится к тому, чтобы высказались все участники, побуждает их высказываться, задает уточняющие вопросы.
  • Молчун – всячески избегает прямого ответа на вопрос, никто не должен понять, какой точки зрения он придерживается.
  • Деструктор – все время нарушает плавное течение дискуссии (что-то роняет, не вовремя хихикает, громким шепотом просит соседа подвинуться).

Обязательные условия успешной дискуссии: учащиеся должны иметь определенные знания по обсуждаемой теме, участники должны вести себя в соответствии с полученной ролью, характер роли отражается только в поведении, это «тайна», которую не раскрывают до конца дискуссии.

        Хотелось бы  несколько слов сказать о еще одной интересной технологии – ТОП - Технологии «Открытое пространство» (Open Space) — это методика проведения конференций и встреч, которая позволяет индивидам и группам эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения. Она очень проста и одновременно очень мудра, основываясь на естественных законах взаимодействия между людьми. Технология способна раскрыть знания, опыт и инновации в организации, которые трудно обнаружить в менее открытых процессах. Изобретатель технологии - Харрисон Оуэн.

Чтобы лучше понять дух этой технологии, стоит познакомиться с ее принципами:

1.Все, кто пришли – это правильные люди (единственные, кто мог прийти).
2.Что бы ни случилось - это единственное, что может произойти.
3.Когда бы это ни началось – это правильное время (напоминает людям, что процесс творчества неуправляем).

4.Когда это закончится – тогда это закончится (поощряет людей продолжать разговор так долго, как этого требует необходимость и присутствующая энергия).

           

Выводы. Таким образом, интерактивное обучение, в целом, позволяет реализовать субъект – субъектный подход в организации учебных взаимодействий, отрабатывать на каждом занятии в различных формах коммуникативные умения учащихся, формировать их активно – познавательную позицию. Что дает интерактивного обучение различным субъектам образовательного процесса?

  • Конкретному ученику: осознание включенности в общую работу, развитие личной рефлексии, становление активной, субъектной позиции в учебной и иной деятельности.
  • Учебной микрогруппе: развитие навыков общения и взаимодействия, принятие нравственных норм и правил совместной деятельности.
  • Ученическому классу: формирование класса как групповой общности, повышение познавательной активности класса, развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.
  • Связке «класс – учитель»: нестандартное отношение к организации образовательного процесса, многомерное усвоение учебного материала, формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только у учебной, но и в иных ситуациях.

Интерактивные методы обучения – это систем комплексных, многосторонних, учебно-творческих контактов всех участников образовательной деятельности.

Усиливаются эффекты обратной взаимосвязи между всеми участниками такого интенсивного применения передовых технологий в образовании.

В настоящее время интерактивные методы обучения все шире применяются в практике. Интерактивный – способный взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо, или кем-либо. Значит, интерактивное обучение – это диалоговое обучение, т.е. взаимодействие учителя и ученика, специальная форма организации познавательной деятельности.

Организация обучения с помощью интерактивных методов дает возможность обеспечивать комфортные условия обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, самостоятельность, сам процесс обучения становится продуктивным. В процессе обучения идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, высказывать альтернативные мнения, принимать  продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы[1].

Источники

  1. Е.В. Коротаева. Директор – Учитель – Ученик: пути взаимодействия. М. 2000
  2. В.В. Гузеев. Образовательная технология: от приема до философии. М. 1996.
  3. В.В. Гузеев. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М. Народное образование.2001.
  4. Р.Ш. Царева. Развивающее учебное взаимодействие как условие профессиональной подготовки будущих учителей. Казань. 1997.
  5. Г.К. Селевко. Образовательные технологии. М. 1998.
  6. Г.А. Цукерман. Виды общения в обучении. Томск. 1993.
  7. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы.// Учитель — 2000 — №1
  8. С.А.Мухина, А.А.Соловьева Современные инновационные технологии обучения. – М.:ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 360 с.
  9. Панфилова А.П., Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям / Под ред. Проф. Соломина В.П. –СПб.: Питер, 2004. – 240 с.
  10. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода/Под ред. Д-ра социологических наук, профессора Сурмина Ю.П. – Киев: Центр инноваций и развития, 202. – 286 с.
  11. Хью МакЛин, И.Кузнецова, Т.Никулина, А.Поздняков, А.Зоткин Кейс-стади в образовании. Сборник материалов для создания кейсов с электронным сопровождением/Под ред. И.Кузнецовой.
  12. Остапенко А.А. Моделирование педагогической реальности: теория и технологии. 2-е изд. М.: Народное образование, 2007, с.261).


[1] Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы. Ж. Учитель, 1, 2000, с. 25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые роли участников образовательного процесса при интерактивном обучении

О необходимости принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики, формирования нового отношения к учащимся, использование в школе современных форм и методов обучения, внедрение эффективных образ...

Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.

Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен...

Интерактивное обучение-как форма организации познавательной деятельности учащихся

Вопрося активизации учения школьников относяться к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. В работе  даётся основная характеристика  "интерактива", ...

Статья: Интерактивное обучение как основа развития познавательной компетенции

Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразиемК. Ушинский...

Интерактивное обучение как один из инновационных методов обучения математике в школе

Каких бы концепций курса математики не придерживался учитель, по каким бы программам и учебникам не работал, одна из его задач состоит в том, чтобы научить детей самостоятельности мышления...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Использование методов интерактивного обучения необходимо для формирования коммуникативной компетенции и эффектив...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ И АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА В СИСТЕМЕ СПО (НПО)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ (ТИО) иАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (АМО)НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛАВ СИСТЕМЕ  СПО (НПО)...