Проблемы и трудности в осуществлении деятельностного подхода в обучении.
статья на тему

СТАТЬЯ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_i_trudnosti_deyatelnostnogo_podhoda.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Проблемы и трудности

в осуществлении деятельностного подхода в обучении.

Гвоздева И.Б., учитель истории и обществознания.

МОУ Иванковская СШ.

Структура деятельности  состоит из следующих элементов:

  • мотив
  • цель
  • средства труда
  • действия
  • результат.

Обучение является одним из видов деятельности. Значит обучение осуществляется по той же схеме и само изначально является деятельностью.

        Проблема в том, что деятельностный подход в обучении в настоящее время рассматривается с позиций -  инновационного развивающего обучения, компетентностного подхода.

         Лебедев О. Е. (журнал Школьные технологии № 5 2004 г. «Компетентностный подход в образовании») отмечает, что «уровень образованности в современных условиях не определяется объемом знаний, их энциклопедичностью. С позиции компетентностого подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний». Данный подход не отрицает значение знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

        Самостоятельный опыт учащихся не может появиться без деятельности! Формирование ключевых компетентностей возможно, в первую очередь, в ходе самостоятельной учебной деятельности. Но традиционные методы и технологии не могут в полной мере осуществить компетентно-деятельностный подход к обучению.»

        Анализирую другую статью.

         Деятельностный подход, опирающийся на работы Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и развитый в трудах Б. Ц. Бадмаева, В. В. Давыдова, И. И. Ильясова, 3. А. Решетовой, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана, Д. Б. Эльконина конечной целью обучения ставит формирование способа действий.

Деятельность по восприятию учебной информации;

Деятельность по усвоению

Контрольно - корректировочная деятельность.

Технология деятельностного подхода включает в себя следующую последовательность деятельных шагов:

•        Самоопределение к деятельности. На этом этапе я организую положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: Создаю условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); выделяю содержательную область («могу»).

•        Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Этот этап предполагает, во-первых, подготовку детей к проектировочной деятельности; актуализацию знаний, умений и навыков; тренировку соответствующих мыслительных операций.

  •       Постановка учебной задачи. На этом этапе я помотаю детям соотносить действия с используемым способом  действий. Это: алгоритмом, понятием и т.д. Я организую коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой темы урока.

•        Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми новых знаний). На этом этапе предлагаю учащимся самим выбрать метод разрешения проблемной ситуации, используя: коллективную деятельность детей в форме: подводящий диалог, побуждающий диалог. В завершении устанавливается, что учебная задача решена.

    •       Первичное закрепление. На этом этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма.

  •       Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 индивидуальные формы работы: самостоятельное выполнение заданий, осуществляя самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее, на этом этапе развивается познавательная деятельность учащихся.

 •        Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости включаю задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.

•        Рефлексия деятельности (итог урока). На данном этапе я организую самооценки учеников, их деятельности на уроке. Фиксирую степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечаю цели последующей деятельности.

        Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь"

        Я считаю, что  взгляды  на деятельностный подход  изменились в духе новых веяний, а суть осталась прежняя.

        Какие методы  предлагаются – проектов, исследовательские, уроки-коммуникации. Но трудности в том, что это очень трудоемкие методы. На рабочих уроках мы можем использовать лишь элементы этих методов.

        И совсем неправильным на мой взгляд подменять некоторые приемы (традиционные) инновационными, например: составление таблицы. Это тоже деятельность, но в традиционном варианте.

        Поэтому изучая деятельностные подходы, нам необходимо определиться, в каком варианте мы их применяем – в традиционном или в развивающем обучении; формируем способы действий или умения применять свои знания в любых ситуациях ( т.е компетентностные подходы).

Интернет источники:

1.Гончарова Анастасия Александровна. Осуществление компетентно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы через технологию проектов. http://festival.1september.ru/articles/556014.

2.Деятельностный подход в обучении. http://7sch.ucoz.ru/load/seminary_i_pedsovety/dejatelnostnyj_podkhod_v_obuchenii/

3. Сухов Владимир Павлович. Инновационное обучение в школе - системно-деятельностный подход. http://www.innovacii.info/front-page/item/innovative-learning-to-school.htm.

4. Технология проектов на уроках русского языка и литературы . ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОМПЕТЕНТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ ПРОЕКТОВ. http://shperk.ru/friends/2010/06/texnologiya-proektov-na-urokax-russkogo-yazyka-i-literatury-osushhestvlenie-kompetentno-deyatelnostnogo-podxoda-na-urokax-russkogo-yazyka-i-literatury-cherez-texnologiyu-proektov.

5. Цыбжитова Цыбжитма Митыпдоржиевна. Коммуникативно - деятельностный подход на уроках русского языка и литературы. http://www.profistart.ru/ps/blog/3973.htm.

6. Шагиева Р.К. Деятельностный подход на уроках истории и обществознания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осуществление деятельностного подхода, как критерий эффективности обучения географии

Сегодня география предлагает пути решения многих проблем жизни общества (экологических, демографических и др.). Чтобы, быть реально полезной людям, география должна осуществлять контроль за сост...

Создание условий для самореализации личности обучающегося на уроках русского языка и литературы через осуществление деятельностного подхода

Я глубоко уверена, что полнота, глубина, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, системность, осознанность и прочность знаний, то ...

Инновационный опыт осуществления системно-деятельностного подхода в обучении математике

Инновационный опыт осуществления системно-деятельностного подхода в обучении математике...

Осуществление деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы через технологию проектов

Давайте попробуем обсудить конкретный вопрос: как научить ребенка в школе тому, что поможет ему по-настоящему жить в настоящей взрослой жизни.  Традиционные методы и технологии не могут в полной ...

Модульная технология как средство осуществления деятельностного подхода в обучении математике.

Данная разработка раскрывает сущность модульного обучения, мотивы внедрения в учебный процесс модульного обучения, последовательность составления плана модульного урока, этапы модульного урока, достои...

Осуществление индивидуального подхода к обучению и развитию детей с признаками одаренности на старшей ступени обучения

Преимущество создания индивидуальной траектории образования  состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого развития каждого ученика....