Обзор педагогических технологий обучения.
статья на тему

Печенкина Светлана Юрьевна

Педагогическая технология -  специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата. В современной дидактике представлены самые разнообразные технологии обучения. Их многообразие связано с тем, что каждый автор и исполнитель привносят в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, тем самым изменяя технологию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii.docx56.19 КБ

Предварительный просмотр:

СОРЕВНОВАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ МЕТОД

 

В жизни важна не победа, но борьба; главное - не выиграть, но достойно бороться.

Пьер де Кубертена

Соревновательно-игровой метод исключает принуждение к учению: обучение идет через игру и соревнование. Он вызывает у детей радость, способствует движению вперед; обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности. Для закомплексованных детей задание даю проще, что позволяет ученику последовательно продвигаться в учении, работать с увеличением объема усваиваемого материала.

Обновление физического воспитания немыслимо без коренного изменения отношения к нему. Учителям физической культуры предоставляется широкая возможность более разнообразно использовать средства и методы, которые позволяют выполнять большинство физически трудных упражнений легко, как бы играя и соревнуясь, тем самым преодолевается монотонность занятий, присутствие которой делает скучным и однообразным процесс физического воспитания. Поэтому на своих уроках и внеклассных занятиях в спортивных секциях я применяю самый эффективный метод в физическом воспитании – соревновательно-игровой. Он многогранен и является проверенным средством активизации двигательной деятельности как на уроке физкультуры, так и на занятиях по физической подготовке (тренировочных занятиях) за счет подключения эмоций учащихся. Важным достоинством данного метода является также возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки. Применение соревновательно-игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет мне добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке учащихся по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах и времени, а сами занятия сделать более интересными. 

Форма контроля этого метода – новый подход к успеваемости (оцениваю двигательную активность ребенка на уроке). Этот метод ориентирован на обучение без принуждения, что я считаю немаловажным в физическом воспитании учащихся. Его характерная особенность – обязательное присутствие соревновательно-игровой деятельности двух противоборствующих сторон, что требует от детей проявления максимальных психологических и физических усилий, стремления учащихся добиться победы при соблюдении оговоренных правил игры или соревнования. Порой ребенку приходится победить самого себя, т.е. проявить те лучшие физические и психические качества, о которых он и не подозревает или стесняется показать при посторонних. Этот метод помогает ребенку полностью раскрыться.

Соревновательно – игровой метод можно применять в каждой части урока.

В подготовительной части урока дети соревнуются на выполнение большего количества общеукрепляющих упражнений за определенный промежуток времени. Выполнение происходит по команде – самостоятельно, без подсчета учителя. Дети считают сами. При выполнении любых комплексов ребята соревнуются в качестве выполнения. Здесь показ учителем обязателен. Затем выполняют незначительное количество повторений, идет исправление ошибок, после чего следуют соревнование «на лучшее выполнение». Все делается ненавязчиво. Предлагается: кто лучше выполнит, кто быстро найдет ошибку, общую или индивидуальную. 

В основной части урока идет решение главной задачи – обучение какому-либо двигательному действию или его совершенствованию. Овладев необходимыми умениями и навыками, соответствующими данной теме урока, дети могут применить их на практике. Соревнуемся: кто выполнит задание быстрее и техничнее (качественнее). А если это игра, то с изучением правил и исправлением ошибок. 

В заключительной части урока, после восстановительных упражнений, дети могут соревноваться в теоретических знаниях.

Гимнастика

Играть и соревноваться в гимнастике можно так же успешно, как и в других видах физической подготовки. Суть метода – прежде всего сопоставление сил в процессе соперничества, борьбы за первенство, победы или возможно более высокого достижения как отдельных учащихся, так и команд.

Строевые упражнения и команды. Класс делится на отдельные команды, которые соревнуются на лучшее выполнение упражнений, а учащиеся при этом оценивают друг друга. Соревнование проводится в параллельных колоннах или шеренгах с выбыванием участников, нарушивших строй или допустивших ошибки, или без выбывания, но с получением штрафных очков, которые в итоге определят победителя игры или соревнования.

Общеразвивающие упражнения. При выполнении общеразвивающих упражнений команды соревнуются в количестве упражнений за определенный промежуток времени на месте и в движении. Общеразвивающие упражнения включаются в эстафеты. 

Комплексы акробатических упражнений. При выполнении комплексов соревнование проводится как по качеству выполнения, так и по синхронности. К судейству привлекаются сами учащиеся. Выполняя упражнения на снарядах, учащиеся соревнуются не только в исполнении самих упражнений, но также оценивается подход к снаряду и отход от него.

Легкая атлетика

Легкая атлетика как средство физического воспитания способствует всестороннему физическому развитию и укреплению здоровья учащихся. Легкоатлетические упражнения, наряду с гимнастическими, являются ведущими в физическом воспитании. Однако легкоатлетическим упражнениям присуща циклическая деятельность, они состоят из монотонных движений, в результате чего притупляется интерес учащихся к занятиям. Нарушить эту монотонность можно, используя соревновательно-игровой метод, цель которого – повысить заинтересованность учащихся в выполнении однообразных упражнений. Разнообразное применение соревновательных упражнений и различных игровых заданий позволяет скучную монотонную работу в легкой атлетике сделать увлекательной и интересной. На уроке с учащимся проводятся разнообразные эстафеты. При тестировании ученики соревнуются в том, кто покажет лучший результат. После тестирования обязательно результаты обрабатываются и выявляются победители по каждому тесту отдельно.

Спортивные игры

На первый взгляд может показаться, что роль соревновательно-игрового метода в освоении спортивных игр незначительна и его использование малоэффективно, так как спортивные игры очень эмоциональны и содействуют физическому развитию учащихся сами по себе. Но это не так, потому что для овладения умениями и навыками игр в совершенстве требуется развитие специальных, физических и психологических качеств. Для этого включаются элементы изучаемой спортивной игры в соревновательные упражнения, подвижные игры и эстафеты (пятнашки мячом, броски на технику, попадание в цель, набивание, переноска мячей, передачи). Задания усложняются. Меняются игры: «Не давай мяч водящему», «Борьба за мяч» и т.д. Также к каждому уроку по обучению техники той или иной спортивной игры подбираются соревновательно-игровые задания, способствующие развитию определенных умений и навыков.

Применение соревновательно-игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке учащихся, а сами занятия сделать более интересными и эмоциональными. Он помогает оживить уроки, а самое главное – решить основную проблему двигательной активности учащихся любого возраста и пола.

СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Цель использования технологии: стимулировать максимальное проявление двигательных способностей.

 

Описание порядка использования (применения) технологии в практической профессиональной деятельности:

На каждом уроке физической культуры применяются элементы соревновательной технологии:

  • при совершенствовании различных двигательных действий применяются соревновательные методы – ученик применяет разученное действие для повышения показателей физической подготовленности. Так, например, освоенная техника высокого старта, стартового разгона, бега по дистанции и финиширования позволяет повысить скорость прохождения своего этапа на соревнованиях в эстафете.
  • на занятиях по волейболу, баскетболу и т.д. обязательно применяется соревновательный метод в процессе учебной игры для:
  • повышения эмоциональной направленности урока,
  • увеличения интереса к игре,
  • повышения мотивации к совершенствованию технико-тактических навыков и развитию физических качеств.
  • соревновательный метод очень эффективен в привлечении учеников к занятиям физической культурой и спортом во внеурочное время – дети охотно участвуют в соревнованиях между классами школы, активно болеют за команды одноклассников, что способствует более ответственному отношению к предмету «физическая культура» и повышению стремления детей к самосовершенствованию
  • во время сдачи контрольных тестов применение соревновательной технологии позволяет добиться более высоких показателей физической подготовленности, помогает ученикам обрести уверенность в своих силах.

Результат использования технологии: повышение мотивации к изучению предмета, инструмент для формирования школьной сборной команды по видам спорта.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

 

Дифференциация – разделение, расслоение целого на части, формы, ступени.

Дифференцированное обучение - это:

1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

Различают дифференциацию:

  • по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разно возрастные группы);
  • по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);
  • по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);
  • по уровню умственного развития (уровню достижений);
  • по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);
  • по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).

Основная цель технологии уровневой дифференциации:

  • развитие личности обучающихся на уровне его возможностей и способностей;
  • освоение различных способов физкультурной деятельности.

Задачи:

  • сохранить интерес к предмету на протяжении всей учебы;
  • обеспечить индивидуальный уровень овладения знаниями, умениями, навыками;
  • создать условия для определенной степени самостоятельности детей в обучении.

В классах часто подбираются ребята с разным уровнем физической  подготовленности и психологическими качествами. Это является причиной понижения эффективности уроков физической культуры при условии использования единообразных требований  и методов работы со всеми учащимися. Применяя современную обучающую технологию дифференцированного обучения, в школе мной проводятся следующие мероприятия на уроках физической культуры и во внеурочное время:

1. Работа с одаренными учащимися и привлечение их к спортивным мероприятиям районного и городского значения.

2. Распределение учащихся на медицинские группы и организация занятий с ними согласно разработанному положению об оценивании и аттестации по состоянию здоровья к различным группам.

3. Тестирование учащихся 5-11 классов для определения уровня физических способностей по 5 упражнениям-тестам в начале учебного года (входной контроль).

4. Работа с учащимися среднего уровня физического развития на дополнительных занятиях и привлечение их к школьным спортивным мероприятиям.

5. Повторное тестирование учащихся 5-6 классов и мониторинг роста физической подготовленности учащегося в конце учебного года.

6. Разработка и подбор специальных упражнений для учеников специальной медицинской группы.

7. Разработка тем рефератов для учеников, освобожденных от занятий физкультуры по состоянию здоровья на продолжительный период.

ТЕХНОЛОГИЯ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

 

 

Цель использования технологии: создание условий для личностного развития школьника, независимо от индивидуальных способностей и особенностей. Найти оптимальный уровень физической активности для каждого ученика.

 

Описание порядка использования (применения) технологии в практической профессиональной деятельности:

На каждом уроке физической культуры применяются элементы технологии уровневой дифференциации:

  • на уроке ученикам дается задание с учетом уровня подготовки, развития, особенности мышления и познавательного интереса к предмету
  • при оценивании учитывается не только достигнутый результат, но и динамика изменений физической подготовленности ученика
  • ученики распределяются на медицинские группы с учетом состояния здоровья, что учитывается в организации занятия:
  • для учеников специальной медицинской группы дается отдельное задание
  • для учеников, освобожденных от занятий по состоянию здоровья, разработаны и утверждены темы рефератов,
  • ежегодно в начале и конце учебного года проводится тестирование всех учеников гимназии по 5-ти упражнениям с целью определения уровня физических способностей для дифференциации учащихся на группы,
  • учащиеся среднего уровня привлекаются на дополнительные занятия различными видами спорта (наибольшей популярностью в нашей школе ипользуются игровые виды спорта – волейбол, футбол, баскетбол) и внутришкольные соревнования,
  • одаренные учащиеся успешно участвуют в соревнованиях муниципального и др. уровней.

Результат использования технологии: данный подход к обучению на уроках физкультуры нацелен прежде всего на укрепление здоровья и развития двигательной активности учащихся. Основные результаты занятий – профилактика заболеваемости у детей, а также повышение интереса к занятиям физическими упражнениями, возможность каждому реализоваться, добиваться успеха.

КОММУНИКАТИВНАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИИ

 

Коммуникативная и информационная компетенции – одни из ключевых, обеспечивающие успешную социализацию, адаптацию и самореализацию обучающихся в современных условиях жизни. Особую значимость приобретает развитие информационно – коммуникативной компетентности личности в условиях стремительной смены информационных потоков и используемых технологий, когда возрастает необходимость развития умений ориентироваться в информационном обществе.

Повышение качества образования – актуальная  проблема не только для России, но и для всего мирового сообщества. Ее решение связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения на уроках физической культуры. Целью обучения  в школе является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

Основные задачи обучения:

  • приобрести базовый набор знаний и расширить кругозор по информационным технологиям;
  • сформировать практические навыки использования информационных технологий в области физической культуры и спорта;
  • развить творческие способности в решении профессионально-педагогических задач;
  • ознакомить учащихся  с современными научными исследованиями для передачи приобретенных знаний.

Одним из приоритетных направлений работы школе, в которой я работаю, является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения. В школе имеются все условия для проведения уроков с компьютерной поддержкой: интерактивные доски, мультимедийные проекторы, компьютеры, поэтому в мою практику включены  уроки с компьютерной поддержкой.

Второй год использую на уроках физической культуры  электронные презентации. Это разрешило мне при использовании компьютерных технологий в образовательном процессе, сделать урок более интересным, наглядным и динамичным. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно.

Обязательные инструктажи, проводимые с учащимися перед каждым новым разделом программы, я, совместно с детьми средних и старших классов, разработала  в виде презентаций. Эта новинка показала, что учащиеся с интересом воспринимают ту же самую информацию, которая ранее  предъявлялась в традиционной устной форме. В презентации обязательно включаются  фотографии известных спортсменов- представителей данного вида спорта, что позволяет в ненавязчивой форме расширять знания учащихся по отдельным разделам программы, а также получать сведения необходимые при подготовке к экзаменам и олимпиаде по физкультуре.

Ученики, освобожденные от практических занятий физической культурой по состоянию здоровья, по желанию делают презентации на теоретические темы и выступают с докладами перед одноклассниками.

Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой – требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.

В современное время, кроме стандартного правильно оборудованного спортивного зала, большое значение для мотивации учащихся, развития, совершенствования и коррекции результатов неоценимое значение имеет наглядность, обеспечиваемая мною через использование ИКТ – технологий: презентации, работа с интернет – ресурсами, учебными дисками и программами.

Исходя из моего опыта работы, я считаю, что при организации и проведении современного урока физкультуры необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор.

Влияние использования ИКТ на результативность обучения непосредственно связано с оценкой степени обучающего (чему и в какой степени научились), воспитательного (что и в какой степени способствовало воспитанию учащихся в ходе урока), развивающего (что и в какой степени способствовало их развитию) воздействий проведенного урока. Знания, полученные на уроке с образовательной направленностью по теме “Физические качества человека” и закрепленные в практических действиях, помогут учащимся осмыслить процесс собственного физического развития.

Таким образом, при использовании ИКТ  эффективно организуется учебная деятельность, поддерживается все многообразие организационных форм обучения в классно – урочной, внеурочной, проектной деятельности, повышается уровень информационной культуры педагогов и школьников, формируются коммуникативная, социально – информационная и ИКТ – конпетенции, соответствующие современному уровню развития информационных технологий.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

 

 

Цель использования технологии: повышение качества
образования через использование информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения

 

Описание порядка использования (применения) технологии в практической профессиональной деятельности:

На каждом уроке физической культуры применяются элементы информационно-коммуникационной технологии:

  • при рассказе об истории волейбола и объяснении правил игры используется презентация «Волейбол»,
  • для объяснения учебного материала об оказании первой медицинской помощи при несчастных случаях презентация «Первая медицинская помощь» позволяет продемонстрировать не только картинки, но и видеоролики, что позволяет ученикам лучше усвоить материал,
  • на моем персональном сайте размещен и постоянно обновляется:

учебный материал, информация о ближайший спортивных мероприятиях в школе и районе,

  • информация о спортивных достижениях наших учеников,
  • информация для класса, где я являюсь классным руководителем
  • ученики имеют возможность отсылать свои работы учителю по электронной почте
  • использование информационно-коммуникационных технологий позволяет  мне знакомится с разработками коллег на специализированных для работников образования сайтах и персональных сайтах учителей физической культуры, а также публиковать свои разработки.

 

Результат использования технологии: интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий. ИКТ позволило значительно расширить и разнообразить содержание обучения на уроке.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ

Нет детей – есть люди,

но с иным масштабом понятий,

иными источниками опыта,

иными стремлениями,

иной игрой чувств.

Януш Корчак

 

Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях. Игровая деятельность на уроках в школе дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям, позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала. Самоценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости, а от физиологической необходимости обучающихся двигаться, играть. Игра – это проявление желания действовать. Игровые формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций:

- обучающая;

- воспитательная;

- коррекционно-развивающая;

- психотехническая;

- коммуникативная;

- развлекательная;

- релаксационная.

Убыстрение темпа современной жизни ставит задачу более активно использовать игру для воспитания подрастающего поколения. Сейчас очевидно, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния. Исследования игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности в физическом и нравственном воспитании детей, особенно в развитии познавательных интересов, в выработке воли и характера, в формировании умений ориентироваться в окружающей действительности.

При проведении уроков физической культуры должны соблюдаться следующие условия, соответствующие осуществлять коррекцию недостатков двигательной сферы:

1. Учитывать тяжесть и характер двигательных нарушений, особенности формирования двигательной сферы, возрастные и половые отличии обучающихся;

2. Следить за соответствием содержания и методов физического воспитания двигательным и функциональным возможностям умственно отсталых детей;

3. Добиваться осмысления и выполнения обучающихся словесной инструкции;

4. Осуществлять физическое развитие с опорой на сохраненные двигательные возможности;

5. Стремиться совершенствовать познавательную деятельность детей с ограниченными возможностями  средствами физической культуры;

6. Осуществлять системный подход к реализации коррекционных задач.

Реализация коррекционных задач:

1. Сочетание коррекции двигательных нарушений;

2. Формирования двигательной сферы;

3. Развитие средствами физической культуры высших психических процессов.

Говоря о содействии умственному развитию, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Ученые находят, что игра развивает так называемую внутреннюю речь и логику. Ведь игроку приходиться выбирать и совершать из множества возможных операций одну, наиболее, по его мнению, целесообразную. Все это очень важно для развития личности. Поэтому я использую в преподавании игровую технологию, которую сочетаю с технологией успеха. Их сочетание повышает эмоциональность урока, что благотворно влияет на развитие и здоровье обучающихся. Технология успеха предполагает создание ситуации успеха на уроке:

1. Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока. ( Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к  другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.)

2. Второе условие – снятие страха – авансирование успеха (объявить о положительных результатах до того, как они получены, это увеличивает меру уверенности в себе ребенка и повышает активность.)

3. Ключевой момент – высокая мотивация предлагаемых действий: Во имя чего? Ради чего? Зачем? Мотив сильнейший механизм.

4. Реальная помощь в продвижении  к успеху – скрытая инструкция деятельности, посылаемая субъекту  для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения.

5. Краткое экспрессивное воздействие – педагогическое внушение, собранное в яркий фокус (За дело! Приступаем!)

6. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты).

7. Использование игровых и соревновательных методов: повышается эмоциональное состояние, элемент соревнований всегда создает приподнятое настроение, воспитываются стремление к победе и коллективизм.

8. Оценивание – оценка не производится в целом, она не произносится сверху, она ставит акцент на деталях выполненной работы.

Постоянен интерес человека к игровой деятельности. Этот вид физической активности восстанавливает физические и духовные силы. Дух соревнования - непременный спутник игры. Взаимодействие, желание помериться силами, сопереживание рождают азарт и увлеченность.   Положительное отношение школьников к уроку физической культуры невозможно без радостных переживаний на занятиях, возникающих неоднократно. Позитивный эмоциональный настрой, чувство радости у обучающихся - один из критериев успешного урока. Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к ученью, к школе, к труду. Ситуация успеха становится фактором развития личности.

Особое внимание я уделяю подвижным играм в начальном и среднем звене, так как  в этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование игровых умений и технико-тактических взаимодействий, необходимых при дальнейшем изучении и овладении спортивными играми. И, конечно, подвижные игры, это прекрасная база по развитию двигательных способностей и умений. В разделе программы «Легкая атлетика» я использую подвижные игры, направленные на закрепление и совершенствование навыков бега, прыжков и метаний, на развитие скоростных, скоростно-силовых способностей, способностей ориентирования в пространстве и т.п. В разделе программы «Спортивные игры» -  игры и эстафеты на овладение тактико-техническими навыками изучаемых спортивных игр. В разделе «Гимнастика» -  подвижные игры с элементами единоборств. На уроках лыжной подготовки использую и провожу подвижные игры на освоение и закрепление техники лыжных ходов.

Во внеклассной работе в нашей школе также огромное внимание уделяется спортивным и подвижным играм. Обучающиеся  посещают секции баскетбола, футбола, волейбола,  лыжных гонок.

В школе проводятся турниры по легкой атлетике, баскетболу, мини-футболу, волейболу, шашечный и шахматный турниры, «Веселые старты», дни здоровья, конкурс «Зарница» и др. Это все дает положительный результат.

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

 

 

Цель использования технологии: активизация и совершенствование основных психических процессов, лежащих в основе двигательной

 

Описание порядка использования (применения) технологии в практической профессиональной деятельности:

На каждом уроке физической культуры применяются элементы игровой технологии:

  • для обучения двигательным действиям (подвижные игры, спортивные игры – баскетбол, волейбол, футбол)
  • для развития различных физических качеств (различные эстафеты, подвижные игры)
  • для формирования понятий о нормах общественного поведения, воспитания культурных навыков поведения
  • для увеличения положительных эмоций от занятий физической культурой и тем самым повышения интереса к занятиям физическими упражнениями и спортом

 

Результат использования технологии: активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

 

 

Цель использования технологии: формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни.

 

Описание порядка использования (применения) технологии в практической профессиональной деятельности:

На каждом уроке физической культуры применяются элементы здоровьесберегающей технологии:

  • Ведется постоянный контроль за соответствием требованиям техники безопасности, гигиены и температурному режиму спортивной одежды и обуви учеников. Объясняются правила подбора одежды для занятий различными видами спорта.
  • Занятия по легкой атлетике (сентябрь – октябрь и апрель – май) проводятся на свежем воздухе, что способствует закаливанию детей.
  • В процессе урока дети получают посильные задания с учетом физического развития и физической подготовленности ученика на данном этапе.
  • Дети, освобожденные от занятий по состоянию здоровья, принимают активное участие в процессе урока в качестве докладчиков теоретического материала, судей, помощников учителя и т.д.
  • На занятиях и во внеурочное время постоянно ведутся беседы с учениками
  • по профилактике вредных привычек,
  • о здоровом образе жизни,
  • о значении занятий физической культурой и спортом для физического развития подростков,
  • о занятиях адаптивной физической культурой при ограничении физических нагрузок, обусловленных тем или иным заболеванием,
  • об особенностях воздействия занятий различными видами спорта на физическое развитие ребенка и принципах выбора вида спорта для дополнительных занятий

Результат использования технологии: повышение интереса к регулярным занятиям физической культурой; снижение заболеваний

ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

 

Принцип 1.
Не навреди!

Не допускать учащихся к состоянию переутомления.

Принцип 2.
Приоритет действенной
заботы о здоровье
учащихся и педагогов.

Проводиться мониторинг здоровья учащихся – физического,
психологического, духовно-нравственного.

Принцип 3.
Триединое представление о здоровье.

Не забываем, что здоровье – это единство физического,
психического и духовно-нравственного благополучия.

Принцип 4.
Непрерывность и преемственность.

  • Здоровье сберегающая работа проводится в школе каждый день и на каждом уроке. Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации.
  • Преподавание с учетом меж предметных связей.

Принцип 5.
Субъективно 
субъектное взаимоотношение с учащимися.

  • Индивидуальный подход к каждому.
  • Педагог – всегда пример.
  • Вопросы здоровья обязательно рассматриваются на разных предметах (будь то русский язык или математика).
  • У учащихся воспитана ответственность за свое здоровье

Принцип 6.
Соответствие сознания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.

  • Объем учебной нагрузки, уровень сложности изучаемого материала должны соответствовать индивидуальным возможностям учащихся.
  • Между педагогами, психологами, медицинскими работниками должно быть согласованное взаимодействие. Организация профилактических мероприятий, сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися.
  • Отдавать предпочтение позитивным подкреплениям (воздействиям), стараясь избегать негативные (т.е. запреты). Создавать комфортные условия для учебы, чтобы все уроки, внеклассные мероприятия рождали в каждом ребенке положительные эмоции, благотворно влияли на его здоровье.
  • Активные методы обучения приносят гораздо лучшие результаты.
  • Следить за организацией правильного питания школьников во время их пребывания в образовательном учреждении.

Принцип 7.
Сочетание охранительной и тренирующей стратегии.

 

 

 

  • При учете индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося подбирается такой уровень учебной нагрузки, который будет соответствовать тренирующему режиму и, следовательно, является охранительным, т.е. щадящим (ниже утомляющего). Для каждого ученика составлен оптимальный уровень нагрузки.
  • Не забывать о формировании ответственности учащихся за свое здоровье. Способствовать формированию собственного отношения учащихся к проблеме сохранения и защиты здоровья, культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья.

Принцип 8.
Контакт с родителями.

Обязательно сотрудничать с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.

ПЕРЕЧЕНЬ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ПО Г.К. СЕЛЕВКО)

 

Название технологий

1.

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

1.1.

Педагогика сотрудничества

1.2.

Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили

1.3.

Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека

2.

Педагогические технологии на основе активизации и интесификации деятельности учащихся

2.1

Игровые технологии

2.2.

Проблемное обучение

2.3.

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов)

2.4.

Технология интесификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

3.

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесс

3.1.

Технология  С. Н. Лысенковой:перспективно-пережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении

3.2.

Технология уровневой дифференциации обучения.

3.3.

Уровневая дифференциация обучения  на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов)

3.4.

Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.И.Закатова).

3.5.

Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков)

3.6.

Технология программного обучения

3.7.

Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин,В.К.Дьяченко)

3.8.

Групповые технологии.

3.9.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

4.

Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

4.1.

«Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)

4.2.

«Диалог культур» (В.С.Библер,С.Ю Курганов)

4.3.

Укрупнение дидактических единиц-УДЕ (П.М.Эрдниев)

4.4.

Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович)

5.

Частнопредметные педагогические технологии.

5.1.

Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев)

5.2.

Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев)

5.3.

Технология обучения математике на основе решений задач (Р.Г.Хазанкин)

5.4.

Педагогичесакя технология на основе  системы эффективных уроков (А.А.Окунев)

5.5.

Система поэтапного обучения физике(Н.Н.Палтышев)

6.

Альтернативные технологии

6.1.

Вальдорская педагогика (Р.Штейнер)

6.2.

Технология свободного труда(С.Френе)

6.3.

Технология вероятностного образования(А.М.Лобок)

6.4.

Технология мастерских

7.

Природосообразные технологии

7.1.

Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир)

7.2.

Технология саморазвития (М.Монтессори)

8.

Технология развивающего обучения

8.1.

Общие основы технологий развивающего обучения.

8.2.

Система развивающего обучения Л.В.Занкова

8.3.

Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

8.4.

Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков,Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов)

8.5.

Личностно-ориентированное развивающее обучение(И.С.Якиманская)

8.6.

Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)

9.

Педагогические технологии авторских школ

9.1.

Школа адаптирующей  педагогики(Е.А.Ямбург,Б.А.Бройде)

9.2.

Модель «Русская школа»

9.3.

Технология авторской Школы самоопределения (А.Н.Тубельский)

9.4.

Школа-парк (М.А.Балабан)

9.5.

Агрошкола А.А.Католикова.

9.6.

Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард)

 

Учитель также может использовать другие современные образовательные технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

"Современные педагогические технологии. Обучение в сотрудничестве"

Технология обученя в сотрудничестве. Методы обучения. Принципы. С чего начать?...

Эффективные педагогические технологии обучения и воспитания.

Источник мотивации человека находится в нем самом,поэтому следует придавать первостепенные значение формированию внутренней мотивации учащихся....

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе...

Педагогические технологии обучения: традиционные и инновационные подходы к обучению

Реферат по педагогическим технологиям обучения. Традиционные и инновационные технологии обучения - краткая характеристика....

Современные интерактивные педагогические технологии обучения на уроках английского языка. Технология «Ролевая игра».

Существует несколько интерактивных педагогических технологий, реализуемых на уроках английского языка, например технология "ролевая игра"...

Статья "Педагогические технологии обучения и их применение на уроках технологии"

Данная статья содержит краткий обзор некоторых современных педагогических технологий и описания собственного опыта применения этих технологий на практике....