Текстоориентированное обучение - целенаправленная педагогическая деятельность, осуществляемая на основе текстов.
статья на тему

Процесс введения новых образовательных стандартов в основное общее образование только начинается, но целенаправленная подготовка ведется на протяжении нескольких лет. Я работаю учителем русского языка и литературы 34 года, накоплен серьезный опыт, позволяющий  говорить о сформировавшейся методической системе, в  основе которой  лежит текстоориентированное обучение - целенаправленная педагогическая деятельность, осуществляемая  на основе текстов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstoorientirovannoe_obuchenie.docx149.42 КБ

Предварительный просмотр:

Текстоориентированное обучение - целенаправленная педагогическая деятельность, осуществляемая  на основе текстов.

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года сказано: «Общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования». В данном документе, как и в других программных документах по модернизации, речь идет об изменении цели современного  образования. Традиционный  «знаниевый» подход  не соответствует требованиям общества, которому необходим человек, способный адаптироваться в современном  мире. Воспитание и образование – единый процесс, направленный на развитие  умений, навыков, формирование     информационно грамотной личности, способной к саморазвитию и самоопределению.  

В наше время информация, информационные процессы и технологии являются важнейшими составляющими жизни человека, происходит становление информационного общества. Изменяется и сам человек - его потребности, интересы, взгляды, ценностные установки. С раннего возраста ребенка окружают различные технические средства, на него обрушивается поток разнообразной информации. Проблема заключается в том, что  компьютерная грамотность  и доступ к информации не формируют информационных умений (поиск, переработка, осознание,  применение), систему личностных ценностей. Учителя, как одни из главных субъектов образовательного  процесса, должны не только осознать изменение социальных потребностей, но и формировать  новые качества у обучающихся.

Процесс введения новых образовательных стандартов в основное общее образование только начинается, но целенаправленная подготовка ведется на протяжении нескольких лет. Я работаю учителем русского языка и литературы 34 года, накоплен серьезный опыт, позволяющий  говорить о сформировавшейся методической системе, в  основе которой  лежит текстоориентированное обучение - целенаправленная педагогическая деятельность, осуществляемая  на основе текстов.

Именно работа с текстами на уроках и во внеурочной деятельности с использованием современных образовательных технологий способствует развитию всего комплекса  универсальных учебных действий. Формируется  базовая   компетенция - грамотность чтения, позволяющая  не только осуществлять процесс непрерывного обучения, но и формировать систему личностных ценностей обучающегося.

Цель моей методической системы - создание единого образовательного пространства для развития универсальных учебных действий обучающихся в процессе текстоориентированного обучения.

Задачи:

  1. предоставить обучающимся  возможность работы с различными видами и источниками информации;
  2. использовать возможностей урочной и внеурочной деятельности для повышения мотивации к изучению предмета;
  3. развивать   личностные, предметные и метапредметные умения и навыки;
  4. способствовать становления системы ценностей ученика,  воспитывать художественный вкус и эстетическое чувство;
  5. формировать способности к самоопределению, непрерывному саморазвитию.

В своей работе придерживаюсь определенных принципов:

1. научность, доступность изложения предлагаемого материала;

2. толерантность по отношению к ученикам с разными учебными потребностями;

3. принцип сотрудничества.

Моя методическая система представлена в виде схемы.

Рассмотрим компоненты данной системы.

Целевой компонент обеспечивает формулирование конкретной цели, соответствующей  программным документам по модернизации образования.  Ее реализация способствует формированию целостной системы знаний по предмету, достижению предметных, метапредметных и личностных результатов.

Содержательный компонент, включающий   несколько блоков,  соответствует    основным   составляющим  образовательного процесса.                              

Организационный компонент содержит  все используемые мною формы организации учебного процесса и    внеурочной деятельности, через которые   реализуется содержательный компонент.

Инструментально - технологический компонент представляет совокупность дидактических подходов, технологий и средств обучения.

Рефлексивно-оценочный компонент позволяет оценить результаты деятельности ученика и учителя.

Поскольку содержательный компонент осуществляется  через блоки организационного, рассмотрим их во взаимосвязи.

Система предпрофильного обучения в моей работе  реализуется прежде всего  через урочную деятельность в рамках учебного плана (преподавание русского языка и литературы), ведутся  элективные курсы «Практическая стилистика», «Что нам стоит сочинение построить»,  «Под лингвистическим микроскопом».

Преподавание русского языка направлено на совершенствование видов речевой деятельности; расширение и систематизацию научных знаний о языке; формирование навыков проведения различных видов анализа слова,  словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста. Работа в старших классах имеет свою специфику – подготовка к ЕГЭ по данному предмету. Для успешной сдачи экзамена я провожу индивидуальные консультации.

На уроках литературы веду целенаправленную работу по воспитанию  «читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров». Осваиваются разные  виды анализа текста (лингвистический, комплексный), в процессе чтения и интерпретации художественных произведений формируется  понятийный аппарат современного литературоведения.

Организация проектно-исследовательской деятельности осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В 11 классе я провожу занятия в группе «Проект, исследование – творчество». Большое внимание удаляю представлению результатов этой деятельности: создание презентации, составление текста, формирование навыков публичного выступления.

Работа с детьми с разными образовательными потребностями осуществляется по следующим направлениям:

  1. создания условий для развития  одаренности,
  2. участие в работе научного общества «Альтернатива»

Создание условий для развития  одаренности в познавательной и художественно - эстетической деятельности осуществляется через  организацию участия в предметных и метапредметных конкурсах и олимпиадах. Решение нестандартных заданий на уроках способствуют развитию нестандартного мышления. Ежегодно мои ученики принимают участие в школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады школьников,  международной дистанционной олимпиаде по основам наук, центре дистанционной сертификации учащихся «ФГОСтест», общероссийских олимпиадах «Олимпус», «Пятерочка», международных игровых конкурсах «Русский медвежонок», «Золотое руно», предметных чемпионатах по русскому языку и литературе. Участие  в конкурсах   повышает  мотивацию к обучению, дает толчок для самообразования, так как  стимулирует к поиску и осмыслению новой информации.

Рассматривая текст  с содержательной стороны, то есть в качестве разноплановой информации, обучающиеся  получают  предметные знания. Поскольку целью создания любого текста является коммуникация – существует возможность развития коммуникативных умений: умения учитывать позицию автора, организовывать и осуществлять сотрудничество и с учителем, и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию,

Изучая  художественные, публицистические  произведения, ученики соприкасаются с системой авторских ценностей, получают представление об этических, нравственных составляющих жизни общества, что позволяет  сформировать  их внутреннюю позицию,  ориентировать  на выполнение моральных норм, заложить  основы гражданской личности.

В процессе учебной деятельности  обучающиеся научатся формулировать цели и задачи своей работы,  планировать, контролировать и оценивать свои действия (регулятивные УУД).

Реализация текстоориентированного обучения с использованием современных образовательных технологий и подходов обеспечивает развитие всех универсальных учебных действий.

Изменились требования к планированию современного урока. Поэтому при подготовке к занятиям я обращаюсь к технологической карте, сущность которой  заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика, оформлении предполагаемых образовательных результатов.

 В 2013 году по данной теме  я выступала  на районном  семинаре «Формирование УУД обучающихся на уроках русского языка и литературы», в  2014 году выступила на секционном заседании августовской конференции педагогов «ФГОС ООО: новое в профессиональной деятельности учителя-словесника».

            В процессе педагогической деятельности стараюсь реализовать личностно ориентированный, ценностно ориентированный, системно-деятельностный и компетентностый подходы.

Преподавание литературы осуществляется мной с применением технологий деятельностного типа, прежде всего технологии продуктивного чтения. Работа с художественным произведением до чтения,  во время чтения и после знакомства с текстом способствует формированию прежде всего собственной позиции ученика. В процессе  формулирования  продуктивных - репродуктивных вопросов и ответов на них, «диалога с автором»  формируются коммуникативные навыки.  Анализируя  произведения с применением элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо,  ученики  развивают умения классификации, синтеза, отбора информации.

В основе  любого произведения лежит комплекс проблем. Однозначность интерпретации ведет к примитивизации авторской концепции, поэтому актуальным является проблемное обучение. Создание  ситуации интеллектуального затруднения, например, с помощью проблемных вопросов, повышает мотивацию учебной деятельности, способствует поиску разных возможностей решений проблемы. Происходит активизация поисковой, исследовательской деятельности в процессе работы над литературоведческими источниками. Работая по данной технологии, я провожу уроки - дисскуссии, исследовательские уроки.  О применении  проблемного обучения на уроках литературы я рассказывала на  семинаре в школе «Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий. В рамках методической декады творческой мастерской учителей гуманитарного цикла, на семинарах различных уровней были представлены уроки «Воспитание толерантности в рассказе Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат», «Сложность взаимоотношений детей и взрослых» по рассказу И. Бунина «Цифры».

Учебные мини-проекты, представляемые на уроках литературы, позволяют осуществлять системно-деятельностный, компетентностный  подходы. Учащиеся демонстрируют умения использования ИКТ, происходит развитие познавательных и коммуникативных умений. Урок-презентация, урок-представление творческих работ, урок–конференция – формы урочной деятельности, которые вызывают большой интерес у моих учеников.

Текстоориентированное обучение осуществляется на каждом уроке русского языка, так как   умения работать  с текстами  обучающиеся должны продемонстрировать и на Едином государственном экзамене по русскому языку при выполнении задания с развернутым ответом. Комплексный анализ текста позволяет совершенствовать эти умения. Объектом исследования  являются художественные и публицистические тексты.

Например, в 10 классе я провожу уроки, которые строятся на анализе одного стихотворного текста (4-6 строк) или небольшого прозаического произведения. Для комплексного анализа используются художественные тексты различных авторов: «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева, отрывки из рассказов Куприна и Бунина,  стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и др., осуществляется ценностно ориентированный подход, который  позволяет сформировать внутреннюю позицию обучающегося, акцентировать внимание на моральных нормах (личностные УУД).

Следующий этап – обращение к публицистическим текстам. Ведется целенаправленная работа по подготовке к написанию сочинения по тексту. В процессе комплексного анализа текста осуществляются межпредметные связи (русский язык, литература, история, философия), развиваются познавательные и коммуникативные действия обучающихся. Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста:

  • «Чтение с остановками»
  • «Чтение с пометками»
  • «Составление кластера» (из теории критического мышления).

Опять же для разнообразного контроля знаний учащихся текстов художественной литературы. Например, при изучении поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», провожу такую игру (фронтально). В центре доски рисую силуэт книги, в середине пишу название поэмы, рисую стрелочки, которые отходят от рисунка, ученики должны заполнить стрелочки словами из поэмы, другие — объясняют. В каком эпизоде встречается то или иное слово. Например, слова: «шапка, меч, русалка, пещера, кольцо, доблестный, финн, Наина и т.д.»

Составление кластера. Особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

Например, анализируя образ Герасима из рассказа И.С. Тургенева «Му-му», на уроке литературы в 5 классе создается такой кластер.

  В октябре 2012 года в рамках методического дня в школе  был дан открытый урок русского языка «Комплексный анализ текста», методическая тема которого была сформулирована следующим образом: «Текстоориентированный подход в обучении русскому языку как способ развития лингвистической компетенции».

В соответствии с требованиями к современному уроку формулировка темы, цели урока, планирование способов достижения намеченной цели должны осуществляться учениками. На уроках русского языка и литературы я применяю технологии проблемного диалога. Это еще одно из направлений проблемного обучения, при помощи  которого развиваются  регулятивные УУД.

        В  заключение каждого урока проводится  рефлексия, я использую разные формы:  беседа, эссе,  опросный лист.  Например:

Я знал ранее

Я узнал на уроке

Я хочу узнать

Я смогу выполнить задание……….

На этапе самооценки использую метод «Шесть шляп мышления», синквейн. Проанализировав образ Герасима из рассказа И.С.Тургенева «Муму», пятиклассники могут составить такой синквейн:

Герасим
добрый, трудолюбивый
заботится, любит, работает
не должен страдать из-за жестокости людей
человек

Работа с текстом при изучении всех без исключения учебных предметов направлена на метапредметный результат. Мною написаны следующие статьи по данной тематике: «Системно-деятельностный подход на уроках русского языка в старшей школе»  (Videouroki.net), «Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы» (Сборник «Материалы V Всероссийской научно-практической конференции», Улан-Удэ, 2014 год), «Проектная деятельность учащихся на уроках русского языка» (электронное периодическое издание  «Педагогический мир» (PEDMIR.RU). (см. Приложение 6)

Текстоориентированное обучение лежит в основе  проектно- исследовательской деятельности – происходит поиск, переработка текстовой информации, применение исследовательских методов (сравнение, классификация, анкетирование, опрос). Эта работа  направлена на развитие  познавательных и  коммуникативных УУД. Ученики ставят цель своей работы, определяют задачи, планируют результаты (регулятивные УУД).  О сформированности этих действий свидетельствуют высокие результаты моих учеников (победители и призеры научно-практических конференций различных уровней).

Использование  информационно-коммуникационных технологий – важное направление деятельности современного учителя. Вопросы информационной безопасности, морально - этических норм в процессе работы в сети Интернет волнуют меня как учителя и моих учеников.

Высокий уровень овладения этими технологиями мои ученики демонстрируют на уроках и во внеурочной деятельности (презентации,  проекты, собственные видеоролики, видеофильмы). Участие  в дистанционных предметных мероприятиях  повышают  мотивацию к обучению, способствуют  самообразованию.

Успешная деятельность по обучению и воспитанию школьников возможна лишь при наличии безопасного, комфортного, правильно организованного образовательного процесса. Поэтому здоровьесберегающие технологии я применяю на каждом уроке.

Следующим компонентом моей системы является оценочно-рефлексивный. Он демонстрирует прежде всего достижение результата образовательной деятельности. В старших классах регулярно проводится мониторинг обученности  по русскому  языку (входной, промежуточный, итоговый). Анализ результатов позволяет сделать выводы об уровне преподавания  предмета, выявить проблемы, с которыми сталкиваются  обучающихся. Единый государственный экзамен - независимая экспертиза, позволяющая сделать выводы об учебных достижениях. В 2011, 2013 годах мои ученики продемонстрировали высокие результаты на ЕГЭ по русскому языку. В соответствии с введением ФГОС актуальным становится вопрос диагностики сформированности УУД. На данном этапе мы обращаемся к материалам екатеринбургского центра развития молодежи Эрудит-марафон «ЭМУ» (участие в конкурсе «Грамотей») и Центр дистанционной сертификации учащихся «ФГОСтест» (участие в предметных олимпиадах), которые позволяют определить уровень регулятивных, коммуникативных и познавательных умений. С целью выявления отношения (удовлетворенность – неудовлетворенность) учеников к образовательному процессу ежегодно администрация школы совместно с психологической службой проводят анкетирование, тестирование, собеседование.

Поскольку я постоянно повышаю свое педагогическое мастерство, моя методическая система пополняется новым содержанием. Но уже сейчас я с уверенностью могу сказать, что она дает хорошие результаты, способствует переходу на новые образовательные стандарты, вызывает интерес в педагогическом сообществе. Все статьи и разработки уроков представлены на личном сайте http://www.nsportal.ru/kozlova-tatyana-evgenevna

Элементы методической системы отражены в публикациях как в методических сборниках, так и  в электронных СМИ. (см. Приложение 8)

Мною ведется систематическая работа по распространению собственного педагогического опыта: выступаю на семинарах, конференциях и в рамках курсов повышения квалификации, даю мастер-классы и открытые уроки на различных уровнях. Результаты представлены в таблице. (см. Приложение 9).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на основе текста Великая китайская стена

Данная пректная работа была проведена с выездом в  КНР  г. Пекин, для учащихся 6 классов...

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (учащихся ДШИ) ОСНОВАМ СОЛЬНОГО ПЕНИЯ НА ОСНОВЕ ДОСТИЖЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ ВОКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ.

В настоящее время правильным признается принцип индивидуального подхода, применение разных методик, утверждающих, что каждый человек - неповторимая индивидуальность, как по свойствам своей нервной сис...

Текстоориентированное обучение. Конспект урока-практикума в 5 классе по теме « Виды предложений по строению»

Урок русского языка 5 класс. Раздел "Синтаксис". Виды предложений по строениюМетодическая разработка урока предназначена для учителей русского языка при изучении раздела "Синтаксис"...

Текстоориентированное обучение в поликультурной школе

В данной статье обобщен некоторый опыт работы с текстом...