Мастер-класс "Кооперативное обучение как основа формирования коммуникативных навыков"
учебно-методический материал на тему
Мастер-класс посвящён технологии кооперативного обучения, которое заключается в сотрудничестве учащихся в группе, в соединении всех форм урока и позволяет активизировать работу каждого ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.1 КБ |
![]() | 31.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Три шага к успеху»
СЛАЙД 1 СЛАЙД 2 СЛАЙД 3 СЛАЙД 4 СЛАЙД 5 СЛАЙД 6 СЛАЙД 7 (музыка) СЛАЙД 8 СЛАЙД 9 (музыка) СЛАЙД 10 | 1. Представление Доброе утро, уважаемые коллеги. Меня зовут Закирова Алсу Рафкатовна. Работаю учителем русского языка и литературы в МБОУ КСШ №4. Сегодня я хотела бы поговорить о проблеме, которая касается каждого класса и сидящего здесь учителя. На своих занятиях я замечала, что одни учащиеся работают на уроке активно, другие же – нет. И даже при выполнении групповой работы отдельные ученики выполняют всю работу, которая должна быть выполнена всеми участниками группы. Знакомая картина? Как вы считаете? (ответы) Проблема не только в отсутствии мотивации и интереса. Проблема - в организации урока. Расскажу, как я решаю эту проблему на своих занятиях. Тема моего мастер-класса «Кооперативное обучение как основа формирования коммуникативных навыков». 2. О технологии кооперативного обучения - Что такое кооператив? Это слово пришло в русский язык из немецкого ещё в 19 веке и означает «СОТРУДНИЧЕСТВО». Кооперативное обучение (КО) заключается в сотрудничестве учащихся в группе, в соединении всех форм урока с целью активизации работы каждого ученика. Покажу, как я применяю некоторые приёмы КО на своих уроках. Итак, самый простой приём КО: три шага. Первый шаг «Подумай»: у каждого ученика есть индивидуальное время для активизации мыслительной деятельности. Второй шаг «Поделись с товарищем»: это время для корректировки ошибок, для решения каких-то задач, а также для обсуждения результатов индивидуальной работы. И третий шаг - «Представь результат классу». 3. Распределение ролей Приглашаю 8 участников и предлагаю выбрать карточки (с ролями). Предлагаю сесть за столами, объединившись по 4 человека по цвету карточек (зелёные и розовые). Предлагаем правила работы в малых группах. 1) Быстро распределить роли в группе (прочитать участникам). Спикер организует порядок выполнения задания, поощряет группу к работе, подводит итоги работы. Секретарь ведет коротко и четко записи результатов работы своей группы, как член группы должен быть готов выразить мнение группы во время подведения итогов или помочь докладчику. Посредник следит за временем, поощряет группу к работе. Докладчик четко выражает мнение, к которому пришла группа, докладывает о результатах работы группы. 2) Правила ведения корпоративного собеседования:
4. Смоделируем ситуацию на уроке - Внимание – видеоролик. Догадайтесь, о чём пойдёт на уроке речь? (Просмотр Ералаша) (О культуре речи) 5. Задание 1. ХОРОШАЯ РЕЧЬ В течение 15 секунд подумайте, что входит в понятие «хорошая речь». А теперь поделитесь вашими соображениями с товарищами. Прошу вас заполнить кластер, определив признаки хорошей речи. Помните, что вы ограничены во времени – у вас 1 минута. Не забывайте о ваших ролях. Представьте ваш результат классу. Профессор Б.Головин, один из основоположников науки о культуре речи в отечественном языкознании, выделял следующие качества хорошей речи: точность, выразительность, чистоту, уместность, богатство, логичность. 6. Задание 2. УМЕСТНО-НЕУМЕСТНО В.А. Сухомлинский писал, что мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное — приносит беду. Остановимся на одной из характеристик хорошей речи – уместности. Предлагаю вам обсудить текст С.Довлатова. - Подумайте, почему студент, совершивший отличный поступок, неловко чувствовал себя после «ПОХВАЛЫ» тренера? В чём ошибка тренера? Уместна ли речь тренера? «Десять лет назад я спас утопающего. Вытащил его на берег Черного моря. Жили мы тогда в университетском спортивном лагере. Ко мне подошел тренер и говорит: “Я о тебе, Довлатов, скажу на вечерней линейке”. Я обрадовался. Мне нравилась гимнастка по имени Люда. И не было повода с ней заговорить. Вдруг такая удача. Стоим мы на вечерней линейке. Тренер говорит: “Довлатов, шаг вперед!” Я выхожу. Все на меня смотрят. И Люда в том числе. А тренер продолжает: “Обратите внимание! Живот выпирает, шея неразвитая, плавает как утюг, а товарища спас!..” После этого я на Люду и смотреть боялся». - Подумайте, почему студент, совершивший отличный поступок, неловко чувствовал себя после «ПОХВАЛЫ» тренера? В чём ошибка тренера? Уместна ли речь тренера? Обсудите в группе и устно представьте свой вариант похвалы тренера. 7. Рефлексия Итак, что же даёт нам кооперативное обучение? Умение работать в группе, решать задачи – очень важно для каждого человека, и высокие школьные отметки, согласитесь, не являются гарантией успеха в жизни. Чтобы создать счастливую семью, иметь успешную карьеру или вести общественную жизнь, нужно обладать какими-то необходимыми социальными компетенциями. Я убеждена, что учителя, которые используют технологии кооперативного обучения, дают старт успешности своих учеников. А теперь в подарок отправляю всех участников «отдыхать на южный остров». На какой – выбираете сами. Оцените свои ощущения после сегодняшнего мастер-класса. |
Предварительный просмотр:
Спикер организует порядок выполнения задания, поощряет группу к работе, подводит итоги работы.
-------------------------------------------------
Секретарь ведет коротко и чётко записи результатов работы своей группы, как член группы должен быть готов выразить мнение группы во время подведения итогов или помочь докладчику.
-------------------------------------------------
Посредник следит за временем, поощряет группу к работе.
-------------------------------------------------
Докладчик четко выражает мнение, к которому пришла группа, докладывает о результатах работы группы.
------------------------------------------------------
Десять лет назад я спас утопающего. Вытащил его на берег Черного моря.
Жили мы тогда в университетском спортивном лагере. Ко мне подошел тренер и говорит: “Я о тебе, Довлатов, скажу на вечерней линейке”.
Я обрадовался. Мне нравилась гимнастка по имени Люда. И не было повода с ней заговорить. Вдруг такая удача.
Стоим мы на вечерней линейке. Тренер говорит: “Довлатов, шаг вперед!”
Я выхожу. Все на меня смотрят. И Люда в том числе. А тренер продолжает: “Обратите внимание! Живот выпирает, шея неразвитая, плавает как утюг, а товарища спас!..”
После этого я на Люду и смотреть боялся.
(С.Довлатов.)
Задание
- Подумайте, почему студент, совершивший отличный поступок, неловко чувствовал себя после «ПОХВАЛЫ» тренера?
В чём ошибка тренера? Уместна ли речь тренера?
Обсудите в группе и устно представьте свой вариант похвалы тренера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Час семьи «Формирование коммуникативных навыков у воспитанников».
Комплекс упражнений для развития речи у воспитанников детского - дома...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/22/picture-86546-1377138965.jpg)
«Коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации для детей с нарушением интеллекта».
В данной статье рассматриваются принципы формирования коммуникативных навыков, которые имеют огромное значение при формированиии социальной адаптации детей с нарушением интелекта. На базе Запрудненско...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/27/picture-124509-1351348077.jpg)
«Формирование коммуникативных навыков на уроках английского языка при помощи jazz chants»
Одним из основных факторов модернизации региональной системы образования является коммуникативная компетентность. Именно ее формированию помогает использование на уроках песенного и музыкального матер...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/10/picture-823157-1531231800.jpg)
Метапредметный подход обучения в формировании коммуникативных навыков и развития аналитического мышления.
данный материал оказывает помощь в построении метапредметного урока с целью формирования у обучающихся целостной картины мира...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/05/picture-370432-1388880798.jpg)
ДОКЛАД на тему «Формирование коммуникативных навыков на основе альтернативных средств общения у детей с РДА»
Доклад к выступлению на семинаре в форме круглого стола «Коррекционно – педагогическая помощь учащимся с РДА»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/08/picture-1099049-1546961729.jpg)
Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы
Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/03/picture-365991-1575323091.jpg)
« Технология « рассказывание историй или сторителлинг » - как средство формирования коммуникативных навыков в обучении иностранному языку»
Аннотация к учебно-методическому пособию « Технология « рассказывание историй или сторителлинг » - как средство формирования коммуникативных навыков в обучении иностранному язы...