Статья "Внутренний мониторинг качества образования"
статья на тему

Кушнаренко Анна Владимировна

Вопросы качества образования становятся актуальными во всем мире в конце XX века, именно тогда начинает осуществляться переход к информационному обществу, и соответственно изменяются задачи общеобразовательной школы. Академик М.М.Поташник предлагает считать показателями личностного развития «уровень развитости интеллектуальной, эмоциональной, волевой, мотивационной сторон личности, уровень развитости его познавательных и других интересов и потребностей…». Вопрос оценивания является актуальной проблемой в современной российской школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_vnutrenniy_monitoring_kachestva_obrazovaniya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Внутренний мониторинг качества образования»

учитель ОБЖ и химии ГБОУ школа №345

Невского района Санкт-Петербурга

Кушнаренко Анна Владимировна

Санкт-Петербург

2018


Вопросы качества образования становятся актуальными во всем мире в конце XX века, именно тогда начинает осуществляться переход к информационному обществу, и соответственно изменяются задачи общеобразовательной школы. Успешная социализация современных выпускников обеспечивается умениями работать в команде.

ФГОС сегодня определяет содержание понятия «качество образования» согласно положениям Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2, п. 29): «Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».

Цель мониторинга: оперативно и своевременно выявлять все изменения, происходящие в сфере деятельности образовательного учреждения. Полученные объективные данные являются основанием для принятия управленческих решений.

Всякое учение - это деятельность. Учебная деятельность - ведущий тип деятельности, который направлен на решение учебных задач. Но деятельность школьника при этом не ограничивается категорией «учебная деятельность», а рассматривается в более широком контексте личностного становления и развития. Академик М.М.Поташник предлагает считать показателями личностного развития «уровень развитости интеллектуальной, эмоциональной, волевой, мотивационной сторон личности, уровень развитости его познавательных и других интересов и потребностей…».

Вопрос оценивания является актуальной проблемой в современной российской школе. По мнению учащихся, одним из наиболее частых нарушений их прав в школе является необъективность оценки. В рамках происходящих изменений школы меняются и общие подходы к оценке образовательных достижений.

Г.С. Ковалева, к.п.н., руководитель Центра оценки качества образования ИОСО РАО так характеризует ключевые направления изменений:

- ориентация оценки на выявление овладения требованиями образовательных стандартов. В международном опыте выявляются два подхода к оценке достижения образовательных стандартов: оценка минимального уровня или минимальной компетенции учащихся (США) и оценка различных уровней, если уровень достижений испытуемого не ниже уровня большинства учащихся, то стандарт достигнут (Англия).

- изменение значения понятий «знающий и умеющий», отход от их рассмотрения в аспекте накопления изолированных фактов и умений; постепенно закрепляется такая их трактовка, как способность применять и использовать знания и умения в различных ситуациях, включая и приближенные к реальной жизни;

- оценка ключевых компетентностей.

Пятибалльная система оценок знаний - это не количественный, а качественный метод. Оценка - систематический процесс, определяющий достоинства и ценность достигнутого.

Два принципа являются ключевыми в оценивании:

- оценивание должно основываться на поставленных целях и показывать степень успешности их выполнения;

- следует стремиться к получению максимально объективной оценки.

Отметка является формализованной количественной (балльной) или качественной (уровневой) характеристикой оценки.

В современной школе помимо традиционной 5-балльной шкалы возможны и другие варианты. Это рейтинговые оценки, словесные, награды, зачетная система, нетрадиционная шкала оценивания.

Сегодня у учителя есть возможность взять разработанные, апробированные, проверенные методики.

Отправной точкой является образовательный стандарт. Это «эталонный уровень образования, необходимый для данного общества в определенный исторический отрезок времени. Это уровень, который должен быть достигнут личностью для получения соответствующих документов об образовании».

Поташник М.М. считает, что исключить ЗУНы из оценки качества образования так же недопустимо, как недопустимо сводить всю оценку качества образования только к ним

Достаточно эффективным при спорных ситуациях является метод экспертной оценки или метод педагогического консилиума.

В целом качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающих поколений.

Успешность самостоятельной работы зависит от ясности, корректности и доступности задания. Элементы инструктирования учащихся перед выполнением задания также необходимы. Проверочные задания должны иметь уточненные характеристики: проверяемое содержание, проверяемые умения, ситуация, в которой представлено содержание задания, контекст, тип задания, шкала оценивания. Можно использовать новые типы заданий, например, комплексные задания, позволяющие оценить различные умения, уровни сформированности предметной компетентности.

Для получения актуального результата нужна работа не только учителя предметника, но и классного руководителя.

Учитель предметник знает проблемы и уровень обученности конкретного ученика, его перспективы в обучении. Классный руководитель оценивает способности ребенка на образовательном и воспитательном уровне и мы – учителя, обмениваясь информацией об успехах ученика, помогаем ребенку:

-своевременно исправить оценку по предмету,

-сдать недоученный материал,

-исправить плохо выполненные письменные работы,

-«закрыть» не аттестацию предмету и получить положительную оценку…

Работа классных руководителей с учителями предметниками помогают провести параллель между всеми предметами и осуществить комплексный подход в образовательной деятельности и подготовки учащегося. При этом берутся во внимание здоровье ребенка, его пропуски и присутствие на уроках.

Постоянный внутренний мониторинг качества образования школьников становится актуальным в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов.

Внутренний мониторинг дает нам информацию, анализируя ее результаты учителя помогают детям и их родителям:

-учащимся в реализации своих возможностей в обучении: развивать свои творческие способности, в предметной и метапредметной проектной деятельности, участвовать в творческих конкурсах, олимпиадах, марафонах;

-родителям, используя информационное обеспечение, повышают уровень их информированности об успехах детей, их творческих победах и качестве образования.

Мониторинг позволяет проследить обратную связь:

-помощь родителей в обучении детей и развитие их творческих способностей;

-стремление учащихся повысить свое качество образования, совпадает с желанием педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг качества образования

Программа мониторинга качества образования в ОУ включает:1. паспорт программы2. аналитическое обоснование програмы3. цели и задачи программы4. основные направления реализации программы5. календарный п...

Положение о внутришкольном мониторинге качества образования

В Положении представлены цели, задачи мониторинга, направления мониторинга. В Положении представлены технологии мониторинга, последовательность действий, методы мониторинга....

Внутренний мониторинг качества образования

Постоянный внутренний мониторинг качества образования школьников становится актуальным в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов....

Проект педагогический по теме "Мониторинг качества образования"

Данный проект предназначен для анализа и оценивания результативности обучения...