"Является ли успешность в обучении критерием одаренности?"
статья по теме

Хрусталёва Василина Леонидовна

Размышления на тему...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hrustaleva-statya-uspeshnost-odarennost.docx160.76 КБ

Предварительный просмотр:

Является ли успешность в обучении критерием одарённости?

Нет и не может быть детей, которые бы не хотели учиться с самого начала учения.

В. А. Сухомлинский

Новый, школьный мир, детское сообщество, педагогический коллектив, бытовые и психологические условия, в которых оказывается ребёнок, переступив порог школы – вот та среда в которой юный человек будущего  будет проявлять свою одарённость и, либо разовьет её, либо пополнит категорию так называемых «недостиженцев». Наличие у педагога компетенций, позволяющих определить в учебной группе одаренного  или сверходаренного ребенка представляет собой понтон, который будет поддерживать такого ученика в его нелегком путешествии от пристани «Детство» до пристани «Взрослая жизнь». Разве это так сложно, спросите вы, увидеть в успешном ученике того самого – одаренного? Ведь столько признаков опережающего развития проявляет такой ребенок с самых первых дней учебы – легко читает и качественно воспринимает текст, быстро схватывает новый материал, хорошо запоминает, составляет логические цепочки, здравомыслящ, контролирует эмоции, приятный собеседник и хороший друг одноклассникам… Давайте попробуем дать ответ на этот вопрос.

Во-первых, хотелось бы отметить, что понятие «успешности в обучении» зачастую путают с понятием «успеваемости». Однако не всякого отличника можно назвать успешным, и этот простой факт заставляет задуматься о природе успеха ребенка в школе.

Анализ современной научной литературы дает основание рассматривать понятие «успех» в различных аспектах:

  • в психологическом: «успех» понимается как переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому стремилась личность, либо совпал с её ожиданиями, надеждами (уровнем притязаний), либо превзошел их;
  • в социально-психологическом: «успех» рассматривается как оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами деятельности (когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе);
  • в педагогическом аспекте «успех» трактуется как качество, присущее личности, достигнувшей успеха в процессе воспитания и обучения – это может быть и успех ребенка в учебе, и успех педагога в обучении учащихся и успех родителей в воспитании детей.[1]

Очевидно, что все эти аспекты накладывают необходимые условия на формирование ситуации успеха при обучении того или иного ученика, а фактор успеваемости можно смело отнести к одному из ее компонентов.

Во-вторых, несомнен и тот факт, что успешность ученика будет зависеть и от степени его способностей. Как известно, от природы у человека нет никаких способностей, а есть только задатки. Причем задатки есть у всех. Причем у всех они - разные. И разовьются ли они в какие-либо способности или нет - вопрос многофакторный и ответ на него неоднозначный в каждом индивидуальном случае. А если развитие способностей все же произошло, то, возникает следующий вопрос - дойдет ли оно до той степени, когда мы сможем говорить об одаренности ребенка или он так и останется просто развитым?  Психолог Юркевич В.С. пишет, что начиная с 3–4 лет и до периода 7 лет идет бурное овладение ребенком своими умственными возможностями. В этот период ребенок приобретает определенное направление: либо по пути одаренного ребенка, либо по пути обыкновенного, либо по пути, увы, неспособного. Это еще не фатально, но с каждым годом все определеннее.[3] Таким образом, с уверенностью можно сказать, что в школьных стенах учитель встречает детей уже в активной фазе сензитивного периода для общих способностей.  И вот тут-то и важно умение увидеть – одаренный это ребенок или просто способный, точно так же, как важно не смешивать эти понятия  и не подменять одно другим.

На сегодняшний день одаренность различают по нескольким критериям:

  1. По широте проявления (общая или специальная)
  2. По типу предпочитаемой деятельности.[2]
  3. По уровню проявленности:
  • актуальная (сложившаяся) – ярко проявляющиеся способности в учебной деятельности;
  • потенциальная (неразвитая) – появляется в высоких способностях, существующих в потенциальной форме;
  • скрытая – выражена высокими способностями, не замеченными неподготовленными взрослыми (учителями, психологами, родителями).[3]

Кроме того, одаренность разбивают на следующие виды:

  1. Интеллектуальная одаренность – умение думать, анализировать, сопоставлять факты;
  2. Лидерская (социальная) одаренность – наличие способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими;
  3. Академическая (умственная) одаренность – наличие ярко выраженной способности учиться по отдельным предметам;
  4. Творческая одаренность – проявляется в нестандартном мышлении и нестандартном видении мира;
  5. Художественная одаренность – высокие достижения в области искусства;
  6. Музыкальная одаренность – высшее и крайне-индивидуализированное проявление музыкальных способностей.[2]

Одаренные дети все с достаточно высоко развитыми способностями, но все они очень разные - и по характеру, и по поведению (а, как следствие – и по социализации), и по внешности, и, как следствие -  по успешности в обучении.  Таким образом, нельзя с уверенностью сказать, что успешность в обучении – это показатель того самого, высокого развития способностей, позволяющего говорить об одаренности ученика, а, следовательно, можно с уверенностью утверждать, что успешность в обучении не является критерием одаренности.

Список литературы:

  1. Курапова Т.Ю. Теоретический анализ понятий «успеваемость» и «успешность обучения» в психолого-педагогической литературе // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. Электронный ресурс. URL.: http://jurnal.org/articles/2010/ped36.html (дата обращения 06.05.2018)
  2. Ларионова Т.В., Волгина А.В. Виды одарённости детей и критерии её выявления//Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, №1(13), 2008;
  3. Миронова А.М. Интеллектуальная одарённость школьников: сущность, проблемы, тенденции развития// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXV междунар. науч.-практ. конф. № 12(35). Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2013;
  4. Юркевич  В.С.  Одарённые  дети:  сегодняшние  тенденции  и  завтрашние  вызовы//  Психологическая  наука  и  образование,  №4.  2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Успешность в обучении на уроках физики

Каким бы путем ни шел бы учитель к успеху в обучении, важно ориентировать знания на пользу ребенка, уважать подрастающую личность, воспитывать гордость за страну, где столько великих открытий, в...

Проектная деятельность в современной школе является необходимым условием процесса обучения.

Проектная деятельность в современной школе является необходимым условием процесса обучения....

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся-необходимый фактор успешности в обучении.

Состояние здоровья - один из важнейших факторов, определяющих учебную деятельность.80% неуспевающих в школе имеют отклонения со стороны нервно-психологического раз...

Механизмы успешности раннего обучения иностранным языкам.

Данная статья направлена на то, чтобы доказать, насколько необходимо начинать изучение иностранного языка как можно раньше. В статье представлены этапы работы на занятиях ангшийского языка с маленьким...

Презентация к педагогическому совету "Экспертиза качества воспитания компетентностных качеств обучения: критерии и методика

Заканчивая работу по образовательной программе школы, необходимо подвести итоги работы. Вопросы были рассмотрены на педагогическом совете, целью которого было проанализировать деятельность педагогичес...