Тема : «Обучение русскому языку как неродному. Методы и формы работы »
материал по русскому языку (9, 10, 11 класс)

Сорокина Людмила Николаевна

Вечно изобретать ,пробовать,
совершенствовать и совершенствоваться
 – вот единственный путь учительской жизни.

                                                                           К.Д.Ушинский

Дети-инофоны   не говорят или плохо говорят  на русском языке, а педагогам надо обучать их в одном классе с русскоязычными детьми.    Они поступают в образовательную организацию без специальной подготовки , не могут усвоить  программу;  педагоги не знают методики работы с детьми мигрантами,  не знают их родного языка, не всегда учитывают их родной менталитет и религиозные  традиции;  нет базовых программ обучения детей-инофонов в русскоязычных школах, нет методических пособий, специальных учебников и др. 

Методисты – ученые и практики – единодушно высказывают мнение о том, что не существует оптимального и универсального, эффективного для всех условий обучения метода, и приходят к выводу о том, что необходимо комбинировать различные формы, элементы разных методов, поскольку то, что приемлемо в одних условиях, может дать противоположные результаты в иных.

 Коммуникативно-деятельностный подход к обучению русскому языку как неродному ориентирует педагога на использование системы методов, в основе которых лежит деятельностный тип обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovoe_vystuplenie_18.10.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ СОШ с.Стегаловка в с.Стрелец

 

Тема : «Обучение русскому языку как неродному.
Методы и формы работы »

                 

 Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я хотела бы поделиться с вами опытом работы по теме: «Обучение русскому языку как неродному.
Методы и формы работы».

Вечно изобретать ,пробовать,
совершенствовать и совершенствоваться
– вот единственный путь учительской жизни.

                                                                           К.Д.Ушинский

Дети-инофоны   не говорят или плохо говорят  на русском языке, а педагогам надо обучать их в одном классе с русскоязычными детьми.    Они поступают в образовательную организацию без специальной подготовки , не могут усвоить  программу;  педагоги не знают методики работы с детьми мигрантами,  не знают их родного языка, не всегда учитывают их родной менталитет и религиозные  традиции;  нет базовых программ обучения детей-инофонов в русскоязычных школах, нет методических пособий, специальных учебников и др.  

Методисты – ученые и практики – единодушно высказывают мнение о том, что не существует оптимального и универсального, эффективного для всех условий обучения метода, и приходят к выводу о том, что необходимо комбинировать различные формы, элементы разных методов, поскольку то, что приемлемо в одних условиях, может дать противоположные результаты в иных.

 Коммуникативно-деятельностный подход к обучению русскому языку как неродному ориентирует педагога на использование системы методов, в основе которых лежит деятельностный тип обучения.

-Методы, обеспечивающие овладение русским языком (практические, репродуктивные, проблемные, поисковые, словесные, наглядные, дедуктивные, индуктивные);

 -методы, стимулирующие и мотивирующие учебную деятельность (познавательные игры, проблемные ситуации и др.);

- методы контроля и самоконтроля (опрос, письменная работа, тест и др.)

Ограниченность словарного запаса детей приводит неизбежно к трудностям в усвоении не только русского языка, но и других предметов, где от ученика требуется свободное владение лексикой и осознанное употребление слов и словосочетаний.          

    Для детей  характерными являются ошибки , связанные  с категорией одушевленности – неодушевленности рода: мой книга, красивый девочка, горячий вода, большой комната, мама сказал, одна газет, моя папа сильная и т.п.

     Недостаточно развит у детей и фонематический слух, наблюдаются нарушения в построении предложений. В результате на письме у таких детей появляются специфические ошибки, не связанные с применением орфографических правил:

-пропуск гласных и согласных букв (день – «днь»; между – «межу»);

-перестановка букв, лишние буквы (лужа «нулжа»);

-пропуск слогов, лишние слоги (дорожке –  «дожке», тишина – «тишинына»);

-замена гласных в ударном положении (задача – «задоча»);

-замена йотированных гласных (идёт – «идют»);

-замена согласных: свистящих – шипящих (золотистый – «жолотистый»);

-обозначение твёрдости – мягкости согласных на письме гласными (кругом – «крюгом»);

-замена слов, искажение слов (мишка – «книжка»). 

   Какие же методы и формы работы обучения русскому языку как неродному способствуют преодолению трудностей?

Применение основных методов обучения произношению:

-Имитация, или подражание произношению речи учителя. Показ положений определенных органов речи, в том числе и с мультимедиа, чтение отрывков из художественных произведений профессиональными чтецами .

-Показ и объяснение артикуляции. Учитель показывает и объясняет положение органов речи, их движение при произнесении звука.

-Сопоставление. Сопоставляем слова, отличающиеся одним звуком (рад, ряд).

-Постижение слов с помощью фонетических ассоциаций. Суть метода: подбирается сходное по звучанию с родным русское слово или несколько слов – фонетическая ассоциация. Затем ассоциация соединяется с помощью сюжета (лучше литературного произведения) с образом слова. Фонетическая ассоциация «родное слово – образ в русском языке».

-Эффективным приемом закрепления произношения является заучивание наизусть небольших стихотворений, поговорок, пословиц насыщенных изучаемыми звуками. Легко запоминающийся материал позволяет отрабатывать артикуляцию трудных звуков. Например: глазищи, усищи, хвостище, когтища, а моется всех чище (кошка). Систематическое повторение легко запоминающегося материала, насыщенного изучаемыми звуками, способствует выработке артикуляционных навыков.

Лингвистические методы обучения русскому ударению.  Учим определять ударный слог по слуху. И нашим учащимся это не повредит  Гора – горы, стрелки – стрелки.

-Работа с текстом.

Чтение со взрослыми, в классе или группе со сверстниками. 

Умение пользоваться планом для подготовки ответа.

Овладение алгоритмом безошибочного списывания.

Интерпретация содержания прочитанного текста.

1.Коллективная форма работы. Достоинство этой формы работы состоит в том, что она значительно увеличивает объём речевой деятельности на уроках: ведь хоровые ответы помогают преодолеть боязнь допустить ошибку, а это самое главное в работе с такими учениками. Эта работа удобна для разыгрывания предлагаемых речевых ситуаций, которые побуждают их спросить или сказать что-либо на русском языке.

2.Работа в парах.  Помогает  исправлять речевые ошибки учеников путём составления диалога по заданной ситуации. Ребята оказывают друг другу помощь в правильном и чётком произношении неродной речи. Выработка фонематического слуха достигается и за счёт индивидуальной  работы с учеником.

3.Работа по цепочке. Используется при отработке техники чтения, при закреплении знаний грамматических форм и структур со зрительной опорой и без неё, при составлении рассказов по сюжетным картинкам, при пересказе.

4.Привитие интереса к предмету. Использование занимательных наглядных, словесных, ролевых   игр, различных видов карточек, как для индивидуальной работы, так и для групповой, раздаточный материал, электронно-образовательные ресурсы. Занимательные игры оживляют урок, делают его более интересным и разнообразным.   В процессе игры дети усваивают новую лексику, тренируются  в произношении и закреплении в речи определённых слов, словосочетаний, целых предложений, стремятся выразительно читать стихотворения, загадки, пословицы. 

 КАКОЕ СЛОВО НАПИСАНО?

Цель: развитие языковой догадки.

Условия игры.

Учитель пишет слова, в которых переставлены буквы. Например, вместо «стол» написано «лост». Задача играющих – быстро составить из этих букв слово. В том случае, если они не могут выполнить задание, учитель подсказывает: «Это предмет мебели».

 Используя эти формы и методы обучения на уроках, программный материал становится

более доступным для усвоения учащимися, повышается интерес к изучению русского языка не только у инофонов, но и русскоговорящих учащихся.   

Задача - максимум 

Ребенок-инофон, должен не просто научиться говорить, читать и писать по-русски, он должен освоить учебно-научный стиль речи, для того чтобы получать полноценное образование наряду с носителями русского языка. Готовить всех учащихся сначала к сдаче ОГЭ, а затем и к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Индивидуальный подход и индивидуальные задания на уроке – это норма обучения инофонов, но на экзамене все задания для учащихся одинаковы. Встаёт вопрос: «Что делать?» Ведь качественно подготовить таких детей к экзамену за такой короткий период невозможно.

 Понимая сложившуюся ситуацию, оставшись один на один с обозначенными проблемами и поставленными задачами, учитель –русист вынужден в рамках программы максимально эффективно использовать методический и учебный материал, постоянно находиться в поиске эффективных средств воздействия, включения новых форм работы, выработки новых принципов организации учебной деятельности.

Так как всем предъявляются одни и те же требования: обучение ведётся по одним учебникам и по одной программе, нет  дифференцированных  заданий для проведения контрольных работ , учителю приходится решать проблему выравнивания.

Опираясь на свой опыт работы в школе, скажу, что в основе работы с учащимися среднего звена лежит дифференцированный подход, реализуемый на всех этапах урока и, конечно, внеурочная работа.

 В старших же классах целесообразнее использовать модульно-блочную систему, занимаясь с разноуровневыми группами учащихся.Уверенное владение русским языком является залогом успешной социализации и адаптации детей в обществе.

 Мои ученики при переходе на вторую ступень обучения успешно осваивают программу, активно участвуют во внеклассных мероприятиях, быстро находят друзей среди русскоязычных сверстников.

 Таким образом, в течение всего процесса обучения русскому языку целесообразна систематическая работа по снятию трудностей усвоения русского языка как неродного.

На мой взгляд,   следует провести коррекцию учебных планов с целью увеличения часов на изучение русского языка и литературы

Нужны учебники, методическая литература, содержащая вариативный учебный материал.

Коллеги, хочется пожелать Вам успехов в творческих поисках,

креативных идей, эффективной работы и терпения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат На тему: «Тематический зачет как одна из форм комбинированной системы обучения русскому языку»

Муниципальное общеобразовательное учреждениеНовобрянская общеобразовательная школа_______________________________________________________...

Обобщение опыта по теме " Обучение русскому языку и литературе путем интеграции предметов гуманитарного цикла с использованием компьютерных технологий"

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА УЧИТЕЛЯРУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ и МХКМУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ –СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №63ПРИВОКЗАЛЬНОГО РАЙОНА г. ТУЛЫ...

Формы и приемы работы на уроках русского языка при обучении русскому языку детей-билингвов

Формы и приемы работы  на уроках русского языка при обучении русскому языку детей-билингвов...

Коммуникативная технология обучения русскому языку и литературе: формы и методы работы на уроке

Коммуникативная компетентность – это способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации,...

Методы и формы работы обучения русскому языку как неродному

Не секрет, что Россия на современном этапе переживает демографический кризис. Только за последние восемь лет Россия недосчиталась 2,3 миллиона человек. “В связи с падением рождаемости миграция выполня...

Обобщение опыта «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе ».

Обобщение опыта по данной проблеме проводила в 2014 году в своей школе, в 2015 году  - на уровне района. Считаю, что тема актуальна и в настоящее время....