МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Развитие познавательной мотивации обучающихся на уроках математики.
методическая разработка на тему

Трофимова Любовь Григорьевна

СОГБОУ СПО «Ельнинский сельскохозяйственный техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

 

Развитие познавательной мотивации

обучающихся на уроках математики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

 

2013-2014г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_razvitie_pozn_mat_obuch.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ СПО «Ельнинский сельскохозяйственный техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

Развитие познавательной мотивации

обучающихся на уроках математики.

        

2013-2014г.

Рассмотрена и одобрена

на заседании методической комиссии

классных руководителей

Протокол № ___ от _____________ 20__г.

Председатель комиссии ________________Т.Н. Агеева

Подготовил преподаватель математики Трофимова Л.Г.

Рецензент: Ризоева Т.А. – Зам. директора по воспитательной работе.

Аннотация

В данной методической разработке «Развитие познавательной мотивации обучающихся на уроках математики» рассмотрены условия, стимулирующие познавательную активность обучающихся, методические приемы, с помощью которых преподаватель может пробудить и развивать познавательную активность обучающихся на уроках математики, создать заинтересованное отношение к учебе.

Методическая разработка предназначена для преподавателей общеобразовательных дисциплин.

Содержание

  1. Ведение
  2. Теоретическая основа
  3. Положительная мотивация – основа успешности урока.

Цели:

  1. повышение интереса к предмету «Математика»
  2. развитие основных познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия)
  3. развитие самостоятельности, творческого потенциала.

1. Введение

        Процессы развития общества неразрывно связаны с активизацией человеческого фактора, развитием творческой активности людей во всех  сферах общественной и производственной деятельности: Поэтому одной из задач на современном этапе является не только усвоение знаний, умений и навыков, но развитие личности, ее познавательных способностей. Задачи по формированию нового человека нельзя решить без развития познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания.

        В настоящее время исследования ученых показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, использовать те богатейшие возможности, которые многие подчас и не подозревают. Поэтому в последние годы особо остро стал вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности.

2. Теоретическая основа

        Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная мотивация – основной критерий ее сформированности, которой заключается в том, что ребенок получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата»

(Б.И. Додонов).

        Через всю историю школы проходит одна из главных проблем – создание заинтересованного отношения к учению, которая не потеряла актуальность и значимость и сегодня.

        Проблема стимулирования, побуждения обучающихся к учению была поставлена еще в 40-50-е годы И.А. Каировым, М.А. Даниловым, Р.Г. Лембер.

        В последние годы к данной проблеме было привлечено внимание ведущих методистов нашей страны: В.Г. Разумовского, А.В. Усовой, Л.С. Хижняковой и др. Они поставили задачу формирования положительных мотивов учения в качестве одной из самых главных в обучении математике, ибо высокий уровень мотивации учебной деятельности на уроке и интереса к учебному предмету – это первый фактор, указывающий на эффективность современного урока.

        Известно, что у одного и того же педагога уровень знаний и умений обучающихся неодинаков. Они воспринимают и усваивают одни и те же объяснения учителя, один и тот же материал по-разному, что приводит в результате к неодинаковым успехам. Наблюдения педагогов и психологов показывают, что результаты учебной деятельности во многом зависят от того, что побуждает эту деятельность, т.е. зависит от мотивов от того, как удается развивать мотивацию учения у обучающихся, вызвать потребность к знаниям, научить учиться, во многом зависит успешность обучения (А.К. Маркова, Л.И. Бопеович, А.Н. Леонтьев и др.). Но прежде чем развивать учебную мотивацию, ее необходимо познать, выявить ее реальный уровень и возможные перспективы у каждого обучающегося и группы в целом.

        

Выделяют пять уровней учебной мотивации.

  1. Первый уровень -  высокий уровень мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования. Обучающиеся четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)
  2. Второй уровень – хорошая мотивация. (Обучающиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
  3. Третий уровень – положительное отношение к учебному заведению. Учебное заведение привлекает таких обучающихся внеучебной деятельностью. (Такие обучающиеся достаточно благополучно чувствуют себя в группе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя обучающимися. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)
  4. Четвертый уровень – низкая мотивация. (Эти обучающиеся посещают учебное заведение неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)
  5. Пятый уровень – негативное отношение к учебному заведению. (Такие обучающиеся испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с однокурсниками, во взаимоотношениях с учителем. Учебное заведение нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях обучающиеся могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных обучающихся отмечаются нервно психические нарушения.)

Учебная мотивация определяется целым рядом факторов:

Во-первых, она определяется образовательным учреждением;

во-вторых, организацией учебного процесса;

в-третьих, особенностями обучающихся (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими обучающимися и т.д.);

в-четвертых – особенностями педагога, системой отношения его к обучающемуся, к делу;

в-пятых, спецификой учебного предмета.

        

        Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Это обращение к обучающимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на одобряющее прикосновение.

3. Положительная мотивация – основа успешности урока

        Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализация личности. Поэтому на смену «образование – преподавание» пришло «образование – взаимодействие», когда личность обучающегося становится предметом внимания педагога. Помощь обучающимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач, стоящих перед учебным заведением.

        А успешное решение этой задачи во многом зависит от сформированности у обучающихся познавательных интересов.

        Не секрет, что в учреждениях начального профессионального образования приходят обучающиеся, которые имеют очень слабые знания по общеобразовательным дисциплинам и, в частности, по математике. Это подтверждает и проверочная контрольная работа за курс основной школы.

        Учеба – это серьезный труд. Интерес ребенка к учебе, к предмету как нельзя лучше помогает запомнить, повышает работоспособность. Именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, вызывать удивление, будить мысль, вызывать желание понять явление, запомнить изучаемый материал, для того чтобы использовать его в практической и учебной деятельности.

        Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз.

        Из опыта своей работы считая, что при подготовки рабочих профессий необходимо осуществлять связь математики с профессией. В школе учащиеся изучают математику как образовательный предмет для общего образования, а в училище они видят, что математика применима и к их профессиональной деятельности. Поэтому уже на первом уроке я рассказываю обучающимся о связи математики с их профессий, а также в самостоятельные, контрольные работы, тесты по мере возможности включаю задания с профессиональной направленностью.

Все это ведет к оптимизации учебно-познавательной деятельности обучающихся и как результат к познавательной мотивации обучающихся на уроках математики, к повышению успеваемости и, в целом, к успешному овладению выбранной профессии. Такой вывод можно сделать, например, если проанализировать уровень усвоения знаний по теме «Производная и ее применение» в группах по специальности «Автомеханик» и «Повар, кондитер».

Оценки

«2»

«3»

«4»

«5»

Группа «Автомеханик»

3%

70%

24%

3%

Группа

«Повар, кондитер»

24%

61%

5%

        Для группы «Автомеханик» материал данной темы является профессионально значимым, а для группы «Повар, кондитер» он в принципе идет как обычный материал. Анализ контрольной работы по данной теме в этих группах показал, что в группе «Автомеханик» успешно справились с практическими заданиями практически все обучающиеся, а вот в группе «Повар, кондитер» успехи недостаточно хороши. Обучающиеся этой профессии не смогли выяснить, что значит машина остановилась: возникли трудности в записи уравнения скорости движения машины, в расчете времени ее остановки.

        Исходя из этого можно сделать вывод, что профессиональная направленность, связь с жизнью, применение  данного материала обучающимися является одним из основных приемов развития познавательной мотивации обучающихся.

        Работа учителя по активизации познавательной деятельности обучающихся наиболее эффективна, а качество знаний обучающихся выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность обучающихся и развивающие их познавательный интерес. Поэтому необходимо создать такие психолого-педагогические условия, которые обеспечивали бы активное стимулирование у обучающихся самостоятельной познавательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

        Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей деятельности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию,  к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Важнейшим условием самостоятельной познавательной деятельности обучающихся является формирование у них положительных внутренних индивидуальных и социально значимых мотивов учения.

        Для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики я активно использую новые методы обучения: ситуационный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский, а также познавательные игры.

        Традиционный подход к организации учебного процесса может обеспечить достаточно высокий уровень усвоения знаний, умений и навыков, но он не способствует развитию личности, раскрытию ее потенциала. Поэтому один из перспективных путей развития и повышение мотивации учения я вижу в применении нетрадиционных методов и форм организации урока.

        В свое практике использую групповую работу и работу в паре. В условиях групповой работы осуществляется позитивная зависимость группы осуществляется друг от друга, т.к. члены группы рассматривают успех (неуспех) как результат их коллективной деятельности. При этом снижается уровень тревожности, усредняется положительное (отрицательное) влияние индивидуальных способностей и возможностей на результат деятельности, таким образом, происходит сдвиг в оценке своей деятельности со способностей на усиление, формируется чувство самоуважения. Групповая форма работы позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, продуктивное, творческое усвоение знаний и умений, создавая положительный эмоциональный фон через активный диалог, анализ проблемных ситуаций, деловые игры, мозговой штурм. При такой форме работы обучающийся учится сопоставлять, сравнивать, оспаривать другие точки зрения, доказывать свою правоту. Умение сопоставлять различные способы позволит обучающемуся не только анализировать, но и прогнозировать свою деятельность, что в свою очередь влияет на формирование самостоятельности, овладение способами самообразования. В прямой зависимости от мотивации находится развитие умений планировать, ставить задачи.

        Для самоконтроля и самооценки использую работу в паре «обучающийся – обучающийся».

        Для включения всех обучающихся в деятельность на уроке стараюсь создавать мотивационную основу их работы, использовать их приемы, стимулирующие внутренние ресурсы, лежащие в основе интереса.

        «Удивляет». Суть этого приема состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то загадочным, необычным, проблемным для того, чтобы вовлечь всех обучающихся в работу с первых минут урока.

        «Интеллектуальная разминка».

        Начиная урок, поднимаю карточку (на ней рисунок, фигура, символ, и т.д.)

        Обучающиеся знают, что вопросов не последует.  Они сами должны придумать задачу или поставить вопрос.

        

Методическая ценность приема:

  • активное включение в работу каждого;
  • развитие логического и критического мышления;
  • систематизация знаний и умений;
  • возможность выбора свое деятельности.

Ценность этого приема ещё и в том, что умение составлять задачу приводит к

умению ее решать.

«Прочитай геометрический рисунок»

«Прочитай график функций»

«Задай вопрос соседу»

«Объединяй по общему признаку»

«Найди ошибку»

«Найди лишнее и аргументируй» и др.

Одним  из важных условий формирования и развития внутренних мотивов учения является оценка деятельности обучающихся, которая отражала бы не только уровень знаний, но и степень прилагаемых усилий. Поэтому любая деятельность обучающихся должно быть оценено, а в конце изучения раздела или темы должен быть проведен анализ этой деятельности обучающихся.

Контроль усвоения знаний выявляет степень усвоения материала, выявляет проблемы и затруднения. Для этого использую дифференцированный подход, использую разно уровневые задания, тесты. По отдельным темам для проверки усвоения знаний использую разгадывание и составление кроссвордов, («Параллельность и перпендикулярность в пространстве»), математическое лото и домино («Производная», «Первообразная».).

На современном этапе развития общества необходим человек способный к творческому овладению знаниями, умеющий применять знания в нестандартных ситуациях, умеющий работать в команде, отличающийся мобильностью и развитым чувством ответственности. Поэтому в современных условиях акцент преподавания направлен на овладение обучающимися основными компетентностями, а для преподавателя – использование педагогических технологий, которые овладеют средствами повышения мотивации обучающихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Наиболее часто я использую в своей работе элементы современных образовательных технологий проблемного, дифференцированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, технологий проектного обучения.

В процессе обучения использую элементы игровой технологии на уроках и во внеклассной работе. Игра наряду с трудом и учением является одним из видов деятельности не только для ребенка, но и для взрослого. В игре воссоздаются условия ситуации, какой-то вид деятельности, общественный опыт, а в результате совершенствуется самоуправление свои поведением. В жизни игровая деятельность имеет разные функции: развлекательную (воодушевить, побудить интерес), коммуникативную; самореализации; терапевтическую (преодоление трудностей); диагностическую (в процессе игры можно познать себя, открывать свои скрытые черты); коррекционную (изменить под влиянием игровой практики правила).

Обучающиеся легко вовлекаются в игровую деятельность, и чем она разнообразнее, тем интереснее для них.

Положительная мотивация является основой успешности урока, толчком к самореализации каждого обучающегося на уроке, главной движущейся силой, формирующей интерес к уроку.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.
  2. Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.
  3. Развитие мотивов, связанных с содержанием и процессом учения, позволяет повысить результативность обучения по всем общеобразовательным предметам.
  4. Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию обучающихся способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.

Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.

Педагог должен понимать, что какими знаниями он ни обладал, какими методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания обучающихся, не оставив следа в нем.

Литература

  1. Афанасьев, В.В. Школьникам о вероятности в играх. Введение в теорию вероятностей для учащихся 8-11 классов [Текст] / В.В. Афанасьев, М.А. Суворова. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 192с.

  1. Бунимович, Е.А. Вероятность и статистика. 5-9кл. [Текст]: пособие для общеобразоват. учеб. заведений / Е.А. Бунимович, В.А. Булычев. – М.: Дрофа, 2002. – 160с.

  1. Глеман, М. Вероятность в играх и развлечениях. Элементы теории вероятностей в курсе сред. школы [Текст]: пособие для учителя / М. Глеман, Т. Варга; пер. с фр. – М.: Просвещение, 1979. – 176с.

  1. О.Б. Епишева, Е.Е. Волкова, В.Е. Гусева, С.В. Демисенова, Х.Х. Кадралиева, В.В. Клюсова, Т.В. Оленькова, Д.Ю. Трушников, Л.П. Шебанова, З.И. Янсуфина. Интеграция инновационных подходов к обучению в математическом образовании: вопросы теории и практики: Коллективная монография / Под ред. О.Б. Епишевой. – Тюмень: Тюм ГНГУ, 2009. – 200с.

  1. Т.А. Капитанова. Методика и  технология профильного обучения математике: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100 – Педагогическое образование (профиль подготовки – Математическое образование) / Т.А. Капитанова – Саратов, 2012. – 115с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках математики в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида»

В настоящее время специалисты коррекционной педагогики единодушно признают, что игра должна выполнять образовательные, воспитательные и коррекционные функции для наиболее полного совершенств...

«Приёмы и методы для активизации учебно-познавательной деятельности на уроках математики»

Статья, опубликованная в сборнике конференции НИПК и ПРО 2012....

Развитие познавательного интереса на уроках математики

Методические рекомендации к урокам математики...

Игра, как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя задуматься о том, как поддержать у обучаемых интерес к изученному материалу, их активности на протяжении всего урока. Надо позабо...

Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках математики

В данном материале рассмотрены некоторые аспекты проблемы "Чему учить? и как учить?", чтобы выпускник школы был личностью, способной к непрерывному образованию, умеющей работать с другими и над со...

Активизация познавательной деятельности на уроках математики

 В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования и определяющей в качестве одного из направлений формирование к...