Современный урок математики в контексте ФГОС
статья на тему

Прудникова Елизавета Глебовна

современный урок математики в контексте ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok_matematiki_v_kontekste_fgos.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Прудникова Е.Г., учитель математики

ГБОУ школа №655 Приморского района

Санкт-Петербурга

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

        Урок это главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Именно по этому качество подготовки учащихся по той или иной дисциплине зависит от уровня проведения урока, от его содержательности, методической наполненности и от атмосферы.

        В настоящее время все большую популярность набирают различные технологии, методы и приемы, которые направлены на умение самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию или дополнительные знания, выдвигать гипотезы, делать выводы. Это значит, что у современного школьника должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к самоорганизации и самоконтролю.

        Исходя из этого, меняется и подход к современному уроку. На фоне классической структуры урока также находят свое применение различные творческие наработки, альтернативные формы подачи материала, такие как видео и презентации.

Существуют правила, которыми необходимо придерживаться при подготовке урока:

  • Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в учебной программе.
  • Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, подготовить материал для домашней работы).
  • Выбрать наиболее эффективные приемы и методы для данного класса.
  • Определить форму контроля за учебной деятельностью школьников.
  • Рассчитать время на каждый его этап.
  • Продумать форму подведения итогов урока.
  • Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Обязательным элементом урока является учебная проблема. Она может возникнуть следующим образом:

  • Учитель может лично заострить противоречие и сообщить учебную проблему.
  • Учащиеся совершенно самостоятельно осознают противоречие и формулируют проблему
  • Учитель в диалоге побуждает учащихся осознать противоречие и сформулировать проблему.

Наиболее частой для уроков математики является проблемная ситуация «с затруднением». В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить задание, которое было предложено учителем и невозможностью его выполнения, не зная новый материал. Это задание становится невыполнимым из-за непохожести на предыдущие задания. Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель использует стимулирующие фразы: «В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Что вас удивляет?»  Таким образом, постановка учебной проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и побуждении учеников к осознанию противоречий. Затем выдвигается, проверяется гипотеза и делаются выводы.

Для более понятного объяснения приведу пример:

Тема урока «Сумма углов выпуклого n-угольника» - геометрия 8 класс, Л.С. Атанасян. Учеником дано задание, которое невозможно выполнить: Постройте четырехугольник с углами 9000, 6000, 1000.

Побуждающий диалог:

Учитель: - Вы можете начертить такой выпуклый четырехугольник?

Ученик: - Нет, не получается! (происходит осознание затруднения)

Учитель: - С какой проблемой вы столкнулись? (учитель побуждает к формулировке проблемы)

Ученик: - Почему не строится четырехугольник?

Учитель: - Начертите любой выпуклый четырехугольник, измерьте его углы транспортиром и найдите сумму углов. Какие у вас получились результаты? К какому круглому числу приближаются ваши результаты? Попробуйте нарисовать другой четырехугольник. Чему теперь равна сумма углов? Что можно предположить о сумме углов в выпуклом четырехугольнике?

Далее ученикам предлагается свериться с выводом из учебника для подтверждения их гипотезы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающие уроки математики в контексте ФГОС

В данной статье описывается значение и роль обобщающих уроков математики в свете ФГОС....

Современный урок математика в рамках ФГОС. Заседание методического объединения учителей математики.

Повестка дня:  1. О теоретических основах построения современного урока в соответствии с ФГОС.2. Рекомендации по построению  урока в соответствии с требованиями ФГОС.3. Схема анализа со...

Статья "Потенциал современного урока математики в контексте требований ФГОС"

В основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социально...

Статья "Современный урок технологии в контексте ФГОС"

Статья посвящена вопросам внедрения современных  образовательных технологий на уроках Технологии в основной школе....

Современный урок математики в контексте требований ФГОС.

Для чего ввели ФГОС? Чтобы повысить качество знаний учащихся....

"Современный урок ОБЖ в контексте ФГОС"

В работе представлена презентация, харатеризующая современный урок, требования к современному уроку, структура, как подготовить современный урок....