Оценка и самооценка деятельности учащихся (из опыта работы)
статья на тему

Оценка Самооценка деятельности учащихся - одно из основных условий при которыхъ возникает и развивается интерес к учению.

Самоконтроль учащихся - это умение, которое надо последовательно формировать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оценка и самооценка деятельности учащихся (из опыта работы).

Я считаю, что главное назначение современного учителя:

-учитель должен уметь обеспечить условия развития личности ребенка;

-сделать этот процесс отлаженным и управляемым;

-обучить всему этому уч-ся;

-сделать их мыслящими;

-подготовить к любым жизненным ситуациям.

        Поэтому начинаю с ценного принципа из книги «Республика Шкид» «Поменьше учителя – побольше ученика».

        Говоря о результате оценочной деятельности уч-ся – отметке, кто-то посчитал, сколько функций она выполняет и насчитал 11. Вывод: учительская оценка задевает весьма различные и глубокие психологические пласты, начиная с поверхностных, типа сиюминутных эмоциональных переживаний до глубоких и действующих отсрочено во времени – влияние на черты личности и т.д. Это мощное средство в руках учителя, но использоваться должно психологически грамотно.         Педагогическая оценка – это не только выраженная в баллах отметка, это ещё и высказываемое учителем суждение. Отметка и суждение выполняют разные психологические функции. Первая фиксирует достижение или отставание ученика по отношению к самому себе. Вторая-насколько его сегодняшний уровень высок по отношению к уровню других учащихся класса. С психологической точки зрения обе информации ученику необходимы, чтобы адекватно оценивать результаты своих усилий, он должен иметь представление об абсолютном успехе («я» сегодняшний в сравнении с «я» вчерашним) и об относительном успехе («я» по сравнению с другими ребятами класса). Сначала должно быть разъяснение положительных и отрицательных сторон ответа, рекомендации, а затем, как вывод – отметка.

Оценка должна быть справедлива и понятна для ученика, иначе рано или поздно ему придётся столкнуться с проблемой расхождения самооценки со школьной оценкой. Чтобы исключить мнение учащихся о несправедливости выставления мною отметок, излагаю в классе критерии оценок, привлекаю учащихся к оцениванию ответа товарища, самооценке, иногда применяю маленькие хитрости: вместо отметок пишу в дневнике или в тетради «плохо», «удивлена», «молодец». Но нельзя забывать правило Песталоцци «Никогда не сравнивайте одного ребёнка с другим, сравнивать следует каждого ребёнка с самим собой». Отсутствие оценки есть самый худший вид оценки, что отрицательно влияет на мотивацию и формирование контроля и самооценки, т.к. развивает неуверенность в себе.

        В настоящее время всё идёт к отмене отметок. В 1918 г. у нас были отменены отметки, учителя просто вели записи, характеризующие знания уч-ся. Через 17 лет в 1935 г. ввели опять. Сейчас на Украине - 12-ти бальная система, за границей – буквы, в некоторых школах Санкт-Петербурга -3.25; 3.75, учителя начальных классов, чтобы не травмировать ребёнка, ставят штампики (рожица). В любом случае без педагогической оценки нельзя – это регулятор деятельности учащихся. Оценка - это процесс, а отметка - результат этого процесса. Учитель должен уметь применять все виды оценочных суждений, в том числе и выраженные в числах, неважно отметки, баллы.

Оценка и самооценка деятельности учащихся – это одно из основных условий, при которых возникает и развивается интерес к учению.

Самоконтроль – это умение, которое надо последовательно формировать. Например, я использую такую форму проверки краткосрочных самостоятельных работ. По истечению времени, предлагаю обменяться тетрадями и проверить работу товарища. Или использую «метод закрытой доски», когда ученик решает за доской, класс самостоятельно, и только потом запись на доске будет показана всем, и каждый может проверить свою работу. Практикую самостоятельные работы с самопроверкой (уч-ся уже знают, какую отметку получат).

Чтобы уменьшить усталость учащихся от выполнения однообразных упражнений вычислительного характера, использую игровые ситуации, где тоже можно наблюдать оценивание деятельности учащихся. Например, в математической эстафете, каждый участник должен оценить правильность ответа ученика, передавшего ему эстафету, и только тогда получает право дать ответ на следующий вопрос. Оценка работы товарищем является стимулом в учебной деятельности уч-ся.

Пассивность учащихся - основная питательная почва скуки. «Не кричите с места! Подними руку! Один отвечает, остальные молчат!». Но в жертву этой тишины и порядку приносится активность большей части класса – дети не могут и не успевают показать себя, они уходят с урока не оценённые. Поэтому я использую хоровые ответы, сигнальные карточки, жетоны. Этим убиваются два зайца: с одной стороны, в работу включаются максимальное количество учащихся, с другой – я вижу, кто из детей знает материал, а кто нет. А ученики отмечают достигнутый успех.

Заставить класс внимательно слушать ответ товарища, закрепляя при этом свои знания, сложно. Я предлагаю учащимся быть рецензентами отвечающего, анализировать его ответ и дать оценку, тогда внимание к чужому ответу значительно повысится (в 5 кл. ребята задают отвечающему дополнительный вопрос по теории, и если вопрос красивый, математически грамотный, то я отмечаю это, а ученик отмечает свой успех)

Когда по ходу урока приходится обращаться к старому материалу, я стараюсь не спешить напомнить его сама, чтобы не отнимать у тех, кто забыл эти сведения, возможность тренировать припоминания (отыскать быстро в словаре, тетради, учебнике), а тех, кто их хорошо помнит – возможность эти знания применить, т. е. дать возможность учащимся оценить самостоятельно себя, свои достижения, а может недостатки. Правда, иногда ради экономии времени из неосознанного, общего с детьми стремления к активности на уроке, мы берём инициативу на себя и напоминаем или подводим итог сами. А надо использовать принцип: «Пусть те, которые знают, расскажут тем, которые не знают».

Во время объяснения стараюсь учащихся втянуть в поиск, чтобы самостоятельно вывели формулу, открыли правило, сформулировали найденную закономерность. Тогда, проделав все эти этапы самостоятельно, добытое в муках нехитрое правило, будет отличаться от внимательно прослушанного, как истина отличается от банальности, и тогда, как писал немецкий педагог Гербарт, плохой учитель преподносит истину, а хороший – учит её находить.

Устранение различных просчётов, неточностей, противоречий полезно не только потому, что требует активной умственной работы, воспитывает внимание, приучает контролировать других и себя, но, исправляя неправильное, ученик глубже понимает правильное (например, я задаю вопросы: на какое правило сделана ошибка, что ваш товарищ не знает и т. д.). Как сказал К.И. Чуковский «За каждым «не так» ребёнок живо ощущает «так», всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребёнка в норме, и он ещё выше оценивает свою твёрдую ориентацию в мире. Он делает, как бы экзамен своим умственным силам и неизменно этот экзамен выдерживает, что значительно поднимает в нём уважение к себе, уверенность в своём интеллекте, столь необходимую ему…». Поэтому, чем чаще ученик отвечает, тем чаще он узнаёт, правильно или неправильно он понял, решил, сделал, тем интереснее ему учиться. А мы, учителя, должны находить и применять различные оценочные эталоны и прибегать к небольшим хитростям и тогда принцип из книги «Республика Шкид»:». Поменьше учителя – побольше ученика» будет выполняться, в хорошем смысле, конечно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные формы и методы обучения. Игра как один из методов активации познавательной деятельности учащихся" Обобщение опыта работы.

Описание системы работы учителяМешковой Марины Анатольевны,учителя русского языка и литературы...

"Внеурочная деятельность как фактор развития творческого потенциала учащихся". Из опыта работы.

В этой презентации я представила игровые формы внеурочной работы по немецкому языку на примере долгосрочного проекта "Театр на немецком языке"....

Деятельностный подход в преподавании математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся. Из опыта работы

В стандартах нового поколения все больше внимание уделяется именносистемно-деятельностному подходу, который также является одной измодификаций концепций личностно-ориентированного образования ипредпол...

Исследовательская деятельность учащихся (из опыта работы)

Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи &ndash...

Управление учебной деятельностью учащихся (из опыта работы)

Описан опыт применения методического приема "Зигзаг" на уроаках в 10 классе. Опытом работы делилась с коллегами на заседании районного методического объединения 13 марта 2018 г....