Личностно - ориентированный подход в процессе обучения
статья на тему

Лукьянова Светлана Леонидовна

Предварительный просмотр:

Личностно - ориентированный

подход в процессе обучения

         

        Технология личностно - ориентированного обучения представляет собой сочетание обучения, как нормативно-сообразной деятельности общества, и обучения, как индивидуально значащей деятельности отдельного ребёнка. Её содержание, методы, приёмы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путём организации учебной деятельности.

         Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребёнка, то её методическую основу представляют индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Исходным пунктом любой предметной методики является раскрытие индивидуальных способностей и возможностей каждого ученика. Затем определяется структура, в которой эти возможности будут оптимально осуществляться.

         С самого начала для каждого ребёнка создаётся не изолированная, а, напротив, разносторонняя школьная среда, дающая ему возможность проявить себя.

         Гибкие, мягкие, ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации, которые организует педагог на уроке, позволяют фиксировать избирательность познавательных предпочтений ученика, устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность школьника в их осуществлении через способы учебной работы.

         Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного развивающего процесса:

  • учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
  • в ходе обучения необходимо постоянно согласовывать опыт ученика с научным содержанием задаваемых знаний;
  • активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
  • учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;
  • необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
  • при введении  знаний о приёмах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приёмы учебной работы с учётом их функций в личностном развитии;
  • необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т. е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;
  • образовательный материал должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности.

Позиция учителя:

- инициирование субъектного опыта учения;

- развитие индивидуальности каждого ребёнка;

- признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека;

        

       Исходя из основных положений личностно ориентированного подхода в процессе обучения, я «строю» свою педагогическую деятельность.

       В своей работе я, учитывая неравномерность развития, различия личностных качеств учащихся, использую уровневую дифференциацию и индивидуальный подход к учащимся на всех этапах урока: при предъявлении нового материала, закреплении и повторении, при контроле знаний учащихся.

       Разбирая новый материал с учащимися, я подчёркиваю обязательный минимум, которым должен овладеть каждый учащийся, который создаёт пусть не полную, но обязательно цельную картину основных представлений. Здесь я неоднократно выделяю главное, даю инструктаж о том, как учить, на что обратить внимание. Далее, используя проблемные ситуации или наводящие вопросы, подвожу учащихся к необходимости дополнительных знаний, которые расширяют материал базового уровня, доказывают, иллюстрируют, конкретизируют основные знания, показывают функционирование и применение понятий. Подчёркиваю учащимся, что это уровень знаний на оценку «хорошо». Третий, самый высокий уровень знаний, на оценку отлично, вводит ученика в суть проблемы. Здесь рассматриваются, выводятся, при необходимости доказываются развивающие сведения, углубляющие материал, его логическое обоснование, открывающие перспективы творческого применения.

       Таким образом, работа при разборе нового материала ведётся по принципу: возьми столько, сколько сможешь, но не меньше обязательного.

       При закреплении материала я работаю в основном с учениками, испытывающими затруднения в работе, решаем задания обязательного минимума и по возможности более высокого уровня на доске, а остальным учащимся предоставляется возможность решать задания уровня на «хорошо» и «отлично».

       При устном опросе находят применение различные виды дифференцированной и индивидуальной помощи:

  • опоры различного типа (плакаты, таблицы, схемы);
  • алгоритмы решения задачи или выполнения задания;
  • указание типа задачи, закона, правила;
  • подсказка идеи, направления мысли;
  • предупреждение о возможных ошибках;
  • разделение сложного задания на составляющие;

 

       При контроле учащимся всегда предлагаются контрольные, самостоятельные работы, диктанты, тесты, практические работы трёх уровней сложности. При этом учащиеся чётко знают, какие задания обязательного уровня, какие - дополнительного, какие – развивающего.

       Домашние задания в большинстве случаев дети получают также разноуровневые.

       Проверку тетрадей часто осуществляю выборочно, помня о том, что чем труднее ученику дается математика, тем чаще его работу надо контролировать.

        Анализируя свои уроки, я прихожу к тому, что структура многих из них такова: часть первая – обучение всех, часть вторая – самостоятельна работа учащихся и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками. Таким образом, на некоторых этапах урока я использую элементы технологии  индивидуализации обучения.  

        Технологии индивидуализированного обучения – такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

       Цель индивидуализации обучения состоит в том, чтобы учебно-познавательная деятельность школьника обеспечивала их личностное самоопределение, развитие духовно-эмоциональной сферы, формирование качеств, позволяющих учащимся жить в современном обществе. Надо заметить, что реализовать все принципы технологии индивидуализации обучения довольно сложно, но некоторые элементы внедрять в работу просто необходимо, что я и делаю.

       Индивидуальная работа на уроке занимает примерно столько же времени, сколько и самостоятельная работа. Часть времени индивидуальной работы я уделяю наблюдению за работой учеников. Убедившись, что все работают, перехожу к включённому контролю: определяю степень самостоятельности учащихся, смотрю, как осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь (при работе в парах или группах), останавливаюсь рядом с работающей группой или парой, наблюдаю, направляю деятельность, даю советы. Во время самостоятельной работы, когда каждый работает индивидуально, обязательно подхожу к учащимся, у которых есть затруднения. Если есть необходимость, оказываю помощь. Помогаю и другим учащимся, если вижу, что ребёнок не может с чем-то справиться сам, и его работа остановилась на каком-то этапе. Здесь всё индивидуально: кому – намёк, кому – вопрос, кому - напоминание правила, кому – указание на ошибку.

       Стараюсь создать атмосферу доброжелательности и внимания к каждому в классе.

       Переход к изучению нового материала осуществляю после овладения учащимися общим для всех уровнем образовательного стандарта.

       Для этого использую различные формы занятий: работа в группах, работа в парах, индивидуальные внеурочные дополнительные занятия, индивидуализированное консультирование и помощь на уроке и во внеурочное время.

       Основное условие моей деятельности: систематическая работа по предупреждению и ликвидации «пробелов» знаний путём организации дополнительных индивидуализированных консультаций и занятий. Для этого учащимся в начале учебного года объявляется, в какие дни можно подходить к учителю для консультаций, дополнительных занятий, если в этом есть необходимость. Надо заметить, что такая необходимость бывает едва ли не у каждого ученика на том или ином этапе обучения.

       Считаю, что, если у ребёнка затруднения и он обращается за помощью, то помочь ему просто необходимо. Если не оказать помощь ребёнку, когда он ещё стремится разобраться в сути того или иного вопроса, понять его досконально, то у него просто «опустятся руки», и он в дальнейшем не предпримет никаких усилий для того, чтобы наверстать упущенное, а ведь где-то в отдельных случаях достаточно один раз подсказать, разъяснить суть того или иного вопроса, и дальше ребёнок научится понимать и разбираться в материале, внимательно прослушав разъяснение учителя. Такие занятия помогают мне повысить интерес к предмету, создают большие возможности для решения воспитательных задач и развития настойчивости, инициативы, а также приносят пользу мне, как учителю. Ясно, как важно для успешной работы преподавателя доверие, дружелюбное отношение учащихся. Чем скорее мы сблизимся с учащимися, тем успешнее пойдёт учебная и воспитательная работа. Система моей внеклассной работы содействует такому сближению. Эти внеурочные консультации и занятия дают возможность мне, учителю, осуществить индивидуальный подход к учащимся. Работая с отдельным учеником, я раскрываю его личностные, индивидуальные особенности, затем, конечно, учитываю их в процессе обучения.

       Применение элементов технологии индивидуализации и личностно ориентированного подхода позволяет мне:

  • создать психолого-педагогические условия не только для развития всех, но и для каждого ребёнка в отдельности;
  • сохранить и развить индивидуальность ребёнка, его потенциальные способности;
  • содействовать выполнению учебных программ каждым учащимся;
  • улучшить учебную мотивацию и развить познавательный интерес;
  • формировать личностные качества: самостоятельность, трудолюбие, творчество.

       Личностно-ориентированный подход в обучении помогает охватить практически всех детей, организовать учебный процесс, посильный для всех, развить индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка, помочь личности самоопределиться и самореализоваться.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации учащихся на основе идей личностно-ориентированного подхода в процессе обучения математике

Именно учитель формирует положительную мотивацию у школьников, создает ситуации в организации учебного процесса, при которых ученики с разными способностями и подготовкой могли бы с удовольствием вклю...

Личностно-ориентированный подход в процессе обучения

В статье раскрываются особенности личностно-ориентированного подхода в процессе обучения....

Дифференцированное обучение на уроках математики, как личностно-ориентированный подход к процессу обучения и воспитания.

Разработка системы дифференцированных заданий по математике для повышения уровня развития личности учащихся. Функции 7 класс....

Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе обучения математике

Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе обучения математике...

Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе обучения немецкому языку.

Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение&r...

Сообщение на ШМО «Повышение мотивации и качества знаний обучающегося на основе идей личностного ориентированного подхода в процессе обучения математики»

С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной деятельности,...