"Синквейн, как один из приемов рефлексии, используемый в личностно-деятельностном подходе в обучении."
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Осипова Олеся Анатольевна

Мой мастер-класс посвящен организации рефлексивной деятельности обучающихся на уроке.

Преимуществом синквейна является то, что его написание на стадии рефлексии актуально в рамках любого предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass.doc42 КБ
Файл sinkveyn_master_klass.pptx576.34 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса:

"Синквейн, как один из приемов рефлексии, используемый в личностно-деятельностном подходе в обучении."

Цель: способствовать повышению компетентности учителя в вопросах организации рефлексивной деятельности обучающихся на уроках.

Задачи:

1. Обобщить знания о функциях рефлексии.

2. Показать вариант организации рефлексивной деятельности обучающихся на уроках.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе новых образовательных стандартов, стандартов второго поколения предлагает педагогу по-новому проектировать организацию урока. А именно выделять трехфазную его структуру.

1 Фазу вызова.

2 Фазу осмысления.

3 Фазу рефлексии.

Сегодня я бы хотела с вами поговорить, как осуществить рефлексию на уроке.

Почему я обратилась к этой проблеме? Посещая открытые уроки своих коллег по школам, я обратила внимание, что многие учителя этапу рефлексии мало отводят внимания или совсем не используется данный элемент на уроке.

Поэтому тема нашего разговора: "Организация рефлексивной деятельности обучающихся на уроке"

Работа с аудиторией: что означает для вас слово рефлексия?

И так, Reflexio (в переводе с лат.) - обращение назад, размышление, деятельность самосознания, способность субъекта к анализу своего психологического состояния, обращения на собственное знание.

Для меня самым популярным приёмом, применяемым на стадии рефлексии, стал синквейн, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

Что такое синквейн?

Синквейн - слово французское, в переводе означает "стихотворение из пяти строк".

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчинённое определённым правилам.

Работа с аудиторией: У каждого из вас есть памятка

"правила построения синквейна"

  • Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
  • В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
  • Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.

Как научить детей писать синквейн?

В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн — это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.

Работа с аудиторией: в качестве примера давайте попробуем составить один общий синквейн, записав его на доске. Сейчас за окном у нас весна, давайте попробуем её описать по правилу построения синквейна.

Например:

Весна.

Тёплая, долгожданная.

Приходит, оживляет, воодушевляет.

Чудесная пора любви.

Солнце.

Молодцы! А теперь давайте поработаем в парах. У вас представлен текст с картинками, внимательно изучите материал и составьте синквейн на тему "корень" одна часть аудитории, а другая - "корневая система". Например:

Корневая система.

Стержневая, мочковатая.

Закрепляет, поглощает, проводит.

Обладает неограниченным ростом.

Корни.

Корень.

Главный, боковой, придаточный.

Растёт, обеспечивает, проводит.

Воду с растворёнными минеральными веществами к стеблю и листьям.

Орган растения.

Вы сейчас работали в парах, но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.

По синквейну можно судить об уровне развития таких мыслительных операций, как анализ и синтез, об умении искать, находить и творить.

Автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам.

Составляя синквейн, каждый ребенок реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.

Синквейны – превосходный способ контроля. Написать стихотворение грамотно, не прочитав текста, невозможно.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы: Синквейн - приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.

  • повышается интерес к изучаемому материалу;
  • развивается образное мышление;
  • развиваются творческие способности учащихся;
  • совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
  • развивается мышление и воображение;
  • вырабатывается способность к анализу;
  • уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
  • расширяется словарный запас.

Преимуществом синквейна является то, что его написание на стадии рефлексии актуально в рамках любого предмета.

Уважаемые коллеги, своё выступление хочу закончить словами:

Синквейн.

Образный, точный.

Обобщает, развивает, обучает.

"Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах".

Творчество.

Желаю всем творческих успехов! Спасибо!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Синквейн, как один из приёмов рефлексии, используемый в личностно - деятельностном подходе в обучении» Автор : Осипова Олеся Анатольевна, учитель биологии и химии МБОУ «Нижнесуэтукская СОШ »

Слайд 2

Цель: обучение педагогов приёму синквейна, как одним из способов увлечённости предметом и проверки усвоенного материала на уроке. Задачи: Познакомить коллег с понятием «Рефлексия» Дать представление о правилах построения синквейна Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках биологии

Слайд 3

Структура урока Фаза вызова Фаза осмысления Фаза рефлексии

Слайд 4

Reflexio ( в переводе с лат. ) – обращение назад, размышление, деятельность самосознания, способность субъекта к анализу своего психологического состояния, обращения на собственное знание.

Слайд 5

Синквейн – нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк. Это стихотворение придумали французы. Говорят, что в «вольном» переводе это означает «пять вдохновений» или «пять удач».

Слайд 6

Правила построения синквейна

Слайд 7

Как научить детей писать синквейн? 1. Рассказать, что синквейн – это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить своё мнение, касающееся любого вопроса, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. 2. Объяснить основные правила написания пятистишья. 3. Для наглядности привести несколько примеров.

Слайд 8

Весна. Тёплая, долгожданная. Приходит, оживляет, воодушевляет. Чудесная пора любви. Солнце.

Слайд 9

Корень. Главный, боковой, придаточный. Растёт, обеспечивает, проводит. Воду с растворёнными минеральными веществами к стеблю и листьям. Орган растения.

Слайд 10

Корневая система. Стержневая, мочковатая. Удерживает, поглощает, питает. Обладает не ограниченным ростом. Корни.

Слайд 11

По синквейну можно судить об уровне развития таких мыслительных операций как анализ и синтез, об умении искать, находить и творить. Синквейн – превосходный способ контроля. Написать стихотворение грамотно, не прочитав текста, невозможно.

Слайд 12

Достоинства приёма синквейн Повышается интерес к изучаемому материалу; Развивается образное мышление Развиваются творческие способности учащихся; Совершенствуются коммуникативные навыки и умения ёмко и лаконично выражать свои мысли; Развивается мышление и воображение; Вырабатывается способность к анализу; Уменьшается время, отводимое на запоминание информации; Расширяется словарный запас. Преимуществом синквейна является то, что его написание на стадии рефлексии актуально в рамках любого предмета.

Слайд 13

Синквейн. Образный, точный. Обобщает, развивает, обучает. «Сила речи состоит в умении выразить многое в нескольких словах». Творчество.

Слайд 14

Желаю всем творческих успехов! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синквейн как один из приемов развития критического мышления через чтение и письмо.

Написание синквейна – это эффективный метод развития образной речи, это форма свободного творчества, это составление краткого резюме на основе больших объемов информации. Следовательно, по синквейну м...

Личностно-деятельностный подход в обучении истории.

Личностно-деятельностный подход в обучении истории В последние десятилетия в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе широко обсуждается проблема смены образовательной п...

Реализация системного личностно-деятельностного подхода в обучении английскому языку на начальном этапе на примере УМК "FORWARD" для 2 класса.

Реализация системного личностно-деятельностного подхода в обучении английскому языку на начальном этапе на примере УМК "FORWARD"  для 2 класса (ИЦ "Вентана-Граф") Статья содержит тезис...

Публичное представление инновационного опыта "Метод проектов как способ реализации личностно-деятельностного подхода в обучении английскому языку""

Данное представление включает в себя теоритеческие, практические и аналитические стороны инновационного опыта....

Приёмы реализации личностно-деятельностного коммуникативного подхода в обучении английскому языку

В соответствии ФГОС вопросы обучения английскому языку в условиях группового и коллективного взаимодействия приобретают особое значение, так как коммуникативная компетентность выступает как инте...

Синквейн, как один из приемов развития критического мышления на уроках технологии

Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активиру...