Методы и формы обучения русскому языку как неродному
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8 класс)

Вальгамова Надежда Дмитриевна

В данной статье рассказывается о методах и формах обучения русскому языку как неродному. Какие приемы использовать учителю русского языка, чтобы заинтересовать ребёнка, научить грамотно писать диктанты, сочинения, объяснить правила написания трудных случаев написания слов,разъяснить  грамматические расхождения в языках (отсутствие рода в хантыйском языке, лично-притяжательная форма существительных)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл valgamova_n.d.metody_i_formy_raboty.docx35.05 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и формы обучения  русскому языку как неродному

В Овгортской школе-интернат обучается 258 уч-ся, из них- 233 уч-ся- дети коренной национальности, что  составляет 90,3 %,это  дети для которых русский язык является неродным. Хочется сразу отметить, что хотя русский язык является неродным, но около 80 % детей владеют русским языком с раннего детства. В последние десятилетия, наоборот, остро  стоит  проблема незнания, невладения родным языком.

 Но проблема  обучения русскому  языку  как неродному, несомненно, есть.

Главная задача преподавания русского языка на современном этапе – целенаправленность обучения на достижение конкретного конечного результата (успешная сдача ЕГЭ). Все школьники Российской Федерации должны пройти через систему государственной итоговой аттестации, не дифференцированной в зависимости от владения русским языком как родным или неродным.

         Отсюда становится очевидным: основная цель преподавания - создание условий для «мягкого» включения детей в процесс обучения, корректировка имеющихся и формирование новых знаний в области русского языка, а также обучение видам речевой деятельности (аудированию, чтению, говорению, письму), снятие интерференции (закономерности русского языка ученики воспринимают через призму родного и переносят явления родного языка в русскую речь, что часто приводит к ошибкам. Такой перенос  называется интерференцией  речи и на разных уровнях языковой системы.

     Дети, родители которых ведут  кочевой образ жизни, т.е. являются  оленеводами, приезжают жить в интернат, вследствие чего  появляется сложная проблема - социальной и психологической адаптации ученика к новой культуре, новым привычкам, традициям и обычаям, новым ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе. В этот период надо постараться обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку. Педагогу следует особенно быть внимательным, чутким, доброжелательным.

   Во-первых, в этом случае огромную роль играет родной язык. С помощью родного языка быстрее проходит адаптация детей к условиям другой жизни. Радуются дети, когда слышат родную речь в стенах интерната и школы, становятся более оживленными, могут излить душу родному человеку, -так считают родители, воспитатели школ-интернатов.

       Во-вторых,  учитель хорошо должен представлять,  каковы  трудности  усвоения русского языка как неродного.  

      У большинства детей в сознании сосуществуют системы двух языков. При этом закономерности русского языка ученики воспринимают через призму родного и переносят явления родного языка в русскую речь, что часто приводит к ошибкам.

Трудности усвоения русского языка как неродного можно   распределить по трём  уровням:

•Трудности, общие для любого нерусского;

•Трудности для носителей определённой группы языков (близкородственные, неродственные);

•Трудности для конкретной нации.

Так, для всех изучающих русский язык как неродной особую трудность представляют: категория рода, категория одушевлённости/неодушевлённости, русская предложно-падежная и видовременная системы. Степень трудности в этом случае может быть разной, в зависимости от степени близости родного и русского языков. Русская категория рода охватывает имена существительные, прилагательные, местоимения, глагольные формы (прошедшее время, условное наклонение, причастия), поэтому правильное усвоение многих явлений грамматики русского языка (склонение существительных, согласование прилагательных, порядковых числительных и т.п.) зависит от правильного определения рода. Каждый язык обладает своей системой распределения существительных по родам — и трудности в усвоении русской категории рода объясняются системными расхождениями родного и русского языков. Но не только ими. В хантыйском  языке вообще отсутствует категория рода. Большое количество ошибок в согласовании по родам вызвано немотивированностью категории рода в русском языке.
     Все это приводит к ошибкам типа:  мой книга, красивый девочка, горячий вода, большой комната, мама сказал, одна газет, моя папа сильная и т.п.       Характерными являются ошибки, связанные с категорией одушевленности/неодушевленности. Учителю  важно  видеть трудности изучаемой единицы в комплексе: фонетические, лексические, грамматические, чтобы определить последовательность работы с ними.

С  первых дней обучения учеников в школе надо  пробудить у них  интерес к изучению русского языка, вырабатывать чутьё к языку, психологически готовить к дальнейшему изучению его и других предметов в школе. Для этого можно  использовать следующие  методы и формы работы.

Методы и формы работы обучения русскому языку как неродному

А) Формы обучения

     Так как в классе обучаются ученики с разным языковым уровнем владения русским языком, то  возникает  необходимость использования коллективной формы работы. Достоинство этой формы работы состоит в том, что она значительно увеличивает объём речевой деятельности на уроках: ведь хоровые ответы помогают преодолеть боязнь допустить ошибку, а это самое главное в работе с такими учениками. Эта работа удобна для разыгрывания предлагаемых речевых ситуаций, которые побуждают их спросить или сказать что-либо на  языке. Они помогают  создать у детей запас наиболее употребительных русских слов и фраз для использования их в разговорной речи.  Можно попросить учеников, плохо говорящих по-русски, сказать на своём родном языке название того или иного предмета. Это   необходимо для того, чтобы ребята со средним уровнем владения языка могли объяснить лексическое значение трудных слов, а ученику лучше понять его.

Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы (5-7 учащихся) для совместного выполнения учебного задания.

Преимущества групповой работы:

  • грамотно организованная работа в группе, работает на сохранение психического и физического здоровья учащегося;
  • формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;
  • в результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности;
  • учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию.

Работа в парах  помогает    исправлять речевые ошибки учеников путём составления диалога по заданной ситуации. Ребята оказывают  друг другу помощь в правильном и чётком произношении неродной речи. Выработка фонематического слуха достигается  и за счёт индивидуальной  работы с учеником.

Работу по цепочке  использую  при отработке техники чтения, при закреплении знаний грамматических форм и структур со зрительной опорой и без неё, при составлении рассказов по сюжетным картинкам, при пересказе.

     Нужны такие формы и методы работы, которые не только не оттолкнут учащегося от сложного языкового материала, а, наоборот, в доступной форме помогут овладеть им. Для повышения познавательного интереса учащихся

среднего звена и для расширения активного и пассивного словарного запаса

детей  инофонов предлагается использовать на уроках русского языка

дидактический игры.

Дидактические  игры—это вид учебных занятий, организуемых в виде

учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и

отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой

деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения

(В. Н. Кругликов, 1988).

 При использовании дидактических игр нужно выполнять ряд рекомендаций.

1)Учитель, готовя игру, должен четко сформулировать две цели. Первая –скрытая учебная цель. Она формулируется и последовательно достигается, но не сообщается учащимся. Вторая цель – игровая, ставится перед учащимися, при этом сообщается, как они могут ее достичь.

2) Перед игрой целесообразно дать ученикам образцы нужных словесных  форм, предложить проговорить их хором. В случае если даются творческие задания, учитель должен быть уверен, что речевые возможности учащихся достаточны для их выполнения.

    Организация игры может натолкнуть на некоторые трудности. Вначале дети неохотно соглашаются участвовать в ней. Задача учителя –увлечь их, заинтересовать. Постепенно класс увлекается игрой, и внимание преподавателя переключается на пассивных учеников. Чтобы игра не закончилась слишком быстро, учитель должен предложить дополнительные условия в целях активизации  речи. Если же игра затягивается, так как учащиеся не могут найти нужного  решения, не могут понять условий игры, преподаватель должен быстро прийти на выручку- подсказать ответ, переформулировать задачу,  привлечь внимание к главной цели.   Игра должна быть логически связана с материалом урока,

Познавательные  игры  оживляют  урок, делают  более интересным и разнообразным. Учебная задача, поставленная перед учащимися  в игровой форме, становится  для них более понятной, а словесный материал легче и быстрее запоминается. Закрепление старых и приобретение новых речевых навыков и умений в игровой форме также происходят   более активно. В процессе игры дети усваивают  новую лексику, тренируются   в произношении и закреплении в речи определённых слов, словосочетаний, целых предложений, стремятся  выразительно читать стихотворения, загадки, пословицы.

 В своей работе я  использую игровые приёмы, например «крестики-нолики». Этот методический приём можно применять для промежуточного или итогового контроля знаний по различным темам.

Учебная игра «Крестики-нолики»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

  Нумерация клеток показывает ход заполнения квадрата.

Условия игры зависят от содержания словарной диктовки. Например, тема диктанта «Правописание Ь после шипящих», тогда если пишется Ь, то ставим в клетку квадрата нолик, если не пишется - крестик. Слова в диктанте нужно располагать в такой последовательности, чтобы крестики или нолики сошлись в такой последовательности - по горизонтали, вертикали, диагонали. У кого так получилось, тот и победитель - он обыграл учителя.

Учебная игра: Работа со словом

Методическое построение полей смыслов: слово в центре - записываем другие слова по схеме - в поля смыслов:

Вверху: слова - спутники (ассоциации)

Внизу: слова - родственники (однокоренные слова)

Справа: слова-друзья (синонимы)

Слева: слова-враги (антонимы).

Количество полей смыслов может быть разным.

        Словесные  игры, которые я использовала на уроках, являлись  одним из эффективных средств контроля  за процессом формирования устной русской речи учащих.  Припоминание и воспроизведение слов в словесных дидактических играх осуществляются наряду с решением других мыслительных задач: заменой одного слова синонимичным ему, названием предмета или действующего лица по его признакам или действиям, группированием предметов по сходству и  различию.

         Использование компьютерных технологий   на любых уроках, в т.ч. и на уроках русского языка активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает   мотивацию их учебной деятельности, формирует исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения. Использование   интерактивной доски делает занятия интересными и развивает мотивацию: предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков. Учащиеся начинают работать более творчески.

      Использование сети Интернет. Широкие возможности предоставляют современные информационные  технологии, которые стали средством не только отражения, но и постижения и  преображения мира. Оперативность, доступность, открытость коммуникации – несомненные достоинства новых информационных технологий.

      Учителя русского, родного языка используют такие формы уроков, как урок-викторина, урок-конкурс, урок- брейн-ринг, урок-диспут, урок-концерт, урок- смотр знаний, урок-диспут, урок-путешествие и т.д. Данные нестандартные формы уроков помогают заинтересовать учеников, повысить мотивацию к учению.

 В классах с полиэтническим составом учащихся носители русского языка как неродного часто владеют русской речью не хуже своих русских сверстников. Однако в письменной форме речи и в ситуациях, когда требуется активизировать пассивный лексический запас-расширить синонимический ряд, выбрать стилистически уместное слово, проявляеться их ограниченное владение языком. Владеющие языком как материнским способны включить языковую догадку, использовать ассоциативные связи слов и др. В таких случаях нужна комплексная систематическая работа над словом, лучше на базе контекста. Важно включать слово в разные виды парадигматических и синтагматических отношений, демонстрируя учащимся лексико-семантические группы( слова при этом объединяются и по частям речи).Особого внимания заслуживает прием включения слова в такие отношения, как род и вид (дерево: берёза, сосна,лиственница…),целое и часть (дерево:корень, ствол,ветви…),действие и орудие (укрывать- ветвями, листвой).

  Очень важна работа над образными выражениями. Как объяснить инофону сочетание полетел компьютер( «сломался»).Дело в том, что языковая метафора совмещает, синтезирует в себе абстрактное и конкретное. 

Б) Методы обучения

    Существуют разные классификации методов обучения. Одной из четких обоснованных считаю классификацию методов обучения по источнику получения знаний, разработанную коллективом ученых, педагогов.

Классификация методов обучения по источнику получения знаний (Н.М. Верзилин, Л.П. Крившенко, Д.О. Лордкипанидзе, Е.И. Перовский, П.И. Пидкасистый)

Отмечая три источника знаний: слово, наглядность, практика, выделяют:

• словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

• наглядные методы (источниками знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

• практические методы  (учащиеся получают знания и вырабатывают умения вследствие практических действий.

Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения, они позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств. Наглядные методы условно подразделяются на две группы: метод демонстраций (опытов, приборов, кинофильмов и др.) и метод иллюстраций (показ плакатов, картин, таблиц).

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Назначение этой группы методов – формирование практических умений и навыков. К практическим методам относятся упражнения, практические и лабораторные работы.

     Таким образом, применяя и используя разные формы и методы обучения в течение всего процесса обучения, целесообразна систематическая работа по снятию трудностей усвоения русского языка как неродного.

Литература:

1.Е.И.Лаптандер «Роль родного языка в адаптации детей 7-8 лет в интернате».Сб. Родной язык: опыт и перспективы развивающего обучения. Салехард, 2004 г.с.60—63

2. Классификация методов обучения http://islameducation.net/methodology/classification.html

Асмолов А.Г. Справочно-информационное издание Министерства образования России «Вестник образования». Издательство «Про-Прес», 1995 с 96.

3.Быстрова Е.А., Кудрявцева Т.С.  Методические рекомендации к учебнику   «Изучаем русский язык». 5-7 классы/ Коллектив авторов.-М.: Валент, 1999.- 64 с.

5.Вербицкая Л.А.  Научно-методический  иллюстрированный журнал «Мир русского слова» № 3 . – Издательство С-Петербургского государственного университета. 2006 г. С.120.

6.Фролова Т.Я. Методика интенсивного обучения правописанию. Русский язык: Книга для учителя.- Симферополь: Таврида, 2001.- 272с.; ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НЕРОДНОМУ

В данном докладе описываются современные методы обучения русскому языку как неродному...

Некоторые вопросы изучения русского языка как неродного. Психолого-педагогические и методические требования к современному уроку русского языка как неродного.

Урок русского языка как неродного - наряду спрактической целью - реализует общеобразовательные и воспитательные цели применительно к конкретным условиям обучения: характеристика учащихся как возрастно...

Методы и формы работы обучения русскому языку как неродному

Не секрет, что Россия на современном этапе переживает демографический кризис. Только за последние восемь лет Россия недосчиталась 2,3 миллиона человек. “В связи с падением рождаемости миграция выполня...

Лингвокультурология как метод изучения русского языка как неродного

Основными понятиями лингвокультурологии являются «язык-человек», «концепт» и «картина мира»6. С точки зрения данной дисциплины, ее главным, основополагающим понятием является «концепт», понимаемый как...

«Совершенствование методов и приемов русского языка как неродного в пространстве поликультурной школы»

Статья "Совершенствование методов и приемов русского языка как неродного в пространстве поликультурной школы" содержит авторскую характеристику актуальности методической разработки по препод...

Тема : «Обучение русскому языку как неродному. Методы и формы работы »

Вечно изобретать ,пробовать,совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный путь учительской жизни....