Комплексная программа летнего отдыха детей «Цветик-семицветик»
рабочая программа на тему

Чащихина Елена Евгеньевна

  Программа подразумевает изучение в течении недели  игр экологической направленности (различные форм)  по различным тематикам.  В субботу, в  «День ничегонеделанья», ребятам предлагается составить игровую программу спортивного и познавательного характера  из числа мероприятий прошедшей недели с целью организации игровой программы для детей и подростков, проживающих в микрорайоне. Организаторами и ведущими программы являются воспитанники. Педагог в данном случае выполняет роль координатора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_semitsvetik_chashchihina_gotovaya.doc248.13 КБ

Предварительный просмотр:

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

Управление образования МО Советский район

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования Советского района

«Центр «Созвездие» имени Героя Советского Союза

генерал-полковника Гришина Ивана Тимофеевича

semicvetik (1)

Комплексная программа

летнего отдыха детей

«Цветик-семицветик»

Возраст детей: 9-14 лет

Срок реализации: 21 день.

                                                            Автор: Чащихина Е.Е.,

                                                    педагог дополнительного образования

                             

Советский 2016

Содержание программы

Информационная карта программы

Концептуальные подходы программы

Цели и задачи

Этапы и сроки реализации программы

Место реализации программы

Описание содержания

Схема управления

Кадровое обеспечение

Краткое описание опыта реализации

Предполагаемые конечные результаты

      Перспективность программы

Финансово-экономическое обоснование

Смета расходов

Список литературы

Приложение

Сценарии мероприятий

Анкеты

Информационная карта программы

Полное название программы

Комплексная  программа летнего отдыха, оздоровления  детей «Цветик – семицветик» (программа малозатратной формы отдыха)

Автор программы

Чащихина Елена Евгеньевна - педагог дополнительного образования

Руководитель программы

Директор муниципального автономного учреждения дополнительного образования Советского района «Центр «Созвездие» имени Героя Советского Союза генерал-полковника Гришина Ивана Тихоновича Васянин О.Н.

Территория реализации  

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Советского района «Центр «Созвездие» имени Героя Советского Союза генерал-полковника Гришина Ивана Тихоновича

Юридический адрес организации

Тюменская область

Ханты-мансийский автономный округ - Югра  г. Советский ул. 50 лет Пионерии, 4

Телефон, факс

8(34675)3-87-85, 3-07-74

Форма проведения

Клуб по интересам

Цель и задачи программы

Цель: создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный досуг детей в летнее время и их творческое развитие.

Задачи:

- формировать экологическое мировоззрение,

-способствовать творческому развитию детей;

-способствовать развитию коммуникативных  и организаторских способностей.

- обеспечить занятость детей в каникулярный период,

-формировать потребность в здоровом образе жизни,

- внедрять эффективные формы организации отдыха и занятости детей.

Срок реализации

21 день

Место проведения

Тюменская область

Ханты-мансийский автономный округ - Югра  г. Советский ул. З.Космодемьянской 13, МАУ ДО СР «Центр «Созвездие» имени Героя Советского Союза генерал-полковника Гришина Ивана Тихоновича

Официальный язык

русский

Общее количество участников программы

10 – 15 человек

География участников

Учащиеся школ г. Советский, воспитанники МАУ ДО СР «Центр «Созвездие» имени Героя Советского Союза генерал-полковника Гришина Ивана Тихоновича

История осуществления программы

Программа разработана в 2016 году. Реализация и апробация данной программы «Цветик-семицветик» планируется в июне 2016 года.

Особая информация и примечание

  Программа подразумевает изучение в течении недели  игр экологической направленности (различные форм)  по различным тематикам.  В субботу, в  «День ничегонеделанья», ребятам предлагается составить игровую программу спортивного и познавательного характера  из числа мероприятий прошедшей недели с целью организации игровой программы для детей и подростков, проживающих в микрорайоне   по улице Ленина, 19. Организаторами и ведущими программы являются воспитанники. Педагог в данном случае выполняет роль координатора.

Концептуальные  подходы

 социальная значимость и актуальность.

Учеба в школе – это привычное занятие, которому дети посвящают едва ли не половину своей жизни. Более того, взрослые постоянно внушают им приоритетную ценность этого занятия: «учёба – твоё основное дело, ученье – свет»…Но вот приходят каникулы, и те же взрослые соглашаются с тем, что от школы нужно отдохнуть. Отбросить все атрибуты школьного образа жизни: ранние подъёмы, ношение формы, письменные упражнения. Включая и получение знаний. Ибо досуг в нашем сознании обычно не отождествляется с интеллектуальными занятиями. Досуг – это фильмы, футбол, прогулки…

        Так возникает резкий перепад деятельности: от интенсивной умственной работы в конце учебного года (экзамены) к полному расслаблению уму летом. А через три месяца происходит столь же резкий возврат к интенсивному познанию. Этот перепад усиливает стресс школьного образа жизни.

        А если ребёнок попадает летом в лагерь или площадку? По своему ритму это напоминает школу. Здесь так же дети стараются приобрести новый опыт, накопить знания – то, что они привыкли делать. Однако целенаправленное информирование детей, как правило, не ведётся.

        А ведь площадки имеют немалый образовательный потенциал. Здесь дети могут получить навыки социализации, богатый эмоциональный и практический опыт, элементы гуманитарно-экологического воспитания.

        Начнём с того, что в детских объединениях, ребёнок развивает умение находится среди людей и быть самим собой. Если в школе важны информационные отношения (ценность имеют знания, эрудиция, точность выполнения заданий), то здесь на первый план выходит способность строить социальные отношения (коммуникабельность, практичность, мобильность, самоуважение). Эти навыки отрабатываются во время игр, совместных дел, конфликтов и примирений, да и просто бытования. Кстати: при этом шлифуются важнейшие для коммуникации невербальные  элементы поведения, которые нельзя выучить и искусственно разыграть – они должны идти от «сердца», из подсознания, из реального опыта переживаний.

         Кроме того, ребёнок приобретает новых союзников в лице взрослых. Происходит конструктивное сотрудничество. Не секрет, что в школе учителя и ученики обычно пребывают «по разные стороны баррикад». Столь же часто взрослый наставник становится ребёнку товарищем. А ведь общение со взрослыми разнообразного статуса и рода занятий необходимо для нормальной социализации человека. В нашей жизни этого разнообразия явно недостаточно. Кто составляет круг общения современных детей? Родители, учителя…Возникший дефицит примеров взрослого поведения порой восполняют «педагоги» из криминальной среды. Или телевизор.

        А в детском объединении ребёнок не просто общается, он проживает некий период своей жизни рядом со взрослыми, представляющими в целом позитивный пример для подражания. Особенно важен этот контакт для детей с социально-психологическими проблемами, для тех, у кого неполные семьи, кто перенёс травму, испытал стресс.

Программа «Цветик – семицветик» разработана на основе:

Конституции Российской Федерации (ст.13, ч. 4,5., ст.19, ч.2, ст.30).

Гражданского кодекса РФ (ст.117, ч.1)

Федерального закона «О некоммерческих объединениях» (гл.2., ст 6 п. 1,2).

Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» (ст.4, ч.2)

Федерального закона «Об образовании»  (ст.32).

а так же выявленных потребностей у детей и родителей в организации детского досуга в каникулярный период.

После окончания учебного года забота о летнем отдыхе детей – головная боль родителей и педагогической общественности. Хочется, чтобы отдых пошел на пользу и физическому здоровью, и эмоциональному настрою, да и интеллектуально обогатил. Раньше большинство детей проводили летние каникулы в загородных пионерских лагерях. И это было палочкой-выручалочкой: свежий воздух, решена проблема с питанием и досуг под присмотром воспитателей. Сейчас многое изменилось. Отправить ребёнка в загородный летний лагерь могут не все родители. Поэтому, детские объединения в учреждениях дополнительного образования, пользуются спросом как у детей, так и их родителей.

  Новизна заключается в том, что дети могут организовывать свой досуг самостоятельно, и вовлекать в мероприятия других детей не посещающий кружок. Педагог является лишь помощником и советчиком.

Изучение реализуемых программ в сфере летнего отдыха Центра «Созвездие» показывают, что ресурсы мини-зоопарка используется не в полом объеме.  Существующие программы не охватыватывают имеющиеся  ресурсы мини-зоопарка Центра «Созвездие» и не в полной мере оказывают влияние на формирование экологической культуры. Это натолкнуло на мысль о создании программы с эколого-биологической направленностью досугового, развлекательного и познавательного характера.  

     Программа актуальна,  так как   направлена на:  

- формирование экологической культуры,

-укрепление потребности детей и подростков  в здоровом образе жизни,

- организацию досуга детей как средство профилактики безнадзорности и девиантного поведения,

- профилактику правонарушений несовершеннолетних.

Плюсами данной программы являются:

- временный характер детского объединения. Он позволяет, в силу своих характерных особенностей,  решать многие вопросы эффективней, чем в более стабильных, постоянных детских коллективах.

- разнообразная деятельность. В часто меняющихся мероприятиях у ребят возникают неповторимые чувства радости, сопереживания, азарта, единения. Значит, не отказывая детям в смене деятельности, мы не ограничиваем развитие у них эмоциональной сферы.

- изменение позиции ребёнка. Многие дети используют новые условия для самоутверждения. Идет своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.

- завуалированный, скрытый характер развивающей, коррекционной, реабилитационной, педагогической помощи и поддержки детям.

        Инновационность данной программы (новизна)  заключается в том, что педагог является куратором и координатором деятельности (предоставляет детям лишь перспективный план дня), планирование мероприятий и проведение мероприятий осуществляют дети, которые являются реализаторами: ребята самостоятельно  решают проблемы, определяют круг интересующих вопросов и выполняют задания. План педагога вариативен и члены детского коллектива вправе внести обоснованные коррективы. Планируемые мероприятия  должны соответствовать тематике дня. Педагог при этом преследует одну из главных задач - воспитание у детей чувства ответственности за свой досуг и свои дела, поступки. Итогом деятельности для детей станет осознание того, что  интересна их жизнь в коллективе или нет – это зависит от них.

- Занятость детей в каникулярный период;

- Развитие творческой активности каждого ребенка;

- Внедрение эффективных форм организации отдыха и занятости детей;

- Создание благоприятных условий для развития трудолюбия, аккуратности, самостоятельности.

Цели и задачи программы.

Цель программы:

     Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный досуг детей в летнее время и их творческое развитие.

Задачи:

- формировать экологическое мировоззрение,

-способствовать творческому развитию детей;

- способствовать развитию коммуникативных  и организаторских способностей.

- обеспечить занятость детей в каникулярный период,

-формировать потребность в здоровом образе жизни,

- внедрять эффективные формы организации отдыха и занятости детей

Этапы и сроки реализации программы.

 1. этап. Подготовительный

Задачи:

- привлечь детей;

- подготовить материально-техническое обеспечение.

2. этап. Основной. Направлен на реализацию программы. Вся смена состоит из трех периодов:

1-3 день- ознакомительный. Задачи:

- создать эмоциональный настрой на сотворчество, совместную  деятельность

-выявление лидеров,

4-19 день-реализация мероприятий. Задачи:

     - укреплять здоровье;

- творческая самореализация детей;

- удовлетворение коммуникативных потребностей,

20-21день- заключительный. Задачи:

-проведение анкетирования,

-вручение памятных призов.

3 этап. Итоговый

Задачи:

- подведение итогов по реализации программы;

- анализ результатов индивидуальных достижений;

Место реализации программы

Программа реализуется на базе  здания Центра «Созвездие» по ул. Зои Космодемьянской д.13  (проведение занятий, мероприятий различной направленности), дворовой площадки во дворе домов на пересечении у. Ленина,19 и З. Космодемьянской, д.6,8 и другие культурно- досуговые объекты.

Описание содержания программы

Программа ориентирована на детей в возрасте 9 -14 лет, учащихся общеобразовательных школ города Советский и  воспитанников кружка «Ребятам о зверятах» и «Юный исследователь». Группа состоит из 10-15 человек.  Программа рассчитана на 21 день.  

Детское объединение функционирует   ежедневно с понедельника по субботу включительно. Воскресенье – выходной. Занятия проходят в послеобеденное время с 15.00 – 17.30(время обусловлено возможностью посещения детьми, находящихся в пришкольных лагерях дневного пребывания).

Название программы «Цветик-семицветик» соответствует семи дням недели. У каждого лепестка этого волшебного «цветка» свой цвет: понедельник – красный, вторник – оранжевый, среда – жёлтый, четверг – зелёный, пятница – голубой, суббота – синий, воскресенье – фиолетовый. Цвета дней - это цвета радуги, которые охватывают весь цветовой спектр.

        Каждый цвет – свой вид деятельности:

-по красным дням (пн.) - дети занимаются спортом и учувствуют в мероприятиях , направленных на здоровьесбережение

  -по оранжевым дням (вт.)- занятие в творческой лаборатории

- жёлтый день (ср.)- день проведения  деловых игр;

-зелёный (чт.)-  посвящен мероприятиям по музыке и поэзии;

-голубой цвет (пт) -посвящен общению с представителями  мини-зоопарка  

-синий (сб.)- день  развлекательных мероприятий

      - фиолетовый (вс.) - это отдых от общения с членами детского объединения, который обязательно нужен.

        В целом за смену каждый вид деятельности повторится четыре раза. Такое разноплановое насыщение различными по своей структуре мероприятиями, за короткий промежуток времени, очень привлекателен для детей и подростков, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде».

          Программа подразумевает изучение в течении недели  игр экологической направленности (различные формы)  по различным тематикам.  В субботу, в  «День ничегонеделанья», проходит Ярмарка идей, на которой ребятам предлагается составить игровую программу спортивного и познавательного характера  из числа мероприятий прошедшей недели, с целью организации игровой программы для детей и подростков, проживающих в микрорайоне   по улице Ленина, 19. Организаторами и ведущими программы являются воспитанники. Педагог в данном случае выполняет роль координатора.

                             

Механизм реализации программы

Всего 21 день.

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

воскресенье

День спорта

День творчества

День деловой  игры

День    музыки  и поэзии

День друга

День ничегонеделанья

(самоуправления)

День отдыха

Каждый день:

Игры на свежем воздухе, прогулки, посещение различных

мероприятий, городского парка и главное -общение.

План – график мероприятий

1-й день (пятница) - День друга

-игры на знакомство (Приложение 1),

-изготовление визиток,

-развлекательно-познавательное мероприятие посвященное грызунам,

- «День защиты детей»

- проведение анкетирования (Приложение 2).

2-й день (суббота) - День ничегонеделанья

- мероприятие «Ярмарка идей»

- выход на дворовую площадку, проведение мероприятия воспитанниками.

3-й день (понедельник) – День спорта

- беседа о пользе здорового образа жизни,

- спортивно–познавательное  мероприятие   «Зоологические забеги» (Приложение 3).

4-й день (вторник) – День творчества

- рисунки на тему «моё любимое дикое животное»

- поход в парк культуры и отдыха

- игра «Изобрази зверя».

5-й день (среда) – День деловой игры

- деловая игра «Поле чудес» (Природа России) (Приложение 4),

- экскурсия в детскую библиотеку.

6-й день (четверг) – День музыки и поэзии

- прослушивание детской классической музыки.

- беседа о классической и поп-музыке.

7-й день (пятница) – День друга

- беседа о друзьях наших меньших. Птицы России.

- музыка «Голоса птиц»

- викторина «Декоративные птицы».

8-день (суббота) – День ничегонеделанья

- «Ярмарка идей»

- организация досуга («дворовая игра»).

9-день (понедельник) – День спорта

- тест «Что ты знаешь о витаминах» (Приложение 5)

- «Турстарты» (Приложение 6).

10-день (вторник) – День творчества

- изготовление поделок для домашних животных

- посещение парка культуры и отдыха,

11-й день (среда) – День деловой игры

- загадки о животных,

- сюжетно-ролевая игра «В поиска приключений» (Приложение 7).

12-й день (четверг) – День музыки и поэзии

- познавательное мероприятие  «Основы сложения стиха»,

- конкурс «Сочини стихотворение»

- мини-дискотека.

13-й день (пятница) – День друга

- лекция «Друзья наши младшие. Многообразие декоративных рыб»

- просмотр фильма «Лучшие аквариумы мира»

-игра «Тайный друг».

14-й день (суббота) – День ничегонеделания

- «Ярмарка идей»

- организация досуга («дворовая игра»).

15-й день (понедельник) – День спорта

- спортивная игра «Юный пешеход» (Приложение 9).

- посещение К/Т «Луч».

16-й день (вторник) – День творчества

- конкурс «Собачий парикмахер»

- сувенир «Ёжик».

17-й день (среда) – День деловой игры

- игра «Экологический серпантин» (Приложение 8).

-экскурсия в «Малую Сосьву»

18-й день (четверг) – День музыки и поэзии

- деловая игра «Музыкальный ринг»

-  досугово -познавательное мероприятие «Стихотворные поединки».

19-й день (пятница) – День друга

- экскурсия в мини-зоопарке Центра «Созвездие»

- познавательная игра  «Эти удивительные животные».

20-й день (суббота) – День ничегонеделания

- «Ярмарка идей»

- организация досуга «дворовая игра»

21-й день (понедельник) – День спорта 

- игры,

- анкетирование

- вручение памятных подарков.

Методы стимулирования:

- воспитанники, проявившие активность и творчество при подготовке и приведения мероприятий награждаются грамотами по итогам смены,

-дети, участвующие в мероприятиях , проводимых на дворовых площадках поощряются контромарками на бесплатное посещение мини-зоопарка Центра «Созвездие» ( если ребенок дошкольного возраста он имеет право придти бесплатно в сопровождении взрослого),

-при наличие финансовых ресурсов участники кружка и дети с дворовой площадки награждаются поощрительными подарками (смета прилагается).

Схема управления программой

Кадровое обеспечение программы.

В реализации программы участвуют:

-сотрудники  Центра «Созвездие» (директор, педагог дополнительного образования, зооинженер),

-привлеченные специалисты (сотрудники посещаемых организаций).

Социальными партнерами являются: Центральная детская библиотека, парк культура и отдыха, музей «Малая Сосьва», Детская школа искусств, краеведческий музей, природный парк «Кондинские озера».

Краткое описание опыта реализации программы.

Программа разработана в 2016 году и прошла апробацию в июне 2016 года.

Предполагаемые конечные результаты.

По завершению программы дети должны знать:

- особенности жизни животных -представителей мини -зоопарка,

- интересные факты из жизни диких животных и растений,

- этапы подготовки и  проведения мероприятия;

-укрепление здоровья, привитие интереса к здоровому образу жизни,

-посещение кружков эколого -биологической направленности в течении учебного года.

По завершению программы дети должны уметь:

        - работать и общаться в коллективе;

        - составлять простейший сценарий  и проводить мероприятия.

 

Перспективность программы

Опыт реализации программы может быть представлен педагогам Центра «Созвездие» и других образовательных учреждений в качестве методического пособия.

Программа вариативна в части «Содержание программы» и может быть дополнена другими мероприятиями в рамках реализации основных направлений деятельности .

Участники летней смены познакомившись с эколого- биологическим направлением удовлетворяют свои познавательные потребности включаясь в  образовательный процесс кружка «Ребятам о зверятах», «Юный исследователь».

Финансово- экономическое обоснование программы

Материально-техническое оснащение:

-кабинет для проведения занятий,

- актовый зал, для проведения мероприятий,

-аппаратура (магнитофон , компьютер),

-мультимедийный проектор,

-диски о животных, музыкальные диски.

-спортивный инвентарь (футбольный мяч, скакалки, гимнастические обручи, кегли, резиновые мячи, палатки походные двухместные (2 шт.),

-наборы развивающих игр (пазлы, шашки, шахматы, головоломки и др.).

-настольные игры (лото,  домино).

-материал для творчества (цветная бумага, картон, клей, ножницы, бархатная бумага, писчая бумага, ватманы и т.д.)

-набор медикаментов для оказания первой медицинской помощи.

Смета расходов.

Название

количество

(шт.)

цена

(стоимость 1 шт.)

стоимость (руб.)

Канц.товары

ватман

4 шт.

10.00

40.00

цв.бумага

5 наборов

90.00

450.00

картон

6 шт.

30.00

180.00

ножницы

5 шт.

20.00

100.00

клей

5 шт.

20.00

100.00

писчая бумага

1 пачка

240.00

240.00

фломастеры

3 пачки

80.00

240.00

краски

4 шт.

180.00

720.00

кисточки

6 шт.

20.00

120.00

циркуль

3 шт.

50.00

150.00

Средства стимулирования

грамоты

призы воспитанникам

15 человек

150.00

2250.00

поощрительные призы участникам мероприятий, проводимых  во дворах.

 100

20

2000.00

ИТОГО:

6590.00

Список литературы для педагога.

Журнал Народное образование (№3, 2009)

Научно-методический журнал «классный руководитель» (Москва 2004 №4)

Научно-методический журнал «классный руководитель»( Москва 2007, №3,№4, №5)

Журнал Народное образование (№3, 2007)

Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников» (№2, №3, 2009)

Сценарии классных часов (Москва 2002, часть2)

Афанасьев С.П., Триста творческих конкурсов. – М., 2000.

Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей. – М., 1999

Гершун В.И. Домашние животные. – М., 2001

Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. – М., 1999

Немов Р.С., Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии коллектива.

Сценарии школьных праздников. – М., 2003.

Список литературы для детей.

Весёлый журнал о животных «Тошка»

Детская энциклопедия «Махаон» Тайны природы.

Детская энциклопедия «Махаон» Чудеса света.

Юному географу. Свердловск, 1999

Определитель «Природа России»

«РОСМЕН» Детская энциклопедия.

Приложение 1

Анкета для детей

«Мир моих увлечений»

(проводится в организационный период начала работы кружка и в последний день смены)

Дорогой друг!

Мы хотели бы узнать тебя поближе и предлагаем ответить на вопросы:

1.В свободное время я увлекаюсь:___________________________________________________

2. Очень хотел(а) узнать о _________________________________________________________

3. В кружке я научился:____________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Анкета

«Выявление коммуникативных и организаторских способностей, мира увлечения» (проводится в начале и конце смены)

Дорогой друг. Предлагаем ответить на несколько вопросов.

Много ли у тебя друзей? (да, нет).

Как ты проводишь свое свободное время?____________________

Нравится ли тебе организовывать что-то для своих друзей?(да, нет).

Любишь ли ты знакомится с новыми людьми?( да, нет).

.

Анкетирование

«Недописанный текст» (проводится в начале работы кружка)

Допиши предложение:

1. Чтобы на кружке было интересно, нужно……

2. Отношения между детьми и педагогом будут лучше, если……

3. Если бы я был руководителем кружка, то…..

4. Мне сложно…..

5. Я хотел бы поучаствовать в….

Анкетирование

«А на последок я скажу…» 

(проводится в последние дни работы кружка)

1. С каким настроением ты прощаешься с кружком?

2. Что тебе запомнилось больше всего?

3. Какое из проведенных занятий тебе понравилось больше всего?

4. Нравится ли тебе наш кружок?

5. Что для тебя было самым трудным?

6. чему ты научился во время занятий в кружке?

7. если бы ты был руководителем , что бы ты изменил?

8. Хотел бы тебе посещать наш кружок еще.

                            Приложение  2 

«Знакомство»

Первый день выпадает на пятницу, это по цвету голубой день и День друга. Но, чтобы его найти, нужно ближе познакомиться друг с другом. Для этого нужно выполнить ряд упражнений для создания атмосферы доверия и сплочённости во временном детском объединении.

«Делай то, что делаю я»

Инструкция: предлагается всем встать в круг. Сделать это так, чтобы была возможность двигаться, не задевая друг друга. Задача очень проста: постараться вслед за ведущим (педагог) повторить все движения руками, телом, мимикой лица, делать всё то, что делает педагог.

        Дальше идет каскад синхронных перемещений рук и  частей тела, т.е. движения на внимание: это снимает напряжение от вашего первого контакта, а постоянное переключение внимания активизирует память. Упражнение усложняется, если к телодвижениям добавляются различные звуковые сигналы – от улюлюканья до мычания, кваканья и т.п.

«Замри»

Инструкция педагога: «А теперь попробуйте подвигаться сами, при этом с места сходить нельзя. Будьте внимательны, по команде «Замри» все застывают в той позе, в которой вас застала команда. Я попробую вас проверить, как вы умеете фиксировать свою позу. Я буду вас толкать, смешить, но ваша поза должна оставаться неизменной. Гарантирую, что не нанесу вам никакого вреда. Попробуем? Начали».

        Задача педагога после команды очень быстро всех обойти и постараться вывести их из зафиксированной позы. Можно использовать смешные рожи, покачивания тела, хлопки, прикосновения к плечам, рукам, талии, весёлые, негромкие крики. Команда «Отомри» даётся каждому ребёнку после попытки вывести его из равновесия. Фиксированная, напряженная поза с последующим снятием мускульного напряжения устраняет тревожность и психологическое напряжение. Ребята, прошедшие испытание, своей эмоциональной реакцией на происходящее начинают вам помогать и постепенно втягиваются в игру. В этом упражнении важна динамика.

«Ближе к центру»

Инструкция педагога: «Отлично, вы хорошо умеете слушать и выполнять мои инструкции. А теперь давайте возьмёмся за руки (в замок) и начнём сближаться к центру круга. Встанем как можно плотнее, при этом создадим внутри идеальный круг. Давайте попробуем. Как вы считаете, получился у нас круг? Сейчас мы проверим. Если по моей команде – «Наклоните своё туловище вправо/влево – круг не развалится, он действительно идеален, в противном случае нам всё придется повторить заново. Ноги от земли отрывать нельзя. При правильном построении вы не должны испытывать никакого напряжения».

Даётся команда. Упражнение повторяется 2-4 раза в разные стороны. Упражнение направленно на формирование способов взаимодействия: от участия каждого зависит решение общей задачи, а телесный контакт снимет напряжение в отношениях мальчиков и девочек.

«Визитная карточка»

Риквизит: карточка (на каждого участника) размерами 9 на12 см, цветные карандаши, фломастеры, булавки, скрепки или другие приспособления для закрепления карточки на одежде участников.

Вступительное слово: Наступило время познакомиться поближе! Но прежде чем мы назовём свои имена, фамилии, интересы, увлечения, расскажем друг другу, что привело каждого из нас сюда, в эту группу, давайте сейчас попробуем оформить свою визитную карточку, через которую каждый попытается открыть себя для других в символах-рисунках, которые подчеркнут вашу уникальность. Это поможет нам понять и принять друг друга и станет своеобразной защитой внутреннего мира каждого. А сделать это можно так: пусть на этой карточке будет несколько символов-рисунков, которые охарактеризуют вас с разных сторон:

Имя – это единственный символ, не зависящий от человека. Вам подарили его родители. Со временем для каждого из нас оно приобретёт особый смысл, становится символом принадлежности к своему «Я». Попытайтесь представить этот символ и изобразить его в рисунке на карточке.

Вместе с именем мы приобретаем фамилию – символ принадлежности к роду, т.е. к истории своих предков. Что лежит в основе вашей фамилии, каким символом она стала для вас?

Постарайтесь представить символ вашей мечты.

Преодолевая трудности, мы усваиваем понятия «надо, могу, получается», приобретаем опыт. Каждый раз это испытание своего «Я», маленький экзамен человеческой состоятельности и самостоятельности.  И такие экзамены мы сдаём постоянно. Обратитесь к своему прошлому, попытайтесь вспомнить  подобную ситуацию и обозначьте её в воображении символом, который потом перенесёте на карточку.

                                            Приложение 3

Спортивно -познавательная игра

«Зоологические забеги»

Предлагается познакомиться с некоторыми жителями планеты, вернее, побывать в шкуре этого жителя. Все забеги будут на быстроту и правильность выполнения задания, которое игроки будут выполнять поочерёдно в каждой команде. Для того, чтобы начать соревнование, нужно разделиться на две команды.

Забег «черепах»

Ведущий: Начнем мы с вами с самых медлительных жителей планеты Добра, да и спешить им ни к чему, так как их тело защищено очень прочным панцирем. Они живут в пустыне, где очень тепло. В песок они откладывают яйца, из которых появляются маленькие детёныши. Кто же это? (Черепахи).

        Дети встают на четвереньки, на спину ставится таз с «яйцами» (мячи). Нужно очень тихо и аккуратно двигаться, чтобы его не уронить. Пройти дистанцию, передать эстафету следующему игроку.

Забег «пингвинов»

Ведущий: а сейчас из жаркой пустыни перенесёмся в самую холодную точку земного шара – Антарктиду. Там живут птицы, которые приспособились к суровому климату. Их тело покрыто густым, непромокаемым оперением, а толстый слой жира спасает от трескучих морозов. На суше они очень неуклюжи и не умеют летать. Зато в воде могут соперничать с дельфинами. Крылья служат им великолепными вёслами, с их помощью они могут развивать скорость до 40 км/ч.. И кто же это? (пингвины).

        Между коленями зажимается яйцо от «киндера». Нужно пройти как пингвин, не уронив «яйца».

Забег «сороконожек»

Ведущий: Следующее существо имеет не 2 пары ног, а множество. Это такая красивая гусеница. Она может очень быстро передвигаться. Как вы думаете кто это? (сороконожка). Задание заключается в том, что бы всей команде превратится в сороконожку: всем присесть на корточки, взять за плечи впереди сидящего, и не вставая пройти дистанцию.

Забег «носорогов»

Ведущий: это одно из древнейших млекопитающих, его предки обитали на Земле ещё 60 млн. лет назад. Он весит целых 4 тонны, его длинна 2,5 м. и находится он на грани вымирания. Виной этому стало его грозное оружие – рог. Люди придумали миф, что его рог спасает от многих болезней, а кубок, сделанный из него сразу же покажет, если в него налит яд. Но наукой доказано, что рог этого животного не обладает никакими целенными свойствами. Вы догадались кто это?

(Носорог).

        Встав на четвереньки, по очереди, каждый игрок должен продвигая мяч носом пройти дистанцию.

Забеги «лягушек»

Это – хищное животное. В её рацион входят насекомые, пауки, улитки. Не прочь она пообедать и своими собратьями. Днем они греются на солнышке, удобно расположившись на берегу. В случае опасности бросаются в воду и зарываются в ил. Вечернюю зарю они встречают большими компаниями с обязательным хоровым пением. Кто же это? (Лягушки).

        Каждый игрок команды передвигается по-лягушачьи, присев на корточки, руками отталкиваясь от пола. При каждом прыжке нужно квакать.

Забеги «медведей»

Это тяжеловесы среди хищников, но они с удовольствием едят различные злаки, корни, ягоды, орехи. Они обычно предпочитают избегать человека, но в случае опасности могут смело атаковать. Убежать от него очень трудно. Они готовы терпеть укусы пчёл, лишь бы добраться до мёда – своего любимого лакомства. Кто это? (Медведи). Вот вы сейчас побываете в шкуре медведя и попробуете быстро передвигаться.

        Встать на четвереньки. Передвигаться нужно, ставя одновременно левую руку и левую ногу, правую руку и правую ногу, как бы переваливаясь с одного бока на другой.

Забеги «змей»

Эти существа живут на суше и в воде, прекрасно плавают и ныряют. На берег выползают, чтобы погреться и пообедать. Их добыча рыба, птица, грызуны, не прочь они полакомиться и домашними животными. Иногда нападают на достаточно крупных животных, таких как свинья, а иногда решаются напасть на человека. Толстую , блестящую кожу этих животных выделывают и изготовляют из неё прочные чемоданы, сапоги, попоны для лошадей и многое другое. Мясо и жир употребляют в пищу, причем рассказывают, что мясо очень вкусное, чуть сладкое на вкус. В густых тропических лесах они чувствуют себя хозяйками. И что же это за животное? (Это змея)

        Дети встают друг за другом, держась за плечи впереди стоящего. Для каждой команды на полу расставляются кегли. Задача команд – оббежать все кегли не расцепляясь.

                     

                                  .          Приложение   4

«Поле чудес» «Природа России»

Правила те же, что и в одноимённой игре на центральном телевидении: три тура, финал, награждение.

Тур. Задание: Говорят, что у этой птицы «глаза на затылке», ведь, не поворачивая головы, он видит, что у него за спиной. Гнездо строит на болотной кочке. Через 3 недели из яиц появляются маленькие долгоносики на высоких ножках. Едва обсохнув, вслед за мамой уходят от гнезда. В случае опасности родители переносят пуховичков на большие расстояния, держа их в лапах. Ответ – бекас.

Тур. Задание: Личинки этих насекомых (наяды) питаются мелкими водными животными. Для охоты у них имеется ловчая снасть, так называемая маска. Это очень длинная и подвижная нижняя губа. Когда личинка видит добычу, губа распрямляется и выбрасывается вперед, захватывая жертву острыми крючками. Потом губа складывается и подносит добычу ко рту. Ответ –стрекоза.

Тур. Задание: Рыба – рекордсмен среди наших рыб по выживанию. Он обитает в тихих реках, озёрах и даже в мелких прудах с затхлой водой. Если воздуха в воде не хватает, он поднимается дышать к поверхности. Зимой он выживает в промерзающих до дна водоёмах, а летом не гибнет при температуре воды 40 С. Ответ –

Финал. Задание: Лапы у этого животного с плавательными перепонками. На задних лапах перепонки развиты сильнее, чем на передних. Коготь на втором пальце задних лап раздвоен. С его помощью он расчёсывает свой мех. Благодаря этой удивительной расчёске, которая никогда не теряется, шуба у него всегда ухожена. Ответ – бобр. 

приложение 5

             

Тест «Что ты знаешь о витаминах»

     

Ещё в древности люди замечали, что во время дальних плаваний или в период неурожаев часто имели место тяжёлые заболевания, причина которых долго была неизвестна. Русский врач Лунин своими опытами на животных доказал, что в натуральных продуктах кроме жиров, белков и углеводов содержатся и небольшие дозы неизвестных, но необходимых для жизни веществ. Тридцать лет спустя польский исследователь Функ назвал их витаминами. По мере открытия их стали обозначать буквами латинского алфавита. Что мы знаем об этих важных составляющих нашего здоровья, увидим из теста.

Выносливость организма к различным инфекциям повышает:

А) витамин  Д

Б) витамин РР

В) витамин С

2. При недостатке какого витамина у детей может развиться рахит?

А)витамин А

Б) витамин В

В) витамин Д

3.Витамин С лучше сохраняется в сырых овощах при температуре…

А) +25С

Б) -15С

В) 1-2С

4. При каком способе приготовления картофеля сохраняется больше всего витамина С.

А) жарка

Б) варка очищенного картофеля.

В) варка в кожуре.

5. Витамины группы В более всего содержатся в…

А) в пирожках и пончиках

Б) пшеничном хлебе (белом)

В) ржаном хлебе (черном)

6. Лучше всего витамин А, содержащийся в моркови, усваивается…

А) с сахаром

Б) в чистом виде.

В) со сметаной или майонезом.

        Если большинство твоих ответов составляют «а» и «б», то для того, чтобы поддерживать хорошую физическую форму и быть здоровым, тебе необходимо прислушиваться к советам окружающих взрослых, которые более опытны в таких вопросах, или почаще смотреть передачи о вкусной и здоровой пище. Стоит также побольше обращать внимание на упаковки различных продуктов, где указаны сведения о содержащихся витаминах.

        Если большинство твоих ответов «в», то поздравляю – ты знаком с организацией рационального питания, то есть не только вкусного и достаточного, но и самое главное, правильного, необходимого твоему организму, чтобы быть здоровым. Можно надеяться, что твои познания в области витаминов также глубоки, как сведения о белках, жирах , углеводах и минеральных веществах, содержащихся в нашей пище, а следовательно, твоё здоровье – в твоих руках.

Приложение 6

Спортивная эстафета «Турстарты»

Цель: знакомство с таким видом спорта, как туризм, пробуждение интереса к занятию туризмом, воспитание навыков взаимовыручки и взаимопомощи.

Начиная с 10-11 лет можно и нужно начинать знакомить детей с туризмом, т.к. романтика походов с ночными кострами, ночёвкой в палатках, рассказы старшеклассников об интересных случаях, происшедших с ними в походах, уже наверняка пробудили интерес к этому виду спорта. Смоделировав в игровой форме ситуацию, подобную походной, познакомим ребят с тем, что их может ожидать в походе. К тому же данную эстафету можно рассматривать и как просто одну из форм организации летнего детского досуга.

Описание эстафеты.

        Эстафета командная, рассчитана на 2-3 команды по 5-6 человек. Перед каждым этапом командам даётся вводная. Функцию жюри может выполнять  ведущий.

        1 этап. Командам объявляется, что – это разминочный этап, но в тоже время объясняется, что во время похода могут встретиться различные препятствия и только дружная команда сможет их преодолеть.  Вот сейчас и предлагается проверить: какой ширины овраг общими усилиями смогут преодолеть команды. Каждый участник прыгает с места без разбега, следующий участник прыгает с того места, на которое приземлился предыдущий и т.д. Побеждает та команда, которая прыгнет дальше.

        2 этап. Командам объявляется, что начинается сбор в поход, и каждой команде вручается рюкзак. Рюкзак играет роль эстафетной палочки, но на определённом расстоянии от команд сложены вещи, необходимые в походе. Каждый участник подбегает с рюкзаком и укладывает в него только одну вещь, затем передаёт рюкзак следующему. Побеждает та команда, которая раньше уложит и перенесёт все вещи.

        3 этап. Ведущий объявляет, что во время похода перевернулась одна из байдарок и необходимо оказать помощь товарищам. Роль товарищей играют обручи, до которых каждый участник должен добросить веревку. Побеждает та команда, которая совершит больше точных попаданий.

        4 этап. Теперь на пути туристов овраг, который можно преодолеть, по бревну. Роль бревна играет гимнастическая скамейка, по которой и должны пробежать все участники команды. Те, кто сделает это быстрее, и побеждает.

        5 этап. Овраг преодолён и на пути туристов болото. Перейти его можно только по кочкам, изображать которые будут табуретки. Каждой команде даётся по две табуретки, и участники, передвигая их, доходят до определенного места, а затем передают их следующему участнику.

        6 этап. Но вот все туристы дошли до привала и поставили палатку, роль которой играет обруч, удерживаемый кем-то из помощников в вертикальном положении. Это и есть вход в палатку. Все участники должны по очереди влезть в неё. Побеждает та команда, которая быстрее окажется в палатке.

        7 этап. Теперь – самое время развести костёр. Каждому участнику даётся по «полену» - небольшой палочке. Из этих палочек они должны сложить костер на определённом месте, добегая до него по очереди. Чей костёр будет сложен раньше, те и побеждают на данном этапе.

Жюри подсчитывает баллы, определяет победителей и вручает призы. И конечно объявляет, что они смогут скоро проверить полученные навыки в настоящем походе.

 

Приложение 7

Сюжетно – ролевая игра «В поисках приключений»

Игра направлена на то, чтобы научить ребенка принимать решения в нестандартной ситуации, анализировать развитие ситуации, находить выход из создавшейся ситуации. Кроме того, игра направлена на активизацию познавательной деятельности и на реализацию интереса ребёнка к приключениям.

Игра может быть разбита на два этапа.

Первый этап – подвижный. Команды состязаются в ловкости, сноровке, физической силе, умении помогать друг другу. Это могут быть различные поединки: бросание верёвки на точность, толкание камня на дальность, развязывание связанного товарища на время и т. п.

Второй этап – сюжетно-ролевой. Участники попадают условно к героям книг и фильмов:

«Робинзон Крузо»

«Робин Гуд»

«Маугли»

«Граф Монте-Кристо»

«Три мушкетера»

«Остров сокровищ»

Но попадают не просто к героям, а в сам сюжет книги или фильма или на место того или иного героя. Возможно, что развитие событий домысливается или придумывается участниками игры. Главное, чтобы неизменными остались эпоха, суть происходящего в книге или фильме и приключения или хотя бы подготовка к ним.

        Каждый герой должен быть одет соответственно своей роли, должен встретить участников игры определенным монологом, ввести в курс происходящего, попросить помощи и т. п. Короче говоря, герой должен смоделировать ситуацию из фильма, а участники игры должны продемонстрировать способ выхода из неё. Либо герой должен проверить, насколько играющие готовы к той или иной ситуации.

Возможны следующие варианты:

«Робинзон Крузо»

Герой – Робинзон.

Предлагает помочь ему построить из подручных средств жилище, из предложенного набора различных вещей сделать что-то полезное для жизни на острове, придумать и продемонстрировать способ защиты от диких животных. А возможно, он примет играющих за туземцев и попытается научить их своему языку, а игроки должны будут добросовестно сыграть эту роль и рассказать о своём племени.

«Робин Гуд»

Герой – Робин Гуд и кто- то из его друзей-лучников.

Они могут попытаться захватить игроков, приняв их за богатых феодалов, тогда играющие должны доказать, что это не так, а доказав, могут быть приняты в отряд Робин Гуда, но пройдя для этого определённые испытания – стрельба из лука, владение мечом, умение прятаться в лесу.

«Маугли»

Герой – Маугли.

Предлагает придумать и продемонстрировать способ борьбы с обезьянами, преодолеть препятствие с помощью «тарзанки», проверить способность играющих к жизни в диком лесу различными заданиями: как практическими, так и теоретическими. Также можно принять играющих за посланцев Шер-Хана и потребовать их доказать, что это не так.

«Граф Монте-Кристо»

Герой – граф Монте-Кристо, пока еще узник замка Иф, и стражник замка. Герой удивлён, что в его камере появляются ещё пленники замка, и предлагает им бежать так же, как он, спрятавшись в мешки. Может быть даже проведён небольшой конкурс, все участники по очереди, прячутся в мешок, а рядом стоят мешки, набитые чем-то ещё, и стражник угадывает, в каком из мешков человек. Таким образом узнаётся – кто сможет бежать из замка, а кто нет. Также может предложить придумать другой вариант бегства из тюрьмы. А ещё может предложить помочь расшифровать записку о спрятанных сокровищах.

«Остров сокровищ»

Герои – Сильвер, Бен Ганн, капитан Смоллетт и другие.

Здесь всё зависит от фантазии и места проведения игры. Можно оказаться в плену у пиратов и переправлять под их руководством сокровища на корабль, можно разрабатывать план захвата форта, расшифровывать карту, а можно и стать участником штурма форта на той или иной стороне, также можно по условным знакам или запискам искать сокровища, попадая при этом в самые разные приключения.

«Три мушкетёра»

Герои – мушкетёры, гвардейцы кардинала.

Мушкетёры могут предложить перейти на их сторону для борьбы с гвардейцами, но для этого устроить экзамен на владение шпагой – тушение шпагой свечей, попадание шпагой в цель с закрытыми глазами и т. п.

По окончании игры можно выбрать лучшего разведчика, лучника, сочинителя, туземца, Робинзона, мушкетёра. Закончить игру можно викториной на лучшего знатока фильмов.

Приложение 8

Экологический серпантин.

Подготовка к игре: необходимо разделить детей на команды. Оптимальное количество команд 4-5, детей в командах – до 8 человек.

Материальное обеспечение: жетоны зелёного, красного и синего цвета, маршрутная карта, призы.

Описание игры.

Игра проводится на любой подходящей местности. Все команды получают маршрутную карту, на которой указано местонахождение только одной станции (причем у всех команд своей). При прибытии на станцию команда получает задание с несколькими вариантами ответов. При правильном ответе команда получает зелёный жетон и судья на этой станции показывает направление пути на следующую станцию. При неправильном ответе команда получает красный жетон и ей указывают другое (неправильное) направление, где их встречают лешие, кикиморы и т. п. Они отбирают у команды маршрутную карту и требуют откупиться: либо отдать зелёный жетон, либо поработать на благо Земли. За работу даётся синий жетон, и за него выкупается карта. Заранее готовятся различные формы работы: уборка мусора, посадка деревьев и т. д. Назначается несколько сказочных персонажей, чтобы они находились в разных местах. Вернув маршрутную карту, нечистая сила предлагает команде вернуться на станцию, на которой они потерпели неудачу, и попробовать свои силы ещё раз. По окончании игры команды сдают жетоны, и определяется победитель.

Варианты станций и заданий.

Станция «Птицы»

Наука, изучающая птиц, называется?

Кинология

Орнитология

Энтомология

Какая птица выводит птиц зимой?

Филин

Клёст

Стриж

Стерх

Какая птица летает на высоте до 4500 метров?

Ворона

Журавль

Голубь

Орёл

Какая птица умеет бегать под водой?

Чайка

Гагара

Оляпка

Зимородок

Станция «Насекомые»

Назовите самого крупного паука.

Птицеед

Каракурт

Тарантул

Кто слышит ногами?

Сверчок

Таракан

Кузнечик

Какая из этих бабочек самая маленькая?

Моль

Стеклянница

Шелкопряд

Станция «Грибы»

Назовите самый ядовитый гриб.

Мухомор

Бледная поганка

Желчный гриб

Сатанинский гриб

Какой из этих грибов является пластинчатым?

Рыжик

Белый гриб

Подберёзовик

Какой гриб разлагает полезную древесину и считается вредным?

Подберёзовик

Опёнок

Груздь

Станция «Воздух»

При увеличении этого газа в составе воздуха можно умереть от удушья?

Кислород

Азот

Углекислый газ

Станция «Лес»

Вокруг крупных городов необходимо большое количество лесов, для чего?

Для красоты

Для очищения воздуха

Для того, чтобы селились птицы и животные

Для дров

Какое дерево дольше живёт?

Берёза

Осина

Дуб

Ель

На вырубках раньше всех вырастает

Берёза

Клён

Сосна

Станция «Вода»

Наиболее загрязнённое озеро?

Глухое

Яльчик

Конан-ер

Какое море пересыхает из-за деятельности человека?

Каспийское

Азовское

Аральское

По какому животному можно определить чистоту озёр и рек?

Уж

Рак

Лягушка

Станция «Животные»

У какого животного глаза вращаются на 360 градусов?

Хамелеон

Крокодил

Черепаха

Самое большое животное республики Марий Эл?

Кабан

Медведь

Лось

Какой зверёк всю зиму спит вниз головой?

Ёж

Летучая мышь

Барсук

Станция «Земля»

Овраги портят землю. Как не дать им увеличиться?

Засыпать землёй

Посадить на склонах деревья

Делать в них свалки

Нитраты в овощах образуются от того, что в земле много

Минеральных удобрений

Воды

Органических удобрений

Когда проводится День Земли?

19 мая

8 марта

22 апреля

1 мая

Приложение 9

Игра «Юный пешеход»

Цели: пропаганда правил дорожного движения среди учащихся, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, проверка и закрепление навыков безопасного поведения детей на улицах.

Ход игры.

Игра проводится в форме круговой эстафеты. Каждый участник, получив маршрутный лист, должен пройти 4 этапа. На каждом этапе он выполняет те или иные задания, посвященные правилам дорожного движения. Оценки выставляют в маршрутный лист.

Фамилия, имя___________________

Название этапа

Баллы

1. Азбука пешехода

2. Перекрёсток загадок

3. Автомульти

4. Говорящие знаки

Основные этапы игры.

1 этап. «Азбука пешехода»

Проверка знаний основ правил дорожного движения в форме ответов на вопросы. Максимальное количество баллов – 10.

Вопросы

Пешеход – это:

Человек, производящий работу на дороге.

Лицо, идущее по тротуару.

Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу.

Какие из перечисленных ситуаций могут стать причинами дорожно-транспортных происшествий?

Переход дороги в неустановленном месте.

Игры на мостовой.

Хождение по проезжей части.

Что означает сочетание красного и жёлтого сигналов светофора?

Можно начинать переход.

Скоро будет включён зелёный сигнал.

Внимание приготовились.

Что означает мигание зелёного сигнала светофора?

Светофор неисправен.

Время зелёного сигнала истекает.

Движение запрещено.

Как должна двигаться пешая колонна по проезжей части?

По левому краю дороги, навстречу движущемуся транспорту.

По правому краю дороги, по направлению движения транспорта.

Чем должен руководствоваться пешеход, если жест регулировщика противоречит требованию светофора?

Жестом регулировщика.

Сигналом светофора.

Действовать по своему усмотрению.

Где разрешается кататься на санках и лыжах?

По дороге, предназначенной для пешеходов.

По правой стороне проезжей части.

В парках, скверах, стадионах, т.е. там, где нет опасности выезда на проезжую часть.

Какие требования правил дорожного движения должен соблюдать пешеход, переходя дорогу?

Переходить под прямым углом.

Не останавливаться на дороге без надобности.

Не есть мороженого.

Что такое тротуар?

Дорога для велосипедистов.

Дорога для пешеходов.

Дорога для транспорта.

Опасно ли ходить по краю тротуара?

Неопасно, так как тротуар предназначен для пешеходов.

Неопасно, так как транспорт не должен ехать близко к тротуару.

Опасно, так как существует опасность быть задетым близко идущем транспортом.

2 этап. «Перекрёсток загадок»

Участникам предлагается отгадать загадки по дородной тематике.

 

Для этого коня еда – бензин, и масло, и вода.

На лугу он не пасётся, по дорогам он несётся.

                                                                                (Автомобиль)

Тянется нитка, среди полей петляя.

Лесом, перелесками без конца и края.

Ни её порвать, ни в клубок смотать.

                                                                (Дорога)

Две пары ног на мостовой,

И две руки над головой.

                                                (Троллейбус)

Два брата убегают, а два догоняют.

                                                                (Колёса)

Наш приятель тут как тут-

Всех домчит он в пять минут.

Эй, садись, не зевай,

Отправляется…

                                (Трамвай)

Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги и бегут два колеса.

У загадки есть ответ, это мой…

                                                        (Велосипед)

Я в любое время года

И в любую непогоду,

Очень часто в час любой

Повезу вас под землёй.

                                                (Метро)

Мы машины нужные,

На помощь нас зови.

У нас на дверце боковой

Написано – 03

                                (Скорая помощь)

Мы машины нужные,

И если вдруг беда,

У нас на дверце боковой

Написано – 02

                                (Полиция)

Мы машины нужные,

Пожар мы победим.

Если пламя вспыхнет,

Звони – 01

                                (Пожарная)

Что за дворник удалой

Снег сгребал на мостовой?

Не лопатой, не метлой,

А железною рукой?

                                        (Снегоочиститель)

Рученька-ручища,

Что в земле ты ищешь?

Ничего я не ищу,

Землю рою и тащу.

                                        (Экскаватор)

Однорукий великан

Поднял руку к облакам

Занимается трудом:

Помогает строить дом.

                                        (Подъёмный кран)

Бывают ли у дождика

Четыре колеса?

Скажи, как называются

Такие чудеса?

                                (Поливальная машина)

Для уборки урожая

На поля я выезжаю,

И за несколько машин

Там работаю один.

                                        (Комбайн)

3 этап. «Автомульти»

Участникам предлагается ответить на вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства.

На чём ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)

Любимый вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед)

Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живет на крыше? (Вареньем)

Какой подарок сделали родители дяди Фёдора почтальону Печкину? (Велосипед)

Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету)

На чем летал старик Хоттабыч? (Ковёр – самолёт)

Личный транспорт Бабы Яги? (Ступа)

На чём поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (Поезд)

Ехали медведи на велосипеде…а за ним комарики…(На воздушном шарике)

Кто путешествовал в мультфильме «Чунга-Чанга»? (Кораблик)

На чём катался Кай? (На санках)

На чём летал Мюнхаузен? (На ядре)

В чём плыли по морю царица со своим младенцем в сказке о царе Салтане? (В бочке)

При помощи какого транспорта передвигались бременские музыканты? (Повозка)

На чем добиралась Василиса Премудрая к царю во дворец? (В карете)

4 этап. «Говорящие знаки»

Участникам предлагается отгадать загадки о дорожных знаках.

                

        Если ты спешишь в пути через улицу пройти,

        Там иди, где весь народ, там, где знак…

                                                                (Пешеходный переход)

        Знак висит у переезда:

        Беззаботности нет места.

        Тут шлагбаум не положен,

        Буду очень осторожен.

                                        (Ж/Д переезд без шлагбаума)

        А под этим знаком ни за что на свете

        Не катайтесь, дети, на велосипеде.

                                        (Движение на велосипеде запрещено)

        Затихают все моторы

         И внимательны шофёры,

        Если знаки говорят:

        «Близко школа! Детский сад!»

                                                (Дети)

        Если нужно вызвать маму,

        Позвонить гиппопотаму,

        По пути связаться с другом –

        Этот знак к твоим услугам!

                                                (Телефон)

        Форма странная у знака.

        Больше нет таких, ребята!

        Не квадрат он и не круг,

        А машины встали вдруг.

                                        (Движение без остановки запрещено)

        Тормози скорей, шофёр!

        Можно врезаться в забор!

        Кто нам путь загородил

        И дорогу перекрыл.

                                (Ж/Д переезд со шлагбаумом)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего отдыха детей и подростков "Сириус"

Направление – социально-педагогическое Уровень  реализации – от  начального  до  основного общего     Летнее  время  благоприятно  для  позити...

По родным просторам" - программа летнего отдыха детей и подростков

Ежегодно в каникулярное время на базе нашего Центра организуется профильный лагерь для учащихся. Наибольшей популярностью пользуются лагеря в летние каникулы. При выполнении данной программы...

Программа летнего отдыха для детей и подростков "Сириус"

Летнее  время  благоприятно  для  позитивной  социализации  детей,  освоения  ими  различных  социальных  ролей  и  функций.  Это...

Комплексная программа организации отдыха детей С А М Г Р А Д

Созданная программа получила рецензия в ГАОУ ДПО "СарИПКиПРО"...

Комплексная программа летнего отдыха и занятости детей, подростков и молодёжи "Невероятные приключения девчонок и мальчишек"

Комплексная программа летнего отдыха и занятости детей, подростков и молодёжи "Невероятные приключения девчонок и мальчишек"  состоит из трёх подпрограмм: подпрограммы летнего оздоровительного ла...

программа летнего отдыха "Праздничная карусель"

Лето – благодатная пора для ребенка, оно дает возможность освободиться от рутинных школьных обязанностей, вдоволь развлекаться с друзьями и просто почувствовать себя хозяином своего...

Программа летнего отдыха "Летний марафон"

Программа «Лето марафон» нацелена на организацию содержательного досуга неорганизованных детей и подростков  в вечернее время в период летних каникул....