Статья "Использование технологии критического мышления на уроках английского языка"
статья на тему

Козьмик Ольга Васильевна
Статья "Использование технологии критического мышления на уроках английского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx94.72 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии критического мышления на уроках английского языка

Козьмик Ольга Васильевна, учитель английского языка, г. Химки, МБОУ Лицей №7 им. Д. П. Уланова

Современный урок английского языка в средней школе требует активного участия в нем каждого ученика, которое, в свою очередь, является важнейшим средством его творческого и личностного развития. В связи с этим идея развития критического мышления в настоящее время привлекает внимание не только европейских, но и российских ученых и преподавателей. С учетом изменения уровня развития общества, появления новых информационных технологий и постепенным переходом к «обществу знания» меняется сам взгляд на образовательные процессы, когда обучающийся перестает быть исключительно объектом педагогического воздействия, а становится полноценным субъектом процесса обучения.

Безусловно, такой подход изменяет образ взаимодействия ученика и учителя. Обучение здесь превращается в увлекательный поиск необходимых сведений под руководством учителя, критически мыслящий ребенок не боится высказывать собственную точку зрения, умеет аргументировать ее[1]. Данный навык применяется впоследствии не только на занятиях, но и при решении тех или иных социальных, профессиональных, научных проблем. Критически мыслящий человек способен самостоятельно фильтровать информацию, что является немаловажным критерием успешности в 21 веке.

В настоящее время в науке невозможно найти общепризнанное определение критического мышления. Так, Дж. А. Браус и Д. Вуд определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать, а Д. Халперн определяет его как «направленное мышление, которое отличается взвешенностью, логичностью, и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата»[2].

Так или иначе, критическое мышление помогает ученику развить в себе настойчивость, готовность исправлять свои ошибки и вести аргументированный диалог, искать компромиссные решения, а также повышает интерес к процессу обучения и умение работать в сотрудничестве с другими[3].

Технология критического мышления полностью отвечает цели современного образования по ФГОС: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее ключевую компетенцию образования — «научить учиться»[4]. На протяжении нескольких лет я использую данную технологию в своей педагогической деятельности и реализую тем самым личностно-ориентированный подход. Используя методы развития критического мышления на уроках английского языка, я стараюсь развивать личность ученика, формирую развитую коммуникативную компетенцию, желание практически использовать иностранный язык, что в значительной степени мотивирует моих учащихся к дальнейшему изучению предмета[5].

В частности, при проведении уроков иностранного языка я часто использую прием «мозговой штурм», основной целью которого является развитие творческого типа мышления. Он проводится в три этапа: вначале группы из 5-7 учащихся предлагают различные варианты решения проблемы, затем происходит их коллективное обсуждение и, наконец, выбираются наиболее верные и эффективные по мнению учащихся решения.

При выполнении заданий по чтению эффективно использование приема «Инсерт» и распределение информации в соответствующие графы таблицы. Данный прием позволяет проследить переход от старого знания к новому, а также обеспечивает вдумчивое, внимательное чтение, поскольку учащиеся для заполнения таблицы вынуждены возвращаться к уже прочитанному тексту. При чтении учащиеся оставляют пометки карандашом, выделяя тем самым уже известную, новую, противоречащую прежнему опыту или непонятную/заинтересовавшую информацию, все это способствует глубокому пониманию изучаемого материала.

Также эффективен, на мой взгляд, метод «фишбоун», или «рыбная кость». Его применение обеспечивает учащимся способность разбить общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Ученик сначала определяет проблему, выявляет причины происходящих явлений, событий, и обосновывает свои предположения, ссылаясь на информацию, представленную в тексте, после чего делает самостоятельный вывод.

Так, при работе с УМК «Spotlight» в 10 классе по теме «High tech gadgets: преимущества и недостатки» была составлена следующая схема:

На любой стадии урока я также использую прием «толстые и тонкие вопросы», так, на уроке в 10 классе (УМК «Spotlight») по теме Types of schools and school life учащимся предлагаются следующие вопросы:

«Тонкие»:

What kinds of schools do you know?

How long is the school day in the USA? Great Britain? Japan?

What uniform do Eton students wear?

«Толстые»:

What school would you like to go to and why?

What is the difference between a typical school day in Korea and in Russia?

What would you like to change in your school?

Навыки критического мышления невозможно развить спонтанно, их формирование требует долгой и систематической работы учителя в содружестве с учениками. Применение технологии критического мышления позволяет сделать работу на уроках английского языка более эффективной и увлекательной, заинтересовать даже тех учеников, которым изначально тема занятия может показаться уже знакомой и скучной[6]. Данная технология помогает сформировать устойчивый интерес и мотивацию к занятиям иностранным языком.

Список использованной литературы

  1. Борзова Е.В.  Новый федеральный государственный стандарт общего образования и методика обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2013. – №7. – С.10 – 17
  2. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление // Методист. — 2002. — № 2. — С. 31.
  3. Сластенин В. А., Каширин В. П. / Психология и педагогика / В. А. Сластенин, В. П. Каширин — М.:, Академия 2007–477с
  4. Трубинова Е. А. Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 946-948. — URL https://moluch.ru/archive/103/23578/ (дата обращения: 21.01.2018).
  5. Яфарова М. П. Применение технологии критического мышления на уроках английского языка как способ повышения мотивации // Молодой ученый. — 2017. — №42. — С. 222-229. — URL https://moluch.ru/archive/176/46095/ (дата обращения: 15.01.2018).

[1] Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление // Методист. — 2002. — № 2. — С. 31.

[2] Яфарова М. П. Применение технологии критического мышления на уроках английского языка как способ повышения мотивации // Молодой ученый. — 2017. — №42. — С. 222-229. — URL https://moluch.ru/archive/176/46095/ (дата обращения: 15.01.2018).

[3] Борзова Е.В.  Новый федеральный государственный стандарт общего образования и методика обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2013. – №7. – С.10 – 17

[4] Трубинова Е. А. Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 946-948. — URL https://moluch.ru/archive/103/23578/ (дата обращения: 21.01.2018).

[5] Там же.

[6] Сластенин В. А., Каширин В. П. / Психология и педагогика / В. А. Сластенин, В. П. Каширин — М.:, Академия 2007–477с