Аналитический отчет учителя математики Чирковой А.Н.
статья по теме

Чиркова Анна Николаевна

Аналитический отчет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskiy_otchet_uchitelya_matematiki_1.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение  «Шипуновская средняя общеобразовательная школа № 1»

Шипуновского района Алтайского края

Аналитический отчет

Выполнила: Чиркова Анна Николаевна,

учитель математики

первой квалификационной категории

с. Шипуново  2019


Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

В. Ключевский

Эти слова известного великого русского историка и учителя  не зря стали эпиграфом к моему аналитическому отчету. Ведь учитель  – это не профессия, не специальность – это возможность стать им, то есть стать для ребенка не только неприкасаемым авторитетом, но и другом, помощником, товарищем. Поэтому своим педагогическим кредо считаю следующее: «Учитель — это состояние души…»  И самым важным  здесь должно быть главное – любовь к детям, с которыми я работаю уже  одиннадцать лет.

В 2007 году окончила Барнаульский государственный колледж по специальности «учитель информатики», в 2015 г. - Алтайский государственный педагогический университет по направлению «Культурология» (диплом с отличием). А в 2017 году прошла переподготовку по теме  «Теория и методика обучения математике в общеобразовательной организации», ИДО ФГБОУ «Алтайский государственный педагогический университет»

Свою педагогическую деятельность начинала в Первомайской средней школе Шипуновского района Алтайского края в должности учителя информатики. Проработала там девять лет, четыре года из которых являлась заместителем директора по воспитательной работе.

С 2016 года работаю учителем математики в МБОУ «Шипуновская СОШ №1» Шипуновского района Алтайского края. На протяжении последних трех лет (2013-2016 гг.) преподавание математики (алгебры и геометрии ) я осуществляла в 5 - 8 классах, в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся  в данных классах 100% успеваемость.

Современные стандарты по математике требуют воспитания духовно нравственной личности, созидания, формирования гражданской позиции, чувства ответственности, патриотизма и любви к уроку математики, адаптации к новым жизненным условиям. В этом суть и назначение учительского труда.

В основной школе учащиеся должны самостоятельно ставить цель и определять пути для ее достижения, в том числе использовать приобретенный в школе опыт деятельности в повседневной жизни, выходящий за рамками учебного процесса.

Каждый ребенок индивидуален, он  приходит в школу с определенным набором способностей, наделенный от природы какими-то задатками. Для того чтобы раскрыть положительные склонности, способности у детей, педагогу необходимо с каждым из них выстроить свою работу таким образом, чтобы  она  способствовала  самоутверждению ученика как личности, а это в свою очередь приведет к созданию условий для эффективной адаптации и социализации ребенка в жизни, в социуме.

Сама по себе математика как наука дает широкое поле для исследования. При изучении данного предмета учащиеся кратко повторяют весь путь человечества, который оно прошло, добывая математические знания, необходимые для жизни в целом. Поэтому для своей работы по самообразованию я выбрала такую тему: «Формирование компетенции личностного самосовершенствования учащихся на уроках математики путем применения технологий личностно-ориентированного обучения».

Интеллектуальное развитие и формирование качеств личности происходит под влиянием образования как целенаправленного процесса, который достигается путем изучения обязательных дисциплин.  Ребенку для успешного становления всесторонне развитой личности в современном обществе и полноценной жизни просто необходимы математические знания и умения,  способность  их применять в практической деятельности, в условиях реальной жизни. Математика формирует ясность и точность мысли, критичность мышления, развивает интуицию, тренирует способность к преодолению трудностей.

 Я, как учитель,  стараюсь при помощи своих уроков снабдить учащихся необходимыми для повседневной деятельности компетенциями; развить логическое мышление и  создать условия для развития трудолюбия, усердия,  усидчивости, умения заканчивать начатое .  Все это и является компонентами личностного-ориентированного обучения.

В личностно-ориентированном обучении основополагающим моментом является  осознанная ориентация учителем на личность учащегося, что в свою очередь является условием для развития способностей учащихся, мотивации к учебной деятельности, обучению. При этом «вектор» развития строится не от обучения к учению, а наоборот, от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию. Именно на это и должен быть нацелен весь образовательный процесс.

Для успешной реализации технологии личностно-ориентированного обучения необходимо в процессе  учебной деятельности контролировать качество полученных знаний для каждого учащегося в зависимости от индивидуальных особенностей ученика и при необходимости корректировать их, совершенствовать. Через верно выстроенный личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании  происходит повышение качества образования  по математике.

Опираясь на свой опыт работы, могу сказать, что внимание ученика очень часто направлено не на содержание темы и хода урока, а на его внешние моменты. То есть, если у ребенка не возникает чувства удивления или любопытства, происходит падение интереса к обучению вообще и обучению математике в частности.

 Важным составляющим пребывания ребенка в школе является умение реализовать те качества личности, которые ему необходимы для дальнейшей жизни в социуме. Поэтому возникла идея взглянуть на обучение математике таким образом, чтобы  обеспечить реализацию прав каждого ребенка на его индивидуальное развитие, которое не идет вразрез с его личными возможностями, склонностями и интересами.

Прежде чем начать свою работу по обучению математике, я провожу психолого-педагогические характеристики учащихся. Это позволяет мне ориентироваться на ученика, стимулировать его нравственное, эмоциональное и интеллектуальное развитие, создавать условия, облегчающие процесс обучения, атмосферу живого общения, положительного эмоционально-психологического климата.

Для успешного усвоения нового материала  на своих уроках всегда провожу диагностику сформированности компетенций каждого ребенка и класса в целом по изучаемой теме. Провожу анализ выявленных «пробелов» и планирую дальнейшую корректирующую работу. Это способствует своевременному оказанию необходимой помощи учащимся при обучении, дифференцировать сложность заданий. Данный вид диагностики является одним из этапов личностно-ориентированного подхода.  

Одним из самых важных компонентов  личностно-ориентированного обучения  является развитие мотивации учебной деятельности. Поэтому на своих уроках стараюсь всегда создать ситуацию успеха, чтобы каждый ребенок чувствовал себя значимым.  Делать это можно с помощью ободряющих реплик:  «Молодец!», «У тебя все получится...», «Больше всего мне в твоей работе нравится….», «Обязательно попробуй, чтобы что-то получилось….».  Все это нужно для того, чтобы при обучении математике у учащихся возникал интерес к учению –  это и становится стимулом для успешной мотивированной учебной деятельности, т.е. удовлетворяется потребность в самовыражении, самореализации, что обеспечивает успех.

В ходе реализации личностного-ориентированного подхода предполагается привлекать  к процессу оценивания самих учащихся. Для этого ученикам  часто предлагается оценить работу на уроке своих товарищей и себя.  Немаловажным фактором для развития интереса на уроке становится самостоятельность и активность. В этом мне помогают  элементы проблемного обучения. Перед учащимися ставится проблема, и им самим предлагается устранить ее путем рассуждений, сопоставления фактов, сравнения.  

Немаловажную роль при использовании технологии личностно-ориентированного обучения играет развитие творческого потенциала учащихся. Мои ученики  придумывают загадки, ребусы, кроссворды, стихи на различные темы, связанные с математикой, сами составляют  задачи. Таким образом школьник глубже вникнет в теорию, лучше запомнит  правило, сможет сам составить и решить конкретную ситуацию.

Компьютерные технологии активно используются в современном образовательном процессе. Наглядное обучение также является неотъемлемой частью моих уроков.  Это позволяет поднять качество обучения на более высокую планку, повысить интерес к предмету.

При  личностно-ориентированном подходе к обучению очень важен целевой компонент.  То есть учителю необходимо выстроить ход урока таким образом, чтобы дети сами формулировали тему урока и цели учения. При таком подходе к обучению необходимо побудить учащихся к высказыванию своих мыслей. Учитель ведёт дискуссию, задаёт наводящие вопросы, подсказывает, при этом для учащихся он становится равноправным партнёром в общении. Ученики становятся исследователями. Под скрытым руководством учителя они открывают для себя новые знания.

Продолжение получения новых знаний в занимательной форме, расширяющей кругозор учащихся, происходит во время занятий кружкового объединения «Финансовая грамотность», программу которого я разработала и внедряю в рамках ФГОС с текущего учебного года. Ведущими направлениями кружка являются: выявление одаренных детей и работа с ними; решение олимпиадных задач; организация исследовательской и поисковой деятельности школьников.

Таким образом учащиеся становятся более заинтересованными в изучении предмета, в выполнении дополнительных заданий, в участии в математических олимпиадах и конкурсах.

Мониторинг результативности учащихся за период с 2016 по 2018:

Год

Название конкурса/олимпиады

Уровень

Результат

2016

Предметная олимпиада по математике

Школьный

Грамота 2 место — 2 уч.

Грамота 3 место — 3 уч.

2016

Конкурс исследовательских работ

Школьный

Грамота 3 место — 1 уч.

2016

Математический конкурс «Кенгуру»

Всероссийский (заочный)

Сертификат участника — 12 уч.

2017

Предметная олимпиада по математике

школьный

Грамота 2 место-3 уч.

Грамота 3 место-2уч.

2017

Международный дистанционный конкурс по математике «Олимпус»

Международный

Сертификат участника — 10 уч.

2017

Математический конкурс «Кенгуру»

Всероссийский (заочный)

Сертификат участника — 11 уч.

2017

Дистанционная олимпиада «Учи.ру по математике»

Всероссийский

Сертификат участника — 9 уч.

2018

Предметная олимпиада по математике

Школьный

Грамота 2 место-2 уч.

Грамота 3 место-3 уч.

2018

Международный математический конкурс «Ребус»

Международный

Диплом 2 степени- 1 уч.

Сертификаты участников — 6 уч.

2018

Всероссийская предметная олимпиада для школьников «Пятерочка»

Всероссийский

Сертификаты участников — 5 уч.

2018

Дистанционная олимпиада «Учи.ру по математике»

Всероссийский

Диплом победителя — 2 уч.

Сертификат участника — 10 уч.

2018

II Всероссийская онлайн-олимпиада по финансовой грамотности

Всероссийский

Диплом победителя — 1 уч.

Всё вышеперечисленное повышает у учащихся не только интерес к предмету, но и качество знаний по математике.

Для реализации личностного-ориентированного подхода в рамках инновационной деятельности третий год веду курс «Избранные вопросы математики» в виде дистанционного обучения. Программа курса предусматривает проведение занятий в режиме онлайн, дистанционные тренинги на сайте «Я-класс», учебной платформы «Учи.ру», наличие вебинарной комнаты, обмен сообщениями через электронную почту.

С целью обобщения и популяризации педагогического опыта являюсь активным пользователем Интернет-портала «Социальная сеть работников образования nsportal», где имею свой сайт. Посещаю предметные клубы учителей, пополняю свою методическую копилку.

Являюсь классным руководителем 8 «б» класса. В моем классе в равных условиях воспитываются и обучаются дети с различными образовательными потребностями, ограниченными возможностями здоровья.  Как классный руководитель стараюсь привить ребятам любовь к Родине и родному краю, селу для этого мы ежегодно совершаем туристические походы по окрестностям села, организуем совместно с родителями классные спортивные мероприятия (волейбол, футбол, катание на лыжах и коньках), экскурсии по Алтайскому краю. Все это в свою очередь привело к тому что за период моей работы в должности классного руководителя (с 2016  по 2019 годы )охват внеурочной деятельностью в моем классе составил 100%.

Наша школа является пилотной в рамках реализации Российского движения школьников, в связи с этим мною был создан школьный телеканал «Большая перемена». Выпуски которого посвящены школьным, краевым, федеральным и мировым событиям, а также различным мероприятиям. Большую помощь при составлении видеороликов, записи интервью и т. д. мне оказывают мой класс.

Систематически повышаю уровень профессионального мастерства через семинары, курсы повышения квалификации:

  1. Научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития математического образования в школе и вузе» 17-18 октября 2017 г.
  2. Краевой лекторий по теме : «Актуальные проблемы современной науки и техники. Организация работы с одаренными учащимися»  16 ч. 21.09.2017 г.
  3. Краевой лекторий по теме : «Актуальные проблемы современной науки и техники. Организация работы с одаренными учащимися»  16 ч. 28.09.2018 г.
  4. «Совершенствование  профессиональной  деятельности  учителя  математики  в условиях  реализации  федеральных  государственных  образовательных  стандартов  основного  общего  и среднего  общего  образования»  в объеме  36  часов.  ФГБОУ  ВО  «Алтайский  государственный  педагогический  университет»  

За период моей работы имею поощрения и награды:

  1. Почетная Грамота Комитета по образованию Шипуновского района Алтайского края, 2016 год
  2. Почетная Грамота Комитета по образованию Шипуновского района Алтайского края, 2018 год

Чтобы сделать процесс обучения личностно-ориентированным, необходимо совсем не так уж много: дать право  каждому учащемуся на самоопределение, личный результат и достижение, возможность добывать и применять различные знания и умения во всех сферах  жизни. Главный результат данной технологии обучения в том, чтобы школьники стали увереннее в себе, своих силах. Учащиеся становятся способны  к самостоятельной работе по поиску нужной информации, а не используют готовые выводы из учебного пособия.

Горжусь тем, что я –  Учитель,  товарищ, который помогает, наставляет, обогащает знаниями, воспитывает чувства долга и ответственности перед самим собой и обществом, перед родной страной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

аналитический отчет учителя физики

отчет по теме самообразования за 3 года...

Аналитический отчет учителя физической культуры

Аналитический отчет учителя физической культуры на первую квалификационную категорию...

Аналитический отчет учителя-логопеда

Аналитический отчет о педагогической деятельности  учителя-логопеда за межаттестационный период работы...

аналитический отчет учителя химии

Аналитический отчет за межаттестационный период 2009-2014 учебные годы....

Аналитический отчет учителя истории

Анализ учебной и воспитательной деятельности в соответствии с целями и задачами тематической программы показывает, что моя работа способствует интеллектуальному, нравственному и физическому становлени...

Аналитический отчет учителя английского языка

Аналитический отчет учителя английского языка...

Готовый аналитический отчет учителя истории на первую квалификационную категорию

Готовый аналитический отчет учителя истории и обществознания на первую квалификационную категорию...