Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии.
статья на тему

Бачурина Наталия Викторовна

Описание и примеры использования здоровьесберегающих технологий на уроках биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_biologii.docx36.77 КБ

Предварительный просмотр:

        Бачурина Наталия Викторовна, учитель биологии МБОУ «ЦО №24» г. Тулы.

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии.

 В последние годы особое внимание уделяется вопросам здоровьесбережения школьников. И это вполне оправдано.

Научными исследованиями НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМН установлено, что в последние 10 лет произошло значительное ухудшение состояния здоровья школьников. Многие исследователи считают, что большинство факторов риска, особенно те из них, которые способствуют возникновению хронических неинфекционных заболеваний, относятся к средовым.

Основные факторы, ухудшающие здоровье ребенка.

  1. Педагогические факторы.

        Интенсификация образовательного процесса: увеличение объемов подлежащего усвоению материала. Увеличение учебной нагрузки на ученика, по данным Минобразования РФ с 1946 по 1998 годы учебная нагрузка возросла с 96 часов до 171. Увеличение объемов домашних заданий; рабочий день школьника составляет 10-12 часов (сравните: стандартная рабочая неделя – 40 часов).

        Отсутствие разумного чередования занятий, связанных с эмоционально-волевой и  двигательной активностью детей.

  1. Психологические факторы.

        Недостаточно адекватный уровень общения в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик». Отсутствие общения «на равных».

        Долговременно воздействующий на здоровье школьников неблагоприятный нравственно-психологический климат. Отсутствие достаточного многообразия видов деятельности, что тормозит реализацию потребности в развитии мышления.

  1. Медицинские факторы.

Общее ухудшение здоровья школьников. Увеличение доли детей с дефицитом массы тела. Понижение показателей физического развития и здоровья учащихся. Общее ухудшение экологической ситуации в России.

  1. Социальные аспекты.

        Неблагоприятная статусная позиция ребенка в группе. Для  внутреннего психически благополучного самочувствия, человеку необходима успешность в определенных видах деятельности. Неадекватная самооценка, отсутствие позитивного самовосприятия. Неблагоприятное окружение (неработающие или пьющие родители).

Для детей школьного возраста с 6,5-7 до 17 лет 1/3 суток основным видом  деятельности является учебная, иными словами, среда, в которой дети проводят большее количество времени. Современная общеобразовательная школа является одной из сред, способных наиболее активно влиять на сознание развивающейся личности ребенка. Организация воспитания и обучения отражает существующие в общественной жизни потребности. Так, в настоящее время, помимо общеизвестных обучающей, развивающей и воспитательной целей педагогического процесса, стало актуальным сохранение, укрепление и развитие здоровья в процессе образовательной деятельности учащихся и учителей [2, с. 62].

По данным Российской академии медицинских наук, за время обучения в школе число здоровых детей значительно снижается. К 15-17 годам до 70% школьников страдают хроническими заболеваниями. Свыше 30% детей имеют отклонения в физическом развитии. За последние 15 лет эта цифра постоянно увеличивается, и это крайне тревожная тенденция  [3].

Сравнительный анализ роли школ в формировании здорового образа жизни, содействии укреплению здоровья, проведенный НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков  Российской академии медицинских наук, показал эффективность работы школы, содействующей укреплению здоровья [4, с. 17].

И это неслучайно. Ведь именно в работе школ на современном этапе занимают  особое  место здоровьесберегающие технологии. Этим обусловлено создание и введение специальных уроков здоровья в учебный план, формирование саногенного мышления детей и педагогов как основы здорового образа жизни современного человека. Здоровые школьники учатся лучше. Поэтому в школах, содействующих укреплению здоровья, учащиеся приобретают и закрепляют личностные и социальные навыки, нацеленные на здоровый образ жизни поведенческие установки, которые способствуют повышению их академической успеваемости. И помогают решить эту задачу здоровьесберегающие технологии.

 Неслучайно здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования (Закон РФ «Об образовании» ст.51: «Образовательное учреждение должно создать условия для сохранения здоровья учащихся»).

Применительно к Тульскому региону задача укрепления здоровья школьников представляется особо актуальной, так как  Тульская область – регион с неблагоприятной экологической обстановкой. Часть детей рождается с врожденной патологией.  Кроме того,  на протяжении ряда лет выявляется  стойкая тенденция ухудшения показателей здоровья школьников; уменьшается удельный вес здоровых школьников с одновременным увеличением хронических форм заболеваний при переходе из класса в класс, снижается индекс здоровья. Поэтому «В Тульской области должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка» [1, с. 3]. 

Одна из целей нашей школы - создание такой  образовательно-обучающей среды, в которой закладываются основы здоровьесбережения.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Основные направления  моей деятельности как педагога:

1. Рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями.

2. Рациональная организация двигательной активности учащихся.

3. Система работы по формированию ценности здоровья и ЗОЖ.

Ожидаемые результаты:

  • Снижение количества наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний.
  • Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья (курение, пивной алкоголизм).
  • Положительная динамика при переходе из одной группы здоровья в другую.
  • Привитие учащимся потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
  • Сокращение пропусков уроков учащимися по болезни.
  • Повышение качества образования.

Здоровьесберегающий компонент в содержании биологии.

        Я работаю по УМК Н. И Сонина более 15 лет. Программа 8 класса полностью ориентирована на изучение организма человека, причем вопросам здоровьесбережения уделяется большое внимание. Эти уроки несут особую нагрузку в формировании у учащихся жизненных установок и приоритетов на здоровье и здоровый образ жизни.

Лабораторные работы  

Уроки

7 класс

Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Экологическая роль и медицинское значение бактерий

 Строение плесневых грибов.

Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Оказание 1 помощи при отравлении грибами.

Вирусы-возбудители опасных заболеваний человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами.

Применение биологических знаний при охране здоровья человека.

Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.

Циклы развития паразитических червей.

8 класс

Измерение массы и роста своего организма.

Нарушение нервно-гуморальной регуляции.                                                                                                                                                            

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.

Определение пульса,  кровяного давления и подсчет числа сердечных сокращений.

Работа мышц. Утомление.

Определение частоты дыхания.

Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

Воздействие желудочного сока на белки.  

 Состав и функции крови.

Воздействие слюны на крахмал.

Иммунитет.

Определение норм рационального питания

Переливание крови. Донорство. Резус-фактор.

Измерение температуры тела.

Гигиена сердечно - сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях.

Факторы  риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение.

Газообмен в легких и тканях. Влияние курения на организм.

Первая помощь при нарушении дыхания. Профилактика заболеваний органов дыхания.

 Взаимосвязь функций дыхательной и кровеносной системы.

Гигиена питания и предупреждение гепатита, кишечных инфекций, желудочно-кишечных заболеваний.

Витамины.

Болезни органов выделения, мочеполовые инфекции, их предупреждение.

Строение и функции кожи.

Закаливание организма. Уход за кожей, ногтями, волосами. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке, ожоге, их профилактика.

Зрительное восприятие. Гигиена зрения.

Строение и функции уха.

 Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика.

 Биологические ритмы. Сон и сновидения.

Правила здорового образа жизни.

Укрепление здоровья. Вредные и полезные привычки.

Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Культура отношения к собственному здоровью.

Глобальные проблемы здоровья человечества.

9-11 класс

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

Физиологические адаптации.

Анализ и оценка последствий собственной деятельности человека в окружающей среде.

Генотип как целостная система

Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.

Наследственные заболевания человека.

Организм и среда. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

Здоровье сберегающий урок начинается с учителя, своим появлением он задает положительный эмоциональный настрой на весь урок. Дети видят все.

При планировании урока с точки зрения сохранения здоровья школьников, обращаю внимание на следующие аспекты урока:

  • гигиенические показатели, характеризующие урок (Приложения 1, 2)
  • гигиенические условия в кабинете (Приложение 3);

Все здоровьесберегающие  уроки я условно делю  на следующие типы:

I тип:

Стандартный, но при этом хорошо продуманный урок, на котором хотя и ничего не говорится о здоровье, но это -  здоровьесберегающий урок, т.к.  учитель:

  • продумывает урок максимального умственного, психического, физического, нравственного комфорта учащихся;
  • помогает  каждому ученику понять значимость данного урока для будущего и творчески работать на нем, используя свои способности;
  • максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения;
  • полноценно выполняет учебную программу, формирует у учащихся интерес к своему предмету.

К такому уроку и разработаны требования, направленные на здоровье сбережение (Приложение 1).

II тип:

Уроки, в которые включены элементы здоровьесбережения:

  • это минутки здоровья, возникающие из наблюдений учителя за вредными привычками учащихся (например: «Почему нельзя грызть ногти?», «Почему нельзя сидеть сложа ногу за ногу?»);
  • по обучению учащихся новым упражнениям на снятие напряжения, стресса, утомления, упражнениям на развитие памяти, внимания,   мышления, логики и т.д.;
  • это проблемные и эвристические вопросы для учащихся при изучении нового материала.

III тип:

Плановый урок здоровья. Например, «меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Оказание первой медицинской помощи при отравлении грибами», «меры профилактики заболеваний, вызываемых червями», «Гигиена органов чувств», «Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика», «Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Гигиена органов дыхания» и другие.[5]

Пример: в 8 классе при изучения морфологии, анатомии и физиологии систем органов в каждой теме идут уроки здоровья (или фрагменты уроков), на  таких уроках, даю знания основ здорового образа жизни; знакомлю с опасностями, подстерегающими в повседневной жизни; ввожу в мир основ медицинских знаний и правил оказания первой помощи в чрезвычайных ситуациях; пропагандирую ЗОЖ и занятия физкультурой и спортом; обращаю внимание на климатические и природные особенности нашей области и как они влияют на здоровье.

Важно учитывать динамику работоспособности в течение урока: 10 минут - врабатываются, 20 – продуктивное время, 10 – не продуктивное. Поэтому, лучший отдых смена видов деятельности.

Обязательный момент урока физкультминутка.

Комплекс упражнений должен быть рассчитан на те органы и группы мышц, которые быстро утомляются. Гимнастику для глаз, ученики могут сделать сами,  по мере их утомления. В  кабинете над доской целесообразно повесить  тренажер Базарного В. Ф. (или ему подобные) -  нарисованные горизонтальная и вертикальная восьмерки. (Приложение 4)

Проводя  такой урок, я могу использовать следующие здоровьесберегающие технологии:

  • формулирование целей урока вместе с учащимися, определение ими задач, которые следует решить для достижения целей;
  • создание необходимых санитарно-гигиенических условий;
  • разминки в начале урока (10 – 15 секунд, Приложение 5);
  • во избежание гиподинамии у детей обеспечение хотя бы небольшой организованной активности (физкультминутки на 15 – 25 –ой минутах урока на снятие мышечного утомления с плечевого пояса, мышц спины, кистей рук, зрительного утомления; минуты релаксации; массаж активных точек; чередование поз; дыхательная гимнастика).
  • профилактика разнообразных нарушений:

 -для слуха – различение слов, акцентов, тихой речи;

- для речевого аппарата – произнесение слогов, слов, скороговорок, тихо, громко, с разной акцентировкой;

- для кистей пальцев рук – сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в лучезапястном и локтевых суставах;

- для зрения – поисковые движения для глаз, различение цвета, размера; использование тренажера;

  • разнообразие видов и форм уроков (удивление нестандартностью);
  • гибкость структуры урока, в соответствии  с особенностями класса;
  • использование безоценочной мотивации, способствующей активной самореализации учеников;
  • разрешение в некоторых случаях при выполнении заданий, ответах на вопросы, контрольных работ пользоваться вспомогательными средствами, например, конспектом;
  • предупреждение появления признаков утомления у учащихся (изменение интонации и громкости речи, привлечение внимания учеников);
  • использование работы в парах постоянного или переменного состава и в малых группах (2 – 4 ученика);
  • подведение итогов урока на последних 4 – 5 минутах, и лучше всего вместе с учениками;
  • рефлексия;[6]

На уроках можно проводить “оживлялки” (Приложение 6), которые помогают снять усталость. Например: эмоциональная разрядка снимает психическое напряжение, способствует переключению внимания, снятию утомления. Улыбнитесь сами и разрешите детям посмеяться. Для этого достаточно сказать “сы-ы-ы-р.”, а потом надавить на “хохотальную” точку — она на кончике носа и произнести “хохотальные” звуки: ха-ха. Сначала медленно, потом быстрее, быстрее...

В противовес активных оздоровительных минуток можно использовать "минутки покоя". «Закрыли все на секунду глаза. Расслабьтесь. Представьте себя там, где вы бы хотели оказаться в данную минуту. Получите от этого удовольствие. А теперь потихоньку возвращаемся на урок, открываем глаза, продолжаем заниматься.»

Огромную роль в укреплении здоровья учащихся играет и экологическое пространство: освещение достаточное,  вентиляция активная (очень долго приучала учеников к факту проветривания кабинета), озеленение, санитарное состояние кабинета. Классная комната должна быть  проветрена, температура в ней должна  быть комфортной 18-21 градус.

Обратите внимание на: состояние мебели, озеленение кабинета, качество и эстетика наглядных пособий, дидактического материала, цветовая гамма (мебели, отделки стен, штор).

Внедрение здоровьесберегающих технологий в обучение способствует более глубокому и осознанному пониманию школьниками предметного содержания, усвоению большого количества идей и способов решения проблем, в том числе – оригинальных и нестандартных, развитию у детей способностей к переносу знаний в новые условия, что создаёт благоприятный фон для повышения уровня мотивации обучения и развитию УУД.

Воспитывается чувство ответственности не только за свое здоровье, но и за здоровье будущих детей.

Источники информации:

1. Распоряжение Правительства Тульской области от 8 октября 2012 г. №  621-р «О стратегии действии в интересах ребенка в интересах детей Тульской области на 2012-2017 годы» [Электронный ресурс] // Не опубликован // СПС «Консультант Плюс»

2. Силантьева Т.Н. Формирование здоровьесберегающей среды в общеобразовательной школе // Педагогика. - 2010. - № 1. - С. 61-64.

3. Российская школа отбирает здоровье у детей [Электронный ресурс] // Новости медицины: [сайт]. - М., 2012. - URL:  http://doctor-litvinov.ru/lor/rossijskaya-shkola-otbiraet-zdorove-u-detej.html

4. Школы здоровья в Европе и России. – М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН. 2009. - 83 с.

5. http://referat.znate.ru/text/index-33802.html

6. http://www.orenipk.ru/kp/distant/ped/ped/zdzb.htm

7. СанПин 2.4.21178-02  http://www.docload.ru/Basesdoc/10/10946/index.htm



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии

Данный материал содержит рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках биологии:рассматривается анализ урока с позиции здоровьесбережения,предлагается комплекс упражнений для ...

использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии

использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии.

Использование здоровьесберегающих технологийна уроках биологии.забота о здоровье ребенка-это не просто комплекссанитарно-гигиенических норм и правил и не свод...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии и экологии.

Значение здоровьесберегающх технологий на уроках биологии и экологии....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии...

Статья на тему «Здоровьесберегающие технологии в средней школе: авторские приёмы и нетрадиционное использование классических технологий на уроках биологии»

В данной статье рассматривается актуальность использования здоровьесберегающих технологий в средней школе, описываются школьные факторы риска, влияющие на здоровье школьников. Приводится ста...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии для детей с нарушением слуха

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни - одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС.Цель программы – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период ...