Приемы технологии критического мышления на уроках английского языка.
статья по английскому языку по теме

Сливень Валентина Алексеевна

В статье содержится описание некоторых приемов, котрые можно применять на уроках английского языка с целью развития критического мышления у учеников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriticheskoe_myshlenie.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы технологии критического мышления на уроках английского языка

Критическое мышление  (англ. critical thinking)  — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. Существует и  более подробное определение — «интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации, применения, синтезирования и/или оценки информации, полученной или порождённой наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией, как ориентир для убеждения и действия».

Сегодня в различных научных исследованиях можно найти определение термина «критическое мышление». Дж. А. Браус и Д. Вуд определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать.

Д. Халперн определяет критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления» как направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.

Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно, среди которых Д. Халперн выделяет ряд качеств, которые учащиеся  должны развить в себе:

- Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.

- Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.

- Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.

- Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.

- Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.

- Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.

Структура урока с использованием технологии развития критического мышления

1 этап вызов. На этом этапе определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определять цели познавательной деятельности на данном уроке.

2 этап осмысление. На данном этапе происходит поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией её с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание.

3 этап рефлексия – позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему. На данном этапе происходит целостное осмысление, обобщение и усвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного.

На стадии вызова можно использовать следующие приемы:

  • составление списка «известной информации»;
  • верные и неверные утверждения;
  • «толстые» и «тонкие» вопросы;
  • мозговой штурм.

На стадии осмысления –методы активного чтения:

 «фишбоун», «пирамидная история»; «денотатный граф», «концептуальное колесо»;

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

На стадии рефлексии - заполнение кластеров, таблиц;

ответы на поставленные вопросы;

возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

организация устных и письменных круглых столов;

написание творческих работ;

исследования по отдельным вопросам темы.

Приём фишбоун (от англ. fishbone — рыбная кость) позволяет обучающимся через наглядный систематизатор выявить и обсудить проблему. В «голове» рыбы формулируется проблема, «косточки скелета» по одну сторону представляют аргументы «за», по другую — «против». В «хвосте» рыбы формулируется вывод.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые дети сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы.

В основе пирамидной истории лежит особая структура, где номер строки обозначает количество слов, вписываемых в «пирамиду»:

1) имя героя (темы);

2) характеристика или описание;

3) место действия (использования);

4) проблема;

5) описание развития ситуации;

6) что предпринимается для решения проблемы;

7) решение проблемы или предположение того, что будет дальше.

Прием «Денотатный граф»

1 этап - выделение ключевого слова или словосочетания, от которого будет строиться денотатный граф.

2 этап – подбор глаголов, которые будут связывать ключевое понятие и его признаки.

3 этап – подбор существенных признаков ключевого понятия, которые имеют с ним связь через выбранные глаголы. Для каждого глагола можно найти 1-3 признака.

Таким образом , технология критического мышления дает учителю большие возможности в развитии коммуникативной компетенции учащихся на уроке иностранного языка, как в основной, так и в начальной школе. Необходимо только адаптировать приемы данной технологии к возрастным особенностям учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы"

Данный материал был подготовлен для выступления на методическом объединении учителей гуманитарного цикла в 2012г.Обобщение опыта....

Использование приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Критическон мышление - умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить...

Презентация на тему: Повышение эффективности уроков фнглийского языка с помощью приемов технологии критического мышления.

Современная ситуация требует применения современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения. Одной из таких технологий является технология кр...

Использование элементов и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы.

описание некоторых элементов и приемов технологии критического мышления...

Повышение эффективности уроков английского языка с помощью приемов технологии критического мышления

Современная ситуация требует применения современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения. Одной из таких технологий является технология развития...