Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии.
статья на тему

Использование здоровьесберегающих технологий

на уроках биологии.

забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс

санитарно-гигиенических норм и правил и не свод

                                                  требований к режиму, питанию, труду, отдыху.

      Это, прежде всего забота о гармонической полноте

                                         всех физических и духовных сил, и венцом

                                           этой гармонии является радость творчества.

В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberezhenie_novoe.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий

на уроках биологии.

Мельниченко С.Л. учитель биологии

 

“…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс

санитарно-гигиенических норм и правил и не свод

                                                  требований к режиму, питанию, труду, отдыху.

      Это, прежде всего забота о гармонической полноте

                                         всех физических и духовных сил, и венцом

                                           этой гармонии является радость творчества.

В.А. Сухомлинский

В настоящее время в мире существует две основные глобальные проблемы это здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. К сожалению, медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей.  Наблюдается ухудшение здоровья детей и в нашей стране, связанное с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, недостатком двигательной активности, неправильным питанием учащихся, отсутствием у учащихся знаний о здоровом образе жизни.

Здоровье детей – это политика, в которой заложено будущее страны, поэтому основными задачами здоровьесберегающей деятельности школы являются:

        создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса;

        формирование у школьников, их родителей и учителей ответственного отношения к здоровому образу жизни.

Цель здоровьесберегающих технологии – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформулировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Существует несколько групп здоровьесберегающих технологии, наиболее значимыми из которых являются здоровьесберегающие образовательные технологии обучения, основанные на возрастных особенностях познавательной деятельности детей;  обучении на оптимальном уровне трудности; вариативности методов и форм обучения; оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок; обучении в малых группах; использовании наглядности; сочетании различных форм предоставления информации; создании эмоционально благоприятной атмосферы;формировании положительной мотивации к учебе; культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.

Выделяют несколько принципов здоровьесберегающей технологии: организация обучения через разные каналы восприятия информации (зрение, слух, ощущение) в зависимости от возрастных особенностей учащихся, а также целей и задач урока;

        создание здоровьесберегающего пространства классной комнаты;

        знание недельных зон работоспособности и планирование уроков          разной степени сложности;

        знание об уровнях работоспособности учащихся в течение рабочего дня;

        планирование контрольных работ, уроков нового материала, уроков обобщения в зависимости от места урока в сетке расписания;

        распределение интенсивности умственной нагрузки в течение урока и рабочего дня.

В качестве здоровьесберегательных технологий применяются методы (фронтальный; групповой; практический, познавательная игра; ситуационный метод; игровой метод; соревновательный; активные методы обучения; метод индивидуальных заданий; воспитательные, просветительные и образовательные программы),  приёмы (защитно-профилактические, компенсаторно-нейтрализующие, стимулирующие, информационно-обучающие), технологические умения (пластические; логические; экспрессивные; дискуссионные, перцептивные (умение видеть, слышать, слушать). 

Основой   образовательного процесса является урок, влияния  урока на здоровье учащихся может быть как положительным так и отрицательным.  Яркие, эмоциональные уроки с использованием физкультурных упражнений, с примерами из жизни, делают урок насыщенным, интересным, продуктивным и полезным.  Принципами проведения такого урока являются:

        кабинет должен представлять собой здоровьесберегающее пространство;

        гигиенические условия в кабинете: чистота, температура, свежесть воздуха, освещение, отсутствие неприятных раздражителей; снизит утомляемость обучающихся и возможность аллергических реакций; применение оборудования для создония развивающей здоровье среды обучения в классе. Это снижает риск заболеваний: зрения, сердца, психики, опорно-двигательной  и иммунной систем,

        смена видов деятельности. Однообразность урока вызывает утомление;

        рекомендуется 4-7  видов деятельности за урок по 7-10 минут. Но частые смены деятельности также утомляют детей;

        необходимо использовать на уроках не только словесный вид преподавания, но и наглядный, аудиовизуальный (не менее 3  за урок);

        использование методов способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся (беседа, ролевые игры, дискуссии);

        обязательная составная часть урока -  физкультминутки; Физические упражнения позволяют снять эмоциональное напряжение, локальное утомление и длительное время сохранять работоспособность (общеукрепляющая гимнастика, психогимнастика, дыхательная и звуковая гимнастика, упражнения для глаз, упражнения для укрепления мышц рук, упражнения на отдых позвоночника, релаксационные упражнения для мимики лица);

        учитель должен выделить и подчеркнуть  вопросы, связанные со здоровьем непосредственно в ходе урока;

        формирование потребностей в здоровом образе жизни. Задача  учителя - создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его отношение к собственному здоровью.

        формирование у обучающихся мотивации к учебной деятельности интерес к изучаемому материалу, стремление больше узнать, радость от активности и общения. К сохранению здоровья вопросы мотивации имеют самое непосредственное отношение: постоянное принуждение к учёбе разрушает здоровье детей и изматывает учителей;

        благоприятный психологический климат на уроке; Психофизический комфорт - важнейшее условие предупреждения  утомления; профилактика «школьных неврозов» зависит от умения учителя предупредить на уроке конфликты из-за несогласия с оценкой, нарушения дисциплины и т.д.;

        в течение урока обращать внимание на осанку обучающегося, так как осанка обучающихся в основном формируется в школе, поза и мимика обучающихся, чередование их в зависимости от характера выполняемой работы;

        за первыми партами располагаются дети с нарушениями слуха и зрения;  

        желательно часто болеющих детей рассаживать дальше от наружной стены;

          Длительность применения технических средств обучения

 

Классы

Просмотр видеофильмов

мин.

Просмотр передач

мин.

Длительность работы с компьютером мин.

5 - 7

20 - 25

20 - 25

15-20

        8 - 11

25 - 30

25 - 35

20-25

     

 

В последнее время возросло количество времени использования компьютеров и интернета, как на уроках, так и при подготовки домашних заданий. Использование компьютера маскирует утомление и наносит вред здоровью школьников

        после уроков с применением ТСО не следует проводить занятия, связанные с большой нагрузкой на зрение. Число уроков с использованием ТСО в течение недели не должно превышать 3-4 раз в неделю в среднем звене и 6 раз -  в старшем. Особенно полезно применять их на 3–4 уроках, когда начинает снижаться работоспособность.

        итоговая плотность урока, количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Рекомендуемые показатели – от 60% до 80%. Момент наступления утомления обучающихся и снижение их учебной активности (норма – не ранее, чем за 5 – 10 минут до окончания урока). Утомляемость – одна из главных  проблем для школьников. Детям тяжело поддерживать свою активность на уроках в течение5-6 часов. Между уроками необходима качественная эмоционально-психическая разрядка.

        темп и особенности окончания урока

        Нежелателен неоправданно быстрый темп заключительной части урока, отсутствие времени на вопросы учащихся, торопливая, без комментариев, запись домашнего задания, задержка учащихся в классе после звонка на перемену. Это -  ненужный стресс, как для школьников, так и для учителя

        недопустима задержка в классе после звонка на перемену.

        желательно чтобы контрольные работы проходили не последним уроком и не в конце недели.

Использование таких принципов приводит к снижению утомляемости, повышению продуктивности и работоспособности, изменению отношения к предмету.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве. Формирует основные компетенции, позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия обучающегося и учителя.

Описание разработки

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии в 9 классе.

         В 9 классе ребята изучают анатомию, физиологию, психологию и гигиену человека, поэтому мною был подобран ряд упражнений по темам уроков.

        На уроке, тема которого “Строение мышц. Обзор мышц человека”, предлагается сделать упражнение для расслабления мышц шеи. Упражнение называется “Любопытная Варвара”.Расслабьтесь, слушайте и делайте: Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо. А потом опять вперед, тут немного отдохнет. Шея не напряжена и расслаблена.

        На уроке, тема которого слуховой анализатор отмечаем, что наше ухо похоже на свернувшегося калачиком человека. Где-то это так, ушная раковина насчитывает около 170 активных точек, связанных со всеми органами нашего тела. Поэтому скажите спасибо своим родителям, если они таскали вас в детстве за уши. Сейчас никто не таскает, может, поэтому здоровье неважное. Нужно самим исправить эту несправедливость. Начинаем.

Плотно обхватив ушную раковину ладошкой так, чтобы большой палец обнимал сзади всё ухо, а остальные пальцы спереди сжаты в кулачок.

Тянем с умеренной силой ухо сверху вниз и снизу вверх, а на счет четыре – с каждым разом усиливая тягу.

Теперь делаем из себя Чебурашку - тянем уши в стороны. Да, не бойтесь. На каждое упражнение по 5 - 10 движений. Тест: уши должны быть красными, гореть и ощущаться раздувшимися. Как у слона. Есть такое? Значит всё сделано правильно!

        На протяжении всей жизни люди постоянно вдыхают и выдыхают воздух, но при этом мало кто задумывается, правильно ли он это делает. Йоги утверждают, что большинство из нас дышит не рационально, и, что именно это отрицательно влияет на продолжительность человеческой жизни, так как из-за неправильного дыхания происходит расстройство функций различных органов и систем, и появляются болезни. Мы знаем, как тяжело отражается на здоровье (особенно у детей) очень безобидная с виду привычка дышать не носом, а ртом. Тотчас начинается нарушение физического и психического развития, нередко приводящее к узкогрудости, малокровию, похудению, к заболеванию желудочно-кишечного тракта. Дышать надо уметь. Если человек разучился дышать естественно, как в детстве, то это можно и нужно поправить. Поэтому так важно научить на уроках элементам дыхательных упражнений. Йоги считают, что чем чаще человек дышит, тем меньше он живет. Дышать же следует реже, но вдыхать глубже: частота дыхания должна быть в пределах 10 вдохов и 10 выдохов в минуту.

           Тема урока: “Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Заболевания дыхательных путей”.

И.п. (сидя). Поворот головы направо и налево. На каждый поворот шумный короткий вдох носом.

И.п. (сидя). Наклоны головы в стороны или вперед и назад с аналогичными вдохами.

И.п. (сидя). “Обнимание плеч”. Правой рукой захватите левое плечо, а левой – правое.

И.п. (стоя). Темповые наклоны вперед. При каждом наклоне - вдох.

И.п. (стоя). Повороты туловища налево и направо (при каждом повороте – вдох.

Врач К. Бутейко на основании исследований пришел к выводу, что причиной многих болезней является нехватка в организме углекислого газа. По мере задержки дыхания при неглубоком дыхании кровь и ткани лучше насыщаются кислородом и углекислым газом, нормализуется кислотно-щелочное равновесие, улучшаются обменные процессы. Для проверки здоровья Бутейко использует тесты на задержание дыхания:

- замерить, на несколько секунд вы можете задержать дыхание после небольшого вдоха в покое. Если трудно не дышать после 3-5 секунд, то это признак серьёзной болезни;

- пауза в 30 секунд свидетельствует, что вы здоровый, но “глубоко дышащий” человек. Абсолютно здоровый человек без усилий способен не дышать 1 минуту, а при тренировке и более.

            На уроках можно проводить “оживлялки”, которые помогают снять усталость

“Оживлялка” первая. Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите. Сдавите изо всех сил основание ладоней, чтобы руки задрожали. Напряжены мускулы рук и груди. Втяните живот и потянитесь вверх, как будто бы, опираясь о руки, выглядываете из окна. Повторите 3 раза. “Оживлялка” вторая. Разотрите хорошенько уши ладонями - вначале мочки, а потом целиком: вверх - вниз, вперед - назад, при этом поцокайте языком (15 - 20 секунд).

“Оживлялка” третья. “Лев” - Постарайтесь языком дотянуться до подбородка, при этом как можно шире раскройте глаза. Спина прямая. Плечи опущены.

Эмоциональная разрядка снимает психическое напряжение, способствует переключению внимания, снятию утомления.

Улыбнитесь сами и разрешите детям посмеяться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии

Данный материал содержит рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках биологии:рассматривается анализ урока с позиции здоровьесбережения,предлагается комплекс упражнений для ...

использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии

использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии и экологии.

Значение здоровьесберегающх технологий на уроках биологии и экологии....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии.

Описание и примеры использования здоровьесберегающих технологий на уроках биологии....

Статья на тему «Здоровьесберегающие технологии в средней школе: авторские приёмы и нетрадиционное использование классических технологий на уроках биологии»

В данной статье рассматривается актуальность использования здоровьесберегающих технологий в средней школе, описываются школьные факторы риска, влияющие на здоровье школьников. Приводится ста...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии для детей с нарушением слуха

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни - одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС.Цель программы – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период ...