Преодоление переутомления на уроках
презентация к уроку на тему

Бурдакова Евгения Александровна

В презентации рассматриваются причины , факторы, признаки  переутомления учащихся и приемы их предоления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preodolenie_pereutomleniya_na_urokah.pptx510.3 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Преодоление переутомления на уроках.

Слайд 2

Причины, вызывающие переутомление учащихся. Перегруженность школьных программ и интенсивность учебного процесса; Переполненность классов учащимися, затрудняющая индивидуализацию учебно-воспитательного процесса; Несоблюдение гигиенических условий в школе и классах; нарушение организационно – педагогических требований к проведению образовательного процесса; Профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей; Негативные особенности традиционной системы школьного обучения;

Слайд 3

Основные факторы, вызывающие утомление. Утомление, развивается под влиянием двух основных факторов: Длительное статическое напряжение (из-за необходимости поддерживать правильную рабочую позу); Умственная деятельность;

Слайд 4

Внешние признаки переутомления. Частая смена позы; Потягивание; Встряхивание руками; Зевота; Закрывание глаз; Подпирание головы; Остановившийся взгляд; Ненужное перекладывание педметов ; Разговор с соседом; Не восприятие вопроса; Частые поглядывания на часы; Увеличение количества ошибок в ответах; Задержка с ответом;

Слайд 5

Малоподвижное положение учащегося. Длительное малоподвижное положение учащегося неблагоприятно отражается на функционировании многих органов и систем организма подростка: дыхание становится менее глубоким, снижается обмен веществ, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведет к снижению работоспособности всего организма и особенно головного мозга. В результате: Нарастает «двигательное беспокойство»; Снижается внимание; Слабеет память; Нарушается координация движений; Увеличивается время на мыслительные операции.

Слайд 6

Фазы утомления. Появление «двигательного беспокойства»; 2) Появление вялости и сонливости;

Слайд 7

Приемы преодоления переутомления. Своевременное переключение учащихся на активный отдых во время урока существенно повышает их работоспособность. В таких случаях гигиенисты и физиологи рекомендуют сделать несколько физических упражнений за столами или в проходе между ними. Даже 2-3 мин, затраченные на физические упражнения во время занятий, значительно повышают эффективность усвоения учебного материала, стимулируют высшую нервную систему учащихся, а это, в свою очередь, повышает умственную работоспособность .

Слайд 8

Снять усталось за 1 минуту. Сильно и энергично потрите ладони одна об другую. Выполняйте 5 секунд. 2. Потрите разогретыми в предыдущем упражнении пальцами рук щеки вверх-вниз. Делайте это 5 секунд. 3. Постучите кончиками пальцев по макушке головы. Продолжительность та же - 5 секунд. 4. Сожмите пальцы в кулак и энергично погладьте верхнюю и нижнюю части предплечья. Сделайте это упражнение по 3 раза для левого и правого предплечий.

Слайд 9

Для улучшения мозгового кровообращения. (шейный отдел позвоночника) Исходное положение - сидя на стуле. 1. Голову наклонить направо. Вернуться в исходное положение. Голову наклонить налево. Вернуться в исходное положение. Голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Вернуться в исходное положение. Повторить комплекс 3-4 раза в медленном темпе. 2. Круговые движения головы сначала в одну сторону, потом в другую. Повторить комплекс 3-4 раза в медленном темпе.

Слайд 10

Разминка для мышечной системы. Б лагоприятно влияет на клетки коры головного мозга, снижая накопившееся утомление. 1. Положить кисти на плечи и медленно вращать руками так, чтобы локти описывали в воздухе небольшие окружности (10 раз). Столько же раз вращать их в обратном направлении. 2. Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки на бедрах. Глядя прямо перед собой, вращать бедрами по окружности (10 раз), не отрывая стоп от пола. Повторить то же в обратном направлении. 3. Встать прямо, ноги на ширине плеч. Медленно подняв кисти ладонями вверх на высоту плеч, вращать их так, чтобы они описывали небольшие окружности (10 раз). Повторить в обратном направлении. 4. Встать прямо, ноги на ширине плеч. Медленно разведя руки в стороны (ладонями вниз), описывать ими окружности. Вращательные движения увеличивать до тех пор, пока не включатся плечевые суставы.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УТОМЛЕНИЕ И ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ

Человек работает, устает, отдыхает, опять работает, и так продолжается всю жизнь. Следующее за работой утомление относится к нормальному состоянию организма. Это количественное и качественное снижение...

Формы и методы снятия физического и психологического переутомления у детей на уроках математики и во внеурочное время

Работа содержит рекомендации по снятию  физического и психологического переутомления у детей на уроках математики  и презентацию к выступлению...

Формы и методы снятия физического и психологического переутомления у учащихся на уроках математики

Мы постоянно стремимся идти в ногу с научно-техническим прогрессом, открывая всё новые и новые достижения научной революции. Единственное, о чём мы не задумывается, так это о своём здоровье. С момента...

Преодоление неуспеваемости на уроках истории и обществознания.

Автор приводит примеры методических приемов преодоления неуспеваемости школьников по истории....

Статья: Переутомление у учащихся в специальном образовательном учреждении VIII вида на уроке адаптивная физкультура

Статья на тему: Переутомление у учащихся в специальном образовательном учреждении VIII вида на уроке адаптивная физкультура...

Доклад «Пути преодоления неуспеваемости на уроках русского языка»

Выступление на семинаре учителей русского языка и литературы....