Текстоориентированное обучение в поликультурной школе
статья на тему

Чебодаева Вера Николаевна

В данной статье обобщен некоторый опыт работы с текстом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Текстоориентированное обучение русскому языку в поликультурной школе

Чебодаева Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Катановская средняя общеобразовательная школа, аал Катанов Р. Хакасия.

Текстоориентированное обучение русскому языку актуально в новом образовательном пространстве, так как оно соответствует требованиям современной школы и задачам модернизации образования [ФГОС]. Данный подход в обучении появился в середине ХХ века. В рамках текстоориентированнного обучения основной дидактической единицей становится текст. «Эффективность использования текста как основной дидактической единицы на уроках русского языка подтверждают методические исследования Е.С. Антоновой, Е.В. Архиповой, Т.М. Воителевой, А.Д. Дейкиной, Н.И. Демидовой, H.A. Ипполитовой, В.Н. Мещерякова, Ф.А. Новожиловой, Т.М. Пахновой, E.H. Пузанковой, Г.А. Фомичевой, JI.A Ходяковой и др.» [Ипполитова,1998, с. 7].

«В плане решения основной задачи обучения русскому языку в национальной школе широко распространяется идея объединения всего учебного материала на основе текста» [Абдуллина, 2002, с. 4].

Работа над связным текстом позволяет органично сочетать воспитательный, обучающий и развивающий аспекты: разные виды текстов помогают сделать уроки русского языка интегрированными по содержанию. Тексты с национально-культурной тематикой, отражающие духовно-нравственный опыт народа, способны не только увеличить заинтересованность в работе с текстом, но и повысить культурный уровень личности, воспитать интерес к национальной культуре, родной речи учащихся-билингвов в русско-хакасской поликультурной школе.

Использование текстов на уроках русского языка в средней школе способствует совершенствованию всех видов речевой деятельности, способствует формированию языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенции в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта.

«Национальная школа, выполняя учебно-воспитательную функцию, должна способствовать формированию и развитию билингвальной языковой личности. Опора на родной язык учащихся заявлена основным принципом обучения русскому языку в условиях билингвизма» [Абдуллина, 2002, с. 3].

В школьном курсе русского языка в 9–11 классах, когда идет закрепление изученного материала за весь курс основной и полной средней школ, в поликультурной школе следует использовать тексты из произведений местных писателей Н. Доможакова, Г. Казачиновой, М. Кильчичакова, И. Костякова, К. Нербышева, В. Татаровой, И. Топоева С. Чаркова, т.к. эти писатели признаны научным и культурным сообществом Хакасии (см.: Энциклопедия РХ, 2007–2008).

Например, лингвистический анализ поэтического текста:

«Душа ребенка мягче мягкой глины.

В своих руках держу я сердце сына.

Ваятель я, и долг великий мой –

Из сына вылепить борца и гражданина»

(М. Кильчичаков. Рубаи. перевод М.Борисовой)

- Объясните смысл стихотворения;

- Найдите все местоимения, определите их разряд;

- Выделите художественно-изобразительные средства.

Анализ прозаического текста:

(Заголовок пропущен специально)

«Откуда взялись эти светловолосые, стройные, как свечи, девушки в Ах Кистеровом роду?

Уже третье поколение их не дает покоя парням из рода Кегим Хорымы: не успевает отцвести один цветок, как трепетно раскрывают нежные лепестки другие. Грациозно покачиваясь на гибких стеблях, прекрасные в своей свежести, будто хмелем кружат они головы молодым, сводят с ума…

Даже свадьбы с девушками из рода Ах Кистер играются в то пьянящее время года, когда кажется, что стоящие цепью синие тасхылы от неумолчного звона кукушек начинают бить в колокола, а заросли черемухи возле аала знойно гудят от снующих в белой кипени пчел.

Вот и сегодня жилище Аксина, мужа Илоны, гудит-кипит от богатой свадьбы-тоя. В ограде поставлены в два ряда молодые березки, украшенные охапками степных и таежных цветов. Они пахнут лесом и весенним утром.

А все вокруг бурлит и кружится. И стройная невеста из рода Ах Кистер ходит меж гостей, гибко покачиваясь и тонким станом своим и яркой красотой притягивая зачарованные взгляды мужчин.

Ах, девушки из рода Ах Кистер!.. Откуда взялись они там, светловолосые и стройные?» (170 слов)

(К. Нербышев. У синих утесов)

1) Что Вы знаете об авторе текста? С какими его произведениями Вы знакомы?

2) Когда Вы читали текст, какая картина предстала перед вашими глазами? Опишите ее. Какое время года описывается в тексте? Подтвердите примерами.

3) Озаглавьте текст и запишите заголовок.

- В чем заключается основная мысль автора текста? В каких предложениях она выражена?

 - Определите стиль текста? Почему Вы так думаете?

4) Рассмотрите композицию текста. В чем ее особенность?

5) С чем сравниваются девушки из рода Ах Кистер? Найдите в тексте и подчеркните сравнения. Какие еще художественно-изобразительные средства есть в тексте? Запишите их с примерами из текста.

6) Подчеркните грамматические основы предложений. Выполните полный синтаксический разбор одного сложного предложения, составьте горизонтальную схему. Объясните знаки препинания.

7) Попробуйте письменно ответить на вопрос, заданный автором в тексте – «Откуда взялись эти светловолосые, стройные, как свечи, девушки в Ах Кистеровом роду

Работа с текстом помогает стимулировать интерес детей к языку, способствует развитию воображения детей, их творческих способностей. В процессе работы с текстом на уроках русского языка происходит развитие, совершенствование чувства языка, приобщение школьников к национальной культуре, что так важно на современном этапе развития методики преподавания русского языка в национальной школе.

Список источников

1. Абдуллина Г.Р. Текст как основа организации речевой деятельности на уроках русского языка в башкирской школе, V-IX кл.: дисс. к.пед.н.: 13.00.02, Уфа, 2002, 151 с.

2. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: уч. пособие для студентов пед. вузов. М.: Флинта, Наука, 1998, 176с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт // http://standart.edu.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель поликультурной школы в сельской местности в условиях введения ФГОС

В условиях полиэтнического образовательного пространства российского государства актуально стоит проблема сохранения и развития традиционной тувинской культуры с одной стороны, и интеграция молодого п...

ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ШКОЛЕ

Из опыта работы по формированию общекультурного развития учащихся...

Презентация "Модель поликультурной школы"

Презентация "Модель поликультурной школы"...

Текстоориентированное обучение. Конспект урока-практикума в 5 классе по теме « Виды предложений по строению»

Урок русского языка 5 класс. Раздел "Синтаксис". Виды предложений по строениюМетодическая разработка урока предназначена для учителей русского языка при изучении раздела "Синтаксис"...

Текстоориентированное обучение - целенаправленная педагогическая деятельность, осуществляемая на основе текстов.

Процесс введения новых образовательных стандартов в основное общее образование только начинается, но целенаправленная подготовка ведется на протяжении нескольких лет. Я работаю учителем русского языка...

«Совершенствование методов и приемов русского языка как неродного в пространстве поликультурной школы»

Статья "Совершенствование методов и приемов русского языка как неродного в пространстве поликультурной школы" содержит авторскую характеристику актуальности методической разработки по препод...

"Проект модели поликультурной школы в сельской местности: Небо в представлении у народов Центральной Азии"

Проект направлен на исследование сходных черт в мировоззрении народов Центральной Азии, в данном случае у тувинцев, монголов и алтайцев - о небе....