«Совершенствование методов и приемов русского языка как неродного в пространстве поликультурной школы»
статья по русскому языку

Шахназарова Надежда Петровна

Статья "Совершенствование методов и приемов русского языка как неродного в пространстве поликультурной школы" содержит авторскую характеристику актуальности методической разработки по преподаваемому предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Условия современного образовательного пространства нацеливают нас учителей, а учителей русского языка и литературы в первую очередь, на мобильность, организованность, результативность.

Только за последние 3 моя профессиональная деятельность стала неразрывно связана с новыми инициативами и проектами: Концепция преподавания русского языка и литературы, Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016-2020г.г., реализация ФГОС в старшей школе, Всероссийский конкурс сочинений, устное собеседование по русскому языку в 9 классе. С целью компетентного освоения и продуктивной деятельности по этим направлениям мною были пройдены курсы повышения квалификации.

В Ростовской области проживают россияне различных национальностей и тысячи мигрантов из разных государств СНГ, поэтому русский язык, являясь одним из самых распространённых в мире, выступает в роли языка - посредника при общении людей разных национальностей независимо от их гражданства. Детям, где бы они ни жили, надо учиться, и вот в российских школах образовались так называемые «этнические» вкрапления – дети, совсем не знающие русского языка или знающие его гораздо хуже своих российских сверстников. Однако все они должны учиться и, следовательно, осваивать русский язык как государственный и как язык межкультурного общения. МБОУ Багаевская СОШ № 3 является поликультурной школой.

 

Следовательно, возникают вопросы: «Как организовать учебный процесс?», «Как обучить русскому языку нерусских учащихся?». Отсюда становится очевидным: основная цель преподавания - создание условий для «мягкого» включения детей в процесс обучения, корректировка имеющихся и формирование новых знаний в области русского языка, а также обучение видам речевой деятельности (аудированию, чтению, говорению, письму), снятие интерференции (закономерности русского языка ученики воспринимают через призму родного и переносят явления родного языка в русскую речь, что часто приводит к ошибкам).

В связи с этим основной моей целью  в обучении русскому языку как неродному является развитие коммуникативной деятельности учеников, воспитание личности, владеющей искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи. Эти требования определены и Федеральным государственным образовательным стандартом. И это не случайно, потому что прочные умения и навыки владения устной и письменной речью помогают ученикам лучше усваивать содержание других школьных предметов, повышают интерес к литературе и русскому языку, придают уверенность в своих силах. Кроме того, они представляют собой универсальные знания, применяемые в других видах учебной и иной деятельности человека.

Я, учитель русского языка и литературы, осознаю, что главная задача преподавания русского языка на современном этапе - целенаправленность обучения на достижение конкретного конечного результата (успешная сдача ЕГЭ). Все школьники Российской Федерации должны пройти через систему государственной итоговой аттестации, не дифференцированной в зависимости от владения русским языком как родным или неродным. Именно поэтому на протяжении последних лет проблемой, над которой я работаю стало «Совершенствование методов и приемов русского языка как неродного в пространстве поликультурной школы».

Проблемы, возникающие при обучении детей-билингвов:

- разный уровень владения русским языком

- социальная закомплексованность (ситуация неуспеха).

Цели преподавания русского языка как неродного:

- выработка лингвистической и языковой компетенции

- выработка коммуникативной компетенции

- выработка культурологической компетенции

Задачи:

- формировать понимание русского языка в жизни общества и государства

- дать представление о национальном своеобразии русского языка

- совершенствовать грамотность обучающихся

- расширить знания для точности и уместности употребления русского языка в практике речевого общения.

Актуальность преподавания русского языка как неродного для билингвов состоит в том, что появляется возможность решить проблемы межкультурной коммуникации.

Инновационность работы заключается в

- направленности на личность, ее развитие

- обязательное применений элементов творчества

- партнерский тип взаимоотношение: сотрудничество, сотворчество, взаимопомощь.

Инновационные подходы к преподаванию русского языка связаны прежде всего с изменением роли учителя. В современных условиях очень важно,  не давать ученикам готовых знаний, а указывать путь к приобретению знаний, учить добывать знания. Особенно важно это тогда, когда мы обучаем русскому языку как неродному. Преподавание русского языка в современных условиях требует от учителя-словесника совершенно новых, инновационных подходов как к содержательной части урока, так и к выбору образовательных технологий, эффективных методов преподавания, проведению диагностики уровня владения русским языком как неродным.

Для того, чтобы в дальнейшем ученики продуктивно работали, увидели свой результат, нужна мотивация. Вообще, мотивация должна присутствовать на всём протяжении учебного процесса. От того, как учитель умело организует урок, зависит его продуктивность. Но здесь речь не должна идти об односторонней деятельности учителя. Учитель только в сотрудничестве с учеником может добиться каких-либо положительных результатов. И всегда должна быть обратная связь. Если нет обратной связи, то ученик не будет знать о своих дальнейших действиях.

В основе преподавания русского языка и литературы лежит текстоцентрический подход в обучении, а также дифференцированное обучение и применение элементов технологии продуктивного чтения.

Продуктивность опыта состоит в том, что при его использовании у обучающихся:

- сформированность культурологических знаний у детей-билингвов

- достижение планируемых результатов

- сформированность социолингвистической компетенции

- развитие метапредметных умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НЕРОДНОМУ

В данном докладе описываются современные методы обучения русскому языку как неродному...

Некоторые вопросы изучения русского языка как неродного. Психолого-педагогические и методические требования к современному уроку русского языка как неродного.

Урок русского языка как неродного - наряду спрактической целью - реализует общеобразовательные и воспитательные цели применительно к конкретным условиям обучения: характеристика учащихся как возрастно...

Методы и формы работы обучения русскому языку как неродному

Не секрет, что Россия на современном этапе переживает демографический кризис. Только за последние восемь лет Россия недосчиталась 2,3 миллиона человек. “В связи с падением рождаемости миграция выполня...

Лингвокультурология как метод изучения русского языка как неродного

Основными понятиями лингвокультурологии являются «язык-человек», «концепт» и «картина мира»6. С точки зрения данной дисциплины, ее главным, основополагающим понятием является «концепт», понимаемый как...

Тема : «Обучение русскому языку как неродному. Методы и формы работы »

Вечно изобретать ,пробовать,совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный путь учительской жизни....

Методы и формы обучения русскому языку как неродному

В данной статье рассказывается о методах и формах обучения русскому языку как неродному. Какие приемы использовать учителю русского языка, чтобы заинтересовать ребёнка, научить грамотно писать диктант...